КОММУНИКАТИВНАЯ СТОРОНА ОБЩЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Т.Ю. Шахова

Научно-исследовательская работа по психологии

Категория общения является базовой для социально-психологической науки. Вследствие сложности данного явления существует достаточно много подходов к ее рассмотрению. Среди конкретных вопросов социально-психологической науки общение занимало неоднозначное место. Иногда вопросы общения выдвигались на первый план в социально-психологической концепции, которая обосновывает общение как способ осуществления внутренней эволюции или поддержания статус-кво социальной структуры общества, социальной группы в той мере, в какой эта эволюция предполагает диалектическое взаимодействие личности и общества.

Проблема общения, в общем, и проблема общения в конфликтной ситуации в частности являлась изучением интеракционистского подхода, необихевиористского подхода, неофрейдистского подхода, когнитивистского подхода, трансактного анализа, персонологического подхода. Представители интеракционистского подхода под общением понимали социальное взаимодействие, коммуникацию посредством символов, в которой проявляются их индивидуальное и социальное значение, а также социальные роли. Представители когнитивистского подхода понимали под общением коммуникацию, в которой происходит информационный обмен, проявляются различные познавательные процессы, социальная перцепция (восприятие), а также мало осознаваемые установки аттитюды. Основателем трансактного анализа является Э.Берн. С точки зрения представителей этого подхода, общение – это процесс обмена трансакциями, то есть действиями, стимулами и реакциями, которые по содержанию соответствуют трехкомпонентной структуре личности, которая включает позиции эмоционального «ребенка», нормативно-стереотипного «родителя» и разумно-рационального «взрослого». С точки зрения представителей неофрейдистского подхода, общение – это процесс реализации бессознательной бытовой мотивации личности. Представители неофрейдистского подхода понимали под общением систему поведенческих действий, обмен подкреплениями, диалектическое взаимодействие, фактор обучения моделями поведения реализацию агрессивной мотивации. И, наконец, общение – это процесс личностной самоактуализации; реализации экзистенциональной сущности личности, поиск взаимопонимания, мгновенного смысла.

В отечественной социальной психологии общепринятым явлением (общепринятой закономерностью) было выделение в структуре общения трех сторон: коммуникативной, перцептивной и интерактивной. Изучением общения занимались И.М.Сеченов, В.Н.Мясищев, Б.Г.Ананьев. Рассматривая вопрос о психологической структуре человека как субъекта деятельности (то есть производящего материальные и духовные ценности), Б.Г.Ананьев подчеркивал роль общения, отмечая, что общение является важнейшей деятельностью, возникшей на базе труда и в процессе социально- исторического развития ставшей самостоятельным видом деятельности. Огромный вклад в разработку вопросов общения внес знаменитый отечественный психолог А.А.Бодалев, который путем экспериментальных исследований показал, что первое впечатление, сформированное о человеке, обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека.

Анализ межличностных отношений как отношений, складывающихся не где-то вне общественных отношений, а внутри них, позволяет расставить правильный акцент в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Объектом в данной работе является коммуникативная сторона общения в конфликте.

Предметом исследования является выявление связи между мотивацией аффилиации и уровнем конфликтности личности.

Цель исследования – рассмотреть особенности взаимоотношений между людьми в конфликте.

Реализация отмеченной цели требует постановки ряда задач:

1) Осуществить теоретический анализ и литературный обзор проблемы общения, конфликта в отечественной и зарубежной литературе.

2) Ознакомиться с типологической стороной конфликтных ситуаций.

3) Рассмотреть основные закономерности связи между потребностью в общении и уровнем конфликтности личности.

4) Проанализировать основные приёмы предупреждения и разрешения конфликтов.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ОБЩЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

В последние годы в психологической науке наблюдается усиление внимания к методологическим, теоретическим, экспериментальным и прикладным проблемам психологии. Появляются новые монографии, сборники, статьи и отдельные выступления в периодической печати, посвященные этой области психологии.

Б.Г.Ананьев в одной из своих работ впервые в развернутой форме показал важность учета категории общения среди других детерминант, которые определяют управление и развитие психики человека. Ученый не обошел вниманием и такие проблемы, как проблемы формирования человека как личности, образования в ней различных структурных блоков, развития человека как субъекта деятельности, воспитание его индивидуальности. Еще вклад Б.Г.Ананьева в психологию состоит в том, что ученый открывал в общении все новые и новые характеристики и прослеживал их роль во всех перечисленных процессах, также ученый прославился тем, что уделял большое внимание прослеживанию влияния различных ситуаций общения, в которых участвует человек, на его ум, чувства, волю и на последующее развитие как их, так и в целом человека. На примерах ситуаций общения, в которых участвуют учителя и школьники, он психологически ярко показал, как учитель ставит учеников в такие ситуации, когда интеллект их активизируется, чувства приобретают стенический характер, воля мобилизуется. Ученики с доверием смотрят на окружающих и охотно вступают с ними в общение.

