История фигурного катания
Фигурное катание – самый красивый и завораживающий зимний вид спорта. История фигурного катания очень давняя.
Но ее стоит знать всем поклонникам фигурного катания.
Историки заглядывают в очень далекое прошлое, чтобы найти истоки фигурного катания. Самые древние коньки были обнаружены на берегу
Южного Буга, недалеко от Одессы, датированные периодом бронзового века. Такие коньки, по всей видимости, изготавливались из фаланги
передних ног лошадей. Подобные костяные коньки были найдены при археологических раскопках на территории многих стран Европы. Конечно,
обладатели костяных коньков не могли заложить основы будущего фигурного катания. Для этого должны были появиться совсем другие коньки –
из железа. [1]
Считается, что родиной фигурного катания является Голландия. Именно там, в XIII – XIV веках появились первые железные коньки.
Появление коньков нового типа дало мощный толчок развитию фигурного катания, которое в то время заключалось в умении вычерчивать на
льду замысловатые фигуры и сохранять при этом красивую позу.
Самое первое издание правил по фигурному катанию, вышедшее в Англии, относится к 1772 г. Английский лейтенант артиллерии Роберт
Джоунз издал «Трактат о катании на коньках», в котором описал все основные фигуры, которые были тогда известны. Тот факт, что все
обязательные фигуры были созданы в Великобритании, объясняется тем, что именно здесь возникли первые клубы конькобежцев (Эдинбург,
1742 г.) и разработаны первые официальные правила соревнования.
И в 1882 г. в Вене состоялось первое в Европе международное состязание. Венцы одержали большую победу.
В развитии фигурного катания как вида спорта вложили свой вклад представители австрийской школы, фигуристы Норвегии, Швеции,
Германии, Англии и США.
В развитии фигурного катания в Европе и, в частности, в России большую роль сыграл фигурист из Америки Джаксон Гейнс. Его гастроли
по каткам Европы вызвали восхищение любителей этого вида спорта. Историки единодушно признают его основоположником современного
международного стиля фигурного катания. В феврале 1890 г. в честь 25-летия петербургского Юсуповского катка было решено устроить
спортивное соревнование, пригласив сильнейших фигуристов Европы и Америки.
По своему составу это был фактически первый неофициальный чемпионат мира. Из 8 участников, которые 3 дня соревновались на звание
лучшего фигуриста мира, во всех разделах катания сильнейшим был А. П. Лебедев – замечательный русский спортсмен.
Успешное завершение состязаний в Петербурге во многом ускорило организацию первых чемпионатов Европы и мира, создание Международного
Союза конькобежцев (ISU) в 1892 г. [2] Тогда же на конгрессе ISU были утверждены правила проведения международных соревнований,
определен порядок розыгрыша первенства Европы.
ISU были утверждены правила проведения международных соревнований, определен порядок розыгрыша первенства Европы.
В 1896 г. ISU решил проводить первенства мира. В честь признания особых заслуг России местом проведения первого официального
чемпионата мира был избран Петербург. На лед вышли всего 4 участника: серебряный призер чемпионатов Европы австриец Г. Хугель,
бронзовый призер чемпионата Европы немец Г. Фукс и русские фигуристы Г. Сандерс и Н. Подусков. Победителем стал фигурист из Мюнхена
Г. Фукс.
Так оформилось одиночное катание мужчин как вид спорта, утвержденный на первом конгрессе конькобежцев в Америке, а затем в Европе
Венским обществом конькобежцев (1871 г.).
В начале столетия Сальхов, Лутц, Риттбергер, Аксель Паульсен изобрели свои прыжки, и фигуристы в благодарность за это оставили их
имена в названиях элементов.
Женское одиночное катание сформировалось позже. Официально это произошло в конце января 1906 г. в Давосе (Швейцария). Обязательные
упражнения у женщин и у мужчин были аналогичными, но произвольное катание женщин сразу же обратило на себя внимание высокой
художественностью, пластикой и музыкальностью движений. Официальные чемпионаты мира среди женщин начались с 1924 г. С 1930 г.
чемпионаты мира по фигурному катанию на коньках среди женщин и мужчин проводятся совместно в одни и те же сроки.
Вскоре появилось и парное (смешанное) катание. Международное первенство по парному катанию впервые было разыграно в 1908 г. в
Санкт-Петербурге. Немецкие фигуристы вошли в историю как первые владельцы золотых наград в парном катании.
Третий вид фигурного катания – спортивные танцы на льду – родился значительно позже в Англии. Лишь в 1952 г. в Париже танцоры
впервые разыграли свои награды, сильнее всех оказались англичане.
Наибольшую популярность в последние годы завоевали соревнования по синхронному катанию. Широкое распространение получил этот вид
спорта в Канаде, США, Швеции, Финляндии, Англии, Франции. Начиная с 1983 г. в Канаде начали проводиться ежегодные чемпионаты Канады
по синхронному катанию на коньках. А в 1988 г. эти соревнования были проведены совместно с соревнованиями по основным видам фигурного
катания. Значительное количество зрителей собирают и соревнования четверок, где выступают представители парного катания. В Канаде
такие выступления впервые состоялись в 1914 г. и регулярно проводились до 1964 г., а возобновились они в 1981 г. На Конгрессе ISU
1991 г. начал рассматриваться вопрос о проведении международных соревнований под эгидой ISU. В следующем году было принято
положительное решение. В настоящее время лидерами в этом виде фигурного катания являются канадские и американские команды.
Можно сказать, что одиночное катание является основой многообразных видов фигурного катания. [3]
Поначалу мировые турниры собирали всего несколько спортсменов. Но популярность фигурного катания росла, и уже в 1908 г.
соревнования фигуристов впервые были включены в программу летних IV олимпийских игр, проходивших в Лондоне. Уже тогда олимпийцы
соревновались на искусственном льду. Кстати, первый каток с искусственным льдом был построен в Англии в 1876 г. по проекту Д. Пиктэ.
Первыми олимпийскими чемпионами в одиночном катании в 1908 г. стали М. Сайерс (Великобритания), У. Сальхов (Швеция), П. Коломенкин
(Россия) и спортивная пара А. Хюблер – Г. Бюргер (Германия).
Фигурное катание на коньках вошло и в программу VII летних олимпийских игр 1920 г., впоследствии оно было представлено на всех
зимних олимпийских играх. Олимпийское первенство разыгрывалось в одиночном (мужском и женском) и парном катании. В 1976 г. в
олимпийскую программу были включены спортивные танцы на льду. Первые состязания по фигурному катанию проходили с преимуществом
скандинавских и английских спортсменов, позднее стали успешно выступать фигуристы Австрии и США. В парном катании и спортивных
танцах российская школа является ведущей на международной арене.
