Студенческая научная работа по философии
«Красота как основа духовной жизни»

Петров А.Э.


Прекрасное есть жизнь.
Н.Г.Чернышевский

      I. Введение.

      В одном из музеев США висит картина известного художника Гогена, возле которой всегда останавливаются посетители. На ней на фоне благодатной южной природы изображены разные человеческие фигуры, которые символизируют историю человеческой жизни от ее начала и до конца. Название картины – «Откуда мы, кто мы, куда мы идем?».

      Во все времена люди задумывались над тем, зачем они живут. И как тысячи лет тому назад, так и сегодня нас интересуют ответы на вопросы: кто мы, откуда мы, куда мы идем?

      Неослабевающий интерес к этим вопросам объясняется прежде всего тем, что для нормального существования и развития людям нужны знания не только об окружающем мире, но и о них самих, то есть самосознание. Наличие последнего выделяет человека среди всех других живых существ.

      Самосознание человека может существовать в разных формах. Но наиболее высокой, то есть наиболее сложной и развитой, формой человеческого самосознания является мировоззрение.

      Мировоззрение – это социально-исторический феномен, возникший с появлением человеческого общества. Мировоззрение является человеческой потребностью. Осознание человеком мира, самого себя, своего места в этом мире становится условием дальнейшего социального прогресса. Мировоззрение формируется как отражение общественного бытия в различных областях человеческой жизни, практики, культуры. В значительной степени оно определяет принципы поведения и деятельности человека, формирует его идеалы, моральные нормы, социальные и политические ориентации. Это духовная призма, через которую человек воспринимает и переживает все окружающее.

      Целостное видение человеком мира и себя в этом мире, понимание своего значения и предназначения позволяет человеку ориентироваться в окружающей действительности и в своей жизни. Оно вырабатывается в результате объединения и обобщения знаний об отдельных предметах и явлениях.

      Овладевая мировоззрением, человек по-новому начинает видеть мир – как что-то единое целое. Вместе с тем, благодаря мировоззрению, он совсем иначе воспринимает и самого себя, открывает себя и как бы вторично рождается. Но ценность мировоззрения обусловлена тем, что оно позволяет человеку не просто определить свое место в мире и познать себя таким, каким он есть в данный момент. Посредством мировоззрения человек осознает также, каким он может, хотел бы и должен быть и что является для него самым главным в мире и самым важным в жизни. Такое самоопределение человека – необходимая предпосылка его самореализации (то есть сознательных усилий, направленных на раскрытие своих задатков и способностей) и самоусовершенствования.

      Мировоззренческое самоопределение человека осуществляется путем осознания его отношения к миру как к целому. Поэтому вопрос о соотношении человека и мира считается главным вопросом любого мировоззрения. Только найдя для себя ответ на этот вопрос, человек может занять свою жизненную позицию, которой определяется его устойчивое сознательное отношение и к природе, и к обществу, и к другим людям, и к самому себе.

      Без сформированного мировоззрения человек не может быть ни образованной, ни мыслящей, ни духовно богатой личностью. Можно без преувеличения сказать, что духовность – это сплав образованности и культуры.

      Возрастание интереса к культуре в последнее время не является случайным. Общественное развитие в целом включает в себя также развитие культурное. Именно культура как сокровищница исторического опыта является важным фактором поступательного развития человечества (как духовного, так и материального). Как таковая, культура является предпосылкой и способом развития, которое определяет содержание самого процесса жизни человеческой, в отличие от животного существования. В этом аспекте акцентируется творческая сущность человечества, ее функция творца человека как человека, то есть существа, которое творит мир, пронизанный человеческими измерениями.

      Б.Пастернак говорил: «Дайте человеку творчески измениться в веках, и города, государства, Боги, искусство появятся сами собой как результат его действия… Человек достигает предела величия, когда он сам, все его естество, его жизнь, деятельность становятся образцом, символом». (6, стр.39)

      В статье Д.Бэлла «Эпоха разобщенности» поднимается вопрос о том, что человек утратил жизненные ориентиры, недооценил моральные и духовные ценности. Большая часть человечества утратила веру в перспективу, будущее. (9, стр.3-8)

      Поэтому целью работы является показать универсализм человеческой деятельности как созидание действительности по меркам человеческого отношения к природе и друг к другу.

      Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:

  • в чем и как проявляется красота человеческих деяний в природе;

  • каким образом осуществляется опредмечивание человеческих сущностных сил в технике;

  • в чем красота межличностных отношений;

  • красота и творчество в познавательной деятельности.

          II. Главная часть.

          1. Общечеловеческие ценности и их место в культурном развитии.

          Цивилизация может мыслиться как исторически упорядоченная система материальной и духовной деятельности людей и ее результатов с точки зрения их значимости для общественного развития.

          На протяжении всей своей истории человечество сталкивается с необходимостью формирования определенной системы норм, ценностей в соответствии с насущными проблемами и потребностями всего общества и интересами каждого его члена. По своей природе ценности выступают как специфически социальные определения объектов окружающего мира с точки зрения их положительного или отрицательного значения для человека и общества. Так, мы говорим о проявлении в природе и общественной жизни прекрасного и безобразного, добра и зла. Внешне ценности воспринимаются как свойства предмета или явления. Однако следует понимать, что свойства эти присущи объекту не от природы и не по его внутренней структуре, а прежде всего вследствие его причастности к сфере общественного человеческого бытия. Следовательно, по отношению к человеку как субъекту общественного бытия он выступает в качестве объекта его интересов. Но объектом человеческого практического отношения могут выступать не только материальные предметы или социальные явления. Человек расширяет свою оценочную деятельность на явления духовной природы, и тогда в сферу его интересов включаются определенные знания, убеждения, мнения, чувства, взгляды, идеи, философские и религиозные системы, научные теории. Итак, к ценностям мы можем отнести материальные предметы, социальные и духовные явления с точки зрения их общественной и личностной значимости.

