Вооружение
В двух внутрифюзеляжных грузоотсеках может размещаться различная целевая нагрузка общей массой до 40000 кг. Она включает широкую номенклатуру управляемых ракет, корректируемых и свободнопадающих бомб, а также других средств поражения, как в ядерном, так и в обычном снаряжении, что позволяет использовать самолет практически против всех типов наземных и морских целей.
Основной вариант вооружения - стратегические крылатые ракеты Х-55 или Х-55М/СМ (12 единиц на двух многопозиционных устройствах барабанного типа МКУ-6-5У) предназначены для поражения стационарных целей с заранее заданными координатами, ввод которых осуществляется в «память» КР перед вылетом бомбардировщика или непосредственно в полете с помощью заранее запрограммированных носителей информации.
Ракета Х-55 («изделие 125», либо РКВ-500Б, по коду НАТО AS-15b Kent, индекс М/СМ зависит от боевой части) разработана в НПО «Радуга» под руководством И.Селезнева. Имеет длину 6040 мм, диаметр 556 мм. Для увеличения дальности полета до 3000 км ракета может оснащаться сбрасываемыми конформными топливными баками. Стартовая масса ракеты 1210 кг (без баков)/ 1500 кг (с баками). Х-55СМ оснащена ядерной БЧ мощностью 200 кТ.
Для наведения на цель Х-55 необходимо пролететь несколько тысяч километров над безориентирной местностью. Работа над данной проблемой была сделана на основе работ по экстремальной навигации А.А.Красовского из Военно-воздушной академии им. Н.Е.Жуковского. В них он предложил использовать физические поля Земли, в частности рельеф поверхности, так как оказалось, что характеристики рельефа любого участка местности имеют свои уникальные особенности, подобно тому, как папиллярные линии пальцев или радужная оболочка глаза принадлежат только одному человеку на планете. Такими же особенностями обладают магнитные, гравитационные поля, но удобнее всего использовать рельеф, потому что его проще всего измерить – обыкновенным высотомером.
Кроме того, достаточно оригинально продумана выставка инерциальной системы ракеты. Баллистические ракеты, которые стартуют из шахт, имеют гироинерциальные платформы, точно выставленные по осям пусковой установки. Это позволяет «закачивать» полетное задание в единую систему координат, привязанную к базе, которой является шахта. Для крылатой ракеты такой базой выступает самолет, который не только движется в пространстве, но еще и постоянно деформируется под воздействием различных нагрузок, получаемых в полете, поскольку является упругой системой. Эта деформация может достигать одного градуса и больше, а выставку инерциальной системы ракет надо производить с точностью до угловой секунды. Причем ракета находится не в центре тяжести самолета в грузоотсеке, где «гуляют» свои деформации. Поэтому для выставки используется так называемый аналитический метод выставки. Суть заключается в том, что самолет в полете делает «змейку», создавая перегрузки. Гироинерциальная платформа ракеты измеряет при этом маневре возникающие ускорения, и то же самое выполняет гироинерциальная система самолета. Далее идет выставка платформы ракеты так, чтобы вектор ускорения, измеряемый ею, соответствовал вектору ускорения, определяемому гироинерциальной платформой самолета. Эта платформа являлась базовой, и ракета настраивалась по вектору ускорения, а не по геометрическим осям.
Крылатая ракета имеет автономную систему управления, которая корректирует её полет по рельефу местности. Но прежде чем попасть в первую её зону, она должна идти очень точно к ней от точки пуска. Незначительная ошибка может увести её далеко в сторону от первой зоны коррекции и она просто «заблудится», не «увидев» под собой того рельефа, который заложен в её памяти. Аналитическая выставка позволяет досточно точно настроить инерциальную системы ракеты.
Для поражения целей на меньшей дальности в состав вооружения могут входить аэробаллистические гиперзвуковые ракеты Х-15 (24 единицы на четырех пусковых установках МКУ-6-1) с инерциальным самонаведением, стратегический вариант которой эквивалентен американской УР SRAM. Кроме того, имеется противокорабельный вариант ракеты Х-15С с радиолокационной системой самонаведения, работающей в мм-диапазоне, а также Х-15П противорадиолокационная крылатая ракета.
Ракета Х-15 («изделие 115», по коду НАТО AS-16 Kickback) также создана в НПО «Радуга». Её длина – 4780 мм, диаметр – 455 мм, размах крыльев – 920 мм, масса 1100 кг (боеголовка 150 кг). Скорость полета ракеты М=5. Дальность – 150 км. При подвешенных 24 ракетах масса вооружения составляет 28800 кг.
Возможно применение и перспективного ракетного оружия других типов.
Бомбовое вооружение Ту-160 рассматривается как оружие «второй очереди», предназначенное для поражения целей, сохранившихся после первого, ракетного удара бомбардировщика. Оно также размещается в отсеках вооружения и может включать корректируемые бомбы различных типов, в том числе самые мощные отечественные боеприпасы этого класса серии КАБ-1500 калибром 1500 кг. Самолет может оснащаться также свободнопадающими бомбами (до 40000 кг) различного калибра (в том числе и ядерными), разовыми бомбовыми кассетами, морскими минами и другим вооружением. В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счет введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения (Х-555 и Х-101), имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.
Под фюзеляжем возможно размещение ракеты-носителя «Бурлак», предназначенной для выведения на орбиту ИСЗ весом до 1200 кг [1].