По мнению Б.Г.Ананьева, существует некая зависимость между характером психологического воздействия ситуации общения на ученика и успешностью его учебной деятельности и шире: его личностным особенностям [1].

В частности, он показывает зависимость результата воздействия от мотива, который заставляет ученика участвовать в общении (то есть мотива, который толкает ученика на заинтересованность в познании чего-либо). Одновременно ученый раскрывает влияние особых мотивов, имеющихся у человека на избирательность общения, объем, его широту, активность. Такими мотивами могут выступать познавательные мотивы, а также мотивы, которые привлекают одного человека к другому (например, мотив подружиться с кем-нибудь, вступить в близкие отношения с этим человеком).

Специальным направлением в прослеживании значения общения в формировании общепсихологического склада личности, в оформлении ее ядра, каковым, несомненно, является складывающийся у человека характер, выступает в работах Б.Г.Ананьева. Обсуждение им проблемы качественного и количественного оптимума общения, который необходим для нормального развития личности, а также последствий дефицита в общении для этого развития. Ученый подчеркивал роль общения. Он отмечал, что общение является важнейшей деятельностью, возникающей на базе труда в процессе социально-исторического развития, ставшей самостоятельным видом деятельности.

Таким образом, проблемы по изучению общения, поданные Б.Г.Анаьевым, являются фундаментальными. Также немаловажным фактором является то, что работы ученого служат отправной точкой для дальнейшей разработки поставленных задач в области психологии общения.

Исследование общения и коммуникативной стороны общения в конфликте имеет давние традиции в отечественной психологии. О важности этой проблематики для изучения моральных чувств говорил еще И.М.Сеченов. Первым у нас стал проводить эксперименты с целью изучения некоторых сторон общения В.М.Бехтерев. Внесли свой вклад в разработку проблем общения А.Ф.Лазурский, Л.С.Выготский, В.Н. Мясищев.

Первая встреча с человеком, знакомство с ним уже приводят к формированию у человека некоторого впечатления о другом человеке. Эксперимент В.Н.Панфорова показал, что одно и тоже лицо, как правило, воспринимается одинаковым образом многими субъектами. Существует единая общественная трактовка различных типов лиц (конечно, в рамках сравнительно однородной социально-демографиче6ской группы). Человек, получивший позитивные оценки на основе восприятия только его внешности, будет иметь преимущества в положительном отношении к нему других людей пред человеком, который на этой же основе получил негативные оценки. Вопросами первого впечатления, восприятия другого человека занимался также А.А.Бодалев.

На основании работ Бодалева и Парфенова, можно сказать, что самое первое впечатление обусловлено признаками, которые наилучшим образом выражены во внешности воспринимаемого человека.

По мнению А.А.Бодалева, при формировании у одного человека мнения о качествах личности другого человека, которого тот видит впервые, немалое значение имеет общая эстетическая выразительность облика этого человека, и, в частности, степень соответствия его физической наружности имеющемуся у людей идеалу красоты [2].

Среди факторов, формирующих первое впечатление о человеке, следует отметить его социальный статус и связанный с ним престиж в обществе. Исследования отечественных психологов показывают, как происходит развитие восприятия человека с возрастом. С возрастом при словесном воссоздании облика воспринимаемого человека включаются в качестве существенных признаков компоненты, образующие его физический облик, а также описание черт его экспрессии. Один из важных выводов состоит здесь в том, что хотя практически человек сравнительно равно начинает «читать» язык экспрессии и пользоваться им в своем общении, однако тот факт, что выразительное поведение – важный признак в числе характерных индивидуальных особенностей внешнего облика осознается постепенно. По мнению О.Г.Кокусяна, профессиональная деятельность того или иного человека сказывается на особенностях восприятия и понимания других людей в том случае, когда начинает формироваться первое впечатление о незнакомом человеке [8].

