ИСТОРИЯ ВЕЛОСПОРТА
Те, кто выходит на трассы, никогда не скажут друг о друге «велосипедист», даже не скажут «спортсмен». Непременно произнесут слово «гонщик», ибо для них гонщик — синоним слова «боец». Этот титул — большая честь, его надо заслужить.
Действительно, этой фразой можно передать весь смысл велосипедных гонок. Как и в любом виде спорта, определяющим фактором в велоспорте является воля к победе. Казалось бы это уже не мало. Однако, для победы, или даже для того чтобы просто добраться до финиша, этого может оказаться недостаточно. Талант и умения настоящего велогонщика сродни навыкам автогонщика. Считается, что для управления тем же болидом пилот должен обладать железной выдержкой и молниеносной реакцией. Ведь даже одна его ошибка или секундное промедление могут привести к разрушительным последствиям и нанести вред окружающим. Но, вернувшись к велоспорту, задумаемся: когда во время гонки спортсмены движутся плотной группой, к каким последствиям может привести ошибка велогонщика. Развитые реакции, выдержка и стратегическое мышление, необходимые в гонке, в велоспорте соединяются со способностью выдерживать огромные физические нагрузки. Только люди действительно сильные духом, даже в большей степени, чем физически, способны добиться в велогонках больших успехов.
Не случайно в качестве индивидуального задания я решила рассказать об истории развития велоспорта в нашей стране и в мире. Эта тема близка мне, потому что несколько лет назад я и сама была связана с велоспортом. В 2000 — 2001 годах я на протяжении более чем полутора лет занималась велоспортом. За это время я принимала участие в нескольких соревнованиях по шоссейным гонкам и по маунтенбайку, проходивших в городах: Донецк, Енакиево, Горловка. За это время мне довелось на собственном опыте узнать, что такое настоящая физическая нагрузка и травмы, понять, что такое доверять партнерам по команде и нести ответственность за того, кто едет рядом с тобой, пришлось испытать горечь поражения и эйфорию от одержанных побед. Несмотря на то, что со временем я оставила велоспорт, в этот период жизни я узнала много нового о велогонках, о людях, принимающих в них участие, и о самой себе. Велоспорт оставил в моей жизни глубокий след и оказал на меня большое влияние.
Велосипед, от латинского velox — быстрый и pes — нога.
По сути, это вид транспорта, движущийся с помощью силы человеческих мускул, которая направлена на ножные педали. Обычно у велосипеда два колеса, однако существуют модификации с одним, тремя и даже четырьмя колесами. Различают велосипеды дорожные для взрослых, подростков, детей, в т. ч. складные, спортивные, в т. ч. тандемы, специальные — грузовые, цирковые, велоколяски и другие. Велосипед с двигателем внутреннего сгорания называется мопедом. Велосипедный спорт, включает гонки на треке, шоссе, пересеченной местности, маунтенбайк, соревнования в фигурной езде и игре в мяч на велосипедах — велополо и велобол. Основная цель велосипедного спорта — как можно быстрее преодалеть соревновательную дистанцию на велосипедах.
История развития велоспорта в мире и эволюция самого велосипеда
В отличие от многих олимпийских видов спорта, история которых исчисляется тысячелетиями, велосипедный спорт возник сравнительно недавно — в конце XIX века. Но прежде, чем рассказать о зарождение и развитии велосипедного спорта, уместно будет вспомнить историю возникновения самого велосипеда.
Идея передвижения на колесах за счет мускульной силы человека родилась очень давно. Различные коляски, повозки, приводимые в движение человеком на 4, 3 и 2 колесах, появились почти одновременно в Германии, Франции, Англии и других странах. Не остались в стороне и российские умельцы.
Первый год XIX столетия ознаменовался созданием первого двухколесного цельнометаллического велосипеда. Сотворил его на нижнетагильском заводе крепостной мастеровой Ефим Михеевич Артамонов. Он «в день Ильи Пророка года 1800 ездил на диковинном велосипеде по улицам Екатеринбурга», а в 1801 году добрался на своем самокате в Москву, преодолев по бездорожью более 5 тыс. км и показал свое детище во время коронации царя на Сокольническом поле, за что был освобожден от крепостной зависимости.
