Источник: http://www.diwaxx.ru/gel/allfrom1.php
А. Фелижанко считает, что прежде всего — более широкий набор услуг, в котором телефония станет лишь одним из составных элементов всего пакета. У домашнего пользователя остается в качестве первичного доступа телефон, а к нему добавляется возможность завести дополнительные телефонные номера на каждого члена семьи, высокоскоростной Интернет и даже телевидение — широкополосное или по запросу. Здесь очень многое зависит от умения специалистов по маркетингу оператора связи предложить на массовый рынок такой пакет услуг, который покажется привлекательным.
Надо сказать, что компания Cisco Systems планирует активно развивать свою деятельность в этом направлении и потому приобрела фирму Linksys, производящую широкий спектр оборудования для домашних сетей.
Игорь Быков, начальник отдела мультисервисных сетей и фиксированного доступа компании Ericsson, уверен, что у нашей страны хорошие предпосылки для внедрения NGN на массовом рынке. Он полагает, что как только у производителей NGN-оборудования появится возможность создать открытые интерфейсы, то сразу возникнет сфера деятельности для независимых разработчиков.
Чтобы какая-либо услуга стала массовой, необходимо выполнение трех условий: она должна быть интересной по содержанию; м еханизм воплощения этой услуги должен быть простым для массового пользователя, т.е. форма ее выражения должна быть легкой; требуется так подготовить инфраструктуру сети, чтобы эту услугу можно было реализовать. В NGN имеются все эти моменты, обеспечивающие успех.
Компания Ericsson делает здесь ставку на привлечение талантливой молодежи, которая знает, что хочет, и умеет свое желание реализовать. Например, фирма уже три года организует студенческие конкурсы по технологии OSA Parlay. Это очень удобный инструмент для написания приложений и включения их в NGN-сеть оператора. Студентам предлагается создать коммерчески привлекательное приложение или изложить его идею, которая базировалась бы на той или иной технологии. Для этого им предоставляется инструментарий и предлагаются консультации специалистов. По мнению И. Быкова, необходимо формировать рынок, а для этого надо взаимодействовать и разработчикам оборудования, и создателям приложений, и пользователям.
Сюй Синьцюань считает, что сети NGN значительно повысят качество обслуживания на массовом рынке конечных пользователей и создадут реальную технологическую основу для реализации универсальных услуг в самых отдаленных уголках России, станут доступны телеобучение и телемедицина.
По его прогнозу услуги для массового рынка в нашей стране будут развиваться в три этапа: первый — предоставление голосовой услуги поверх IP, второй — конвергенция проводной и беспроводной связи, третий — интеграция телекоммуникационной и инфокоммуникационной услуг.
Cюй Синьцюань уверен, что услуги для массового рынка абонентов — это самое главное в концепции NGN. С ним солидарен и И. Мазин, любимый тост которого в кругу связистов: «За тех, кто платит за все (за абонентов)!» По его мнению, операторам очень важно осознать: необходимо дать клиенту возможность купить именно то, что ему нужно и в то же время ему по карману. Если человек уверен, что дома с помощью Сети сможет повысить свой культурный уровень или доход своей семьи, то почему бы ему не заказать высокоскоростной Интернет?
Действительно, какой частью функций мобильного телефона мы пользуемся? Полагаю, что не намного большей, чем при работе с MS Word. Так вот то же самое можно сказать о дополнительных услугах телефонных станций. И. Мазин утверждает, что технологии и услуги только тогда сделаются красивыми, когда те, кто их внедряет, найдут четкий ответ на вопрос: для кого и зачем?
Пока еще не так много создано в разных странах сетей NGN. Так, в Италии сеть следующего поколения объединяет крупнейшие города и насчитывает примерно 400 тыс. абонентов. В среднем они платят 60 евро ежемесячно и получают скоростной Интернет, IP-телефонию и видео — порядка 60 телевизионных каналов. На базе оборудования Huawei Technologies в мире построено около 70 коммерческих NGN-сетей.