Селективность (избирательность) восприятия обусловлена определенными когнитивными процессами. Предполагается, что процессы перцептуальной вигильности (селективной наблюдательности) и перцептуальной защиты (селективной невнимательности) происходят систематически, даже если сам индивид не осознает этого. Эти процессы направляют внимание таким образом, чтобы увеличивать соответствие нового опыта старому, уменьшать неожиданности, несообразности и конфликты с установленными ранее когнитивными структурами. Таким образом, селективность восприятия обеспечивает людям определенную готовность к ориентации в окружающей среде, помогает выделить существенный для них перцептуальный набор.

Изобретательность восприятия может быть обусловлена также национальными различиями, которые предстают на практике как различия культур. По этой проблематике были получены интересные данные в эксперименте Д.Бегли с использованием стереоскопа.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что не все объекты окружающего мира и не все их стороны одинаковым образом воспринимаются разными людьми. Перцептуальный набор индивида в каждом конкретном случае – это не фактографическое отражение всего окружающего, а его своеобразная личностная конструкция, в которой выделяются определенные объекты и их свойства так, чтобы соответствовать потребности индивида.

1.1. Роль общения в конфликте

В основе общения лежит коммуникативный процесс передачи информации от одного лица другому или группе лиц и восприятие этой информации данными лицами.

Соглашаясь с тем, что общение есть процесс, можно подумать, что статус процесса правомерно приписывать и отношением людей друг к другу. Без отношения невозможно ни взаимодействие, ни взаимовлияние, ни сопереживание, ни взаимное понимание. Можно согласиться с тем, что общение обязательно предполагает взаимоотношения между общающимися, но понятия эти не совпадают друг с другом.

Не зависимо от того, протекает коммуникативный опыт по поводу сугубо личного предмета общения или в качестве такового выступает интерсубъективный предмет (когда индивид представляет в общении какую-либо общность), он совершается как личностное отношение и проявляется в форме субъективных влияний выражений симпатии (антипатии), чувства претензии и т.п.

В работах социологического плана, представляется интересной концепция польского социолога Яна Шепапського. Он вводит понятие «социальная связь», которая реализуется через три вида контактов: «пространственный», «психический», «социальный».

Первым условием возникновения социальной связи является пространственный контакт. Если возможность заинтересовать друг друга переходит в действительность, возникает психологический контакт, который может быть взаимным и невзаимным. Подобное состояние может трактоваться как взаимоотношения между заинтересованными друг другом личностями.

Следующий этап развития контактов – социальный контакт – это определенная система, в которую входят, по меньшей мере, два лица, какая-нибудь ценность, которая ставится основой контакта, какие-то взаимодействия этой ценности.

На основе социальных контактов развивается взаимодействие – систематическое, постоянное осуществление действий, имеющих целью вызвать соответствующую реакцию со стороны партнера, это взаимодействие и на самого партнера, причем вызванная реакция вызывает в свою очередь реакцию воздействующего.

Определяя сущность общения, его чаще всего классифицируют как взаимодействия, которые представляют собой специфическую деятельность. Общение – это особая деятельность, предметом которой является другой человек – товарищ.

Складывающиеся в процессе общения личные взаимоотношения являются главным содержанием общения. Общение чаще всего рассматривается исследователями как внешний феномен взаимоотношений, как процесс их реализации и способ проявления. Вместе с тем, нередки и попытки неправильного расширения данного понятия, когда она фактически подменяет понятие отношения.

Важно отметить, что исследование общения как такового направлены на изучение личностных взаимоотношений, а не на процесс общения между людьми. Проведенное разграничение имеет и существенное психолого- педагогическое значение в плане поиска путей управления внутриколлективными отношениями и межличностным общением. По- видимому, можно говорить о двух принципиально осуществимых способах управления: изменение и регулирование отношений через изменение общения и регулирование общения через изменение отношений. Каждый из этих путей требует для своего осуществления специфических педагогических воздействий.

По предположению М.С.Когана, наличие у участников общения двух различных ролевых реакций: «быть субъектом» и «быть объектом», не совместимо с понятием общения на том основании, что пребывание одного из партнеров в качестве объекта для другого лишает его качеств субъекта. Общение является таковым лишь до тех пор, пока субъект сохраняет свою субъективность во взаимоотношениях с другим объектом, а этот последний ориентируется на своего партнера по совместной деятельности, то есть как на субъект, а не как на объект.

Структура конфликта. Объективные составляющие конфликта. Конфликт как многостороннее явление имеет свою структуру. Однако само понятие «структура» трактуется по-разному. Так, при анализе объектов материальной и социальной жизни часто под структурой понимается совокупность элементов, составляющих объект. Например, в социальной структуре общества выделяют различные классы и другие социальные слои. Иногда структура рассматривается как устройство, порядок расположения элементов.

