Источник: Философская антропология: культура - рациональность - коммуникация - 2009 / Материалы всеукраинской научно-практической конференции студентов, аспирантов, научных исследователей. - Донецк, ДонНТУ - 2007, с. 77-78.
Одна из важных проблем высшего образования в нашем обществе - некоторая девальвация понятия о высшем учебном заведении. Чрезмерно возросшее за последние два десятка лет на постсоветском пространстве число институтов, университетов и академий резко снижает элитарность обучения в таких ВУЗах, поскольку зачастую программы курсов не соответствуют заявленной академичности. Так, сейчас на Украине около 900 ВУЗов разных уровней, среди которых свыше 200 университетов. [3] Между тем, понятие «университет» подразумевает нечто большее, нежели углубление школьной программы и изучение специальных предметов.
В данной статье рассматривается понятие «университет», история появления университетов в Западной Европе и их роли в формировании западной культуры и государственности, а также задачи, стоящие перед отечественными университетами при принятии европейской модели развития общества.
Само название "университет" возникло от латинского "universitas", что означало совокупность и в соответствии с римским правом
применялось в Средневековье к любому общественному объединению. В частности, так именовались общества ученых людей, занимавшихся
преподаванием, и их учеников. В XI - XII веке в наиболее развитых городах Европы эти организации стали получать отдельный статус,
особые права и постоянное помещение. Так возникли: Болонский университет (первый в Европе), Парижский университет или Сорбонна,
университеты в Оксфорде и Кембридже и так далее. [2]
Первоначально университеты возникали на основе монастырей, где в то время хранились лучшие библиотеки; преподавательский состав был,
преимущественно, духовного звания, как и многие ученики. Члены университетской корпорации были выходцами из разных государств, представляя
наднациональные образования. Зачастую их формирование шло под патронатом католической церкви, в частности, во Франции многие высшие учебные
заведения опекались орденом иезуитов.
По мере развития централизованных государств, национального и религиозного обособления от католического центра, университеты стали встраиваться в
местную политическую жизнь, получая государственную поддержку в обмен на помощь в законодательной и дипломатической деятельности, а также
подготовку управленческих кадров. Так, английские университеты с 1603 года получили право иметь своих представителей в парламенте. [1] В новейшую
эпоху влияние университетских сообществ на политическую жизнь западных стран значительно возрастает, ярким его примером являются события 1968
года.