          В процессе развития человеческого мира на каждом историческом этапе формируется своя специфическая система ценностей, присущая лишь данной общности, нации, социальному слою, исторической эпохе. В соответствии с этой системой формируются цивилизации. Но в каждой такой системе можно выделить те ценности, которые неизменно присутствуют в каждой из них, одинаково актуальны для любой исторической эпохи, для любой нации. Именно такими являются общечеловеческие духовные (культурные) ценности. Разумеется, в разные эпохи, у разных народов, даже у разных поколений формируются свои специфические критерии отношения к Истине, Добру, Красоте. Но все же неизменным остается значение их как ценностно-смысловых ориентиров культурного бытия человечества. И именно восприятие их в качестве приоритетных всеми нациями и общностями составляет основную социально-культурную проблему современности. Именно это в современных условиях дает человечеству шанс выжить в качестве культурного субъекта, шанс преодоления кризисных явлений общественного бытия, сохранения и возрождения культурного наследия наций и народностей, формирования новой культурной, духовной атмосферы на планете. Осуществить это можно, лишь сломав и преодолев старые стереотипы мышления и действий, которые формировались в ограниченных рамках классовых или национальных систем ценностей без учета закономерностей мирового глобального развития. Процесс этот представляется невозможным без понимания непростой диалектики национального и общечеловеческого в культуре.

          Что же такое национальная культура? Этнические общности развиваются на протяжении длительного периода времени, вследствие чего национальные признаки являются довольно устойчивыми и консервативными. В процессе исторического развития этнических общностей их индивидуумы постоянно перемещаются, мигрируют и перемешиваются. Но национальные отличительные признаки остаются. Миллионы людей живут за пределами своих этнических и исторических родин, являются гражданами разных государств, но принадлежность их к «своему» этносу сохраняется в национальной культуре: в языке, традициях, обычаях, элементах веры предков, типе менталитета. Национальная культура предстает той заветной сокровищницей, где сохраняются и приумножаются духовные ценности нации. Национальная культура, следовательно, – это исторический опыт этноса, народа, концентрирующий и накопляющий его специфическое миропонимание, его стремления, жизненные ценности, практику освоения мира и передачи социального опыта молодым поколениям. Воплощенная в устном и письменном народном творчестве, искусстве, народных песнях, верованиях, обычаях и обрядах, ремеслах, национальная культура аккумулирует многовековую историю этноса в со¬знании людей. Носителем и творцом национальной культуры является народ. Поскольку содержание культуры идеально, то и содержится оно в сознании людей. Понятие «национальное сознание» включает историческую память народа, представления о действительности и определенные надежды на будущее. Содержание и состояние национального сознания всегда обусловлены двумя факторами – историческим опытом и конкретными условиями жизни людей. Национальная культура неотделима от языка, ибо только посредством языка передается содержание национальной культуры. Поэтому многообразие национальных культур можно сберечь, лишь сохраняя национальные языки. Именно язык выступает первоосновой национального сознания и национальной культуры.

          В понятие культура входят национальное самосознание, национальный характер, культурный мир творчества, предметный мир культуры, духовная культура. Материальная культура, как и духовная, творятся по законам красоты и гармонии.

          Создание комплекса идей, представлений, переживаний, научных теорий, религиозных верований, норм и традиций чело¬веческого существования мы называем духовным производством, которое является определяющей чертой культуры как феномена, отличающего человека от иных созданий. Ведь жилье и некоторые «инженерные сооружения» умеют строить и пчелы, муравьи, птицы, бобры и другие живые существа. Но человеческое творчество сознательное, потому что оно целенаправленное. Это определяет культуру как производство духовных ценностей.

          Человеческое творчество – всегда и духовная деятельность, она является деятельностью в сфере идеального, хотя всегда и воплощается в определенной материальной сфере. Материальное и духовное производство тесно переплетены между собой. Кроме того, человек действует и творит в реальной жизни, где соединяются общественное и индивидуальное, реальное и идеальное, теоретическое и практическое.

          В целом культура предстает как неразрывное единство творческих процессов саморе¬ализации личности, ориентирами которой выступают Истина, Добро и Красота. Реализация этих идеалов вызывает к жизни такие формы культуры, как наука, мораль и искусство. По мнению выдающегося немецкого мыслителя Иоганна Гердера (1744-1803), «в основе всего прекрасного лежит истина, всякая красота должна вести к истине и добру». (8, стр.312) Однако при всей своей взаимосвязанности наука и искусство возникают из почти диаметрально противоположных форм познания мира и имеют свои законы существования.

          В чем же специфика этих форм культуры? В системе ценностно-смысловых координат мира культуры вполне определенное место занимает огромный комплекс знаний о мире, обществе и человеке. Назначение этого комплекса – познание истины-факта, то есть той грани истинного, которая открывается нам в процессе материально-преобразующей деятельности, в непосредственном контакте с миром, окружающим нас. Такую грань истины можно экспериментально про¬верить и «измерить» как некоторую единицу. Этот комплекс знаний как раз и получил название «наука».

          Итак, наука – это прежде всего система знаний о мире, обществе, человеке или, иными словами, об объективной реальности, человеке и его сознании.

          К. А. Гельвеций подчеркивал разнообразие проблем, связанных с изучением человека. Он отмечал, что человек – это модель, выставленная для обозрения разными художниками, каждый из которых видит лишь некоторые ее стороны, и никто не видит ее со всех сторон. (6, стр.113) Эта сложность человека и его познания свойственна и современным научным исследованиям. Многомерность человека и большое количество наук, его изучающих, порождают проблему комплексного изучения человеческого бытия. Возникает необходимость выработки единой системы гуманитарных наук, знаний о человеке, которая обобщалась бы в целостной теории человека на мировоззренческом уровне.

          Искусство как форма духовно-практического освоения мира. Подобно другим формам духовного освоения мира, таким же многогранным, имеющим разные свойства, черты, особенности, функции и связи с миром, выступает искусство как воплощение художественной культуры. Оно одновременно является и формой общественного сознания, и отраслью духовного самовыражения личности. В качестве опредмеченной культуры оно выступает как способ духовного освоения мира и самореализации личности с точки зрения идеалов Красоты и Гармонии. Художественная культура несет в себе весь многовековой опыт чувственного образного познания.