Применительно к конфликту, такие подходы неприемлемы, так как на ряду с тем, что он является системой, конфликт представляет собой и процесс. Поэтому структура конфликта рассматривается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс.

Кроме понятия «конфликт» часто используется и «конфликтная ситуация» - частное понятие по отношению к конфликту. Конфликтная ситуация представляет собой фрагмент конфликта, цельный эпизод его развития, своеобразный фотографический снимок конфликта на определенный момент времени. Поэтому структура конфликта может рассматриваться и как структура конфликтной ситуации. Каждая конфликтная ситуация имеет объективное содержание и субъективное значение.

1. Участники конфликта. В любом социальном конфликте, будь-то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующими лицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица (например, в семейном конфликте), как официальные лица (конфликт по вертикали) или же как юридические лица (представители учреждений или организаций). Кроме того, они могут образовывать различные группировки и социальные группы, вплоть до таких образований, как государства.

Степень участия в конфликте может быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта. Исходя из этого выделяют: основных участников конфликта, группы поддержки, других участников.

Основные участники конфликта. Их часто называют сторонами или противоборствующими лицами. Это не субъекты конфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные) действия друг против друга. Многие авторы вводят такое понятие как «оппонент», что в переводе с латинского означает «возражающий, противник в споре.

Противодействующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит из конфликта, то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участников заменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Это происходит, потому что интересы и цели сторон в межличностном конфликте индивилуализированы.

В межгрупповом или межгосударственном конфликте уход или появление нового участника влияет на конфликт. В таком конфликте незаменимость относится не к личности, а к группе или государству. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первая начала конфликтные действия. Ее называют инициатором конфликта. В литературе можно встретить такой термин как «зачинщик». По-видимому, данное понятие менее удачное, так как априори несет определенную негативную смысловую нагрузку. Если одна из сторон инициирует конфликт, это еще не значит, что она не права. Например, если новатор не сумел бесконфликтно добиться внедрения инновации, идет на противоборство, то оценка его действий будет положительной.

Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтах сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеют свою историю, насчитывающую десятилетия, поэтому сложно бывает выделить тот шаг, который привел к борьбе.

Часто выделяют такую характеристику оппонента, как его ранг. Ранг оппонента – это уровень возможностей оппонента по реализации своих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности, его структуры и связей, е6го физические, социальные, материальные и интеллектуальные возможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия. Это широты его социальных связей, масштабы общественной и групповой поддержки.

Ранги оппонентов отличаются также наличием и величиной их деструктивных «потенциалов». В межличностных конфликтах – это физическая сила, в войнах – это вооруженные силы, характер вооружения и т.п.

конфликтах – это физическая сила, в войнах – это вооруженные силы, характер вооружения и т.п. Группы поддержки. Практически всегда в любом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представлены отдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либо своим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействовать на развитие конфликта, его исход. Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут происходить без свидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.

Группы поддержки могут быть представлены друзьями, субъектами, связанными с оппонентами какими-то обязательствами, коллегами по работе. В группу поддержки могут входить руководители или подчинен оппонентов. В межгрупповых и межгосударственных конфликтах – это государства, различные государственные объединения, общественные организации, средства массовой информации.

Другие участники. В данную группу входят субъекты, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Это подстрекатели и организаторы. Подстрекатель – это лицо, организация или государство, подталкивающая другого участника к конфликту. Сам подстрекатель может затем в этом конфликте и не участвовать. Его задача – спровоцировать, развязать конфликт и его развитие.

Организатор – лицо или группа, планирующая конфликт и его развитие, предусматривающее различные пути обеспечения и охраны участников и др.

Иногда в число участников конфликтов включают медиаторов (посредников, судей и т.д.). По мнению исследователей, это не совсем правомерно. Третья сторона в конфликте (медиатор) решает задачу прекращения конфликта. Участники же в той или иной мере участвуют в конфликте, содействуют его развитию, поддерживают и развивают борьбу. Медиатор действует насильственными методами и не входит в число участников конфликта.

2. Предмет конфликта. Как уже отмечено выше, ядром любого конфликта является противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон. Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить это противоречие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба может затухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие. Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие не разрешиться.

В большинстве случаев суть противоречия в конфликте не видна, не лежит на поверхности. Участники конфликта оперируют таким понятиям, как предмет конфликта. Это то противоречие из-за которого и ради разрешения которого стороны вступают в противоборство.