Выдающихся успехов в олимпийских соревнованиях добились Гиллис Графстрем (Швеция), завоевавший 3 золотые и 1 серебряную медаль,
трехкратные олимпийские чемпионки Соня Хени (Норвегия) и Ирина Роднина (Россия).
Фигурное катание в России было популярным еще со времен Петра I. Русский царь в Европу привез домой первые образцы коньков.
Именно Петр придумал новый способ крепления коньков – прямо к сапогам и создал, таким образом, прамодель сегодняшнего оснащения
фигуристов. Вероятно, название «коньки» возникло потому, что передняя часть деревянных «бегунков» обычно украшалась конской головой.
В 1938 г. в Петербурге вышел первый учебник для фигуристов – «Зимние забавы и искусство бега на коньках». Автором его был Г.М.
Паули – учитель гимнастики в военно-учебных заведениях Петербурга. Всплеск, интерес к фигурному катанию произошел после европейского
турне американского фигуриста Джаксона Гейнса. Он показал неожиданные возможности исполнения стремительнейших фигур в грациозных
движениях тела. [1]
Современное фигурное катание на коньках включает в себя четыре самостоятельных вида: одиночное катание (мужское и женское), парное
катание, спортивные танцы на льду и синхронное катание. Несмотря на то, что все они имеют много общего, и прежде объединяет их
катание на коньках с фигурами под музыку по ледовой площадке стандартного размера, каждый вид своеобразен. Не случайно соревнования
проходят в каждом из его видов отдельно друг от друга. И правила соревнований составлены Международным союзом конькобежцев для
каждого вида фигурного катания отдельно.
Основные технические элементы
Описание элементов фигурного катания словами – довольно сложная задача. Гораздо легче показать, как выполнить тот или
иной элемент, а для полного понимания лучше попробовать исполнить элемент самому. Конечно, исполнить тройной прыжок под силу только
профессионалам, но понять «механику» исполнения большинства шагов, вращений и прыжков можно даже не выходя на лед. Хотя личный опыт
катания на коньках, безусловно, помогает. Он не только облегчает понимание того, как выполняются отдельные движения, но и знакомит
со спецификой фигурного катания, которую человеку, никогда не стоявшему на коньках, понять довольно трудно.
Для начала следует сказать, что лезвие конька имеет два ребра: наружное и внутреннее. Поэтому для описания элементов часто используют
сокращения типа RFI или LBO, описывающие движение конька по льду. Происхождение этих сокращений очень простое: R (right) означает
«правый», L (left) – «левый», F (forward) – «вперед», B (backward) – «назад», I (inside) – «внутрь», а O (outside) – «наружу».
Таким образом, RFI означает движение на правой ноге вперед на внутреннем ребре, а LBO – движение на левой ноге назад наружу. С точки
зрения зрителя основную сложность составляет разница между движением на наружном и на внутреннем ребре, поскольку далеко не всегда
фигуристы исполняют четкие дуги. Однако если внимательно следить за движением конька, то можно увидеть, что он стоит не строго
перпендикулярно льду, а отклоняется либо наружу, либо внутрь. [4]
Элементы фигурного катания можно разбить на несколько групп. Самая базовая из них – это шаги. Именно эта группа наиболее трудна для
опознания. Вообще к шагам можно отнести любой переход с одного ребра на другое, на практике же их разбивают на группы с переходами
определенного типа. В программах шаги присутствуют в виде дорожек шагов (step sequences) и просто связующих элементов (connecting
steps). И в том, и в другом случае ценится, прежде всего, четкость и плавность исполнения. В идеале должно быть ясно видно, с какого
и на какое ребро переходит фигурист, а сам переход должен совершаться без рывков и видимых усилий. Кроме того, естественно,
учитывается сложность самих шагов, а также то, насколько эти шаги согласуются с музыкой.
Шаги:
    - Елочка (Basic Stroking). Елочка напоминает коньковый шаг на лыжах и называется так потому, что при движении на льду
остается след, напоминающий елку. Как видно из английского названия – это самый основной шаг. Фигуристы используют его, чтобы набрать
скорость или перейти от одного элемента к другому, однако излишнее его использование свидетельствует (согласно существующим правилам)
о недостаточно хорошей технике спортсмена, поэтому сильнейшие фигуристы стараются свести его использование к минимуму.
    - Подсечка (Crossovers). Еще один «базовый» шаг. В отличие от елочки, которая позволяет двигаться по прямой, подсечка
предназначена для движения по кругу. Различают подсечку вперед и назад, а также наружу и внутрь. Большинство фигуристов используют
подсечку вперед, когда движутся вдоль бортика катка и им надо повернуть в углу. Подсечка назад используется при заходах на прыжки и
вращения. Как и елочка, подсечка считается простым шагом и используется только «в служебных» целях.
    - Троечный поворот, тройка (Three turn). Поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Называется так
потому, что остающийся на льду след имеет вид цифры 3. Одна из самых распространенных троек выглядит так: фигурист скользит вперед
на наружном ребре левой ноги, затем поворачивается на 180 градусов через левое плечо («в центр круга») и продолжает скользить на
левой ноге, но назад и на внутреннем ребре. Эта тройка используется при заходах на сальхов и флип.
    - Скобка (Bracket). Как и тройка, это поворот на одной ноге со сменой ребра и направления движения. Разница между ними
в направлении поворота: «в круг» или «из круга». Если мысленно продолжить дугу, по которой фигурист начинает исполнять поворот, то
получится круг и при тройке получится движение «левым боком к центру круга – лицом к центру круга – правым боком» (тройка LFO), а
при такой же (LFO) скобке будет «левым боком к центру круга – спиной к центру круга – правым боком». Скобка более сложный поворот,
чем тройка, поскольку требует большего мастерства и умения владеть своим телом. В некотором роде тройка поворот «естественный», по
направлению движения, он получается практически сам собой, а скобка – «противоестественный». Скобку используют в основном в дорожках
шагов, и выглядит это приблизительно как быстрая смена направления движения: сначала лезвие «едет» зубцом вперед, потом на короткое
время оказывается зубцом назад, а потом опять вперед.