          Как ядро художественной культуры, искусство рассматривают с точки зрения разных форм (видов) художественной деятельности, как и с точки зрения субъектов художественного творчества (профессиональное, народное, самодеятельное искусство). Виды искусства – это особенные отрасли художественного творчества, которые разносторонне отражают или выражают жизнь, различаются материалом, формой воплощения и характером художественных образов, способом удовлетворения эстетических потребностей людей.

          Общепризнано деление искусства на два больших класса: изобразительное и выразительное. Первый класс характеризуется тем, что виды искусства, принадлежащие к нему, направлены на художественное отражение объективного и субъективного мира, то есть на воплощение художественного образа в определенные плоскостные или пространственные формы, в материальный объект. «Реальность – это реальность картины, а не изображенного на ней предмета» (X.Ортега-и-Гассет). (1, стр.631) Сюда относятся живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Ко второму классу принадлежат виды искусства, выражающие сугубо субъективное впечатление художника от восприятия мира, а также внутренний субъективный мир героя или автора. Сюда входят: литература (проза, поэзия, драматургия), музыка.

          Сегодня актуальной является проблема синтеза изобразительных и выразительных видов искусства. Исторически первыми образцами такого синтеза являются театр, танец (хореография), со временем возникают кинематограф, анимация (мультипликация), телевидение, искусство светомузыки. Во всех этих случаях соединяются разные виды искусства (например, музыка и пластика в хореографии; литература, живопись, пластика и музыка в оперном искусстве и др.), что, в свою очередь, связано с задействованием в процесс восприятия искусства всех органов чувств человека (явление синестезии).

          В сфере художественной культуры, как и в других областях культуры, создается свой особенный мир ценностей, воплощающий в себе богатство эстетических потребностей человека и отраженный в эстетических категориях. Именно в системе этих категорий закрепляется опыт художественно-образного освоения мира. Эстетические категории – прекрасное, безобразное, возвышенное, трагическое, комическое – это духовная модель эстетической практики.

          Наиболее общей из основных эстетических ценностей и категорий является категория эстетического, акцентирующая внимание на общественной значимости вещи, явления, поступка, отношения в плане их чувственно-эмоционального восприятия, оценки. Эстетическое – это специфически духовное отношение человека к миру, реализуемое через чувственное. Важнейшей чертой эстетического отношения является способность человека реализоваться в нем целостно и разносторонне. Рождаясь вместе с практической, эстетическая потребность растет и развивается по мере развития личности и ее свободы от окружающего мира, от природной необходимости. Мир эстетического и Красоты – это мир, где человек чувствует себя свободным от насущной практической потребности, и это дает ему возможность действовать свободно, развивать в себе все богатство человеческой природы.

          2. Понятие прекрасного в жизни.

          Наивысшей эстетической ценностью выступает прекрасное. Прекрасное в искусстве связано со способностью человека творить мир «по законам Красоты». Свободное овладение силами и материалом природы, умение подчинять их определенным закономерностям, воплощать в их форме какую-то осмысленную цель вызывают в человеке высокое эстетическое наслаждение. Воплощая в своих образах идеалы красоты, искусство пробуждает в людях эстетические чувства творцов, учит их понимать прекрасное, формирует эстетическую ценностную ориентацию в мире.

          Прекрасное существует в природе и в общественной жизни, в материальной и духовной деятельности человека. Это одна из наиболее общих и широких (в смысле охвата явлений) категорий эстетики. Термин «прекрасное» возник с незапамятных времен и в русском языке означает: «самое красивое».

          Общеизвестно, что в основе красоты лежат известные объективные свойства предметов и явлений. Прекрасно то, в чем находятся в конкретно-чувственном соответствии воспринимаемая форма и выраженное через нее положительное содержание, то, что целесообразно, гармонично, совершенно. Так, когда Н. Г. Чернышевский определял прекрасное как жизнь, он имел в виду не только то обстоятельство, что истоки прекрасного содержатся в реальной действительности, но и тот факт, что прекрасным мы можем назвать лишь такое конкретное явление, в котором черты жизни выявляются наиболее ярко и полно. (4, стр.135-139) Вместе с тем при эстетической оценке предметов действительности как прекрасных мы не просто учитываем, соответствует ли их форма содержанию, но интересуемся и характером содержания: оно должно иметь положи¬тельное значение, иначе даже при этом условии явление в целом не будет прекрасным. (Например, средневековое орудие пыток может вполне соответствовать по форме своему назначению, но поскольку само назначение отвратительно и антигуманно, можно ли оценить этот предмет эстетически положительно?)

          Прекрасное в природе связано с закономерностью и целесооб¬разностью природных явлений. Прекрасное в труде выражается в его свободном характере, в совершенстве мастерства человека-творца, в его умении создавать предметы и вещи, свидетельствующие о том, что замысел мастера нашел свое наиболее полное и соответствующее идее воплощение в материале. Прекрасное в общественной жизни – это справедливые социальные отношения, это гармонически развитый человек. Прекрасное в искусстве – это жизненная правда, передовая идейность, гуманизм, выраженные в высокохудожественной форме.

          Стремление к красоте труда, социальных отношений, быта пронизывает весь образ жизни человека.

          3. Красота в жизни человека.

          Красота природы. Из всего многообразия проявлений эстетического красота природы наиболее близка и понятна человеку. Ребенку и взрослому присущи интуитивное стремление к близости с природой, выделение в ней прекрасного, поэтичного.

          Природа – это все естественное многообразие окружающего мира. Природа родного края кажется человеку самой красивой, будь то тундра, горы, пустынная степь. Известный советский писатель Василий Белов в книге «Лад», посвященной народной эстетике, пишет: «Родная природа, как и родная мать, существует только в единственном числе; все чудеса и красоты мира не могут заменить какой-нибудь невзрачный пригорок с речной излучиной, где растет береза или верба». (7, стр.16) Живая и неживая природа живет и развивается по своим сложным законам, которые открываются ребенку в процессе познания, труда и творчества. Открываются юному человеку и особенности красоты природы: прелесть ее пейзажей, восходов и зака¬тов, звездного неба, разных времен года, эстетическое в животном мире.