Весил «новорожденный» больше 40кг. Шатуны и педали крепились на переднем, ведущем колесе, диаметр которого был более метра. Диаметр заднего колеса почти в 2 раза меньше. Общая высота машины около 1,5 метра. Но мастеровому не помогли. Патент на изобретение не выдали. Летописцы велосипедной истории считают родоначальником современной веломашины изобретение немца лесничего Карла фон Драйса из Мангейма. В 1814г. он построил свой деревянный двухколесный велосипед, который имел управляемое переднее колесо и мог двигаться в любую сторону. Движения велосипедиста напоминали работу ног лыжника: человек передвигался отталкиваясь ногами от земли. В 1817г. Карл фон Драйс получил патент в Германии на изобретение якобы «первого в мире велосипеда».
Дальнейшее усовершенствование велосипеда происходило в Западной Европе и Америке. Была усовершенствована система шатунов, прикрепленная непосредственно на переднее колесо. Это приспособление и увеличенное переднее колесо ускорило ход машины, но значительно увеличило тряску. В Англии такой велосипед назвали «костотрясом».
Официальной датой начала проведения соревнований по велосипедному спорту принято считать 31 мая 1868 года, когда на аллеях парка парижского пригорода Сен-Клу была организована гонка на 2.000м. Ее победителем стал англичанин Дж.Мур, который в следующем году триумфально финишировал во впервые проводившейся шоссейной гонке на «костотрясах» Париж — Руан на 120км. По словам очевидцев, от участников этого мучительного испытания требовались «сила слона и ловкость обезьяны». Победитель англичанин Мур окончил дистанцию за 10 час 45 мин, т.е. со скоростью спортсмена-пешехода.
В дальнейшем скорость велосипеда была доведена до 30км в час. Изобретатели увеличили переднее колесо и уменьшили заднее. Эти машины получили название «пауков». Однако езда на «пауках» была не безопасна. При малейшем толчке велосипед опрокидывался и седок совершал прыжок через руль. На этом «небоскребе» Томас Стивенс совершил в 1885г. кругосветное путешествие, передвигаясь со скоростью 60км в день.
Рисунок 1 — Велосипед «ПАУК»
Одновременно с «пауками» стала распространяться другая модель велосипеда, названная «кенгуру». Впервые была применена цепная передача, а увеличение скорости достигалось соотношением шестерен. Дальнейшее совершенствование велосипеда шло очень быстро.
Настоящий переворот в этом деле произошел в 1885 году, когда шотландским ветеринаром Денлопом была изобретена и применена полая пневматическая шина. Для того, чтобы сделать более приятной езду на «костотрясах» для своего сына, он «обул» колеса велосипеда кольцами садового резинового рукава, применяемого для поливки цветов, и наполнил их водой. Тряска значительно уменьшилась, но появилось другое неудобство — водяные шины «съели скорость». Тогда изобретательный врач накачал шины воздухом. Для того, чтобы воздух не выходил обратно, он изобрел особый клапан, автоматически закрывающийся под напором уплотненной атмосферы. Пневматические шины были тем новшеством, которого нахватало «стальному коню» для окончательного признания его удобным способом передвижения.
Рисунок 2 — Современный вид велосипеда
В последующие годы в конструкцию велосипеда вносится очень много усовершенствований, направленных на улучшение его прочности, легкости, красоты и возможности достижения на нем высоких скоростей. За короткий срок велосипед получил широкое распространение как одно из средств транспорта, отдыха и спорта.
Начиная с 1870 года в различных городах Франции, Италии, Великобритании и других странах начинается строительство треков.
В 1890г. в велосипедном спорте наметилось несколько категорий гонщиков: профессионалы, любители и независимые. С появлением пневматических шин велосипедные гонки получили широкое распространение не только на треке, где до этого гонялись только «пауки» и «кенгуру», но и на шоссе. В 1891г. было положено начало традиционной дорожной гонке Бордо — Париж (600 км). Первый чемпион мира по треку для спортсменов любителей был организован в Чикаго в 1893г. С 1895г. начинают разыгрываться чемпионаты мира для спринтеров-профессионалов. В конце XIX века особой популярностью пользовались шестидневные гонки на треке. Первая такая гонка была устроена в 1896г. в Америке. А первые чемпионаты мира по шоссе для любителей стали проводиться в 1921г. на 190 км; для гонщиков-профессионалов — в 1927г. на 185 км; среди женщин в 1958г.