В России пока речь можно вести лишь о сетях с элементами NGN. Причины тому были приведены выше. А. Фелижанко считает, что для NGN важна основа — высокоскоростная пакетная сеть. Поэтому все региональные «Электросвязи» начинают с построения собственной сети передачи данных и только потом смотрят, как предложить дополнительные услуги с ее помощью, поскольку используется она довольно слабо. Компания Cisco Systems работает со всеми семью межрегиональными компаниями (МРК) в России, и здесь ясно прослеживается общая тенденция: сначала новая сеть используется для собственных нужд и лишь затем для привлечения клиентов. Элементы NGN внедряют у себя такие прогрессивные МРК, как «Уралсвязьинформ» и «Южная телекоммуникационная компания». А. Фелижанко привел в качестве приме ра один проект, где абонент может получить канал до 6 Мбит/c и пакет современных услуг, включая высокоскоростной Интернет, IP-телефонию, а сейчас там начат эксперимент с доставкой видеоконтента.
Три основные стратегии формирования NGN перечислены в нижней части рис. 2. Выбор оптимальной стратегии может быть сделан путем анализа всех трех альтернатив. Правда, эту задачу можно упростить, обратившись к истории цифровизации городских телефонных сетей (ГТС).
На основе оборудования Ericsson — Combined Gateway построена транзитная сеть компании «Межрегиональный Транзит Телеком» (МТТ) для обслуживания трафика операторов российских сетей СПС. Компания Ericsson, являющаяся стратегическим партнером фирмы МТТ, помогает развивать и модернизировать ее транзитную сеть, предоставляя решения и оборудование для перехода к распределенным мультисервисным технологиям обработки трафика с применением технологии коммутации пакетов на базе концепции сети связи следующего поколения. Решение NGN, которое становится все более популярным в России, позволит операторам расширить спектр услуг для абонентов. Компания Ericsson также представила на российский рынок новое решение — Ethernet DSL Access. Благодаря широким возможностям масштабирования и использов анию экономичной технологии Ethernet оно открывает прямой путь к массовому использованию широкополосного доступа.
Компания Huawei Technologies строит транспортную сеть с элементами NGN для «Транстелекома» протяженностью 18 тыс. км. Cюй Синьцюань отметил, что теоретически максимальная емкость канала — 1600 Гбит/c, но на практике в данном проекте предполагается реализовать 400 Гбит/c. Это позволит разговаривать по волоконно-оптической паре одновременно 60 млн. абонентов.
В Южном федеральном округе и Поволжском регионе также строятся сети с элементами NGN по принципу «три сети в одной» — передача голоса, видео и данных. Есть проекты по построению сетей на базе SoftSwitch и для мобильных операторов. Cюй Синьцюань считает, что для России с ее расстояниями стандарт CDMA 450 может быть более привлекателен, чем GSM, так как базовые станции CDMA 450 имеют максимальную зону охвата 120 км, что почти в 3 раза больше, чем у станций стандарта GSM 900. В настоящий момент веду тся проекты по строительству NGN-cетей в Нижнем Новгороде, Ростове, Екатеринбурге и Казани. В Магадане запущена первая в России коммерческая NGN-сеть. Причем реконструкция ГТС Магадана проходила, минуя стадию цифровых АТС. Аналоговые станции сразу заменялись оборудованием NGN. Сейчас емкость сети в Магадане — 55 тыс. телефонных абонентов и 2 тыс. абонентов ADSL, в качестве основы используется волоконно-оптическая мультисервисная сеть доступа.
И. Мазин полагает, что в России можно говорить пока только об использовании элементов NGN, и простейшее, что применяется сейчас, — это IP-транкинг, т.е. виртуальная соединительная линия между двумя телефонными станциями через гомогенную IP-среду. Примером наиболее полного NGN-проекта служит сеть в подмосковном Одинцове. Там предусмотрено пять мультисервисных услуг доступа — от аналогового до ISDN-канала плюс широкополосный доступ. Интересен и проект компании «Укртелеком», обеспечивающий насыщение контентом коттеджного поселка. Та кие поселки можно считать хорошей нишей для приложения NGN-сетей, ведь здесь нет «старого наследия» и можно строить сеть с нуля — сразу то, что нужно (как в Брунее ).
Если говорить о перспективах, то А. Фелижанко предполагает, что абонентское оборудование для NGN будет развиваться по пути универсализации и становиться все более интеллектуальным, оставаясь при этом доступным по цене в широком спектре — от простейших аналоговых телефонных адаптеров для включения в NGN обычных телефонов до многофункциональных IP-телефонов и даже программных телефонов на основе ПК. Однако в последней возможности таится угроза для операторов, ведь средство общения через Интернет по одноранговой модели без привлечения ресурсов операторов связи Skype по сути стало системой бесплатных звонков по всему миру для ее участников. Причем в эту систему входят уже миллионы абонентов. А. Фелижанко еще раз подчеркнул, что NGN в России будут развиваться в двух ключевых направлениях: модернизация существующей сети ТФОП и развитие широкополосной сети доступа плюс услуги поверх этой сети. Первое направление будет нацелено на нужды оператора, второе — на потребности абонента.