          Природа широко отражена в искусстве – краской, словом, мелодией. Она как бы сама открывает перед нами свою красоту. Художники и писатели, изображая природу, учат видеть не только самое броское, яркое, громадное, величественное, мощное. Они обращают внимание на то, что не очень приметно, буднично, что сопровождает повседневно жизнь и труд человека в природе. Сколько удивительного и прекрасного можно обнаружить, наблюдая за ростом растения, жизнью животного. Воспитывая в себе умение видеть красоту, выразительность, неповторимость явлений природы, мы учимся дорожить «миром естественной красоты и гармонии» (Ч. Айтматов). (7, стр.16)

          В каждом человеке с детских лет должно быть воспитано «очеловеченное отношение к природе» (К. Маркс). Если не пробуждена у подростка и юноши способность чувствовать и переживать красоту и неповторимость каждого явления природы, стремление сохранить ее, то он может стать не другом и защитником природы, а ее разрушителем.

          Педагогика всегда обращала внимание на особые возможности воздействия природы на чувства и поведение человека. В. А. Сухомлинский приводил школьников а поле и рощу, и они учились понимать природу, видеть, переживать ее красоту.

          Искусство и эстетика уже на заре человеческой истории открывали и воспевали красоту природы Земли – родной колыбели человечества и раскинувшегося вокруг нее космоса. Само слово «космос» у древних греков обозначало два родственных понятия: «мир» и «красота». Прекрасное в природе человек воспринимает прежде всего зрением, его восхищают гармония и естественность ее цветовых сочетаний и форм, их изменение в течение дня, в разное время года. Сердцу каждого жителя Земли дорого весеннее цветение, зеленые леса летом, осенние оранжевые, красные и бурые листопады, зимние контрасты черных силуэтов деревьев с белой заснеженной землей. Нужно учить детей видеть, различать, ценить и любить красоту родной земли, ведь чувство патриотизма вырастает вместе с восхищением красотой своей Родины.

          Чтобы правильно разобраться в красоте природы, нужно различать три ее разновидности: красоту конструктив¬ную, связанную со своеобразием строения природного организма, его размерами, пропорциями, красоту динамическую – выступающую в движении, изменениях, присущих данному природному явлению или живому организму, и красоту декоративную, проявляющуюся во внешних формах, окраске природных объектов и существ. Примерами могут быть форма и строение крыльев бабочки, ее тела, ее глаз, усиков, ножек, особенности ее полета, движения крыльев, ее расцветка.

          Многие века природа во всей совокупности своих физических проявлений определяла образ жизни и труда людей, господствовала над ними. Но человеческое сообщество множилось на всех континентах, покоряя все новые пространства, заселяя и приспосабливая для хозяйства земли в разных географических зонах, меняя и преобразовывая облик планеты. Сегодня в мире возникла тревожная экологическая ситуация, угрожающе исчезает естественная красота. Это связано во многом с бурным развитием техники и промышленного производства. Многие реки Америки и Европы плещут мертвой, загрязненной волной. Исчезают красивейшие уголки природы, возникают безжизненные пустыни, безвозвратно исчезают многие виды растений и животных. Во всем мире возникло движение за сохранение заповедных территорий, где бы нетронутыми оставались зоны растительного и животного мира. Проблема охраны природы поднята у нас на государственный уровень.

          Красота общения. Основой взаимоотношений между людьми является потребность в общении – одна из главных человеческих потребностей, которая с возрастом претерпевает глубокие изменения как по форме, так и по своему содержанию.

          В процессе общения осуществляется не только взаимный обмен чувствами и мыслями, идеями и переживаниями, но и их формирование. В общении, прямом или косвенном, непосредственном или опосредованном, личность присваи¬вает те духовные богатства, которые созданы другими людьми, приобщается к ним и вместе с тем привносит в них то, что накопила в своем жизненном опыте.

          Психолог Л.С.Выготский считал, что уже младенец с самого начала развивается как сущеcтво социальное, для которого окружающий мир выступает как основной источник его развития. Большую роль в формировании ребенка наряду с общественными институтами и учреждениями (радио и телевидением, детским садом, школой, библиотекой и так далее) играют факторы межличностного общения, воздействия членов тех формальных и неформальных общественных групп, к которым принадлежит ребенок и которые составляют круг его непосредственного общения (члены семьи, педагоги, среда сверстников). (7, стр.19)

          Общение детей и взрослых играет особенно важную роль в период формирования личности.

          В собственно детском возрасте в жизнедеятельности ребенка взрослый играет основную роль. По замечанию Л.С.Выготского, взрослый составляет для детей этого возраста «психологический центр любой ситуации». Активное освоение мира, вся сложность взаимоотношений ребенка с внешней средой осуществляются через взрослого, поэтому маленьких детей удовлетворяет всякое общение со взрослыми: они ценят любое внимание взрослого, охотно делятся с ним своими впечатлениями, активно участвуют в любых совместных занятиях.

          В процессе становления личности ребенка важную роль играет семья. В процессе семейного воспитания ребенок приобщается к общественным нравственным и эстетическим ценностям, к миру взрослых.

          Дети, особенно младшие, необычайно ценят внимание родителей к своим интересам и увлечениям, делятся с ни¬ми своими заботами, успехами и неудачами.

          Постепенно происходит явное ослабление контактов родителей со своими детьми, что вызывает у них необходимость обращаться в другие сферы, и прежде всего к сверстникам.

          С поступлением в школу учение становится ведущим видом жизнедеятельности ребенка. У него появляются новые обязанности, новые интересы. Ребенок положительно реагирует на любое совместное занятие с учителем, выделяя и оценивая прежде всего обаяние его личности. Большое значение для детей этого возраста имеет эмоциональная сторона общения: детям нравится увлеченность учителя, его заинтересованность. В учителе, как и в других взрослых, дети больше всего ценят внимание к своим заботам, интересам и увлечениям.

