Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсив-ности
изнашивания трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и для лучшего
отвода тепла трущиеся поверхности деталей должны иметь надежное смазывание. Смазывание - подведение
смазочного материала к поверхностям трения. Смазочный материал – материал, вводимый на поверхности трения для
уменьшения силы трения и (или) интенсивности изнашивания. Наиболее широко в технике используются жидкие и
пластичные смазочные материалы. Менее распространены твердые и газообразные смазочные материалы. Между поверхностями трения при смазке возникает слой из смазочного
материала, который сопряжен с трущимися поверхностями. Вследст-вие относительного движения деталей
в смазочном слое возникают на-пряжения сдвига - отдельные слои смазочного слоя скользят относительно
друг друга, определяя силу трения. Соответственно, вязкость - мера трения между слоями жидкости (рисунок 1). При работе механизма масло постепенно загрязняется продуктами износа трущихся деталей. С течением времени масло стареет, свойства его ухудшаются. Главная причина старения масла - окисление. Скорость окисления в большой степени зависит от температуры, с увеличением температуры на 100С скорость окисления увеличивается вдвое, соответ-ственно вдвое сокращается срок службы масла. Приближенно можно счи-тать, что срок службы минерального масла составляет 30 лет при 300С, 15 лет при 400С, и так далее. Если проводить качественный и количественный контроль продуктов износа и состояния смазочного материала, можно не только установить источник поступления продуктов износа, но и продлить срок службы механизма благодаря своевременной замене отработанного масла.[1, 2] Присадки: Вязкостные - изменяют вязкость при повышении температуры. Моющие – удаляют загрязнения на стенках трубопровода. Дисперсионные - понижают температуру застывания. Антизадирные - содержат серу, хлор, фосфор, образуют нестойкие соединения, защищающие поверхность металла от схватывания. Синтетические масла обладают несколько большей текучестью, по-тому легче просачиваются через неплотности в соединениях. Течь саль-ника свидетельствует не об «агрессивности» масла, а о том, что рабочая кромка манжета уже основательно изношена. Быстрое потемнение масла свидетельствует о хороших моющих свойствах. Промывочное масло или специальная моющая добавка при замене масла используется при переходе с минерального сорта на «синтетику». В остальных случаях высокие моющие свойства масла практически ис-ключают образование каких-либо отложений. При выборе масла по качественному уровню главным критерием служит указание заводской инструкции. Использование масел более вы-сокого класса не будет заметено удлинять сроки замены масла и значи-тельно снижать износ деталей. Применяемое масло должно быть точно выбранным по вязкости и оптимальным по качественному уровню.[1] Список источников 1. В.А.Сидоров. Механическое оборудование. Техническое обслуживание и ремонт (краткие заметки) – Донецк, 2007. – 270 с., 114 илл., 43 табл.
|