    - Twizzle. Используется в основном в танцах на льду, где стал обязательным элементом. В некотором роде это что-то среднее
между многократной тройкой и вращением: быстрый поворот на одной ноге практически на одном месте. Чем быстрее поворот и чем меньше
смещается фигурист при его исполнении, тем лучше. Обязательными для танцев являются так называемые series of sinchronizied twizzles,
когда оба партнера одновременно исполняют сначала один быстрый поворот, потом другой, причем между ними не должно быть более трех
небольших шагов.
    - Крюк и выкрюк (Rocker and Counter). Еще одна пара поворотов на одной ноге, различающаяся направлением поворота. Это
смена направления движения без смены ноги и ребра, но со сменой «дуги»: если тройки «укладываются» в круг, то крюки «переходят» с
одного круга на другой. Например, спортсмен сначала движется на правой ноге вперед наружу, затем поворачивается и движется на правой
ноге назад наружу. В зависимости от направления поворота это будет либо rocker (в направлении «входящей» дуги), либо counter (в
направлении «выходящей» дуги). Этот шаг используется практически только в танцах на льду, да и то не очень часто.
    - Моухок (Mawhawk). Это уже шаг «с использованием» обеих ног. При его исполнении происходит смена ноги, направления
движения, но ребро остается неизменным. Наиболее распространенный вариант начинается с движения на правой ноге вперед наружу, затем
фигурист как бы «подставляет» другую ногу и выезжает на левой ноге назад наружу. Иногда используется для захода на флип, но чаще для
быстрой смены направления движения или в дорожках шагов. Танцоры различают «открытый» (open) и «закрытый» (close) моухок: в первом
случае свободная нога при смене ставится впереди, а во втором сзади опорной.
    - Чоктау (Choctaw). Тоже шаг «с использованием» обеих ног. В отличие от моухока, это смена ноги, направления движения и
ребра, т.е. получается RFO/LBI. Используется в основном танцорами, реже одиночниками в дорожках шагов.
Следующая группа элементов – спирали. С этим понятием есть некоторая путаница, поскольку в английском языке слово spiral означает
вполне определенный элемент, называемый у нас ласточкой, а то, что называем спиралями мы, в английском языке будет или spiral sequence,
или moves in the field. При исполнении спиралей ценится, прежде всего, все те же реберность и плавность: насколько четко выражено
ребро (насколько оно «глубоко» (deep)), насколько уверенно стоит на нем фигурист, насколько хорошо «держит» позицию и насколько долго
он в ней находится. Споры о том, насколько важно для исполнения ласточек иметь хорошую растяжку, ведутся уже давно. Одни говорят, что
любая ласточка, при которой свободная нога не поднимается выше головы, вообще не должна засчитываться, другие указывают на то, что
растяжка как таковая не относится к фигурному катанию, и что гораздо больше следует ценить способность спортсмена свободно скользить
на четко выраженном ребре. Так или иначе, формальным требованием к ласточкам является поднятие свободной ноги выше уровня бедра
опорной. При оценке комбинации спиралей учитывается так же сложность перехода от одной ласточки к другой.
Спирали:
    - Ласточка (Spiral). В балете этот элемент называется арабеском и состоит он в том, что, скользя на одной ноге, фигурист
поднимает свободную ногу настолько высоко насколько позволяет его или ее растяжка. В зависимости от того на каком ребре скользит
фигурист, ласточки бывают вперед и назад, а также наружу и внутрь. Традиционно считается, что ласточки на внутреннем ребре исполнять
сложнее, чем на наружном, и назад сложнее, чем вперед.
    - Кораблик (Spreadeagle). Представляет собой скольжение на двух ногах на наружных или внутренних ребрах. Чаще всего
используется в качестве «связки». Считается, что чисто исполнить внутренний кораблик сложнее, чем наружный.
    - Ina Bauer. Вариант кораблика, отличающийся от spreadeagle тем, что ноги стоят не на «одной линии», а параллельно друг
другу. «Задняя» нога при этом всегда стоит на внутреннем ребре, а вторая может быть либо на внутреннем, либо на наружном. В
зависимости от этого фигурист будет двигаться либо по кругу, либо по прямой.
    - Полушпагат (Lunge). При исполнении полушпагата опорная нога сгибается, а свободная «лежит» сзади на льду. Чаще всего
исполняется полушпагат вперед, но довольно эффектно выглядит связка из полушпагата вперед, троечного поворота (не вставая) и
полушпагата назад.
    - Уголок. Представляет собой «утрированное» исполнение подсечки назад или вперед. Например, скользя назад на внутреннем
ребре левой ноги, фигурист начинает «садиться» вынося правую ногу наружу и опуская корпус (вплоть до касания льда одной из ладоней).
Вращения делятся на простые (просто вперед или просто назад), со сменой ноги, комбинированные (со сменой ноги и позиции), парные
(параллельные и совместные) и танцевальные. Но для всех возможных вариантов вращения критерии оценки практически одинаковы:
центровка (фигурист должен вращаться на одном месте), число оборотов (обычно всегда оговаривается минимально необходимое число),
скорость вращения (чем быстрее, тем лучше) и четкость/правильность позиции. Для танцевальных вращений обязательным требованием
является вращение в танцевальной позе (in dansehold).
Вращения:
    - Вращения стоя (Upright Spins).Как нетрудно понять из названия во время исполнения вращений этого типа фигурист
«крутится» стоя. Наиболее распространенный вариант этого вращения – винтик (scratch spin). Вначале свободная нога согнута перед
опорной, а руки сцеплены перед грудью. А затем фигурист начинает постепенно опускать (и выпрямлять) свободную ногу и поднимать (и
выпрямлять) руки. При этом скорость вращения, как правило, возрастает и получается очень эффектный элемент. Существуют и другие
разновидности этого вращения, например, свободная нога сгибается в колене и заносится за (а не перед, как в винтике) опорную ногу.
    - Вращения сидя (Sit Spins). Наиболее распространенный вариант – волчок: опорная нога согнута, свободная нога вытянута
вперед параллельно льду, руки вытянуты вперед параллельно льду. Варианты: руки сцеплены, свободная нога не вытянута вперед, а лежит
на колене опорной при этом фигурист нагибается вперед, руки наоборот выносит назад (иногда такое вращение называют «чёртик»). Оно
смотрится довольно забавно, однако исполнять его довольно трудно, поскольку трудно удерживать равновесие.
    - Либела (Camel Spin). Вращение в положении «ласточка». Классический вариант исполняется на прямой опорной ноге с руками,
вытянутыми вдоль тела. Есть еще качающаяся либела (illusion spin), при которой фигурист во время вращения наклоняется вперед и
поднимается обратно.