          Обращенность к коллективу сверстников, стремление занять в коллективе определенное место психологи считают одним из основных новых качеств, возникших к концу младшего школьного возраста.

          Как известно, в младшем подростковом возрасте про¬исходит интенсивное усвоение моральных норм и правил. Характерный для этого возраста уровень познания внутреннего мира человека накладывает отпечаток на отношение подростков к другим людям.

          Так, неумение подростков достаточно целостно и глубоко оценить личность другого человека, встать на его точку зрения, учесть и взвесить основные цели и мотивы его поступков способствует формированию одностороннего, негибкого представления об учителе (да и о любом взрослом), зачастую основанного на переносе оценки одного какого-либо качества на всю его личность. Именно поэто¬му завоевать авторитет у подростков одновременно и очень легко, и очень трудно. Подростку нельзя внушить, что учителя – это взрослые люди и поэтому достойны любви и уважения. Учитель должен завоевать авторитет личными достоинствами, широтой духовных интересов. Если он становится законодателем увлечений класса, то все дети будут тянуться к нему, следовать его советам и рекомендациям. Иначе его пожелания не будут реализованы, и в лучшем случае к ним прислушаются только самые исполнительные ученики.

          Если родители детей младшего возраста в большинстве интересуются кругом их увлечений, то по мере взросления ребенка происходит некоторое ослабление семейных контактов. Зачастую происходит назревание конфликтной ситуации, которая выражается прежде всего в несоответствии между острой потребностью ребенка в общении и формами общения, которые предлагает ему семья. В подростковом возрасте детей уже не удовлетворяют поверхностный интерес, формальное отношение к их увлечениям, откровенный контроль, поощрение или запрет. Подобные формы могут привести иногда к бурному протесту. Такой разлад принуждает подростка переносить свои переживания в среду сверстников.

          Внутриколлективные отношения людей представляют собой результат сложного взаимодействия деловых и в то же время стихийно складывающихся личных отношений. В отличие от деловых отношений, которые возникают и существуют в соответствии с нормами и распорядком общественной жизни, неформальные, неделовые, личные отношения гораздо менее управляемы. Поэтому поиски конкретных приемов воздействия на данную систему представляют собой более сложную задачу.

          В. А. Сухомлинский отмечал несколько важных черт, необходимых воспитателю: глубокую веру в силу воспитания, ощущения ответственности перед обществом, уверенность в огромных возможностях разума. В общении учителя и ученика необходимо также взаимное доверие, «гармония воли воспитателя и желаний воспитанников» (10, с 235). При наличии данных качеств общение с ребенком приобретает истинную красоту.

          Красота труда. Труд, отвечающий общественным целям, облагораживает и одухотворяет жизнь человека.

          В понятие красоты труда входят понятия о красоте того, кто трудится, о красоте трудового процесса и о красоте продукта труда. Конечный результат человеческих усилий – продукт нашего труда – непосредственно отражает всю глубину или поверхностность, всю простот

          В понятие красоты труда входят понятия о красоте того, кто трудится, о красоте трудового процесса и о красоте продукта труда. Конечный результат человеческих усилий – продукт нашего труда – непосредственно отражает всю глубину или поверхностность, всю простоту или сложность эстетических представлений человека, отражает его идеал красоты.

          Красивым может быть только осмысленный труд. Человек не может почувствовать красоту трудового процесса, цели которого он не знает. Каждый исполнитель должен ясно представлять себе назначение, форму и способы использования конечного продукта, несмотря на то, что доля его труда может быть выражена не на конечной, а на промежуточной или начальной стадии трудового процесса. Проблема эта возникла с развитием машинного производства и применением частичного труда на различных стадиях и операциях трудового процесса. Разделение процесса создания продукта на операции появилось уже в сфере ремесленничества, но в условиях ручного труда каждый мастер и подмастерье были значительно ближе друг к другу, чем рабочие разных цехов большого промышленного предприятия. Кроме того, когда работает один ремесленник или артель работников, среди них, как правило, находится и автор замысла и первоначального эскиза продукта (либо все эти стадии совмещены в трудовом процессе самого ремесленника). В обоих случаях каждому исполнителю ясен весь процесс создания продукта, от замысла до результата, поэтому выполнение им своей доли работы осмысленно и целесообразно. Функция той операции, которую выполняет ремесленник, – например, расписывает дно тарелки, – и влияние качества ее выполнения на качество всего продукта очевидны и создают для самого работника существенный стимул осмысления своего труда.

          Представление о целесообразности и гармонии труда в единстве со всем процессом создания продукта составляет важнейший аспект восприятия тружеником красоты создаваемой вещи. В условиях современного крупного промышленного производства необходима специальная организация включения всех его участников, и прежде всего тех, кто занят материальным производством, непосредственно в осознание коллективного трудового процесса. Ясное представление цели своего труда как в отношении содержания и формы продукта, так и в отношении его дальнейшего использования делает трудовую деятельность подлинно человеческой. По известному высказыванию К. Маркса, самый плохой архитектор отличается от самой лучшей пчелы тем, что у него есть план своей деятельности. Только человеческая трудовая деятельность осуществляется осознанно, по заранее известному проекту, в соответствии с ним, что не отрицает возможности и необходимости в каких-то обстоятельствах изменять первоначальный замысел в процессе его воплощения. Вне этого собственно человеческого аспекта нет красоты труда.

          Другой существенной стороной красоты труда является его созидательный характер. Человеку свойственна потребность в реализации своих сил и возможностей. Есть ряд философских концепций о том, что мера счастья человека зависит от меры и гармонии его реализации в обществе. Материальный труд, о котором мы говорим, прежде всего является одной из форм такой реализации, в той или иной степени доступной каждому. Преимущества материального труда в этом плане ни с чем не сравнимы, поскольку результаты его очевидны, осязаемы и приближены к нам во времени. Чем полнее и многограннее может осуществиться человек в процессе и продукте своего труда, тем большее удовлетворение он получает, тем понятнее ему радость и красота труда.

