ДонНТУ> Портал магистров ДонНТУ

Шелудешова Александра Константиновна

Магистр ДонНТУ Шелудешова Александра Константиновна

Факультет: Механический
Специальность: Качество. Стандартизация. Сертификация

Об авторе Библиотека Ссылки Отчет о поиске Реферат

Приемы развития памяти

     Мне, как и другим студентам, постоянно приходится запоминать различную информацию. Порой это бывает достаточно сложно, особенно, если эта информация не вызывает большого интереса. Именно в этом и заключается вся трудность: когда мы интересуемся какими-либо фактами, они запоминаются сами собой, без всякого усилия. Но стоит только попытаться запомнить нужную, но сухую информацию, как перед нами возникает большая проблема.

     За годы своей учебы я практически не испытывала трудностей с запоминанием, но все же иногда встречались особенные ситуации. Довольно часто при подготовке к экзаменам по техническим дисциплинам приходилось запоминать сложные диаграммы, изображения и т. п. Это занимало много времени и не всегда удавалось, даже несмотря на то, что я всегда старалась как можно лучше разобраться и понять их.

     Однажды в студенческом общежитии мы готовились к очередному экзамену, и у меня никак не получалось в точности запомнить диаграмму. А вот моя соседка и подруга по первой специальности Лена Жирякова запомнила ее точь-в-точь, чем меня очень удивила. Она рассказала мне, что купила книгу, в которой приведены советы для быстрого запоминания, и провела ассоциацию между нашей диаграммой и консервной банкой, из которой высовывалась огромная рыба! Я посмотрела на диаграмму совершенно с другой стороны – она действительно напоминала эту странную картину! И что самое удивительное, я сразу запомнила все детали диаграммы! Мы с Леной еще несколько раз практиковали такой метод запоминания, и всегда получали отличный результат.

     После этого, увидев в магазине целый ряд книг по тренировке памяти, я приобрела для себя книгу «СуперПамять» Гарри Лорейна. О некоторых, на удивление быстрых способах, взятых из этой книги, я хотела бы рассказать.

     Одним из главных аспектов тренировки вашей памяти является наблюдательность. Другим, еще более важным аспектом, является способность к ассоциациям. Мы не можем запомнить того, чего мы не заметили. После того как что-то было замечено зрением или слухом, мы мысленно связываем это с тем, что уже знаем или помним, в результате чего и происходит запоминание.

     Ассоциация – в том, что касается памяти, – просто означает соединение или связывание двух (или более) предметов друг с другом. Все, что содержится в вашей памяти, вы сумели запомнить только после того, как подсознательно связали новую информацию с чем-то еще.

     Можете ли вы по памяти нарисовать контур Англии? А как насчет Китая, Японии или Австрии? Вероятно, вам покажется сложной любая из этих задач. Но если упомянуть Италию, девяносто процентов людей сразу же увидят в своем воображении очертания женского сапожка.

     Теперь вы видите, как простые сознательные ассоциации помогают вам с необычайной легкостью запоминать абстрактную информацию, подобную той, которая приведена в этом примере.

     Важным является и то, что интерес имеет определяющее значение для запоминания. Если вы способны в мельчайших подробностях запоминать те вещи, которые вызывают у вас интерес, то, значит, у вас хорошая память. Это также доказывает, что если вы начнете проявлять интерес к другим вещам, то сможете запоминать не менее успешно.

     Вам необходимо настроить себя так, чтобы у вас пробудился интерес к запоминанию имен, лиц, дат, цифр, фактов, чего угодно; и чтобы вы испытывали уверенность в своей способности их запомнить. Это, само по себе, без применения систем и методов ассоциаций, в значительной степени улучшит вашу память. А начав использовать системы ассоциаций в качестве помощника для вашей истинной памяти, вы окажетесь на полпути к тому, чтобы приобрести удивительно надежную и цепкую память. У вас появится возможность доказать себе это уже совсем скоро.

     Теперь я хочу продемонстрировать вам, что прямо сейчас вы можете начать запоминать так, как никогда не запоминали раньше. Мало кто верит в то, что человек, обладающий нетренированной памятью, способен запомнить последовательно список из пятнадцати разрозненных предметов после того, как он услышит или увидит его только один раз. Даже несмотря на то, что вы, вероятно, сами в это не верите, чтобы добиться такого невероятного результата, вам будет достаточно прочитать эту заметку.