    - Заклон (Layback). Обязательный элемент короткой программы для женщин. При исполнении этого вращения фигуристка
выгибается назад, свободная нога «вывернута» наружу и вынесена назад.
    - Бильман (Bielleman). Назван так в честь Денис Бильман, которая первой исполнила это вращения на международных
соревнованиях. Требует хорошей гибкости и растяжки – фигуристка (из мужчин этот элемент делает только Евгений Плющенко и еще
несколько юниоров) ловит лезвие конька свободной ноги обеими руками и вытягивает наверх. При идеальном исполнении получается
почти вертикальный шпагат.
Прыжки во вращения являются обязательным элементом для одиночников и пар. Их оценивают двояко: с одной стороны как вращения (то
есть по тем же центровке/числу оборотов и т.д.), а с другой стороны по прыжку. В «прыжковой» части главное высота и то, что фигурист
должен занять нужную позицию еще в полете. Вращение должно начинаться сразу же по приземлении.
Прыжки во вращения:
    - Прыжок в либелу (Flying Camel). Перекидной или бедуинский в либелу назад. Фигурист скользит на левой ноге, прыгает,
приземляется на правую ногу и начинает вращаться назад.
    - Чинян (Flying Sit Spins). Прыжок в волчок вперед. Фигурист подпрыгивает на левой ноге, в воздухе «складывается» в
волчок, приземляется и вращается вперед.
    - Прыжок в волчок (Death Drop). Очень эффектный элемент: бедуинский в волчок назад. Фигурист скользит вперед на левой
ноге, высоко прыгает, а потом «камнем» падает вниз и начинает исполнять волчок назад.
Прыжки, безусловно, являют наиболее эффектными и наиболее рискованными элементами фигурного катания. В настоящий момент «стандартом»
для женщин является исполнение всех тройных прыжков и двойного акселя, а также каскадов из тройного и двойного или двух тройных
прыжков. Для мужчин «стандарт» все тройные, включая аксель, четверной, а также каскад из четверного прыжка (или тройного акселя) и
тройного. Для прыжков, безусловно, наиболее важна чистота приземления. Фигурист должен приземляться на одну ногу, не должен касаться
льда рукой или свободной ногой, он должен «выезжать» из прыжка, а не останавливаться сразу по приземлении. Но не менее важен и заход
на прыжок: все прыжки должны исполняться с одной ноги и с правильного ребра (наиболее частая ошибка исполнение лутца с внутреннего
ребра, а не с наружного). Важна также и амплитуда исполнения прыжка.
Прыжки:
    - Тулуп (Toe Loop) (RBO/RBO). Считается самым простым из прыжков, среди сильнейших фигуристов чаще всего используется в
качестве второго прыжка в каскаде. Зубцовый прыжок (т.е. перед прыжком фигурист отталкивается от льда зубцом свободной ноги).
Варианты захода: либо тройка вперед внутрь на правой ноге (скольжение вперед, поворот, удар зубцом, прыжок), либо тройка вперед
внутрь на левой ноге (скольжение вперед, поворот, смена ноги, удар зубцом, прыжок). Наиболее характерная ошибка: в момент отталкивания
фигурист как бы «поворачивается» на зубце левой ноги, вместо того, чтобы сразу прыгать. Американцы называют такой вариант toe-waltz.
Женщины исполняют тройной тулуп (двойной только в качестве второго прыжка в каскаде), мужчины четверной и тройной.
    - Сальхов (Salchow) (LBI/RBO). Назван так по имени шведского фигуриста Ульриха Сальхова (Ulrich Salchow). Этот прыжок
легко отличить от остальных, поскольку только в нем прыжку предшествует мах свободной ногой (фигурист как бы «подбирает под себя»
свободную ногу, выталкивая себя в воздух). Наиболее распространенный вариант захода: тройка вперед наружу на левой ноге (иногда
многократная), мах, прыжок. Наиболее характерная ошибка: «срезание» оборотов в момент отталкивания (фигурист выпрыгивает воздух не
сразу, а только повернувшись на пол-оборота, получается вроде бы как аксель). Женщины исполняют тройной сальхов, мужчины – четверной
и тройной. Иногда его исполняют комбинации прыжков, где он получается третьим (после исходного прыжка (обычно тулуп или флип) и
ойлера, необходимого для «перехода» на нужное ребро).
    - Риттбергер (Loop) (RBO/RBO). Используется в качестве второго прыжка в каскаде или отдельно. От остальных прыжков
отличается отсутствием как махового движения, так и удара зубцов об лед. Фигурист просто «выпрыгивает» с согнутой опорной ноги наверх.
Варианты захода: тройка вперед внутрь на правой ноге (часто многократная), реже используется заход просто с подсечки назад направо.
Наиболее распространенная ошибка: перед отталкиванием фигурист ставит свободную ногу на лед и выпрыгивает с двух ног.
    - Флип (Flip) (LBI/RBO). Название происходит от английского слова flip – щелчок. Зубцовый прыжок. Варианты захода: тройка
вперед наружу на левой ноге, поворот, удар зубцом, прыжок или моухок, удар зубцом прыжок. Наиболее распространенная ошибка: фигуристы
часто заходят на прыжок с длительного скольжения вперед на левой ноге и поворачиваются и переходят на нужное ребро только перед самым
прыжком, в итоге прыжок иногда исполняется не с внутреннего ребра, а с обоих ребер или с наружного. Такой вариант американцы называют
lip.
    - Лутц (Lutz) (LBO/RBO). Зубцовый прыжок. Его довольно легко опознать, поскольку большинство фигуристов заходят на него
с длительного скольжения назад на левой ноге. Другие варианты захода встречаются намного реже. Перед прыжком фигурист обычно
наклоняется вперед, поднимает правую ногу, затем ударяет зубцом по льду и выпрыгивает в воздух. Этот прыжок очень часто исполняют
с ошибкой, которая даже получила свое собственное название flutz: поскольку прыгать с наружного ребра довольно неудобно фигуристы
(вернее было бы сказать фигуристки, поскольку эта ошибка характерна в первую очередь для женщин) переходят на внутреннее ребро.
Иногда этот переход едва заметен и происходит прямо перед прыжком, но иногда получается так, что фигуристка даже ни разу не становится
на наружное ребро на протяжении всего захода на прыжок.
