ДонНТУ      Портал магистров ДонНТУ     

Магистр ДонНТУ Колоколова Наталия Александровна

Колоколова Наталия Александровна

Механический факультет

Кафедра: «Механическое оборудование заводов черной металлургии»

Специальность: «Металлургическое оборудование»

Тема индивидуального раздела:

«Цирковое искусство»


Автобиография     Реферат     Библиотека     Ссылки     Отчет о поиске

Цирковое искусство

    Эту тему индивидуального задания я выбрала потому что она мне очень близка. Я занималась в цирковом коллективе больше 8 лет. Это необычное и разностороннее занятие. Ведь все мы ходили в цирк и с тревогой наблюдали за трюками цирковых артистов. И даже сейчас попадая туда мы снова окунаемся в сказку.

    Цирк, как вид искусства сложился на основе трудовых процессов, народных празднеств, спортивных, главным образом конных, состязаний, деятельности школ верховой езды. В основе цирковых выступлений - преодоление сложнейших физических препятствий, а также комические приёмы, в большинстве случаев заимствованные ещё от скоморохов и комиков народных балаганов. По своей природе Ц. всегда эксцентричен. Его главное выразительное средство - трюк, действие, лежащее за пределами обычной логики. Сочетание трюков с приёмами актёрской игры создаёт номер. Цирковое представление состоит из номеров - отдельных законченных выступлений одного или группы артистов. Каждый номер, как правило, отличается необычностью поведения человека и животного: артисты ходят и танцуют на проволоке, стоят головой на голове партнёра, разыгрывают сценки на спине скачущей лошади, морской лев жонглирует мячом, лошади исполняют вальс. Музыкальные эксцентрики играют на скрипке, держа её за спиной, на балалайке, используя скрипичный смычок, на метле, пиле, дровах и др. Цирковой артист в своём жанре создаёт определённый образ; в этом ему помогают костюм, музыка, свет, специальная аппаратура, режиссёрская организация номера. В тематических сюжетных представлениях также используются трюки, при их помощи строится и развивается сюжет.
    Специфика всех цирковых жанров основана на демонстрации необычных навыков и умений, превышающих способности среднего человека и выходящих за рамки обыденного. Именно потому первоосновой циркового искусства является трюк, основанный на эксцентрике (от лат. ex – вне и centrum – средоточие, центр).

Истоки возникновения и популярности циркового искусства

    Становление и развитие циркового искусства неотделимо от общей истории цивилизации и прочно вписано в ее контекст. Происхождение цирка связано с обрядами, играми, с особенностями быта и образа жизни народа, а также с возникновением новых ремесел и профессий, и даже – с основами рекламы.
    Так, пантомима развивалась из ритуальных обрядов первобытного общества, призванных обеспечить удачную охоту. Чревовещание (т.н. «энгустримизм» или «вентрология») идет от камлания шаманов, свершающих культовое действо.

    Укротители ведут свою родословную от гладиаторов, сражавшихся на арене с дикими зверями, а также – от первых христиан-мучеников, отдаваемых в Древнем Риме на публичное растерзание львам и тиграм.
    Конный цирк берет свое начало от античных гонок колесниц и конных ристалищ, бывших любимым развлечением древних римлян; позже, начиная с 16 в. развитию конного цирка способствовали многочисленные школы верховой езды, связанные с необходимостью особой подготовки всадников, участвующих в конных боях. А вот другая разновидность конного цирка, джигитовка, появилась и окрепла в среде кочевых народов Востока, так как связана с совершенно иными навыками верховой езды.

    Прежде всего, популярность циркового искусства связана с тягой человека к совершенству, к чуду, к мечте, уводящей за пределы обычной жизни и открывающей новые возможности. Артисты цирка демонстрируют силу, ловкость, смелость, недоступные обычному зрителю. Они жонглируют гирями и поднимают огромные тяжести («силовые акробаты»); показывают необычайную гибкость («каучук»); глотают огонь или дрессируют змей («факиры»); летают по воздуху («воздушные гимнасты»); жонглируют самыми разнообразными предметами, в том числе – ногами («икарийские игры»); находят общий язык с домашними животными («дрессировщики») или вступают в непосредственный контакт с дикими животными («укротители»). Выдающиеся возможности вызывают у зрителей восхищение и гордость.
    Вторая причина популярности цирка основана на более низменных чувствах: желании «пощекотать нервы», ощутить опасность, подстерегающую циркового артиста; на подсознательно ощущаемой возможности оказаться свидетелем несчастного случая. Это, несомненно, является рудиментом наивно-жестоких воззрений первобытного строя и языческих обычаев античности. Классическое требование римской черни: «Хлеба и зрелищ!» (лат. «Panem et circenses») в дословном переводе означает: «Хлеба и цирковых игр», и связано непосредственно с кровавыми гладиаторскими боями и травлей диких зверей. С распространением христианства и формированием принципов современной этики подобные воззрения закономерно перешли в категорию «социально неодобряемых». Однако и сегодня цирковое искусство в определенной степени эксплуатирует подобное архаическое чувство. Недаром в языке бытует устойчивое словосочетание «смертельный номер», идущее от старой рекламы цирковых представлений; а предметом гордости многих воздушных гимнастов и сегодня является работа «без страховки» – натянутой сетки или т.н. «лонжи» (страховочного троса, прикрепленного к поясу гимнаста).

