В паре трения, образованной скользящими поверхностями, имеющими разные твердости НВ и 
размеры площадей трения S, можно различать два условия, связанные с расстановкой материалов 
по твердости:  
НВ1>НВ2,           S2>S1  
НВ1<НВ2,           S2>S1 
где HB1 и НВ2 - твердости одной и второй трущихся поверхностей, 
S1 и S2 -соответствующие величины поверхностей трения.
Пару с расположением материалов, удовлетворяющих первому условию, называют прямой парой 
трения, удовлетворяющим второму условию - обратной парой. В случае прямой пары трения по 
большей поверхности скользит более твердое тело, а в случае обратной пары трения - скользит 
более мягкое тело [3].
Зубчатая муфта предназначена для соединения несобсных валов. Это положение и погрешности 
изготовления зубчатого соединения приводят к перекосу осей втулки и обоймы и к кромочному 
контакту зубьев втулки и обоймы.
Выбор прямой и обратной пары — важная задача, которую приходится  решать конструктору при 
определении конструктивных параметров зубчатых муфт и физико-механических свойств материалов
 зубчатых втулок и зубчатых обойм.
Техническими   условиями   многих   изготовителей   зубчатых   муфт   не предусматривается  
 химико-термическая   упрочняющая   обработка  основных элементов конструкции зубчатых 
муфт - зубчатых обойм и втулок. Считается,  что незакаленные обоймы и втулки быстрее 
притираются и при этом создается | оптимальный    контакт    зубьев.    Наши    
исследования    показывают,    что большинство зубчатых муфт работают в режиме схватывания. 
Это указывает на актуальность создания прямой или обратной пары трения в зубчатых муфтах.
Созданием химико-термической обработкой различные твердости зубьев обоймы и втулки решается 
задача выбора прямой или обратной пары трения. При правильном выборе возникает возможность 
избежать таких отрицательных явлений при трении, как схватывание, задиры, заедание и др.
В случае прямой пары трения по большей поверхности зуба обоймы скользит более твердый зуб 
втулки, имеющий кромочный контакт. А в случае обратной пары трения мягкий зуб втулки 
скользит по более твердому зубу обоймы.  
Чтобы решить, какая пара трения - прямая или обратная - предпочтительнее, следует установить 
требования к паре в отношении надежности ее работы, износостойкости, экономичности в условиях 
эксплуатации. Недостаточная надежность пары трения в связи с расположением материалов может 
выразиться в проявлении схватывания или заедания. Опыт эксплуатации машин и лабораторные 
испытания показывают, что обратные пары трения более стойки против заедания, а при 
возникновении заедания имеют меньшее повреждение поверхностей.
Для создания обратной пары трения зубьев обоймы втулки необходимо зубья обоймы подвергать 
термоупрочняющей обработке. Это приводит к следующим преимуществам: меньшая опасность 
повреждения зубьев обоймы схватыванием, более быстрая приработка зуба втулки, имеющего 
меньшую поверхность и, как следствие, устранение кромочного контакта, благодаря созданию 
оптимальной поверхности зуба. Последнее обстоятельство может приводить к возникновению 
жидкостного трения.
Преимущества обратной пары трения зубьев в зубчатой муфте очевидны. Особенно эти преимущества
 проявляются в муфтах, работающих со значительными перегрузками. В условиях таких перегрузок 
работают прокатные станы, мостовые подъемные краны, угледобывающие комбайны и другие машины.
 При значительной перегрузке зубьев муфты пласти¬ческая деформация в обратной паре
не препятствует выполнению парой своих функций (не возникает схватывание, заедание), а в 
прямой паре работа муфты становится практически невозможной. Заедание и схватывание резко 
увеличивает коэффициент трения, приводит к увеличению усилий в валах соединяемых муфтой 
агрегатов, к дополнительной деформации валов, к увеличению смещения осей валов и, в итоге, к 
аварии машины.
Следовательно, дополнительные затраты на термообработку элементов муфты могут быть 
компенсированы повышением надежности и долговечности муфт.
Список использованой литературы
-  	Польченко В. В., Сурело М. А. Определение долговечности зубчатых муфт
с учетом износа и распределения нагрузки между зубьями. Прогрессивные
технологии и системы машиностроения: Сб. научных трудов. - ДонГТУ, 2000.
Выпуск 10.- с. 210-213.
 -  	Польченко В. В. К расчету зубчатых муфт на долговечность// Теория и
практика расчетов деталей машин на износ. - М.: Наука, 1983.
 -  	Основы трибологии (трение, износ, смазка): Учебник для технических
вузов. 2-е изд. переработ. и доп./ А. В, Чичинадзе, Э. Д. Браун, Н. А. Буше и др.;
Под общ. ред. А. В. Чичинадзе. - М.: Машиностроение, 2001.- 664 с., ил.