    - Аксель (Axel) (LFO/RBO). Единственный прыжок, исполняющийся с движения вперед, в силу чего в нем «не целое» число
оборотов. Одинарный аксель – это полтора оборота, тройной – три с половиной. На прыжок обычно заходят с подсечки назад направо,
некоторое время скользят на правой ноге назад, затем фигурист поворачивается, наступает на левую ногу и выпрыгивает в воздух.
    - Ойлер (Halp Loop) (RBO/LBI). Используется только как связка в комбинациях прыжков перед сальховым или флипом. Похож
на риттбергер отсутствием маха или удара зубцом, однако отличается от него приземлением на другую ногу. Выглядит это приблизительно
как «подставление» одной ноги вместо другой.
Элементами парного катания являются тодесы (death spiral), различающиеся по ребру, на котором скользит партнерша, выбросы (throws),
различающиеся по заходу и называющиеся по соответствующему прыжку, например, выброс тройной сальхов (throw triple salchow), подкрутки
(twists), в которых партнер подбрасывает партнершу в воздух, ловит ее и ставит на лед и поддержки (lifts), которые различают по заходу
и положению партнерши в воздухе: рука на бедре (партнер поднимает партнершу за бедро), рука на талии, рука в руке и лассо, при котором
партнерша перед заходом на поддержку скользит назад перед партнером, а в момент захода поворачивается. [4]
Сильнейшие фигуристы мира
Предолимпийский чемпионат мира 2009, который прошел в Лос-Анджелесе с 23 по 27 марта, любопытен не только как
первенство сильнейших фигуристов планеты, но и как турнир, на котором определилась «первая очередь» стран-участниц Олимпиады в
Ванкувере [6]. Требования МОК ограничивают число фигуристов тридцатью одиночниками и одиночницами, двадцатью спортивными парами и
двадцатью четырьмя танцевальными дуэтами. Из этой квоты в Лос-Анджелесе разыграны по 24 путевки для мужчин и женщин, 16 путевок для
пар и 19 для танцоров.
Танцы.
Рисунок 1 – Чемпионы в танцах (Чемпионат мира 2009): О. Домнина / М. Шабалин, Т. Белбин / Б. Агосто, Т. Вирту / С. Моир
В отсутствие французов Делобель / Шонфельдер, действующих чемпионов мира, которые снялись из-за травмы плеча
у партнёрши, и пропускают в этом сезоне уже второй старт подряд, ситуация даёт простор для маневра тем, кто травмировался,
но условно «годен» к соревнованиям.
Если бы не травма, то фаворитами можно было бы назвать молодую канадскую пару Тесса Вирту и Скотт Моир (рис. 1), серебряные призеры прошлого
чемпионата мира, и серебряные призеры турнира 4-х КК, пара совершенно новой формации, миновавшая обязательный ранее период одиночного
катания, Тесса и Скотт встали в пару ещё детьми. В танцах, где часто пьедестал «выдают» за выслугу лет и очень талантливые спортсмены
ждут свою очередь годами, Тесса и Скотт буквально вскочили на пьедестал. Однако осенью Тесса была вынуждена лечь на операцию. Всю
первую половину сезона ребята пропустили. Последовавшее за долгим реабилитационным периодом, когда, Скотт, по своему собственному
признанию, тренировался один, носил мешки, вместо Тессы, выступление на 4-х КК, было непривычно слабеньким, не вкатанные программы,
ошибки, и не оправившаяся от травмы партнерша – всё это не позволило оценить уровень, на котором сейчас находится пара.
Яна Хохлова и Сергей Новицкий, хоть и избежали серьезных травм, но тоже не обошлись без проблем со здоровьем. Двукратные Чемпионы
России и бронзовые призёры прошлого чемпионата мира, выиграли Чемпионат Европы, вынуждены были сняться с Финала Гран-при, по причине
отравления в гостинице в Корее. Однако мы вполне уже могли оценить их уровень подготовки в этом сезоне, после очень удачной
прошлогодней произвольной программы «Ночь на Лысой Горе», все ждали, что же подготовят ребята вместе со своими тренерами Ириной Жук
и Александром Свининым – и дождались Музы Паганини. Пару отличают оригинальные поддержки и позиции во вращениях, обусловленные, прежде
всего, возможностями Яны, маленькая (всего 1.58 ростом) с фантастической растяжкой партнёрша – всё это позволяет создавать новые и
очень оригинальные поддержки. Есть небольшие минусы: не самая прямая спина у партнёра, и нехватка скорости на дорожках, которые пара
успешно маскирует, и некоторая скованность исполнения.
Счастливым исключением являются спортсмены Мэрил Дэвис / Чарли Уайт, тоже, кстати, танцоры новой формации, встали в пару сразу же, и
тоже минуя одиночное катание, кстати, Мерил тоже очень маленького роста 1.58, фигуристы не пропустили ни одного старта, и очень хорошо
себя показали на турнире 4-х КК. Ученики Игоря Шпильбанта покорили всех своей оригинальной произвольной программой на музыку Сен –
Санса, замечательными поддержками и лучшими в мире твизлами.
Две пары практически пропустили сезон, это Оксана Домнина / Максим Шабалин и Танит Белбин / Бенжамин Агосто (рис. 1), пропустившие большую часть
соревнований. Обе пары тренируются под руководством Линичук – Карпоносова и обе пары перешли к данным тренерам, чтобы улучшить свои
слабые стороны и выступить как можно лучше.
Танит и Бенжамин «темные лошадки», форму которых до Чемпионата мира никто не видел, что от них следовало ожидать, было не очень
понятно. На Чемпионате мира они заняли второе место.
Оксана и Максим никак не могут оправиться после операции на обоих менисках у Максима, до сих пор идут споры, нужно ли было выигрывать
в прошлом году Титул чемпионов Европы, пропускать чемпионат мира, а затем и ещё череду соревнований… Серебряные призёры Финала Гран-при,
на этапах Гран-при, хоть и побеждали и были вторыми (Китай и Москва), но выглядели тяжеловато, вращения были непривычно медленные для
спортсменов такого класса. Программы выглядели сыро, тем не менее, широкие дуги, широкое катание и на очень большой амплитуде,
реберность и абсолютная параллельная работа ног – были такими же, как и раньше. [7]
Мужчины.