     Работа вашей тренированной памяти будет почти полностью основана на мысленных картинах или образах. Эти мысленные картины будет легче вспомнить, если вы сделаете их как можно более смешными. Вот пятнадцать примеров, которые вы сумеете запомнить последовательно за удивительно короткое время: ковер, бумага, бутылка, кровать, рыба, кресло, окно, телефон, сигарета, гвоздь, пишущая машинка, туфля, микрофон, ручка, телевизор.

     Данный метод запоминания Г. Лорейн называет «цепным», или «ассоциативно-последовательным». Как уже было сказано, ваша тренированная память будет состоять в основном из смешных мысленных образов, так что давайте придумаем смешные мысленные образы для перечисленных выше пятнадцати предметов! Не пугайтесь! По сути, это почти детская игра.

     Для начала вы должны создать мысленный образ первого предмета, каковым в нашем перечне является «ковер». Вы прекрасно знаете, как выглядит ковер, так что просто постарайтесь «увидеть» его перед своим мысленным взором. Но вы должны не просто «увидеть» слово «ковер», а реально представить себе, хотя бы на секунду, любой ковер или ковер, который находится у вас в доме и, таким образом, хорошо вам знаком. Для того, чтобы что-то запомнить, это необходимо каким-то образом связать с тем, что вы уже знаете или помните. Вы будете делать это прямо сейчас, и сами предметы послужат в качестве тех вещей, которые вам уже знакомы. Вещью, которую вы теперь знаете и помните, будет первый предмет из списка – «ковер». Новой вещью, той, которую вы желаете запомнить, будет второй предмет из списка – «бумага».

     Теперь вам предстоит сделать первый, и самый ответственный шаг по направлению к вашей тренированной памяти. Вам нужно связать или соединить ковер с бумагой, и эта ассоциация должна быть как можно более смешной. Например, вообразите, что ковер, который лежит на полу у вас дома, сделан из бумаги. Представьте себе, как вы ходите по нему и слышите шуршание бумаги у себя под ногами, или будто вы пишете на ковре вместо бумаги. Подойдет любая из этих смешных картин или ассоциаций. В то же время лист бумаги, лежащий на ковре, не будет хорошей ассоциацией, поскольку она слишком логичная. Ваша мысленная картина должна быть смешной или нелогичной. Можете поверить, если ваша ассоциация является логичной, вы вряд ли ее запомните.

     Вещь, которую вы уже знаете или помните, это «бумага», таким образом, ваш следующий шаг будет заключаться в том, чтобы ассоциировать или связать бумагу с третьим предметом из нашего списка, каковым является «бутылка». На этом этапе вы больше не думаете о ковре. Составьте новую мысленную картину, которая связывает или соединяет бумагу с бутылкой.

     Вы можете представить себе, как будто пишете на гигантской бутылке вместо бумаги либо что эта бутылка сделана из бумаги. Или же постарайтесь увидеть, как вы переворачиваете бутылку и из ее горлышка вместо жидкости выливается бумага. Выберите ассоциацию, которая кажется вам наиболее смешной, и постарайтесь на мгновение увидеть ее мысленным взором.

     Для каждой пары из пятнадцати предметов вам предлагается несколько вариантов мысленных образов. Вы должны выбрать тот, который покажется вам наиболее смешным, или тот, что вы придумали сами, и впоследствии использовать только эту ассоциацию.

     Мы уже связали ковер с бумагой, а затем бумагу с бутылкой. Теперь мы перейдем к следующему предмету, которым является «кровать». Вам нужно придумать смешную ассоциацию между бутылкой и кроватью. Бутылка, лежащая на кровати, или что-то похожее будет представлять собой слишком логичную связь. Так что лучше представьте себе, как вы спите в гигантской бутылке вместо кровати или же будто вы пьете воду из кровати вместо бутылки.

     Постарайтесь на мгновение увидеть любую из этих картин, а затем перестаньте думать о них. Вы, разумеется, понимаете, что мы всегда связываем предыдущий предмет с текущим. Поскольку мы только что использовали в ассоциации «кровать», этот предмет является предыдущим, или тем, который мы уже знаем и помним. Текущий предмет, или вещь, которую мы хотим запомнить, – это «рыба». Так что придумайте смешную ассоциацию или связь между кроватью и рыбой. Вы можете «увидеть» гигантскую рыбу, спящую у вас в кровати; или кровать, сделанную из гигантской рыбы. Представьте себе картину, которая показалась вам наиболее смешной.