Наиболее значительной дорожной гонкой является гонка для профессионалов вокруг Франции — «Тур де Франс». Впервые она состоялась в 1903г., общая протяженность — 5.000 км. Условия этой сверхдальней гонки меняются каждый год, подвергаются изменению и этапы.
Велосипедный спорт — одна из немногих дисциплин, которая была представлена на всех Олимпийских играх современности. Причем для участников Игр I Олимпиады в Афинах был построен трек, во многом отвечающий современным стандартам. 8 апреля 1896г. были даны первые олимпийские старты, в которых приняли участие велосипедисты из 5 стран Европы. В программу соревнований было включено 5 видов гонок на треке и один на шоссе.
Рисунок 3 — Современные шоссейные гонки
Уникально достижение французского спортсмена П.Массона, ставшего на одной Олимпиаде трехкратным чемпионом. Во время проведения этой I Олимпиады еще не было Международного Союза велосипедистов (УСИ), он возникнет лишь в 1900г., но завидную настойчивую инициативу по включению велогонок в программу проявили представители Международного союза рабочих велосипедистов «Солидарность».
Долгое время организаторы игр составляли программу соревнований по своему усмотрению иногда устраивая гонки только на треке, как это было в 1900г., 1904г. (результаты состязаний 1904г., в которых участвовали лишь спортсмены США, не вошли в официальные протоколы олимпийских игр), или только на шоссе, как в 1912г. В 1908 — 1972г.г. проводились трековые гонки на тандемах. Современный регламент соревнований в общих чертах стал определяться с 1928 года. Женщины впервые участвовали в Олимпиаде 1984г. На первых Олимпийских играх лидировали велосипедисты Франции и Великобритании, затем к ним присоединились спортсмены Дании, Италии, Германии, СССР. На Олимпийских играх в Атланте в 1996г. велосипедисты крутили педали в погоне за медалями на шоссе, на треке и по дорогам Атланты. Впервые в истории Олимпийских игр к своим двухколесным братьям присоединился горный велосипед, для которого характерны широкие колеса.
Горный велосипед изобрели лет 20 назад хиппи из северной Калифорнии, и в прошлом американцы были лучшими в этом виде спорта.
Гонка по пересеченной местности прошла по холмам и рощам парка для верховой езды. Впервые к участию в Играх допущены профессионалы.
В каждом виде соревнований используются разные типы велосипедов, а цена моделей для трековых и шоссейных гонок может достигать 4.500 долларов. Шоссейный велосипед может иметь до 14 передач и снабжены первоклассными тормозами. Трековый велосипед имеет только одну передачу и не имеет тормозов. Скорость велосипедистов на треке на закругленных бортиках может достигать 64,5 км/час. В Атланте построен первый переносной трек «Стоун маунтин». Борьба за первое место всегда очень напряженная: в 1964 году, например, только 0,16 секунд отделяло победителя от спортсмена, занявшего 51 место; а в 1976 году команда из Западной Германии выиграла гонку — преследование на 4 км, потому что спортсмены заполнили шины своих велосипедов более легким гелием, а не воздухом.
Одним из наиболее заметных явлений олимпийского движения в последние десятилетия является постоянное расширение видов программы. К началу 90-х годов приобрели массовую популярность новые виды велосипедного спорта — маунтенбайк (горный велосипед), триатлон, ряд дисциплин трековой программы соревнований.
Эта тенденция затрагивает и программу женского велосипедного спорта. На XXVII Олимпийских играх в Сиднее в 2000г. программа соревнований по велосипедному спорту расширена до 18 видов, из них 7 комплектов медалей будет разыгрываться женщинами.
Развитие велоспорта в Украине
Несмотря на то, что Украина давно уже самостоятельное государство, история развития велоспорта вплоть до определённого момента является общей и для Украины, и для России. Поэтому мы бесспорно можем гордиться тем, что велосипедный первенец родился именно в Росии. Но изобретение талантливого самоучки крепостного мастера Артамонова не нашло применения. И потому первые велосипеды, появившиеся в России в конце 60-х годов XIXв., были продукцией заводов Англии и Германии. В 1880г. Петербургская городская управа зарегистрировала около 100 велосипедов, а через 2 года они появились в Москве. Для булыжной мостовой они были мало пригодны. К тому же езда на них в городе была строжайше запрещена. Первое официальное состязание было проведено в Москве 24 июля 1883г. на двух дистанциях 1,5 и 7,5 верст.