          Разного рода труд требует от человека разного комплекса способностей и умений, но почти нет видов труда, которые были бы ориентированы на минимум человеческих умений и навыков. Любой труд обращен к уму, сердцу и специальным навыкам работника и может быть модифицирован, усовершенствован им. В любом трудовом процессе есть возможности его рационализации, приближения к более совершенному варианту.

          Рационализаторская деятельность, таким образом, включает еще два эстетических аспекта труда: его твор¬ческий характер и соотнесение с существующим или идеальным образцом. В процессе творческого труда человек совершенствует и самого себя, добиваясь гармонии своих сил и способностей. Результатом такого трудового процесса оказывается гармонически совершенный продукт труда, в какой бы области деятельности он ни был создан. Изучает красоту продуктов материального труда, называемых сегодня чаще всего предметной средой, специальная область эстетики, так называемая техническая эстетика. Возникновение этой науки связано с прогрессом НТР и развитием серийного выпуска промышленных товаров. В процессе эволюции технической эстетики в ней конкурируют, сменяя друг друга или совмещаясь, две точки зрения на эстетическую сущность продуктов промышленного производства. Одна из них – оценка эстетических достоинств вещи по аналогии с продуктом природной жизнедеятельности, другая – по аналогии с произведением искусства. Ближе всего к продукции, отвечающей тем и другим критериям, оказались произведения декоративно-прикладного искусства, сочетающие утилитарную и духовную функции и отвечающие требованиям пользы и красоты.

          Эталон красивого, эстетически ценного продукта определяется социальной установкой общества и времени, в которых он создается, веяниями моды, технологией производства и, не в последнюю очередь, уровнем эстетического развития его автора и исполнителей.

          Красота труда определяется, наконец, и чисто физиче¬ским удовольствием от процесса труда, которое сходно с наслаждением танцем, спортом, пантомимой, любым гармоничным ритмическим движением. Считается признанным происхождение танца из коллективных трудовых процессов, в частности, сельскохозяйственного труда. Красота физического труда – в целесообразности, ритмичности и экономии физических действий (с экономией и мерой движений тесно связано понятие грации). Потребность в физической осмысленной деятельности вообще свойственна человеку, она незаменима никакой иной из возможностей самореализации человека, и поэтому, в совершенных своих формах, работа приносит эстетическое наслаждение тому, кто трудится. В русской литературе есть много прекрасных описаний счастья, гармонии и полноты физического труда – у Л. Н. Толстого, А. М. Горького, М. А. Шолохова и других.

          Красота познания. Способность познавать – наблюдать, изучать, открывать новое в окружающем мире является одной из самых универсальных способностей человека, развивающейся в течение всей его жизни. Развитие познавательных способностей, обогащение знаний и представлений об основных закономерностях развития материального мира наиболее активно проходит в детстве и отрочестве.

          Мысль о том, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины, раскрывает огромное значение переживаний и чувств в наших познавательных действиях. Содержание, сам материал познавательной деятельности и ее формы могут вызывать сильные, яркие положительные переживания у человека – будь то ученый, изобретатель, открывающий неизвестные тайны науки, или школьник, читающий о великих научных подвигах и знающий о могуществе распознанных законов природы или радующийся тому, что сумел найти правильный путь в решении задачи.

          Из чего же образуется то, что называется «красотой познания»? Один из важнейших источников красоты познания – сама действительность, ее стороны и явления, изучаемые наукой. В познании участвуют эмоциональные переживания человека, охватывающие эстетические свойства действительности и сами приобретающие эстетический характер. Если же изучение касается скрытых особенностей явлений, о которых можно узнать лишь на основании сложной системы получения и обработки данных, если оно относится к выявлению внутренних закономерностей, то красота здесь переживается и открывается как внутренняя гармония взаимосвязи явлений, как совершенство природных процессов. «Как прекрасно почувствовать единство целого комплекса явлений, которые при непосредственном восприятии казались разрозненными!» – воскликнул А. Эйнштейн, обнаружив глубокую связь между различными физическими законами. (7, стр.28)

          Другой источник красоты познания – эстетические свойства самой науки: красота ее строгих понятий и представлений, законов и систем. В этом отношении ярчайший пример – периодическая таблица Менделеева с удивительно гармоничным, красивым «движением» в ней элементов: четким, определенным нарастанием одних их свойств и убыванием других. В образном плане о ней можно говорить как о ритмичной «музыкальной» картине материальных основ нашего мира. Таблица, созданная гениальным ученым, вызывает эстетическое чувство, родственное переживанию какого-либо музыкального образа. Д. И. Менделеев с большим интересом сам относился к искусству, и его эстетический вкус помог ему уловить гармонию в законах природы.

          Еще один источник красоты – история научных открытий, возбуждающая не только чувства прекрасного, удивительного, но и переживания героического, драматического, возвышенного, порой и трагического. Таковы эпизоды мужества ученых, испытавших на себе результаты сделанных открытий, – подобно Л.Пастеру, привившему себе для проверки своего открытия возбудителей опасной болезни. Или путешествия через океаны нашего отважного современника – норвежского ученого Тура Хейердала на тростниковых судах и плотах по предполагаемым маршрутам древних мореплавателей.

          Существенным источником красоты познания является эстетически отраженный процесс познания и учения, в особенности художественные произведения (в репродукциях и слайдах, фонограммах литературных и публицистических текстов, музыкальных фрагментах). Все эти средства усиливают, оттеняют, обогащают процесс познания и раскрывают его эстетическую сторону.

          Мы рассмотрели те стороны процесса познания и открывающейся в нем красоты, которые сопутствуют и творчеству ученого, и деятельности учителя, и познавательной деятельности ученика, и любого члена общества.

          Красота бытия. Понятие «быт» достаточно широкое. К быту мы относим условия, в которых живем, вещи, которыми пользуемся и которые носим. Значит, в самом узком смысле красота быта – это красота вещей, красота их организации в доме и красота отношения к вещам.