     Теперь «рыба» и «кресло» – представьте себе гигантскую рыбу, сидящую в кресле, или большую рыбу, которая используется в качестве кресла. Или будто на рыбалке вы вместо рыбы подцепили на крючок кресло.

     «Кресло» и «окно» – вообразите, будто вы сидите на оконном стекле (что причиняет вам боль) вместо кресла. Или вы можете представить, как с яростью выбрасываете кресло через закрытое окно. Увидьте выбранную вами картину, прежде чем перейти к следующей.

     «Окно» и «телефон» – представьте себе, будто вы берете в руки телефонную трубку, чтобы ответить на звонок, но когда подносите ее к уху, она превращается в окно. Или же вы можете представить свое окно в виде гигантского наборного диска, который вы должны открыть, чтобы выглянуть на улицу. Вы также можете увидеть, как пробиваете рукой оконное стекло, чтобы взять телефонную трубку. На мгновение представьте ту картину, которая показалась вам наиболее смешной.

     «Телефон» и «сигарета» – вы дымите телефонной трубкой вместо сигареты или же подносите к уху гигантскую сигарету и говорите в нее вместо телефонной трубки. Или же вы можете представить, как подносите к уху телефонную трубку, и миллионы сигарет вылетают из микрофона, ударяя вас в лицо.

     «Сигарета» и «гвоздь» – вы курите гвоздь; или вбиваете в стену зажженную сигарету вместо гвоздя.

     «Гвоздь» и «пишущая машинка» – вы пробиваете гигантским гвоздем пишущую машинку, или все клавиши на вашей машинке – это гвозди, и они причиняют вам боль, когда вы ударяете по ним.

     «Пишущая машинка» и «туфля» – представьте себе, что у вас на ногах пишущие машинки вместо туфель или что вы печатаете своими туфлями. Или же вы можете представить гигантскую туфлю с клавишами, по которым вы ударяете.

     «Туфля» и «микрофон» – вы носите микрофоны вместо туфель или же говорите в большую туфлю.

     «Микрофон» и «ручка» – вы пишете микрофоном вместо ручки или говорите и поете в гигантскую ручку.

     «Ручка» и «телевизор» – вы можете «увидеть» миллион ручек, вылетающих из телевизионного экрана, или как ручки выступают по телевизору. Или же вы можете представить себе экран на гигантской ручке, по которому вы смотрите телевизионное шоу.

     Вот и все! Если вы на самом деле «увидели» эти картины своим мысленным взором, то вам не составит особого труда вспомнить последовательно все пятнадцать предметов, от «ковра» до «телевизора». Разумеется, на то, чтобы все это объяснить, уходит значительно больше времени, чем на то, чтобы просто это сделать. Каждую мысленную ассоциацию необходимо увидеть всего лишь на долю секунды, прежде чем перейти к следующей.

     Теперь давайте проверим, удалось ли вам запомнить все эти предметы. Если вы «увидите» ковер, что сразу же появится перед вашим мысленным взором? Разумеется, бумага. Вы увидели, как пишете на ковре вместо бумаги. Далее, бумага заставляет вас вспомнить о бутылке, поскольку вы увидели бутылку, сделанную из бумаги. Вы увидели, как спите в гигантской бутылке вместо кровати; в кровати лежит гигантская рыба; вы рыбачите и ловите на крючок кресло, а затем бросаете кресло сквозь закрытое окно. Попробуйте это! Вы убедитесь в том, что вспоминаете предметы, не пропуская и не забывая ни один из них.

     Фантастично?? Невероятно?? Да! Но как вы сами убедились, все это вполне объяснимо и возможно. Почему бы вам теперь не составить свой собственный список из двадцати предметов и не запомнить их точно так же, как вы это только что сделали?

     Составление подобных смешных картинок поначалу может показаться несколько сложным. Однако после того как вы немного попрактикуетесь, первая же картинка, пришедшая вам на ум, всегда будет смешной и нелогичной. А пока этого не произошло, вы можете использовать следующие четыре правила:

     1. Представляйте предметы непропорциональными. Другими словами, очень большими.

     2. Представляйте свои предметы в действии или движении, когда это возможно. К несчастью, мы все хорошо запоминаем вещи, связанные с насилием и чувством неловкости, по крайней мере, значительно лучше, чем приятные вещи. Если вы испытали сильное смущение или пережили неприятный инцидент, вам не нужно иметь тренированную память для того, чтобы вспомнить его во всех подробностях, независимо от того, сколько времени с тех пор прошло. Так что вносите насильственные действия в свои ассоциации всегда, когда сможете.