Технические характеристики
Конструкция ОКБ им.А.Н.Туполева [2]:
Обозначение – Ту-160 (изделие «К», изделие «70»)
Обозначение НАТО – BlackJack
Тип – многорежимный стратегический ракетоносец-бомбардировщик
Экипаж – 4 человека
Год принятия на вооружение — 1987
Первый полет – 18 декабря 1981 г.
Размах крыла — 35,6 м при стреловидности 65 градусов,
41,7 м при стреловидности 35 градусов,
50,7 м при стреловидности 30 градусов
55,7 м при стреловидности 20 градусов.
Длина самолета — 54,1 м.
Высота самолета на стоянке — 13,1 м.
Угол стреловидности крыла — 20/65 градусов.
Площадь крыла — 232 м2.
Объем отсеков вооружения – 2 х 43 куб.м.
Максимальный посадочный угол — 12°30'
Колея шасси - 5400 мм, база шасси 17880 мм.
Размер основных колес - 1260 х 485 мм, носовых — 1080 х 400 мм.
Максимальное аэродинамическое качество на крейсерском дозвуковом режиме полета в пределах 18,5-19, на сверхзвуке более 6,0.
Масса пустого самолета — 110000 кг.
Масса пустого снаряженного самолета — 117000 кг.
Максимальная взлетная масса — 275000 кг.
Максимальная рулежная масса — 280000 кг.
Масса максимальная допустимая полезной нагрузки — 45000 кг.
Максимальная масса топлива — 171000 кг.
Нормальная посадочная масса — 140000 кг.
Предельно допустимая посадочная масса для эксплуатации — 165000 кг. Допускается посадка с массой вплоть до равной максимальной взлетной массе с последующим осмотром колес (шин, тормозов) самолета.
Тип двигателя — ТРДДФ НК-32.
Максимальная тяга :
— бесфорсажная — 4 х 14000 кгс (4х137,2 кН);
— форсажная — 4 х 25000 кгс (4х245 кН).
Длина ТРДДФ — 6000 мм, диаметр (по воздухозаборнику) — 1460 мм.
Сухая масса двигателя 3400 кг.
Масса компрессора — 365 кг, степень двухконтурности — 1,4, степень повышения давления (на взлетном режиме) — 28,4.
Гидравлическая система самолета - четырехканальная, с рабочим давлением 280 кг/см2.
Максимальная скорость — 2000 км/ч. (ограничена инструкцией экипажу с целью экономии ресурса двигателей, реально на испытаниях самолет достигал скорости 2230 км/ч.)
Наивыгоднейшая скорость при стреловидности крыла 35° — М=0,77.
Максимальная приборная скорость полета с выпущенным шасси — 500 км/час (М=0.5).
Максимальная приборная скорость при уборке и выпуске шасси — 450 км/час.
Максимальная приборная скорость перестановки крыла с 20° до 35° и обратно — 600 км/час (М=0.6).
Максимальная приборная скорость перестановки крыла с 35° до 65° и обратно — 700 км/час (М=0.83).
Посадочная скорость (при посадочной массе 140-155 т.) — 260-300 км/ч.
Практический потолок — 15000 м.
Максимальная (техническая) дальность без дозаправки — 13950 км.
Практическая дальность без дозаправки (Мкр.=0,77; 5% резерв топлива, шесть КР, выпущенных на половине маршрута) — 12300 км.
Боевой радиус действия — 6000 км.
Продолжительность полета без дозаправки — 15 часов.
Длина разбега — от 900 до 2000 м. в зависимости от взлетной массы
Длина пробега — 1200 - 1600 м.
Максимальная скороподъемность — 60-70 м/с.
Максимальная эксплуатационная перегрузка — 2,5.
Заключение
Единственным в мире эксплуатантом Ту-160 является Российская Федерация. В составе ВВС России в настоящее время находятся 16 самолётов Ту-160. На авиабазе Энгельс дислоцированы 121-й гвардейский Севастопольский и 184-й гвардейский Краснознамённый Ордена Ленина Полтавско-Берлинский тяжёлые бомбардировочные авиационные полки, имеющие на вооружении стратегические бомбардировщики Ту-160 и Ту-95МС соответственно. Оба авиаполка входят в состав 22-й гвардейской Краснознаменной Донбасской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии.
Эмблема 22-й гвардейской Краснознаменной Донбасской тяжёлой бомбардировочной авиационной дивизии
Планируется дальнейшая модернизация Ту-160. Модернизированные самолёты смогут помимо крылатых ракет поражать цели с помощью авиабомб, получат возможность использовать связь через космические спутники и будут обладать улучшенными характеристиками прицельного ведения огня.
В перспективе состав вооружения бомбардировщика планируется существенно усилить за счёт введения в его состав высокоточных крылатых ракет нового поколения Х-555 и Х-101, имеющих увеличенную дальность и предназначенных для поражения как стратегических, так и тактических наземных и морских целей практически всех классов.
Рекомендуемые ссылки
-
http://www.airforce.ru/aircraft/tupolev/tu-160/book/index.htm- монография А. Вишнякова "Самолёт Ту-160"
http://www.tupolev.ru/- Сайт ОАО "Туполев"
http://ru.wikipedia.org/- Википедия: свободная энциклопедия
http://russianforces.org/rus/aviation/- Стратегическое ядерное вооружение России
http://www.avia.ru/- Новостной сайт, посвященной авиации
http://www.cofe.ru/avia/- Энциклопедия мировой авиации
ДонНТУ >
Портал магистров ДонНТУ ||
Об авторе