Обкатка зубьев цилиндрических колес обкатниками, полученными в пространственном станочном зацеплении

Кириченко И.А., Витренко В.А., Должков М.А.(ВУГУ, г. Луганск, Украина)


Электронная библиотека

      В технологии финишной отделки зубьев цилиндрических колес часто применяют холодную обкатку зубьев взамен зубошевингования. В отличие от зубошевингования при обкатке окончательная обработка боковых поверхностей зубьев зубчатого колеса осуществляется без снятия стружки посредством пластического деформирования металла в холодном состоянии.

      Во время процесса обкатки обрабатываемое зубчатое колесо и инструмент-обкатник, имеющий форму цилиндрического зубчатого колеса, находятся в беззазорном зацеплении. В результате взаимного относительного скольжения профилей зубьев заготовки и инструмента, на противоположных сторонах зуба материал припуска течет в разных направлениях. На ведомой стороне профиля зуба колеса металл перемещается от головки и ножки зуба к делительной окружности. В результате на делительной окружности происходит навалакивание металла - образуется выступ.

      На противоположной стороне зуба металл перемещается от де тельной окружности к головке и ножке зуба, в результате в зоне делит ной окружности появляется впадина. Кроме того, вследствие течения металла в сторону головки зуба, наружный диаметр обрабатываемого коп увеличивается. Различный характер деформаций и течения металла обеих сторонах зубьев создают трудности в получении симметрично профиля зуба обрабатываемого колеса. Чтобы получить удовлетворительные результаты, вводят различную коррекцию на каждой стороне зуба прикатника, что является сложной технологической задачей. При этом вели чину припуска под обкатку принимают небольшой, примерно меньше, чем под шевингование, который находится. В настоящее время разработано несколько технологических схем для обкатки зубьев.

      На станках, работающих при скрещивающихся осях, обеспечивается более равномерный перепад скоростей скольжения, но из-за точечного характера касания между обрабатываемым колесом и обкатником увеличивается интенсивность износа обкатника, в результате чего резко снижается его стойкость и в результате происходит потеря точности изделия.Кроме сказанного следует иметь в виду, что обкатник должен иметь подачу вдоль оси изделия.

Литература

  1. Производство зубчатых колес /Справочник под ред. Тайца Б.А. - М.: Машиностроение, 1975. - 728с.

  2. Сухорукое Ю.Н., Евстигнеев Р.И. Инструменты для обработки зубчатых колес методом свободного обката. - К.:"Техника", 1983. - 121с.

  3. Вітренко В.О. Гіпербобоідні інструменти для обробки i обладнання циліндричних прямозубих зубчатих коліс: Автореф. дис. д-ра техн. наук:05.03.04 / Націнальний політехнічний університет України. - К., 1995. - 32с


Электронная библиотека