3. Объект конфликта. Еще одним переменным атрибутом конфликта является его объект. Сразу выделить его в каждом случае не всегда удается. Легче определяется проблема или предмет конфликта. Объект лежит глубже, он как бы покрыт скорлупой и является ядром проблемы, центральным звеном конфликтной ситуации.

Поэтому иногда его рассматривают как причину, повод к конфликту. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.

Чтобы стать объектом конфликта, элемент материальной, социальной или духовной сферы должен находиться на пересечении личных, групповых, общественных или государственных интересов объектов, которые стремятся к контролю над ним. Поэтому некоторые авторы считают, что объект конфликта должен быть неделим. По мнению Ф.М.Бородкина и Н.М.Коряка, неделимость объекта является одним из необходимых (хотя и недостаточных) условий осуществления конфликтных ситуаций [3].

Однако объект конфликта может быть как делимым, так и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя бы одной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым, полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантов разрешения конфликтов, то есть для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменять не только его объективные составляющие, но и субъективные. Существует мнение, что конфликт может не иметь объекта. Наряду с «объектными» выделяют «безобъектные» конфликты, которые базируются на взаимных стремлениях к контролю над чем-то. Важно уметь выделить объект конфликта, чтобы конструктивно его разрешить. Потеря объкта конфликта, ошибочное выделение ложного объекта существенно затрудняют процесс решения проблемы.

4. Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделить такой элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро- и макросреда, в которой возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию.

По мнению В. Мясищева, существует необходимость учета социальных условий, в которых протекает конфликт. В целом в отечественной науке социальная среда как комплекс условий понимается достаточно широко. В нее включается не только ближайшее окружение личности, но и социальные группы, представителем которых является данный индивид. Учет этого окружения на уровне микросреды и макросреды позволяет понять содержательную сторону целей, мотивов сторон, а также их зависимость от этой среды.

К давно известным человечеству формам конфликтного противостояния, вплоть до вооруженных конфликтов и революций ХХ век добавил также новые, менее заметные, но гораздо более изощренные как глобальная психологическая (т.н. «холодная») война, привнесшая с собой новые, а также совершенно модернизировавшая, усилившая ранее известные способы конфликтного соперничества. Все это дало такой мощный диапазон конфликтных противоречий, соперничеств, компромиссов, что социологи никак не могут оставить их за пределами эмпирического анализа и теоретического осмысления и обобщения. На волне всеобщего влияния общественности различных стран к глобальным региональным, страновым и локальным конфликтам, осложненным огромным многообразием межличностных, межгрупповых и внутриличностных конфликтов, в социологическом сообществе во второй половине ХХ столетия всколыхнулась новая, гораздо более мощная, чем когда бы то ни было ранее, волна интереса к социальным конфликтам.

В этот период ряд важных нововведений в социологическую теорию конфликтов внес Льюис Козер. По его мнению, среди огромного многообразия социальных процессов самым заметным и существенным является социальный конфликт. Последний он определял как борьбу за ценности и претензии на определенный статус, власть и ресурсы, борьбу, в которой целями противников являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника.

Признавая, что конфликты при определенных условиях способны привести к разрушению и дезинтеграции социальных систем, Л. Козер, тем не менее, особо выделил позитивные функции конфликта, позволяющие сохранять или восстанавливать интеграцию системы и ее приспособляемость к изменяющимся условиям. Приводя к нарушению интеграции составных частей социального целого и тем самым к ее временной дезинтеграции, социальные конфликты своим долговременным действием при определенных условиях (тенденция к снижению остроты, сосредоточенность не на индивидуальных, а на общественно значимых интересах и целях и др.) делают социальную структуру более гибкой, а это, в свою очередь, усиливает способность системы избавляться при помощи конфликтов от грозящих ей в будущем нарушений равновесия. Но, становясь вследствие возникновения и разрушения конфликтов более динамичным и гибким, система обнаруживает высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям.

Важным этапом развития конфликтологии стала «функциональная теория конфликтов», сформулированная и развитая Ральфом Дарендорфом. Эта теория постулирует наличие классов в индустриальном обществе и вытекающих отсюда отношений господства и подчинения, приводящим не только к противоположности интересов, но и к осознанию такой противоположности представителями различных классов. Поскольку в таком обществе дихотомизация отношений авторитета (и власти) на роли господства и подсинения, в нем неизбежно, независимо от воли и сознания действующих лиц, возникают противоположные квазигруппы. По мере того, как в этих общностях возрастает степень осознания противоположности интересов, в данной социальной системе квазигруппы преобразуются в конфликтные группы, столкновение которых приводит к тому, что общество предстает в качестве «конфликта человеческих жизненных представлений», а «групповой» (классовый) конфликт является общим феноменом человеческого общества.