Фактически они носили международный характер. В состязаниях участвовали американский, австрийский и английские спортсмены. 1883 год и отмечается как дата рождения велосипедного спорта в России. Вторым по значению для развития отечественного велоспорта было соревнование, состоявшееся 23 сентября 1884г. на Царском Лугу (Марсовом поле) в Санкт-Петербурге. Эти выступления ускорили создание Московского и Петербургского обществ велосипедистов-любителей. Уже в 1882г. в Петербурге было создано первое русское велосипедное общество. Устав Петербургского общества велосипедистов-любителей был утвержден 5 декабря 1884 года.
В 1886г. появилась первая конструкция современного велосипеда с колесами одинакового диаметра и цепной передачей на заднем колесе. Эта веломашина вытеснила «пауки» и увлечение велоспортом начало быстро расти. Центрами велосипедной жизни стали города Рига, Киев, Одесса. Вначале состязания проводили на ипподромах и шоссе. В дальнейшем на средства общества и крупных предпринимателей были выстроены циклодромы (треки). В 1891г. в Москве был построен трек, покрытый цементом. В Петербурге действовал деревянный трек длиной 250 м, который собирался за полчаса. В Одессе в 1894г. был построен первый велотрек с асфальтовым покрытием длиной 360 м.
Важнейшим событием в спортивной жизни России явился розыгрыш в 1891г. звания «Первый ездок России». Его назвали первым «Всероссийским чемпионатом». В Москву съехались сильнейшие гонщики Петербурга, Киева, Одессы. В программе была гонка на дистанции 7,5 версты, считавшейся тогда классической. Подобные соревнования были проведены потом в 1892 — 1894г.г. в Москве. Велосипед становится массовым увлечением.
В 1894г. впервые был проведен интереснейший марафон от Москвы до Нижнего Новгорода, но шоссе оказалось таким разбитым, что только двое спортсменов доехали до Волги. Надо отметить и рождение в 1895г. самой тяжелой и длительной гонки Петербург — Москва. Победителем ее стал волевой и выносливый гонщик М. Дзевочко.
Петербургский гонщик М. Дьяков в течение нескольких лет достойно представлял Россию на международной арене. Так, с первенства мира 1896г., состоявшегося в Копенгагене, он вернулся вторым призером в лидерской гонке на 100 км и занял первые места в гонках на 1 и 10 миль. А. Панкратову принадлежит приоритет первого русского велосипедиста, свершившего в 1911 — 1913г.г. кругосветное путешествие по маршруту, который официально утвердил Международный Союз велосипедистов. А. Бутылкин, Г. Вашкевич, П. Ипполитов, П. Степанов-Калашников, С. Уточкин — все эти спортсмены стали гордостью нашего велоспорта.
Велосипедная лихорадка гонок, охватившая в конце XIXв. Западную Европу и Америку, перекинулась в Россию. Зритель охотно шел на велогонки. Велосипедный спорт был в расцвете славы. Но тут в прибыльное дело вмешались крупные торговые фирмы. Они Скупали лучших гонщиков и превратили велосипедные соревнования в чисто коммерческое предприятие, торговые махинации целиком переносятся на спортивную арену. Пропадает спортивный интерес, гонки перестают привлекать зрителей. «Через 20 лет после сенсационного события на Московском ипподроме в 1883г. от велосипедного спорта ничего не осталось», — так писал прославленный велосипедист П.Ипполитов.
После Октябрьского переворота (1917г.) Тульский трек оставался единственным в стране действующим «велосипедным островком». В 1918г. Тульский губернский олимпийский комитет совместно с Московским кружком велосипедистов организовал в Туле розыгрыш первого чемпионата Советской России. Этим было положено начало развития велосипедного спорта в РСФСР.
Двадцатые годы… Первая гонка по Московскому Садовому кольцу, тогда еще вымощенному крупным булыжником, первая встреча гонщиков Москвы и Петрограда, первый чемпионат Сибири, всеукраинская олимпиада в Харькове, первый чемпионат страны, проведенный в 1923г. на Московском ипподроме: соревнования на треке, а на шоссе — в 1928г. Резкий толчок развитию советского велосипедного спорта дала Всесоюзная спартакиада 1928г. (победитель спринтерской гонки А. Куприянов в течение многих лет занимал пост вице-президента УСИ и ФИАК). 12 августа 1937г. в Москве стартовала первая советская многодневная гонка.