Рисунок 2 – Чемпионы в мужском одиночном катании (Чемпионат мира 2009): Эван Лайсачек, Патрик Чен, Брайан Жубер
Отсутствие явного лидера на турнире одиночников на чемпионате мира характеризует, пожалуй, все мировые первенства текущего
олимпийского цикла, а остроты нынешнему добавляет недавнее завершение карьеры двумя из трех последних чемпионов мира – Стефаном
Ламбьелем и Джеффри Баттлом. Ещё одну значимую потерю мировое фигурное катание понесло в лице японца Дайсуке Такахаши, пропускающего
сезон из-за тяжёлой травмы крестообразных связок и мениска, полученной в конце октября. В отсутствие Дайсуке бремя лидерства японской
сборной принял серебряный призёр финала Гран-при-2009 и бронзовый призёр 4-х КК, 20-летний Такахико Козука, соединяющий в себе самые
яркие черты японской школы одиночников. К потерям этого чемпионата можно также отнести отсутствие бронзового призёра финала Гран-при
и прошлогоднего чемпионата мира Джонни Вэйра, который не прошёл национальный отбор. Окинув взглядом основные старты нынешнего сезона,
мы можем отметить, прежде всего, уверенную победу юного канадца Патрика Чена в Турнире Четырёх Континентов, а также новое имя,
неожиданно засиявшее на европейском небосклоне – имя француза с итальянскими корнями Самуэля Контести, три года назад перешедшего под
флаг Италии.
Отгремевшие в январе и феврале чемпионаты Европы и Четырёх Континентов диктуют двух основных претендентов на «корону» чемпионата мира:
Брайана Жубера и Патрика Чена (рис. 2). 24-летний француз Жубер из года в год стабильно входит в число фаворитов любого турнира, проповедуя
яркий, напористый стиль катания и делая ставку на элементы ультра-си. Один сезон работы со знаменитым Куртом Браунингом (2007/08)
много дал Брайану с точки зрения презентации и изобретательности. Явный козырь француза в этом сезоне – искромётная короткая программа
на музыку Safri Duo, поставленная Евгением Платовым и идеально подходящая под его фактуру и пластику. Прекрасный прокат этой программы
на чемпионате Европы позволил ученику Жана-Кристофа Симона набрать сумму 86.90 и установить Personal Best (Личный рекорд). Произвольная
программа Жубера, поставленная английским хореографом Яном Дженкинсом в преддверии чемпионата мира, вызывала опасения. Сменив неудачную
постановку перед самым чемпионатом Европы, он имел слишком мало возможностей обкатать нынешнюю программу. Стабильно включая в обе
программы четверные прыжки, в том числе каскад 4Т+3Т, Брайан, несомненно, имел все шансы побороться за золото чемпионата мира. Наиболее
слабой стороной шестикратного чемпиона Франции видятся вращения, для улучшения которых он в нынешнем сезоне работал с легендарной
швейцаркой Люсиндой Рух, действующей обладательницей рекорда Книги Рекордов Гиннеса за самое продолжительное и скоростное вращение
(115 оборотов). В результате упорной работы над вращениями Брайан получил незначительную травму в преддверии чемпионата мира.
В борьбе за пьедестал Жуберу противостоял юный, но уже титулованный Патрик Чен, будущий хозяин олимпиады 2010 года. После ухода из
большого спорта Джеффри Баттла, 18-летний ученик Дона Лоса остался главной надеждой канадцев на домашней олимпиаде. Имея хорошие
навыки владения коньком и хореографию от Лори Никол, Патрик являлся одним из главных претендентов на самые высокие места чемпионата
мира, даже не обладая четверными прыжками. Лёгкий, гибкий и музыкальный, он славится качеством исполнения непрыжковых элементов и
стабильно получает высокую оценку за компоненты.
Хорошие шансы на медали в этом сезоне были и у бронзового призёра чемпионата США Эвана Лайсачека (рис. 2). 23-летний уроженец Чикаго,
проживающий ныне в городе проведения чемпионата – Лос-Анджелесе, имел преимущество в виде «фактора домашнего льда». Будучи одним из
постоянных «клиентов» Лори Никол, Эван отличается хорошей работой ног, качественными вращениями и своеобразной пластикой, не
характерной для фигуристов такой фактуры. В 2001–2003 годах он тренировался под руководством Виктора Кудрявцева, получив прекрасную
школу скольжения. Фирменным знаком американца являются изумительные твизлы, которые он способен выкручивать, кажется, до бесконечности.
Имея в прошлом сезоне удачные программы под «Маску Зорро» и «Тоску», незадолго до чемпионата мира Лайсачек получает на тренировке
травму руки при исполнении тройного акселя и снимается с важнейшего старта сезона. В этом сезоне он финишировал только третьим на
национальном чемпионате, но выиграл серебро на 4-х КК и установил Personal Best 237.15, исполнив прекрасный четверной тулуп и обойдя
своих товарищей по сборной. Выиграв на обоих этапах Гран-при бронзу, Эван не смог отобраться в финал, но сейчас ученик Фрэнка Кэрролла
находится в прекрасной форме и его шансы выглядят наиболее предпочтительными из всех представителей американской сборной. Программы
этого сезона на музыку Ровеля и Гершвина, поставленные Татьяной Тарасовой, по мере приближения к чемпионату мира смотрелись всё лучше
и лучше. Незадолго до начала чемпионата Эван поработал над ними с Лори Никол, уделив большое внимание презентации и дорожкам шагов.
Нельзя не упомянуть и чеха Томаша Вернера, чемпиона Европы-2008 и текущего лидера рейтинга ISU. Качественно прокатав обе программы,
он способен бороться за самые высокие места, но его нестабильность и частые срывы произвольных программ не позволяют рассматривать
его главным претендентом на чемпионство.
Также на подиум претендовали чемпионы Японии и Франции Нобунари Ода и Янник Понсеро и победитель финала Гран-при Джереми Эбботт.
Российские спортсмены тренировались в ударном режиме и готовились показать всё, на что способны. К сожалению, состояние русского
национального одиночного катания в настоящее время переживает не лучшие времена, и говорить о шансах на пьедестал для русских
одиночников очень сложно. Однако, как говорит мудрая итальянская поговорка, «делай, что должен – и будь, что будет». Хорошую форму
в Хельсинки продемонстрировал бронзовый призёр чемпионата России Андрей Лутай, относительно чисто откатав обе программы и включив в
произвольную каскад 4Т+2Т. За последние два сезона ученик супругов Мишиных ощутимо добавил в хореографии и выразительности, а также
много работал над непрыжковыми элементами. В этом сезоне обе программы ставил в США у знаменитого постановщика Тома Диксона. Лутай
начал сезон неудачно, став восьмым на Finlandia Trophy, затем были такие же неудачные два этапа Гран-при. К чемпионату России он
смог набрать форму и прилично откатать обе программы, отобравшись в итоге на чемпионат Европы и установив там свой Personal Best на
данный момент.
