Цикра Родион СергеевичФакультет: Компьютерно-информационных технологий и автоматикиКафедра: Автоматики и телекоммуникацийСпециальность: Телекоммуникационные системы и сетиТема магистерской работы:
|
Раздел посвящен процессу записи мной кавер-версии на песню российской группы Сплин «Катится камень».
Осенью 2008 года я посетил концерт группы Сплин в городе Донецке. Хотя подобный стиль музыки и не является для меня приоритетным, от живых выступлений «отечественных» поп-рок-звезд я никогда не откажусь. Песни, которые зачастую скучны на студийной записи, обретают новую жизнь при живом исполнении.
Меня порадовало направление, в котором сейчас движется А. Васильев (автор песен, вокалист и ритм-гитара) со своей группой. На них не подействовала популярная тенденция постепенного облегчения звучания и текстов. На концерте прозвучало несколько песен из альбома, который увидит свет только летом 2009 года. Все они имеют раскачивающе-депрессивный настрой. То, что надо.)
Своим нагруженным близким мне смыслом, и нагнетающим музыкальным рядом мне особенно запомнилась композиция «Катится камень». Это тот редкий для А.Васильева случай, когда понятен смысл каждого слова в отдельности, и всего текста вместе взятого. Отчасти он описывает то внутреннее душевное состояние, которое царит внутри меня.
У меня иногда бывает такое, когда слышу что-то, что не оставляет равнодушным, и появляется непреодолимое желание это повторить, но по-своему. Так произошло и в этот раз.
Ситуация была для меня интересна еще и тем, что впервые появилась возможность записать композицию раньше, чем появится ее студийная альбомная версия. Появилась мотивация предугадать, какой будет финальная аранжировка авторов, и затем сравнить с ней свой вариант.
С другой стороны, отсутствие студийной версии оригинала заметно осложнило процесс подбора мной партий различных инструментов. В этом деле я опирался лишь на две имеющиеся на тот момент в сети любительские записи с концертов с очень слабым уровнем сигнала. Благо, аранжировка оказалось несложной.
Теперь осталась самая длительная и кропотливая работа – с помощью имеющегося в моем распоряжении оборудования добиться максимального для него качества звука.
В домашних условиях наиболее острой является проблема записи гитарной партии. В студиях это преимущественно делается следующим образом: сигнал с выхода гитары поступает на предусилитель, затем может идти на педали эффектов, затем попадает на оконечный усилитель, после чего, уже имея достаточную мощность для «раскачивания» динамика, поступает на динамик гитарного кабинета. Звуковые колебания динамика снимаются микрофоном, и затем поступают в микшерный пульт, предварительно пройдя через микрофонный предусилитель.
Иногда педали эффектов в тракте отсутствуют и записывается неискаженный гитарный звук, после чего необходимые эффекты добавляются высококачественными программами. Иногда параллельно сигналу с микрофона в пульт заводится просто сигнал с выхода предусилителя и затем смешивается микшером в необходимой пропорции.
Подразумевается, что каждый элемент в таком тракте является максимально качественным (усилительные каскады используются преимущественно ламповые для смягчения звука и теплой окраски). Если одно из устройств будет качественно хуже остальных компонентов, то вся структура звука упрется именно в него.
В моем же распоряжении были следующие инструменты, аппаратура и софт:
- электрогитара Cort KX-Custom (SH-4 / SH-1)
- комбоусилитель транзисторный Roland Cube 15x
- процессор гитарных эффектов Line6 POD 2.0
- встроенная звуковая карта Realtek HDA
- 2 инструментальных кабеля Planet Waves CGT-10
- динамический микрофон Philips SBC MD150
- аудио-редактор Adobe Audition 1.5
Сразу видно, что слабым звеном в тракте является звуковая карта. В то время, как у процессора Line6 заявлен 24-х битный АЦП/ЦАП, то у Realtek это 16-18 бит (точных данных найти не удалось), а это уже ограничение по богатству спектра в 2^6 = 64 раза.
Изначально планировалось снимать звук микрофоном для получения объема. Однако отсутствие микрофонного предусилителя свело на нет все возможные преимущества такой записи. С другой стороны, эмуляция кабинета и гитарного процессора POD 2.0 позволила добиться приемлемого качества при записи «в линию» (напрямую с выхода процессора на вход звуковой карты).
Дальнейшая работа заключалась в поиске таких эффектов и моделей усилителей процессора, которые бы удовлетворяли стилистике композиции. В процессе записи пришлось также отправится в магазин за вторым экземпляром инструментального кабеля, так как присутствовавший в цепи кабель неизвестного происхождения сильно шумел и ловил наводки. С новым качественным кабелем проблема ушла и звук получился настолько чистым, насколько позволили возможности звуковой карты.
Композиция писалась в 5 дорожек:
1. Басовая линия. Бас-гитарой служила электрогитара на нековом хамбакере с дальнейшей эквализацией дорожки преимущественно низкими частотами.
2. Электрогитара слева (нековый хамбакер)
3. Электрогитара справа (бриджевый хамбакер в режиме отсечки)
4. Линия флажолетов (бриджевый хамбакер в режиме отсечки)
5. Вокал через микрофон Philips с дальнейшей эквализацией и наложением реверберации.
Запись, сведение, удаление шумового фона, эквализация и реверберация осуществлялась средствами аудио-редактора Adobe Audition 1.5.
Изначально планировалась также ритм-секция. Однако, возможности звуковой карты по воспроизведению midi-банка либо RSE-плагинов оказались недостаточными для того, чтобы барабаны получились реалистичными. Они добавляли искусственности в композицию, записанную полностью вживую, за что и были исключены из финального варианта. В ближайшем будущем планируется покупка новой звуковой карты, в связи с чем возможно дополнение композиции ритм-секцией.
На данный момент полностью готовы первый куплет и припев моей версии песни группы Сплин «Катится камень». Для оставшейся части композиции уже прописаны партии инструментов. В ближайшее время я планирую их записать и представить окончательный вариант (я все еще надеюсь сделать это до выхода альбома со студийной версией данной песни).
В завершении рекомендую всем дочитавшим до конца ознакомиться с результатов моих трудов по ссылке ниже: