Качество высшего образования - одна из важнейших характеристик, определяющих конкурентоспособность страны.
Оценивая его уровень в Украине, приходится констатировать, что оно пока не достигло уровня международных стандартов. А большая часть работодателей высказывают мнение о том, что вузы мало уделяют внимания привитию профессиональных умений и практических навыков. Какие меры необходимо предпринять, чтобы дипломы украинских вузов котировались за рубежом? Какой положительный опыт уже накоплен по этому вопросу?.
Рост конкуренции в сфере образования, ужесточение требований со стороны самих потребителей к качеству образовательных услуг привело к тому, что приоритетом в организации образовательных услуг становится ориентация на потребителя. Этому способствует и предстоящее вхождение Украины в мировое образовательное пространство. Вот почему в последнее время вопросам разработки и внедрения системы менеджмента качества в вузах уделяется особое внимание.
В 1999 году министрами образования 29-ти европейских государств была подписана Болонская декларация, провозгласившая создание единого европейского образовательного пространства.
Цель начавшегося впоследствии Болонского процесса - сопоставимость и признание дипломов и квалификаций, обеспечение мобильности студентов и персонала на рынке труда, усиление конкурентной способности европейского высшего образования. В связи с этим важнейшими принципами становятся постоянное улучшение качества образования, рациональное сочетание академического качества и прикладного характера образовательных услуг.
В соответствии с программным документом ЮНЕСКО “Реформа и развитие высшего образования” (1995 г.) качество образования рассматривается как многосторонняя концепция, охватывающая все основные функции и виды деятельности вуза и включающая в виде важной составляющей возможность выпускника быстро и эффективно включиться в трудовую деятельность в интересах общества, работодателя и в соответствии с собственными потребностями.
К основным факторам, влияющим на качество образования, могут быть отнесены:
-
Cистема управления вузом
содержание образовательных программ
квалификация и мотивация деятельности
профессорско-преподавательского состава, организация учебного процесса
технологии обучения
материально-техническое обеспечение
образовательного процесса
воспитательная работа
учет потребностей рынка труда в выпускаемых
специалистах и организация связей с работодателями
организация контроля образовательного
процесса и его результатов.
В настоящее время многими высшими учебными заведениями Украины, стремящимися соответствовать современным и перспективным требованиям, осуществляется комплекс мероприятий по интеграции образования, науки и производства, развитию связей с рынком труда. Особое внимание уделяется соответствию подготовки выпускаемых специалистов реальным потребностям рынка труда и их трудоустройству по специальности, приобретенной в образовательном учреждении.
Поскольку контроль в системе качества образования распространяется как на образовательный процесс, так и на все виды деятельности вуза, то повышению уровня качества образования и эффективности управления вузом будет способствовать поэтапное внедрение собственной, тщательно продуманной и актуальной для каждого конкретного вуза системы менеджмента качества (СМК). СМК разрабатывается на основе требований, предъявляемых со стороны общества, государства и потребителей услуг, предоставляемых вузом.
Сертификация системы менеджмента качества ВУЗа в соответствии с требованиями стандартов семейства ИСО 9000 обеспечивает следующие образовательным учреждениям преимущества:
-
устойчивая оценка качества образования
-
обеспечение выполнения требований к качеству образования, предъявляемых всеми заинтересованными сторонами (государством, обществом, потребителями образовательных услуг)
-
выявление потенциалов развития и улучшений
-
повышение конкурентоспособности образовательного учреждения как на российском, так и на международном уровне
-
управление рисками с целью их минимизации
-
рост экономической эффективности деятельности образовательного учреждения за счет оптимизации процессов
-
выполнение специфических требований заинтересованных сторон
Формируемая система менеджмента качества должна соответствовать международным, национальным стандартам, рыночным потребностям рассматриваемой сферы, что обеспечит её конкурентоспособность. Конкурентоспособность должна обеспечиваться и хорошей репутацией (брэндом) университета на рынке образовательных услуг и научно-технических разработок среди ВУЗов как Украины, так и стран Европы в целом.
Разработку системы менеджмента качества вуза следует начать с выбора терминов и определений. Сопоставление современного определения образовательная услуга с определением Минобразования Украины качество образования, приводит к тому, что образовательную услугу следует рассматривать в двух аспектах: 1. Знания, умения и навыки студентов и выпускников вуза в соответствии с требованиям государственного образовательного высшего профессионального образования 2. Характеристики системы обеспечения качества, определяющиеся качеством процессов и ресурсов вуза. Если десять-пятнадцать лет назад превалировала ценность первого аспекта, и для Минобразования Украины, и для студентов, то сейчас вхождение нашей страны в рыночную экономику приводит к увеличению доли платного образования, росту конкуренции среди вузов, повышению уровня требований к образовательным услугам. Поэтому стремительно возрастает роль второго аспекта образовательной услуги
Проблемами, сдерживающими внедрение системы менеджмента качества в вузах и ссузах, являются: отсутствие методологии ее создания, адаптированной к украинскому образовательному стандарту; дефицит специалистов-разработчиков; недостаток финансовых средств и знаний в области менеджмента качества, прежде всего, у высшего руководства вузов и недооценка практической пользы от внедрения систем менеджмента качества (СМК) в вузе.
В конце моего доклада хотелось бы отметить, что несмотря на все кажущиеся трудности, СМК в вузе необходимо внедрять и наиболее важными этапами внедрения СМК в ВУЗе являются подготовка и мотивация персонала, обучение уполномоченных по качеству, менеджеров и аудиторов. Важными факторами внедрения СМК являются осознание каждым сотрудником своей роли, ответственности, полномочий в рамках СМК ВУЗа и обязательное привлечение студентов, как основных потребителей образовательных услуг.