    Третья, не менее важная причина популярности циркового искусства кроется в злободневности его отдельных жанров, и особенно – клоунады. «Шут», «гаер», «паяц», «дурак» – это, по сути, синонимы слова «клоун». Хотя официально признанной главной функцией подобного персонажа являлось развлечение публики, традиционно шуты присваивали себе право говорить о самых сложных и актуальных проблемах современности. При этом они имели возможность обращаться практически к любым категориям населения: от кесарей (придворные шуты) до самых нижних социальных слоев (странствующие комедианты). В условиях жесткого цензурного гнета (будь то времена инквизиции или диктатуры) это был единственный способ сказать правду. Конечно, профессия шута была сопряжена с опасностью для жизни; однако преувеличенно наивная манера подачи злободневной информации давала клоуну большие шансы остаться в живых.
    Первый известный нам стационарный цирк – Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Собственно, конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула. Позднее здесь возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Здание украшалось статуями, бронзой, позолотой; появлялись привилегированные места для знатных римлян, сенаторов, позже – императорская ложа. Увеличивалась площадь арены, количество загонов для размещения лошадей и диких зверей, а также количество мест для зрителей. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тыс. человек. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.

    Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как, собственно, и в Древней Греции, Византии, Китае и др. странах) были известны и бродячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях, и воплощали принципиально иной вид циркового искусства – незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям.
    Первый известный нам стационарный цирк – Большой цирк (Circus Maximus), названный в 7 году до н.э. одним из чудес Рима. Его здание трансформировалось и перестраивалось на протяжении нескольких веков. Собственно, конные ристалища проводились на этом месте еще со времен Ромула. Позднее здесь возникли деревянные постройки, постепенно заменявшиеся мраморными и приобретавшими всю большую пышность. Здание украшалось статуями, бронзой, позолотой; появлялись привилегированные места для знатных римлян, сенаторов, позже – императорская ложа. Увеличивалась площадь арены, количество загонов для размещения лошадей и диких зверей, а также количество мест для зрителей. Во времена поздней Империи считалось, что там может разместиться от 150 до 385 тыс. человек. Большой цирк был самым крупным, но не единственным в Риме.

Акробатка
Рисунок 1 - Акробатка

    Все стационарные цирки в определенном смысле можно назвать проводниками официального искусства развлечений. Незамысловатые жестокие и кровавые зрелища (масштабные гладиаторские бои, травля диких зверей и гонки колесниц) пользовались безусловной популярностью во всех слоях общества.
    Однако есть исторические сведения о том, что в Древнем Риме (как, собственно, и в Древней Греции, Византии, Китае и др. странах) были известны и бодячие цирковые труппы, состоящие из акробатов, эквилибристов, жонглеров. Они давали представления на городских и сельских площадях, и воплощали принципиально иной вид циркового искусства – незамысловатый, мобильный, адресованный только беднейшим слоям.
    Собственно, это разделение на «официальное» и «демократичное» направления существовало в цирковом искусстве Европы до начала 19 в. В стационарных и полустационарных цирках культивировались пышные зрелищные представления, приспособленные ко вкусам аристократической публики: искусство наездников и дрессировки лошадей, театрализованные феерии, прославлявшие конные маневры и сражения, и т.п. А в балаганах и на площадях давали свои представления акробаты, гимнасты, эквилибристы, клоуны-фигляры

Цирковая артистка
Рисунок 2 - Цирковая артистка

Эквилибр на проволоке

Рисунок 3 - Эквилибр на проволоке

    В 1807 в Париже открылось вновь выстроенное здание Олимпийского цирка, куда из балаганов переходит ярмарочный акробат Ж.Б.Ориоль, соединивший акробатику и эквилибристику с приемами клоунады. Это стало началом нового этапа развития циркового искусства. Цирк уверенно пошел по пути синтеза всех возможных жанров в одном представлении. А с середины 19 в. увеличение количества цирковых жанров и расширение технических возможностей пошло семимильными шагами.