Анализируя различные формы конфликтных взаимодействий (внутри- и межличностные, внутри- и межгрупповые, между организованными и неорганизованными группами и т.п.), Р. Дарендорф последовательно проводит в своей конфликтологической концепции идею о повсеместности и вездесущности социальных конфликтов в обществе.

Разработанная им конфликтная модель общества опирается на четыре основополагающих постулата:

1. Каждое общество в каждый данный момент своего развития подвержено процессам изменений – эти изменения вездесущи;

2. В каждом обществе в каждый момент времени проявляется несогласие и конфликт – социальный конфликт вездесущ;

3. Каждый элемент в обществе способствует его дезинтеграции и изменениям;

4. Каждое общество опирается на принуждение, применяемое одними его членами по отношению к другим.

В этой модели осуществляется тесное увязывание конфликтных ситуаций с явлениями социальных изменений. Рассматривая сквозь призму данной модели общественное развитие.

Таким образом, установив главную причину социальных конфликтов в наличии отношений господства и подчинения и возникающей вследствие этого борьбы между конфликтующими сторонами за обладание властью, Р. Дарендорф определяет эти группы как социальные классы. Именно из-за отношений господства и подчинения в обществе складывается различие, а порой и противоположность социальных позиций различных групп, противостояние их ожиданий, поддерживаемых ими норм, взглядов и т.п. Отсюда и вытекает дарендорфская трактовка конфликта, под которым понимаются все структурно произведенные отношения противоположности норм и ожиданий, институтов и групп. Для Парсонса исторический процесс высвобождения индивида из закрепленности в традиционных связях неотделим от социальной дифференциации, понимаемой как неизбежно возникающей и прогрессивно нарастающей неоднородности внутри социальной общности ил системы. Поэтому свобода конкретной личности в той или иной мере соприкасается с дифференциацией социальных структур: чем масштабнее такая дифференциация в социальной системе, в социокультурных процессах и психологических установках социальных общностей, тем шире становятся пределы личной свободы и автономии индивида. Сама же эта дифференциация не только порождает борьбу различных социальных групп за сохранение и расширение своего «пространства социального действия», но и реализуется через нее. Но поскольку социальная дифференциация есть не что иное, как размежевание различных социальных позиций и ролей, то возникающие в процессе ее развертывания социальное напряжение выливается в конфликтные столкновения отдельных индивидов и их групп.

Наиболее рельефно эта тенденция, согласно Парсонсу, проявляется в социальной сертификации, представляющей собой процесс углубления социальных различий и неравенства в обществе.

В развертывании стратификационных процессов возникают и углубляются социальный различия между индивидами и их общностями по выполняемым ими в обществе производственным ролям (рабочие, предприниматели, коммерсанты и т.п.), по степени принадлежащих им власти и могущества, по размерам доходов или богатству, по более или менее оцениваемым обществом социальным ролям (престижу), по уровню образования или знаний, по религиозной или ритуальной чистоте и, наконец, по родственным и этическим группам. Эти шесть основных стратификационных измерений становятся в процессе социальной дифференциации важными детерминантами конфликта, ролей и их носителей, в качестве каковых выступают отдельные личности и их группы.

Однако социальная дифференциация, воплощаемая в стратификационных изменениях существующей в обществе системы, органически сопрягается с дифференциацией в сфере культуры. Определяющая же черта последней состоит в способности к интернализации, то есть в превращению в личностные компоненты человеческого действия, переживаемые действующим субъектом как внутренние сигналы (например, голос совести или долга). Применительно к индивидуальному социальному действию система культуры определяет в первую очередь структуру мотивации индивида, а реальная социальная ситуация, в которой эти мотивы реализуются, определяется преимущественно социальной системой, структура которой под воздействием стратификационных процессов глубоко дифференцируема. Вследствие этого в обществе нередко возникают такие ситуации, когда интернализованные индивидами и социальными группами ценности, нормы, образцы культуры, не только не ориентируют люде6й на сохранение существующего порядка, но и предъявляют им совершенно невыполнимые требования, порождая, таем самым отклонения и конфликты.