     3. Преувеличивайте количество вещей.

     4. Подменяйте предметы. Это просто означает, что вы представляете один предмет вместо другого, например, что вы курите гвоздь вместо сигареты.

     Я привела подробное описание ассоциативно-последовательного метода запоминания, т.к., на мой взгляд, он является основой основ отличной памяти. Именно благодаря нелогичным ассоциациям мы с подругой запоминали технические рисунки.

     Но данный метод можно также использовать и в других ситуациях. Например, при запоминании речи для выступлений.

     Чтобы в ходе выступления не бояться забыть следующую мысль и не прибегать к написанной шпаргалке, достаточно лишь воспользоваться следующим приемом.

     Я предлагаю вам поступать следующим образом: сначала запишите и прочитайте вслух свою речь, чтобы уловить ее суть. Затем возьмите листок бумаги и начните составлять список ваших КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ. Сформулируйте первую мысль своей речи. Ваша формулировка может состоять из одного, двух или более предложений – это неважно. Теперь выберите из этих предложений одно слово или словосочетание, которое, по вашему мнению, вызывает в памяти всю мысль. В каждом предложении или параграфе должно быть слово или словосочетание, способное напомнить вам главную идею. Это слово или словосочетание и есть ваше Ключевое Слово. После того как вы нашли Ключевое Слово для первой мысли, подберите его для второй и т.д. Когда вы доберетесь до конца речи, у вас получится список ключевых слов, которые будут напоминать вам про все то, о чем вы собираетесь рассказать в своей речи. На самом деле, если во время вашего выступления этот список будет находиться перед вами, он послужит той же самой цели. Но владение ассоциативным методом позволяет вам составить цепочку из Ключевых Слов, а затем просто выбросить бумажку.

     И, что более важно, уверенность, которую вы приобретете за счет того, что запоминание речи перестанет представлять для вас проблему, будет проявляться во время вашего выступления. Просто помните о том, что главное для вас — позаботиться о мыслях, а слова позаботятся о себе сами! Если, по какой-то причине, вы желаете запомнить свою речь слово в слово, используйте тот же самый метод. Различие заключается только в том, что вам, в ходе своего выступления, придется прибегать к нему более часто.

     Многие люди испытывают также трудности при запоминании чисел. Сами по себе числа представляют собой один из самых сложных для запоминания объектов, поскольку они абстрактны и абсолютно неосязаемы. Практически невозможно представить себе число. Это графические символы, которые ничего не значат для вас, если только вы не ассоциируете их с тем, что уже знаете. Разумеется, ваш собственный адрес и номер телефона имеют для вас определенное значение. Проблема заключается в том, чтобы научиться ассоциировать все без исключения числа быстро, легко и в любое время.

     Для запоминания чисел Г. Лорейн предлагает использовать систему «слов-зацепок». Суть этой системы заключается в том, что каждую цифру от 1 до 10 вы должны мысленно связать с каким-либо из согласных звуков.

     Например, 1 будет соответствовать звук Т (т.к. в печатной букве только одна вертикальная черта) и парный ему Д.

     Для цифры 2 можно использовать звук Н (поскольку в букве Н две вертикальные черты).

     Далее для каждой цифры подбираются остальные согласные звуки, причем так, чтобы каждой цифре соответствовал всегда новый звук и парный ему. Полученные сочетания звуков и цифр нужно запомнить.

     Поскольку число 1 состоит только из одной цифры и эта цифра представлена звуком т или д, мы должны использовать слово, которое содержит только один согласный звук. Поэтому предлагается использовать слово «яд». Вы подбираете для каждого числа свои слова-зацепки, следуя этой логике: сколько цифр в числе, столько должно быть в слове соответствующих согласных звуков. При этом очень важно иметь возможность мысленно увидеть перед собой все эти объекты.

     Теперь, когда список слов-зацепок готов, вам необходимо его запомнить. А далее, эти слова-зацепки будут вам помогать запоминать все, что связано с числами.

     При необходимости запомнить последовательность из каких-либо чисел, вы просто связываете между собой слова-зацепки, используя уже проверенный ассоциативный метод.

     Я советую вам испытать приведенные методы – они действительно работают! Может быть, вы не будете их применять в каждой ситуации, но возьмите их на заметку, и рано или поздно, они вам обязательно пригодятся.



     Использованная литература:

     Лорейн Г. СуперПамять. – М.: Эксмо, 2007. – 384 с.

Об авторе Библиотека Ссылки Отчет о поиске Реферат