          Каждая бытовая вещь производится с учетом ее полезности и красоты. В разные эпохи и в разных общественных условиях различно понималась необходимость красоты полезных вещей. Полезность вещи, ее назначение всегда остается главным в процессе ее создания, однако еще от палеолита нам остались украшенные орнаментом или фигурками людей и животных топоры, ножи, наконечники копий и так далее. Постепенно, с развитием производства и общества, выделились ремесла, которые специализировались на создании красивых, а не просто полезных вещей. Это прежде всего мебель, предметы убранства жилья, посуда, одежда и ювелирные украшения. Промышленная революция заменила ремесленное штучное производство серийным, что, с одной стороны, требовало упрощения формы и отделки вещей, а с другой – резко увеличило количество одинаковых вещей и возможности их массового потребления. На основе этого переворота и возникли многие современные представления о красоте вещей.

          Сторонники старых традиций, – некоторые ученые и художники считали, что век машин погубил красоту, что прекрасны только рукотворные вещи, потому что они несут тепло руки мастера, потому что они не похожи друг на друга, потому что их просто мало. Отсюда возникло понятие об индивидуальности, нестандартности вещи как признаке ее красоты, о красоте вещей, сделанных руками человека и непосредственно воплотивших гармонию его выдумки, души и умения. Такое представление о красоте сближало содержание красоты вещи с красотой произведения искусства и активно противопоставляло вещь, вышедшую из рук художника или народного мастера, изделию машинного производства. Для промышленных изделий пришлось искать свои нормы красоты.

          Сначала пытались делать машинные изделия по образцу ручных, раскрашивали и украшали вещи под старину, создавали вычурные формы автомобилей под кабриолеты, швейные машины украшали цветами и гирляндами. Потом сама технология машинного производства, его ценность и прогрессивность привела к новому представлению о красоте – лаконичной, именно машинной формы. Этот период, примерно первая четверть нашего века, внес большую долю в понимание красоты вещи, которое живет и сегодня: умение подчеркнуть красоту естественного материала, прожилки, цвет и фактуру дерева, блеск, хрупкость и световую игру стекла, холод, гибкость и звон металла, – а не выделывать один материал под другой.

          Красоту вещи увидели не в дополнительном ее украшении, а как бы в ней самой, в том, для чего она предназначена, иначе говоря – в ее функции. Кресло должно быть креслом, как можно более удобным, изогнутым по форме сидящего человека, а не картиной и не скульптурой; ваза должна быть прежде всего емкостью. В таком направлении технической эстетики и производства утверждалось и нравственное содержание красоты как естественности, как правды.

          Нельзя сказать, что такая позиция целиком удержалась до нынешнего времени. Любая вещь, сочетая в себе красоту и полезность, является продуктом товарно-денежного производства. Нормы ее красоты тесно связаны и обусловлены требованиями рынка. На эволюцию норм красоты и ценности вещи оказывают влияние и социально-психологические факторы и настроения. На наших глазах лаконичные и функциональные формы вещей, мебели, посуды сменились более сложными формами с украшениями, инкрустацией и т. п. И чаще всего это украшения под старину, в стиле «ретро». Такая переориентация отвечала стремлению людей разнообразить свой быт, уйти от «гарнитурного» стандарта, осуществить которое стало возможно, сочетая вещи нового и старого стиля.

          Процесс развития представлений о красоте вещей бесконечен и поддается прогнозу только относительно. Поэтому можно более определенно, чем о красоте вещи самой по себе, говорить о красоте отношения к вещам. Некрасивое отношение к вещам – это увлечение вещами в ущерб всем другим интересам: к делу, которым ты занят, к людям, к знаниям, к искусству; отождествление стоимости, цены вещи с ее красотой, оценка других людей и самого себя по вещам, которые его и тебя окружают, по «одежке». Увлечение вещами – показатель бездуховности личности, оно неизбежно приводит или к скуке и пустоте, или к полному духовному банкротству человека. В развитии нашего общества такое внимание к материальной стороне жизни долго объяснялось тем, что необходимо было достижение минимума материального уровня и для общества в целом, и для каждого человека, но при условии, что оно сопровождается духовным развитием.

          Отношение к вещам, понимание их значения и красоты воспитываются у обитателей дома, у членов семьи, у детей отнюдь не кодексом правил и запретов, а реальным значением предметов в доме, отношением к ним старших. Дом – не выставка, не музей и не витрина магазина. Он должен быть местом отдыха, общения, работы и учебы, чистым, удобным и уютным, с равными возможностями для всех, старых и малых.

          Очень важная воспитательная функция дома – уважение к старшим и к тем, кого уже нет с нами. Духовное содержание вещи – очень часто память о тех, кому она была дорога, или память радости соприкосновения с ними. Известно, что дети очень дорожат старыми игрушками, эмоциональная память удовольствия от общения с ними создает для них ощущение подлинной красоты и необходимости вещи.

          Хорошо, если в семье поддерживается стремление членов семьи, детей в том числе, делать вещи своими руками. Это может быть и одежда, и утварь, и мебель, и вышивки. Неполноценность этого изделия по сравнению с музейным экспонатом не должна останавливать. Рукотворность вещи и творческое начало ее автора, в ней претворенные, определяют ее духовную красоту и ценность, никак не компенсируемые материальными затратами. Дом, по мере сил обставленный с помощью твоих рук и рук твоих близких, гораздо дороже и уютнее гарнитура, приобретенного в магазине, не похож ни на один другой и может все время обновляться, сочетая традиции и творчество всех его обитателей.

          4. Деградация культуры. Культура и антикультура.

          Культурное развитие человечества знает не только подъемы, но и падения. Наряду с высокими взлетами духа культурное развитие знает и периоды глубочайшего одичания, периоды творческого созидания могут перемежаться жесточайшим разрушением созданного культурного богатства. Одним из показательных эпизодов такой драматической истории культуры стало нашествие племени вандалов на Древний Рим, оставившее по себе в истории понятие вандализм. Вандализмом принято называть действия людей или организаций, ведущие к уничтожению культурных ценностей. Чаще всего причиной вандализма является низкий культурный уровень, непонимание значимости уничтожаемых объектов.