Конфликтные ситуации имеют особое значение для проявления и формирования нравственных свойств личности. По мнению отечественных психологов, произвольное поведение, происходящее в условиях конфликта противоположно направленным мотивационным тенденциям, опосредствуется внутренним планом действия, в котором и происходит перестройка мотивационной сферы субъекта [7]. В результате ведущим побуждением становится именно то, в направлении которого субъект хочет действовать. Но чисто интеллектуальное взвешивание всех «за» и «против» не способно совершить такую перестройку, так как сам интеллектуальный план оказывается либо нацело блокированным более сильным непосредственным мотивом, либо процессы рассуждения и взвешивания идут в направлении поддержки непосредственно более сильного мотива. Не обошлось, конечно, и без психологических исследований, которые проводились американскими психологами и которые были посвящены выявлению эффективности морального сознания. Эти эксперименты привлеки внимание широкой мировой общественности. Что же имело место в остроконфликтных ситуациях, специально построенных для проверки эффективности морального сознания, таких, как «тюремный эксперимент» Филиппа Зимбардо с электрошоком Стенли Милгрема?

Эксперимент Зимбардо сводится к следующему. Летом 1970 года в одной их стенфордских газет появилось объявление: «Для психологического исследования тюремной жизни требуются мужчины-студенты. Продолжительность работы 1-2 недели, плата 15 долларов в день». Из 70 предложивших свои услуги с помощью тестов были тщательно отобраны 24 юноши, показавшие отличное здоровье, интеллект и личные качества. Никто из них не имел в прошлом ни опыта преступности, ни наркомании, ни каких- либо психических отклонений Методом «орел или решка» они были разделены на «тюремщиков» и «заключенных». Две недели спустя стенфордская полиция, согласившаяся помочь ученым, арестовала «заключенных» и доставила их закованными в кандалы в «тюрьму», оборудованную на психологическом факультете Стенфордского университета. Здесь тюремщики заставили их переодеться в тюремную одежду, подвергли унизительной процедуре обыска и поместили в камеры. Так начался этот эксперимент. «Тюремщики» не получили подробных инструкций. Им сказали лишь, что к делу надо относиться серьезно, что они должны поддерживать порядок и добиваться послушания заключенных. В первый день опыта атмосфера была сравнительно веселая и дружеская. Но уже на второй день обстановка изменилась. «Заключенные» предприняли попытку бунта: сорвали с себя тюремные колпаки, забаррикадировали двери и стали оскорблять охрану. В ответ «тюремщики» применяли силу, а зачинщиков бросили в карцер. Это разобщило «заключенных» и, наоборот, сплотило «тюремщиков». Игра пошла всерьез. «Заключенные» чувствовали себя одинокими, униженными, подавленными. Некоторые «тюремщики» начали не только наслаждаться властью, но и злоупотреблять ею. Их обращение с «заключенными» стало грубым, вызывающим. Один из «тюремщиков» до начала эксперимента писал в своем дневнике: «будучи пацифистом и не агрессивным человеком, не могу себе представить, чтобы я мог кого-нибудь стеречь или плохо обращаться с другим живым существом». В первый день «службы» ему казалось, что «заключенные» смеются над его внешностью, поэтому он старался держаться особенно формально и непреступно. Это сделало его отношения с «заключенными» напряженными. На второй день он грубо отказал «заключенному» в сигарете, а после отбоя специально, чтобы подразнить «заключенного» развлекался тем, что обсуждал с другим «стражником» интимные отношения с девушками. На третий день он наслаждался тем, что то и дело вмешивался в разговор «заключенных» с родными. На четвертый день психолог вынужден был сделать ему замечание, что не нужно зря надевать «заключенному» наручники. На пятый день он швырнул еду в лицо «заключенному», отказавшемуся есть. «Я ненавидел его за то, что он не ест», - сказал он позднее. На шестые сутки эксперимент был прекращен, все были травмированы и даже сам Зимбардо почувствовал, что начинает принимать интересы своей тюрьмы слишком серьезно. Это все выглядит абсурдно: ведь это не выдуманные подростки из «Повелителя мух» Уильяма Голдинга, а симпатичные юноши из благополучных семей с хорошими психологическими характеристиками, от которых никто – и меньше всего они сами – ничего подобного не ожидал.

Выступая перед законодателями штата Калифорния с обобщением своих экспериментов Зимбардо заявил, что индивидуальное поведение гораздо более зависит от внешних социальных сил и условий, чем от таких расплывчатых понятий, как черты личности, характер или сила воли, существование которых «психологически не доказано». Каждый из нас имеет благоприятный образ. Фактически же большинство людей можно заставить почти все, что угодно, если подвергнуть их определенному психологическому давлению (власти, авторитета, социальной роли и т.п.).