Что до чемпиона России Сергея Воронова, то при удачном раскладе он может подняться и повыше. 21-летний Воронов – ученик олимпийского
чемпиона Алексея Урманова, с которым федерация фигурного катания России сейчас связывает все свои надежды. Он входит в число тех
редких (по нынешним временам) фигуристов, которые прыгают четверной прыжок и в короткой, и в произвольной программе. Начало сезона
для него сложилось трудно: были два неудачных этапа Гран-при, а затем чемпионат Европы, который очень тяжело дался Сергею. [7]
Женщины.
Рисунок 3 – Чемпионы в женском одиночном катании (Чемпионат мира 2009): Ким Ю-На, Джоанни Рошетт, Мики Андо
Главной фавориткой на звание чемпионки мира, была кореянка Ким Ю-На (рис. 3). И неспроста, покорив фанатов фигурного катания еще в 2007 году,
она до нынешнего чемпионата мира не смогла подняться на высшую ступень пьедестала. Этот сезон выдался у Ю-На довольно удачным. Короткая
программа – козырь Ким, экспрессивные Пляски смерти, пожалуй, чуть не лучшая программа этого сезона. На чемпионате 4-х КК, Ю-На опять
побила свой же рекорд в короткой программе, ранее установленный на чемпионате мира 2007 года – 72.24 балла. Хотя все не так уж и
безоблачно, произвольная программа всегда была слабым местом этой фигуристки. Ее любимым элементом является каскад 3 флип – 3 тулуп,
который Ю-На почти всегда исполняет безошибочно.
Главный соперник Ю-На еще с юниорских времен – японка Мао Асада (тренер Татьяна Тарасова). Азиатское чудо, обладающее уникальным для
женщин элементом – 3 акселем. Прошлогодняя чемпионка мира, обозначила этот новый сезон, как сезон «проб и ошибок». Для нее главной
целью является золото на Олимпийских Играх в Ванкувере, этот чемпионат мира, был всего лишь очередным соревнованием, где Мао показала
чистое, уверенное катание. Это сезон выдался не очень удачным для Мао, второе место на французском этапе, третье место на Чемпионате
четырех континентов. Мао установила рекорд как первая женщина, прыгнувшая два 3 акселя в произвольной программе. Сильной стороной Мао
в этом году, является ее спорная произвольная программа «Маскарад», поставленная новым тренером Татьяной Тарасовой.
На чемпионате мира интрига сохранялась так же благодаря канадской фигуристке Джоанни Рошетт (тренер Маннон Перрон) (рис. 3). Очень сильно
начала этот сезон Джоанни, выиграв французский этап, обыграв прошлогоднюю победительницу этого турнира, Мао Асада. Не все так гладко
было на финале гран-при, и все же на Чемпионате четырех континентов она опять обыгрывает Мао Асада.
Итальянка Каролина Костнер, обладающая уникальным каскадом 3-3-2, в этом сезоне особо нас не радовала. Разве что на финале Гран-при
собралась и заняла 3 е место, после Ким и Асада.
Финка Лаура Леписто неожиданно для всех выиграла Чемпионат Европы, обыграв давнюю королеву Европы Каролину Костнер. Технический набор
элементов у Лауры не самый сложный, но каскад 3 тулуп – 3 тулуп все же ее сильная сторона. Так же судя по отчетам, Лаура успешно
выполняла на тренировках в Лос-Анджелесе 3-ой лутц.
Ну и еще одна фигуристка, которая много удивляла в этом сезоне всех. Россиянка Алена Леонова. Вот кто уж не был звездой с детства,
не легко ей давались все ее победы и поражения. Но это сезон оказался для Алены самым удачным. 4-е место на Чемпионате Европы, 1-е
место на Юниорском Чемпионате мира, 7-е на Чемпионате мира в Лос-Анджелесе.
Так же, наверное, надо отметить японку Фуми Сугури, которая вернулась после неудачного сезона, с новым тренером, Николаем Морозовым.
Фуми хороший финишер, может задать жару. Еще одна японка Мики Андо (рис. 3), подопечная того же Николая Морозова, неплохо выступила, несмотря
на травмы и плохие прокаты в этом сезоне, и заняла 3-е место. [7]
Пары.
Рисунок 4 – Чемпионы в парном катании (Чемпионат мира 2009): А. Савченко / Р. Шолковы, Чжан Д. / Чжан Х., Ю. Кавагути / А. Смирнов
Фавориты прошлого сезона, не проигравшие ни одного старта в 2007/2008 и действующие Чемпионы мира, «немцы» Алена Савченко и Робин
Шолковы (рис. 4) в этом году не выглядят однозначными лидерами. Они выиграли оба этапа Гран-при в Америке и в Париже, стали бронзовыми призёрами
Финала Гран-при, а также Чемпионами Европы в Хельсинки, но допускали слишком много ошибок в прыжках и выбросах. На Чемпионате Европы
во время короткой программы, не исполнив тройной тулуп, Робин упал, уступили почти три балла нашей паре Марии Мухортовой и Максиму
Транькову, тем самым доказав, что не так уж они и непобедимы. Пара владеет комбинацией прыжков 3 + 3, исполняет тройные прыжки тулуп
и сальхов. Тренирует пару один из самых харизматичных и привлекательных личностей в фигурном катании – Инго Штойер. Именно ему мы
обязаны столь замечательными и разноплановыми программами. Короткая программа исполняется на бешеной скорости и являет собой азартно
спортивный пример парного катания… Произвольная программа на музыку к кинофильму «Список Шиндлера» – образец, лирического, вдумчивого,
осмысленного катания. Фирменным знаком пары является выброс на последних секундах долгой произвольной программы – как победная точка.
Одними из главных претендентов на Победу остаются традиционно сильные в этом виде спорта представители Китая Цин Пан / Цзянь Тун,
Чемпионы мира 2006 года, в прошлом (2008) году они были на Чемпионате мира провально пятыми из-за не засчитанных технической бригадой
прыжковых элементов. В нынешнем сезоне китайская пара демонстрирует очень хорошую форму: победители Этапа в Токио (на Родине в Китае
только 3 – место), Победители Финала Гран-при и Турнира 4-х КК этого сезона. Исполняют комбинацию прыжков 2А+2А и тройной тулуп. Пару
отличает очень мягкое и музыкальное катание, партнёр раньше выступал в танцах, можно только позавидовать их дорожкам шагов, исполнению
партнёром поддержек и редкой, для китайских пар, пластикой. Тренирует пару легендарный Bin Yao, вместе с Wei Liu, хотя на самом деле,
как пишут, эти опытные спортсмены много тренируются сами.
