Магистр ДонНТУ Матиенко Е.В.


ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА В ВУЗЕ

МАТИЕНКО Е.В.

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ




    Качество высшего образования - одна из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность страны. Оценивая его уровень в Украине, приходится констатировать, что оно пока не достигло уровня международных стандартов. А большая часть работодателей высказывают мнение о том, что вузы мало уделяют внимания привитию профессиональных умений и практических навыков. Какие меры необходимо предпринять, чтобы дипломы украинских вузов котировались за рубежом? Какой положительный опыт уже накоплен по этому вопросу?.

    Рост конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг привело к тому, что приоритетом в организации образовательных услуг становится ориентация на потребителя. Этому способствует и предстоящее вхождение Украины в мировое образовательное пространство. Вот почему в последнее время вопросам разработки и внедрения системы менеджмента качества в вузах уделяется особое внимание. В 1999 году министрами образования 29-ти европейских государств была подписана Болонская декларация, провозгласившая создание единого европейского образовательного пространства.

    Цель начавшегося впоследствии Болонского процесса - сопоставимость и признание дипломов и квалификаций, обеспечение мобильности студентов и персонала на рынке труда, усиление конкурентной способности европейского высшего образования. В связи с этим важнейшими принципами становятся постоянное улучшение качества образования, рациональное сочетание академического качества и прикладного характера образовательных услуг. В соответствии с программным документом ЮНЕСКО “Реформа и развитие высшего образования” (1995 г.) качество образования рассматривается как многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности вуза и включающая в виде важной составляющей возможность выпускника быстро и эффективно включиться в трудовую деятельность в интересах общества, работодателя и в соответствии с собственными потребностями.
    К основным факторам, влияющим на качество образования, могут быть отнесены:

    • Cистема управления вузом

    • содержание образовательных программ

    • квалификация и мотивация деятельности
      профессорско-преподавательского состава, организация учебного процесса

    • технологии обучения

    • материально-техническое обеспечение
      образовательного процесса

    • воспитательная работа

    • учет потребностей рынка труда в выпускаемых
      специалистах и организация связей с работодателями

    • организация контроля образовательного
      процесса и его результатов.

    В настоящее время многими высшими учебными заведениями Украины, стремящимися соответствовать современным и перспективным требованиям, осуществляется комплекс мероприятий по интеграции образования, науки и производства, развитию связей с рынком труда. Особое внимание уделяется соответствию подготовки выпускаемых специалистов реальным потребностям рынка труда и их трудоустройству по специальности, приобретенной в образовательном учреждении. Поскольку контроль в системе качества образования распространяется как на образовательный процесс, так и на все виды деятельности вуза, то повышению уровня качества образования и эффективности управления вузом будет способствовать поэтапное внедрение собственной, тщательно продуманной и актуальной для каждого конкретного вуза системы менеджмента качества (СМК). СМК разрабатывается на основе требований, предъявляемых со стороны общества, государства и потребителей услуг, предоставляемых вузом.

    Сертификация системы менеджмента качества ВУЗа в соответствии с требованиями стандартов семейства ИСО 9000 обеспечивает следующие образовательным учреждениям преимущества:

    • устойчивая оценка качества образования

    • обеспечение выполнения требований к качеству образования, предъявляемых всеми заинтересованными сторонами (государством, обществом, потребителями образовательных услуг)

    • выявление потенциалов развития и улучшений

    • повышение конкурентоспособности образовательного учреждения как на российском, так и на международном уровне

    • управление рисками с целью их минимизации

    • рост экономической эффективности деятельности образовательного учреждения за счет оптимизации процессов

    • выполнение специфических требований заинтересованных сторон

    Формируемая система менеджмента качества должна соответствовать международным, национальным стандартам, рыночным потребностям рассматриваемой сферы, что обеспечит её конкурентоспособность. Конкурентоспособность должна обеспечиваться и хорошей репутацией (брэндом) университета на рынке образовательных услуг и научно-технических разработок среди ВУЗов как Украины, так и стран Европы в целом. Разработку системы менеджмента качества вуза следует начать с выбора терминов и определений. Сопоставление современного определения образовательная услуга с определением Минобразования Украины качество образования, приводит к тому, что образовательную услугу следует рассматривать в двух аспектах: 1. Знания, умения и навыки студентов и выпускников вуза в соответствии с требованиям государственного образовательного высшего профессионального образования 2. Характеристики системы обеспечения качества, определяющиеся качеством процессов и ресурсов вуза. Если десять-пятнадцать лет назад превалировала ценность первого аспекта, и для Минобразования Украины, и для студентов, то сейчас вхождение нашей страны в рыночную экономику приводит к увеличению доли платного образования, росту конкуренции среди вузов, повышению уровня требований к образовательным услугам. Поэтому стремительно возрастает роль второго аспекта образовательной услуги

    Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в вузах и ссузах, являются: отсутствие методологии ее создания, адаптированной к украинскому образовательному стандарту; дефицит специалистов-разработчиков; недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения систем менеджмента качества (СМК) в вузе. В конце моего доклада хотелось бы отметить, что несмотря на все кажущиеся трудности, СМК в вузе необходимо внедрять и наиболее важными этапами внедрения СМК в ВУЗе являются подготовка и мотивация персонала, обучение уполномоченных по качеству, менеджеров и аудиторов. Важными факторами внедрения СМК являются осознание каждым сотрудником своей роли, ответственности, полномочий в рамках СМК ВУЗа и обязательное привлечение студентов, как основных потребителей образовательных услуг.