    Уже к началу 20 в. структура циркового представления кардинально меняется. В стационарном цирке появляются коверные клоуны и клоуны-дрессировщики. Из зверинцев в цирк переходят укротители. Огромный скачок происходит в жанре воздушной гимнастики: после введения страховочной сетки появляется возможность качественного усложнения трюков. В воздушной гимнастике появляется новое амплуа – т.н. «ловитор» (артист, страхующий и ловящий летящих партнеров), и впервые исполняется номер «перекрестный полет». Происходит и переворот в искусстве канатоходцев: пеньковый канат заменяется неизмеримо более прочным металлическим тросом, что дает возможность исполнять на канате сложные акробатические пирамиды. Появляется новый жанр: икарийские игры. В начале 20 в. новый атрибут получают акробаты и гимнасты: подкидную доску, увеличивающую высоту прыжка. А с технической революцией начала 19 в. коренным образом трансформируются и множатся номера и аттракционы, основанные на использовании техники: от «гонок по вертикальной стене» до «полета из пушки на луну»; от «феерий на воде» до бурного всплеска новых возможностей «иллюзиона»[2]

Канатоходцы
Рисунок 4 - Канатоходцы

Жонглирование

    ЖОНГЛИРОВАНИЕ (от франц. jongleur -странствующий комедиант, танцор, поэт, акробат, канатный плясун в ср. века Франции), вид худ. деятельности, основанный на умении в определённом ритме подбрасывать и ловить на лету разнообразные предметы.
    Первое документальное свидетельство о жанре относится к 1900 до н. э. В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами. Др. греческий историк Ксенофонт рассказал о сиракузской танцовщице, которая жонглировала 12 обручами. Др. римляне видели в жонглировании средство, способствующее развитию ловкости в обращении с боевым оружием. Артистов, жонглировавших тяжёлыми мечами, щитами, копьями и острыми ножами, они называли «вентилаторами», а жонглёров мячами -«пилариусами». Сохранилось упоминание о юной артистке, жонглировавшей горящими факелами. В выступлениях средневековых жонглёров появились новые предметы реквизита: игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки. В выступлениях жонглёров древнего Китая отчётливо видна связь с трудом крестьян и ремесленников. Распространённый на Востоке способ ношения поклажи на голове китайцы превратили в оригинальное жонглирование тяжёлыми фарфоровыми вазами. А приём вращения тарелок на бамбуковых тростях вырос из трудового навыка гончаров, проверяющих правильность центровки изделий. Японцы соединили жонглирование с фокусами. На этом синтезе построен репертуар японских жонглёров с волчками, веерами и жонглёров с искусств, носами. Стиль выступлений японских артистов отличает театр, приподнятость и торжеств, церемониальная манера подачи трюков.
    Жонглирование становится одним из основных цирковых жанров и характеризуется многообразием форм, стилей, технических приёмов и реквизита. Современное жонглирование разделяется на два основных художественных направления: классическое и бытовыми предметами. Классические жонглёры работают со специально приспособленными предметами реквизита. Это мячи, палочки, факелы, тарелки, кольца, булавы. Удобная форма этих предметов позволяет исполнителям оперировать их большим количеством. Классическое жонглирование подлинная вершина жанра. Его лучшие представители: Э. Растелли, М. Труцци, К.Никольский, Ф. Брюн, А. Кисе, Н. Ширай, Э. Аберт, Е. Биляуэр, С.Игнатов, Э. Гатто.
    Расцвет искусства жонглирования бытовыми предметами связан с появлением на рубеже 19-20 вв. салонных жонглёров. Они выходили на манеж во фраках, смокингах, визитках и жонглировали цилиндрами, сигарами, бильярдными киями, канделябрами, предметами ресторанного обихода. Наиболее распространённой жанровой формой их номеров становится сюжетная сценка: «В парижском ресторане» (Аугуст), «Ужин у «Максима» (Перецофф), «Сцена в ресторанной кухне» (Пантцер) и др. салонным Ж. связано появление номеров комич. жонглёров. К. Репп создал сатирическую пародию на короля-забулдыгу, который жонглировал символами королевской власти - короной, державой, скипетром. К. Баггесен выступал в образе неловкого официанта, роняющего и разбивающего тарелки. Т. Хирн играл самого ленивого жонглёра в мире, а Ч. Ребла - жонглёра, ненавидящего свою профессию. Из российских комических жонглёров успехов добились О. Попов, Л. и Г. Отливанник, А. Фриш, Б. Оплетаев, В. Прохоров и К. Устьянцев.
    Первое документальное свидетельство о жанре относится к 1900 до н. э. В гробнице египетского фараона Хнумхотепа II в Бени-Хасане археологи обнаружили рельефное изображение девушек, жонглирующих мячами. Др. греческий историк Ксенофонт рассказал о сиракузской танцовщице, которая жонглировала 12 обручами. Др. римляне видели в жонглировании средство, способствующее развитию ловкости в обращении с боевым оружием. Артистов, жонглировавших тяжёлыми мечами, щитами, копьями и острыми ножами, они называли «вентилаторами», а жонглёров мячами - «пилариусами». Сохранилось упоминание о юной артистке, жонглировавшей горящими факелами. В выступлениях средневековых жонглёров появились новые предметы реквизита: игральные кости, бубны, курительные трубки, фарфоровые тарелки. В выступлениях жонглёров древнего Китая отчётливо видна связь с трудом крестьян и ремесленников. Распространённый на Востоке способ ношения поклажи на голове китайцы превратили в оригинальное жонглирование тяжёлыми фарфоровыми вазами. А приём вращения тарелок на бамбуковых тростях вырос из трудового навыка гончаров, проверяющих правильность центровки изделий. Японцы соединили жонглирование с фокусами. На этом синтезе построен репертуар японских жонглёров с волчками, веерами и жонглёров с искусств, носами. Стиль выступлений японских артистов отличает театр, приподнятость и торжеств, церемониальная манера подачи трюков.
    Со 2-й половины 20 в. салонный стиль в жонглировании трансформируется в новое худ. направление, представителей которого стали называть «трёхпредметниками», т. к. они жонглируют лишь тремя предметами: шляпами, сигарными коробками, мячиками. Работу их отличает искромётный темп, комбинационность и неожиданные связки между трюками. Среди выдающихся мастеров этого направления: Б. и К. Кремо, Р. Швейцер, С. Заболотный, А. Николаев.
    Отдельную жанровую разновидность представляют номера групповых жонглёров, которые жонглируют предметами, перебрасываясь ими между собой. Такой вид работы называется «жонглирование в перекидку». Самым распространённым реквизитом у групповых жонглёров стала булава. Прогресс жонглирования вперекидку во многом связан с российскими жонглёрами, которых отличают высокая техника, позволяющая жонглировать большим количеством предметов, и разнообразие художественном и композиционном решения номеров (жонглёры Оскал-Оол, «жонглёры на кабриолете» Боркис, «жонглёры на мачтах» Грачёвы, «жонглёры с колпачками» Инякины, «жонглёры на стрелах» Афанасьевы).