Ещё одна китайская пара Дань Чжан / Хао Чжан (рис. 4) исповедуют совершенно иной стиль катания, атлетический, и неоднократно проигрывали
своим товарищам по сборной именно второй оценкой. «Серебряные Чжаны» (Олимпийские Игры в Турине, дважды серебряные призёры Чемпионата
мира, и такие же Турнира 4-х КК) в этом сезоне настроены решительно, выиграв оба этапа Гран-при, в Китае и в Москве, они уступили в
Финале Гран-при и опять завоевали серебро, а на Турнире 4-х Континентов в Ванкувере и вовсе вынуждены довольствоваться бронзой. Для
этой опытной пары, Чемпионат мира был ещё одной попыткой встать на самую высокую ступень пьедестала почета. Для этого спортсмены
приложили все усилия, у них была замечательная и очень проникновенная короткая программа, поставленная с помощью Игоря Шпильданта. При
безупречном её исполнении можно было получить очень высокие баллы. Однако они заняли всего лишь второе место. Лучшими элементами в
исполнении данной пары являются невероятно высокая подкрутка, уникальная по исполнению, и тодес, во время которого, несмотря на смену
руки партнёр не «встаёт», а продолжает находиться в циркуле, сидя.
Канадцы не менее сильны в этом виде соревнования и пара Джессика Дюбе / Брайс Девисон является достойными продолжателями традиций
канадского парного катания. Бронзовые призёры Чемпионата мира 2008 года, и серебряные призёры 4-х КК, ставили себе задачу, как минимум,
повторить свой прошлогодний успех. Молодая и очень симпатичная пара, большие поклонники испанской музыки. В своей произвольной
программе предлагают нам очень интересную версию Кармен, пусть и не совсем стабильно выступают, но наращивают форму от соревнования
к соревнованию.
Очень интересная украинская пара Татьяна Волосожар и Станислав Морозов поменяла в этом году тренера, ушла от Кухар и тренируется в
Германии у Инго Штойера. (в интервью Стас указал, на то, что Штойер тренирует их уже полгода в кредит, то есть бесплатно, ни у
Украинской Федерации, ни у самих ребят нет средств для оплаты). Пока что наивысшими достижениями ребят является Четвертое место на
Чемпионатах Европы (2008 и 2009), но все специалисты считают, что пара очень прибавила и выиграла от перехода к Инго. Исполнители
невероятно высоких подкруток и не менее высоченных выбросов, а также совершенно уникальных поддержек с оригинальных заходов. Стас
поднимает Таню в поддержку на одной руке, но главное, Стас и Таня поменяли сам настрой на выступления, и результат не замедлил
сказаться, они были вторыми и третьими на Этапах Гран-при и 4-ми на Финале Гран-при в Корее, но на Чемпионате мира-2009 заняли
6-е место.
Юко Кавагути / Александр Смирнов (тренер Т.Н. Москвина) (рис. 4) – двукратные Чемпионы России, бронзовые призёры Чемпионата Европы 2008 года
и серебряные 2009, 4 место на Чемпионате мира – 2008. В шаге от пьедестала, обидное четвертое место в прошлом году на Чемпионате мира.
В этом году судьба двух классических программ: короткой – на музыку Сен – Санса «умирающий лебедь» и произвольной на музыку «Паяцы»…
новоиспеченной гражданки России и её партнёра, переехавшего из Твери... отвела им третье место, хотя отрыв от пары, занявшей второе
место, Дань Чжан / Хао Чжан был минимальным – всего лишь 0,14. Для этой пары коронным элементом ультра-си является уникальный и, в
этом сезоне никем не исполняемый, четверной выброс сальхов, прыжки ребята делают ровно через раз, давая тем самым возможность
противникам обыгрывать их. Очень сложная и мастерски выстроенная программа не всегда выполняется чисто, а уж критика на исполнение
подкрутки и спиралей так и слышится после каждого выступления. Тем не менее, пара, созданная всего два года назад, буквально
ворвалась в элиту парного катания, с каждым прокатом произвольной программы читается всё лучше и лучше.
Ещё одна российская пара Мария Мухортова / Максим Траньков, Чемпионы России – 2007 года, серебряные призёры Чемпионата Европы 2008
года, и бронзовые – 2009. Они демонстрируют в этом сезоне чудеса нестабильности, то побеждая лидеров Савченко / Шолковы в короткой
программе (дважды в этом сезоне на Скейт Америка и на Чемпионате Европы в Хельсинки), то проигрывая им, и не только им, произвольную.
Фигуристы не побоялись, как и немецкий дуэт быть разными, их «классическая» короткая программа и оригинальная и по постановке,
образам, хореографии в духе 20-х произвольная позволяют видеть огромный потенциал фигуристов. К величайшему сожалению, череда неудач
на прыжках, то у партнёра, то у партнёрши, а то и у обоих сразу, не позволяют им прокатать эту достойную всяческих похвал программу
чисто. [7]
Использованы материалы сайтов:
- Фигурное катание [Электронный ресурс]: национальная информационная сеть «Спортивная Россия». – 1997–2000. – Режим доступа:
http://www.infosport.ru/Panorama/figure_skating
- International Skating Union [Электронный ресурс]: официальный сайт Международного Союза конькобежцев. – 2009. – Режим доступа:
http://www.isu.org
- Фигурное катание на коньках [Электронный ресурс]: официальный сайт спортивных организаций Харькова. – 2003–2007. – Режим доступа:
http://sport.kharkov.ua/figure-skating/figure-skating.php
- Фигурное катание [Электронный ресурс]: официальный сайт системы Rambler, посвященный фигурному катанию. – 1996–2009. – Режим доступа:
http://skate.rambler.ru
- Чемпионат мира по фигурному катанию [Электронный ресурс]: материал из Википедии – свободной энциклопедии. – 2009. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Чемпионат_мира_по_фигурному_катанию
- World figure skating – Championships – Los-Angeles 2009 [Электронный ресурс]: результаты Чемпионата мира. – 2009. – Режим доступа:
http://www.isuresults.com/results/wc2009
- Фигурное катание [Электронный ресурс]: неофициальный форум проекта «Ледниковый период». – 2009. – Режим доступа:
http://starsonice.ipb.su