          Иногда люди не ведают, что творят, выбрасывая в утиль старинные книги, механические устройства или вещи, место которым в музее. Разумеется, для практического использования физически изношенные объекты не пригодны, и появление культурного мусора неизбежно. Речь идет о необходимости бережного сохранения образцовых экземпляров (прецедентов) материальной и духовной культуры. Если человек по своему воспитанию и образованию не включен в определенную культурную традицию, он не в состоянии дать истинную оценку явлениям, предметам. Такого рода вандализм можно рассматривать как следствие ограниченного, потребительского отношения к культуре.

          Однако довольно часто имеет место, так сказать, «идей¬ный» вандализм, в котором проявляется осознанная враждебность по отношению к тем или иным явлениям культуры. Примеров тому множество, начиная с уничтожения античных храмов в ходе борьбы христианства против язычества и заканчивая разрушением церквей коммунистами и кострами из книг, которые горели на площадях в фашистской Германии в XX веке. Особенность этой разновидности вандализма состоит в убеждении людей, что они должны построить новую культуру только посредством ликвидации существующей культуры. Идеологический вандализм многолик и очень опасен, так как прикрывается лозунгами культурного прогресса. Его нельзя назвать социально детерминированным, поскольку в нем реализуется свободный выбор личности или умозрительный организационный проект.

          К проявлениям вандализма следует отнести также использование культурных ценностей не по назначению с понижением их культурной функции. Например, использование храмового сооружения под склад есть вандализм, но если в нем музей или концертный зал, то это не выходит за пределы культурной нормы.

          Таким образом, существование вандализма зависит от многих причин. Соответственно основным формам культуры можно говорить о вандализме:

           1) в духовной культуре (борьба с инакомыслием, политические и религиозные преследования, аморализм, бездуховность, разрыв культурных традиций, уничтожение научных школ и другое);

           2) в материальной культуре (утрата плодородия почвы вследствие неправильной эксплуатации, уничтожение природного разнообразия (растений, животных, ландшафтов), разрушение технологической культуры, упадок профессионализма и др.);

           3) в физической культуре (вредные привычки, наркомания, алкоголизм, нездоровый образ жизни, разрушение системы охраны труда на производстве, утрата народных традиций физической культуры).

          Основное последствие вандализма – это деградация культурной среды, ведущая к упадку творческих сил общества (возникает угроза глобальной вандализации). Поэтому необходима борьба против этого явления. Очевидно, защита культуры может вестись различными способами. Государство определяет законодательно меру юридической ответственности граждан за некоторые проявления вандализма (в частности, за преступную халатность). Принуждение и наказание - действенный, но грубый инструмент борьбы. Поэтому гораздо важнее целенаправленное профилактическое воздействие на личность в семье и школе, в производственном коллективе, в средствах массовой информации. Наиболее сильным оружием в этой борьбе может стать авторитетное общественное мнение, нетерпимое к любым проявлениям вандализма.

          III. Заключение.

          С надеждой и тревогой всматриваются сегодня люди в горизонты нового тысячелетия. Что ожидает их в нем? Удастся ли им решить те проблемы, которые породило прошедшее столетие, или же они будут обостряться и в будущем? Каким будет завтрашний мир и каким будет в нем человек? Какими станут Украина и наше общество?

          Сегодня существуют разные прогнозы на¬шего ближайшего будущего: и оптимистические, и пессимистические. И те, и другие в определенной степени научно обоснованы, сделаны с учетом анализа тех тенденций социального развития, которые сложились в наше время. И это вполне закономерно: в истории не существует безальтернативных путей. Действительность всегда порождает разные возможности, и то, какие из них именно станут реальностью, в значительной степени зависит от самих людей, от их усилий.

          Поэтому, задумываясь над будущим, мы должны помнить: оно рождается уже сегодня, а потому каждый из нас имеет возможность выбора и может определенным образом повлиять на то, каким оно будет – наше будущее.

          Рассмотрев многообразие форм человеческой деятельности в природе, обществе и познании, мы приходим к следующей констатации: а) главным вектором, определяющим восхождение человека к высотам прогресса, является культура человека, б) это она позволяет творить, созидать предметный мир по законам красоты, в) и, наконец, красота сама по себе не спасет мир, если человек своим трудом не позаботится о сохранности прекрасного в жизни и всей своей жизнедеятельностью не будет утверждать красоту в себе и в жизни.

          И тогда человек с гордостью скажет: «Да! Жизнь прекрасна и удивительна!»

    Литература

    1. Філософія: Підручник для вищої школи. – Х.: Прапор, 2004. – 736 с.

    2. В.П.Андрущенко, М.І.Михальченко. Сучасна соціальна філософія. Курс лекцій. – Київ: Генеза, 1996. – 368 с.

    3. Философия: Учебник для ВУЗов. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. – 576 с.

    4. Н.Г.Чернышевский. Эстетические отношения искусства к действительности. В книге «Введение в литературоведение. Хрестоматия»/Под ред. П.А.Николаева. – М.: Высшая школа, 1979, стр.135 – 139.

    5. Культурология в вопросах и ответах. Методическое пособие/Отв. редактор Рагозин Н.П. – Донецк, 2005. – 213 с.

    6. Основы эстетики и искусствознания/Под ред. И.Л.Любинского, В.К.Скатерщикова. – М.: Просвещение, 1979. – 302 с.

    7. Основы эстетического воспитания/Под ред. Н.А.Кушаева. – М: Просвещение, 1986. – 240 с.

    8. Человек и общество: учебник для 11 класса общеобразовательных учебных заведений/Р.А.Арцишевский, С.А.Бондарчук, С.С.Возняк и др. – К.: Ирпень: ВТФ «Перун», 2005. – 432 с.

    9. Д.Бэлл «Эпоха разобщенности». Журнал «Свободная мысль», №6, 2006 г.

    10. Сухомлинский В. А. Мудрая власть коллектива. М, 1975.