    С древнейших времён артисты научились соединять жонглирование с искусством танца. Персидские танцовщицы «базигер» во время танца удерживали на голове и в руках сосуды, наполненные жидкостью. В современном цирке широкое распространение получили номера, основанные на синтезе жонглирования и национальных танцев (Н. Ширай, Ф. Брюн, Б. Бреслер, С. Складана).
    К жанру жонглирования относятся также номера, развивающие принципы народных или спортивных игр. Они так и называются - «игра с диаболо», «игра с волчками» и др. На основе детской игры с мячиками А. Стрит в 1898 изобрёл оригинальный способ жонглирования мячиками, бросая их в пол и в стенку. Среди его последователей выдающихся результатов добилась К. Гультини, которая бросала в пол 8 мячиков. Этот вид жонглирования получил оригинальную интерпретацию у американца М. Мошена, который увеличивает не количество мячей, а число плоскостей, отражающих мячи, жонглирует ими в замкнутом пространстве треугольника. Немецкий артист В. Петцольд, используя приёмы игры на бильярде, создал оригинальный номер жонглёров-бильярдистов «Азра». В России с подобным номером выступали жонглёры Белоусовы. Американец У. Эверхарт придумал номер фигурного катания велосипедных ободьев по полу. Идеи его получили развитие у немецких артистов О. и П. Реннер и их сына Б. Рамсона. Много новшеств в работу с большими обручами внесли В. Царьков и В. Кулаков. Немецкий артист В. Беландини изобрёл оригинальный способ жонглирования пинг-понговыми шариками, выдувая и ловя их ртом.
    Отдельную группу составляют жонглёры, работающие с тяжёлым реквизитом. Их называют крафт-жонглёрами или силовыми жонглёрами. Особая специфика присуща жонглёрам, работающим ногами.[1]

Жонглирующий клоун
Рисунок 5 - Жонглирующий клоун


Перечень ссылок

    1. В мире цирка и эстрады. Жонглирование http://Ruscircus.ru/Жонглирование

    2. Словари и энциклопедии на Академике http://dic.academic.ru



Вверх


Портал магистров ДонНТУ     Автобиография     Реферат     Библиотека     Ссылки     Отчет о поиске     ДонНТУ