Тезисы/Технические
науки - Электротехника УДК:621.316.925 Прокопец Е.Г.,
Гребченко Н.В. Моделирование
механической части
асинхронного электродвигателя Донецкий
национальный технический университет This work about modeling of
a mechanical part of the asynchronous electric motor. As it is possible
to
measure it. Keywords: the asynchronous
electric motor, the bearing rotating the moment, sliding, a current,
amplitude
of a current, frequency. Эта
работа о моделировании механической части
асинхронного электродвигателя. Как это можно измерить. Ключевые
слова: асинхронный электродвигатель,
подшипник, вращающий момент, скольжение, ток, амплитуда тока, частота. Своевременное
выявление дефектов в
узлах, выполняющих механические функции, и их устранение может
предотвратить
немало аварий и стать высокоэффективным средством повышения надежности
работы
электродвигателей и систем электроснабжения в целом [1]. Так, если дефект
в подшипнике
остается незамеченным, то подшипник под действием усиливающейся
вибрации, как
правило, разрушается. Вследствие этого нарушается осевая
симметрия машины,
вращающийся ротор деформирует активную сталь и изоляцию обмоток
статора, что
неизбежно приводит к аварии. При повреждении
подшипников или
нарушении центровки валов электродвигателя и приводимого им механизма,
момент
сопротивления, воздействующий на вал электродвигателя, периодически
изменяется
с частотой, пропорциональной частоте вращения вала. Периодическое
изменение
момента сопротивления вызывает появление в токе статора
электродвигателя
составляющих с частотой, пропорциональной частоте вращения вала.
Отделение этих
составляющих от составляющих тока основной частоты и контроль их уровня
позволяют обнаружить дефекты в механической части машины. Скольжение
асинхронного
электродвигателя, в свою очередь, зависит от вращающего момента, а
следовательно, от момента сопротивления вращению. Для анализа удобно
использовать представление момента сопротивления Мс
суммой
статической М0
и
периодической синусоидальной составляющих: Здесь
Мa и
α — амплитуда и круговая
частота периодической составляющей момента сопротивления. На линейном участке механической характеристики связь скольжения s и вращающего момента можно выразить уравнением: Тогда
для
установившегося режима работы получим: Ток
статора
при механических повреждениях электродвигателя содержит составляющие с
частотами, равными частоте источника питания ω1,
разности частот источника питания и вращения ротора β = ω1
-
α и сумме этих частот γ = ω1
+
α. Литература: 1.
Булычев
А.В., Ванин В.К. Метод контроля состояния механической части
асинхронного
электродвигателя // Электротехника. - 1997. - № 10. - С.5-9. 2.
Гейлер
Л. Б. Основы электропривода. Минск: Высшая школа, 1972. 3.
Асинхронные двигатели серии 4А: Справочник / А.Э. Кравчик, М.М. Шлаф,
В.И.
Афонин, Е.А. Соболевская. М.: Энергоатомиздат, 1982. 4.
Гребченко Н.В. Определение
параметров изоляции с
учетом статической и
динамической несимметрии
нагрузки / Н.В. Гребченко, Д.В.
Полковниченко, А.А. Сидоренко // Наукові праці Донецького нац. тех.
університету. Донецьк: ДВНЗ «ДонНТУ». -
2007. - С. 241-244. 5.
Свириденко П.А., Шмелев А.Н. Основы
автоматизированного электропривода. М.: Высшая школа, 1970. |