СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННОГО
Бурукина Евгения Анатольевна
Научный руководитель Челнокова Татьяна Александровна
Зеленодольский филиал Институт Экономики Управления и Права (г. Казань)
Резюме: В работе представлен социально-психологический портрет
заключенного, составленный на основе анализа научной
литературы и собственного эмпирического исследования,
проведенного на базе колонии, позволяющий увидеть некоторые
общие характеристики лиц, находящихся в заключении.
Термин «осужденный» подразумевает социальное положение человека, попавшего в места лишения
свободы, связанное с ним выполнение социальных ролей и функции, отличных от тех, которые он выполнял,
находясь на свободе. Личность осужденного – это интегральное качество совершившего преступные действия
человека, представляющее взаимосвязанный комплекс социально-демографических, психологических,
уголовно-правовых и иных признаков, которые прямо или косвенно обусловливают преступное поведение и
характеризуют общественную опасность осужденного.
Многочисленные исследования отечественных и зарубежных ученых показывают, что значительное
количество преступников обладают однородными психологическими свойствами, среди которых ведущими
являются: импульсивность, агрессивность, гиперчувствительность в межличностных взаимоотношениях,
отчужденность и плохая социальная приспособленность. Направлением исследования становится выявление
типологических особенностей заключенных, исследователи выявляют степень зависимости склонностей к
противоправному действия с особенностями характера (В.И. Кашкаров, 1977; В.Ф. Десятников, Г.Р. Трофимов,
В.Г. Козюля, 1981 и др). Опора на исследования (Ю.А. Алферов, И.П. Башкатов, М.Г. Дебольский, А.И.
Ушатиков) позволяет построить схему изучения личностных характеристик осужденных, осуществить анализ
их зависимости от социальных и индивидуально-типологических особенностей.
Личность осужденного формируется под воздействием условий заключения, процесс формирования по-
разному протекает на разных этапах заключения. В течение первого года осужденные находятся в некотором
смятении, преобладает состояние замкнутости, тревожности, апатии. На 1-3 году отбывания наказания к
осужденному приходит осознание того, что с ним произошло, того, что ему предстоит пробыть в колонии более
15 лет. Наступает состояние депрессии, преобладает чувство страха, что вся жизнь пройдет «за решеткой». На
3-5 году пребывания в исправительном учреждении происходит определенный спад напряжения, актуальным
становится стремление к самостоятельности, независимости. Осужденные учатся жить в условиях колонии,
стремятся занять определенное положение в тюремной иерархии. На 5-10 году отбывания наказания вновь
актуализируются кризисные состояния, чувство страха, тревоги, внутренняя дисгармония, чувство
неудовлетворенности.
У всех осужденных наблюдается тенденция к неуверенности в своих силах, возможностях,
необоснованному терзанию чувством собственной неполноценности, повышенная чувствительность к угрозе,
склонность быстро реагировать на опасность. В некоторых ситуациях они могут проявлять самоуверенность,
суровость и черствость по отношению к окружающим, подчиняя чувства рассудку. Для всех осужденных
характерна излишняя подозрительность, недоверчивость, тревожность. Они относятся к людям с
предубеждением, настороженно, никому не доверяют, неоткровенны, держатся обособленно. Им присущи
практичность, приземленность стремлений, быстрое решение специфических практических вопросов. Они
заняты удовлетворением своих интересов, им свойственна некоторая ограниченность, внимательность к
мелочам. Стремятся выглядеть прямолинейными, откровенными, хотя, на самом деле, им приходится
постоянно скрывать свои мысли, чувства.
Анализ литературы позволяет выделить влияние условий нахождения в колонии на личностные
характеристики осужденных, позволяя увидеть некоторые общие особенности присущие всем осужденным, а
так же особенности, присущие отдельным статусным группам, возникающим внутри колонии.
Участие 34 осужденных мужского пола, склонных к нарушению режима. Целью нашего исследования было
составление социально-психологического портрета, для этого мы использовали диагностическую процедуру с
помощью методик: диагностика враждебности (по шкале Кука - Медлей); диагностика коммуникативной
толерантности (В.В. Бойко); проективный тест «Несуществующее животное». По методике враждебности ( по
шкале Кука – Медлей) исследованием выявлено преобладание у осужденных цинизма, средние показатели
выраженности враждебности и агрессивности оказались значительно ниже. Высокий уровень цинизма
объясняет противоправное поведение осужденных, являющихся социально опасными для общества и
отбывающими уже не первый срок в колонии строго режима.
Дополнительным методом измерения агрессивности у осужденных, используемых в ходе нашего
исследования, стал проективный метод «Несуществующее животное». Анализ рисунка позволил установить
факт агрессивности у 33,3% осужденных, тем самым, подтверждая результаты предыдущей диагностики.
Обработка результатов проектной методики показала: большой процент осужденных, имеющих высокую
Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI
веке» Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 144 с.
Северо-Кавказский государственный технический университет. http://www.ncstu.ru
самооценку (43,3%), склонность к аморальным поступкам обнаружена у (33,3%) осужденных, наличие
проблемы ограничение свободы отразилось в отсутствии в рисунках туловища, несущей части тела и т.д.
(11,76% ). Диагностика коммуникативной толерантности позволила выявить некоторые отличия уровня
коммуникативной толерантности осужденных от правопослушных граждан. И так для осужденных, как
социальной группы, характерны следующие особенности: ограничение личной свободы, свободы
перемещений, свободы выбора; ограниченность контактов, отсутствие даже простейших интимных сторон
жизни; строгая регламентация режима дня; наличие определенной иерархии, связанной в первую очередь с
количеством судимостей, видом преступления.
Источники
Материалы III международной научной студенческой конференции «Научный потенциал студенчества в XXI
веке» Том второй. Общественные науки. Ставрополь: СевКавГТУ, 2009. 144 с.
Северо-Кавказский государственный технический университет. http://www.ncstu.ru.
|