В свою очередь И. Быков полагает, что внедрение сетей NGN будет подталкиваться, как минимум, двумя процессами. Во-первых, сами операторы будут стремиться использовать технологию NGN, так как она предлагает им высокоэффективную сеть, которой легче управлять и которая требует меньших затрат на эксплуатацию. Она лучше приспособлена к модернизации и расширению и, самое главное, к введению новых услуг, что, несомненно, чувствуют операторы. Первые фрагменты сети NGN будут направлены именно на передачу голосового трафика, причем И. Быков полагает, что сначала в этот процесс включатся крупные традиционные операторы телефонной связи, заказчики оборудования Ericsson.
Во-вторых, катализатором продвижения сетей NGN должны стать потребности рынка, которые надо формировать, — научная работа, конференции, исследование предпочтений пользователей. И. Быков уверен, что наступил самый важный момент, когда создается правильный имидж NGN, ведь NGN — это не просто сеть, это концепция развития.
Сети следующего поколения будут поддерживать одну платформу управления и иметь общее ядро и для мобильной, и для фиксированной связи. В итоге абоненты получат единый набор услуг: и для ТФОП, и для IP-телеф онии, и для мобильной сети. И первая из них — сохранение номера при переходе от одного оператора к другому. На Западе такой сервис уже существует, причем развитие сетей в этом направлении весьма стимулирует конкуренцию между операторами.
К сожалению, вряд ли столь стремительное движение вперед окажется безболезненным. И здесь уместен здоровый скептицизм И. Мазина, признающего, что решающи м фактором будет «каннибализм». Однако он оговаривается, что это его личное мнение как инженера. А события, предсказывает он, будут развиваться по следующему сценарию: мобильная связь упадет по стоимости до фиксированной, через два года цены сравняются и тогда мобильная связь будет пожирать фиксированную, причем этот процесс будет усугубляться IP-телефонией на магистральном участке, ведь содержать проводную инфраструктуру априори дороже, чем беспроводную. Известно, что та самая медь — «последняя миля», которая является главным богатством традиционного оператора, требует очень больших затрат на поддержание (многочисленный обслуживающий персонал, значительный транспортный парк и проч.). Опять же не следует забывать, что человек может генерировать и потреблять конечное количество трафика — у нас всего один рот и два уха. И в ситуации, когда трафик дешевеет, а расходы на содержание кабельной инфраструктуры растут, иметь IP-телефонию и сети NGN станет просто необходимым условием выживания для оператора. И тогда, по мнению И. Мазина, все эти новые технологии перестанут быть красивыми игрушками внутри локальной или виртуальной сети просто потому, что традиционного оператора выживут из остальных ниш.
Он признает, что не готов сказать, как быстро в России пойдет процесс внедрения NGN, но можно предположить, что до 2010 г. сеть станет развиваться по смешанному сценарию — классическая телефония с коммутацией каналов будет сосуществовать с сетями с элементами IP-телефонии. В то же время возникнут отдельные коммерческие сети, построенные по архитектуре NGN. Это как раз и будет временем сложного переходного периода («каннибализма»), выживания компаний, наиболее ориентированных на удовлетворение потребностей клиентов. Однако даже по самому пессимистическому прогнозу идеологов сетей NGN, к 2030 г. произойдет полный переход на вычислительные технологии передачи речевого сигнала и всех видов информации в единой транспортной среде, а также завершится проц есс унификации технологий на уровне ядра сети.
И все же лучше закончить статью на оптимистической ноте. Итак, через два-три года произойдет массовое внедрение элементов технологий NGN c IP-телефонией на участках магистральных и внутридомовых сетей. А еще через пять лет следует ожидать появления недорогого устройства, сочетающего в себе качества телевизионной интернет-приставки и видеотелефона, пойдет процесс массового внедрения видеотелефонии на базе программных коммутаторов в крупных российских городах. Затем начнется проникновение этих технологий в школы сначала областных центров, а потом — районных. И естественно, этот прогноз имеет шанс реализоваться в случае — ведь мы говорим о России — благоприятной макроэкономической ситуации.