На олимпийской трассе впервые русские велосипедисты выступили в Стокгольме в 1912г. Из 12 гонщиков только один велосипедист закончил 320-километровую гонку, он был 60-м. В 1926г. российские гонщики впервые участвовали в матчах с зарубежными спортсменами — членами рабочих спортивных организаций. Тогда наши велосипедисты убедительно победили на состязаниях в Париже и Бермене. Однако официальный счет выступлениям на международной арене был открыт лишь в 50-е годы, после признания наших гонщиков Международным союзом велосипедистов в 1952г. А в Международную любительскую федерацию велоспорта СССР входит с 1965г.
Первым советским рекордсменом мира в гонке на треке на 1 км с ходу был Р.Варгашкин. Олимпийский дебют советских гонщиков состоялся в 1952г., но был неудачным. За горечью первых неудач пришла радость первых побед. Первым советским олимпийским чемпионом по велосипедному спорту стал В. Капитонов.
Долгие годы советские гонщики, переживая неудачи, шли к олимпийской победе. В 1976 и 1980г.г. сборная СССР стала олимпийским чемпионом в шоссейной командной гонке, а в групповой гонке на 189 км победу праздновал С. Сухорученков. Отличились наши гонщики и в командной гонке преследования на 100 км на олимпийском треке в Крылатском.
На Олимпийских играх 1988г. советские велосипедисты завоевали 4 золотые медали, причем А.Кириченко победил в гите — номере программы, в котором наши мастера никогда прежде не поднимались на верхнюю ступень олимпийского пьедестала почета. Надо отметить и победу Эрики Салумяэ из Таллинна, которая выступала за команду СССР, в спринтерской гонке для женщин, впервые включенной в олимпийскую программу. В 1996г. золото России завоевала Зульфия Забирова в индивидуальной гонке на время.
В настоящее время, чтобы на равных бороться с ведущими велосипедными странами необходимо, по мнению специалистов, делегировать как можно больше украинских велосипедистов в зарубежные профессиональные команды или создавать собственные профессиональные команды, решая вопросы финансирования на государственном уровне.
Перечень ссылок
1. История велоспорта [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://www.infosport.ru/panorama/cycling/history.htm
2. История велоспорта [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://www.x-team.ru/articles/8274.html
3. История велоспорта [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://uabike.com/index.php?newsid=1139384838
4. История велоспорта [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://x-lifestyle.com/velo-history/23-2009-02-11-10-03-13
5. История велоспорта [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Рудель,_Ганс-Ульрихhttp://bike.web-3.ru/studyhall/?act=full&id_article=282
6. Типы велосипедов [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://velopiter.spb.ru/tech/types.htm
7. Википедия. Велосипедный спорт. [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Велоспорт
Интересная информация по теме
8. Велосипеды. Что такое велосипед? [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://bike.web-3.ru/whatisbike/
9. Велосипеды. Велоспорт [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://bike.web-3.ru/velosport/
10. Велосипеды. Типы велосипедов. [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://bike.web-3.ru/biketypes/
11. Легенды советского спорта. Капитонов, Виктор Арсеньевич [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://akter.kulichki.net/sport/cycling/kapitonov.htm
12. Велоднепр. Интересные и занимательные факты из истории велоспорта [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://velodnepr.dp.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=87&Itemid=54
13. Велоднепр. Ярослав ПОПОВИЧ [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://velodnepr.dp.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=465&Itemid=1
14. Велоднепр. Мемориал Кивилёва [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://velodnepr.dp.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=90&Itemid=52
15. Велоднепр. Вячеслав Екимов [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://velodnepr.dp.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=36&Itemid=53
16. Велоднепр. Сергей Гончар [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://velodnepr.dp.ua/index.php?option=com_content&task=view&id=107&Itemid=53
17. Люди. Лэнс Армстронг [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://www.peoples.ru/sport/cycling/armstrong/
18. Всё о велоспорте. [Электронный ресурс] — Режим доступа к статье:
http://moikompas.ru/compas/velosport
|