Хотя все «тюремщики» у Зимбардо выполняли свои обязанности, они делали это по разному: одни – старательно, другие – формально. Самый жестокий из них понятия не имел, что способен на подобные вещи, ничего похожего не было в его прошлом опыте. Новая, при том катастрофическая информация о себе, вызвала у юноши острый душевный кризис. Теперь он знает, что не таков, каким он себя считал. Он может постараться выкинуть из памяти неприятные переживания, сочтя все происшедшее досадной случайностью, не имеющей отношения к его реальному «Я». Или отказаться от прежнего образа «Я» и начать сознательно наслаждаться жестокостью. Или осознав свою слабость, усилить самоконтроль ситуации (как человек, который знает, что он легко пьянеет, отказывается от второй рюмки, не смотря на уговоры приятелей). Кризисная ситуация ставит человека перед выбором и стимулирует его рефлексию. Но какую из имеющихся альтернатив он выберет, зависит от него самого, его сознания и самосознания.

Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами, пространственной и временной организации, общения, располагает в настоящее время уже большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э.Холл, который называет проксемику «пространственной психологией», исследовал первые формы организации общения у животных. В случае человеческой коммуникации предложена особая методика оценки интимности общения на основе изучения организации его пространства. Эти исследования имеют большое прикладное значение, прежде всего при анализе успешности деятельности различных дискуссионных групп. Так, например, в ряде экспериментов показано, каким должно быть оптимальное размещение членов двух дискуссионных групп с точки зрения «удобства» дискуссии. Естественно, что не средства проксемики должны обеспечить успех или неуспех в проведении дискуссий, их содержание, течение, направление задаются гораздо более высокими содержательными уровнями человеческой деятельности (социальной принадлежностью, позициями, целями участников дискуссий).

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это «контакт глаз», имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области ведутся в самые последние годы, они тесно связаны с общепсихологическими исследованиями в области зрительного восприятия – движения глаз. Контакт глазами на первый взгляд кажется такой знаковой системой, значение которой весьма ограничено, например, сугубо интимного отношения. Действительно, в первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения.

Как известно, в общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество информации, которое только и «срабатывает». В процессе человеческой коммуникации это понятие можно интерпретировать так, что семантически значимая информация – это как раз та, которая имеет смысл. Все невербальные знаковые системы умножают этот смысл, другими словами помогают раскрыть полностью смысловую сторону информации. Такое дополнительное раскрытие смысла возможно лишь при условии полного понимания участниками коммуникативного процесса значения используемых знаков, кода. Для построения такого понятного всем кода необходимо выделение каких-то единиц внутри каждой системы знаков, по аналогии с единицами в системе речи. Выделение же таких более или менее определенных единиц в невербальных системах и оказывается главной трудностью. Нельзя сказать, что эта проблема полностью решена на сегодняшний день. Однако различные попытки к ее решению предпринимаются.

Одна из таких попыток в области кинетики принадлежит шведскому ученому Бердвистлу. Разрабатывая методологические проблемы этой области, Бердвистл предложил выделить единицу телодвижений человека. Основное рассуждение строится на основе опыта структурной лингвистики: телодвижения разделяются на единицы, а затем из этих единиц образуются более сложные конструкции. Совокупность единиц представляет собой своеобразный алфавит телодвижений. Наиболее мелкой семантической единицей предложено считать кин, или кинему (по аналогии с фонемой в лингвистике). Хотя отдельный кин самостоятельного значения не имеет, при его изменении, изменяется вся структура. Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.

На основании предложения Бердвистла были построены «словари телодвижений», даже появились работы о количестве кинов в разных национальных культурах. Более локальный характер носят предложения о построении словаря жестов. Существующие попытки не являются слишком строгими (вопрос о единице в них просто не решается), но, тем не менее, определенный «каталог» жестов в различных национальных культурах удается описать. Проблема кода, однако, при этом остается не решенной.

Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать и ослаблять вербальное воздействие, все системы невербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Для научного изучения их нужно еще многое сделать в плане выяснения и решения методологических проблем. Вместе с невербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информации, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Вербальная коммуникация. В социальной психологии существует большое количество экспериментальных исследований, выясняющих условия и способы повышения эффекта речевого воздействия. Совокупность определенных мер, направленных на это, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика – искусство убеждения посредством речи. Г.Лассуэллом для изучения убеждающего воздействия средств массовой информации была предложена простейшая модель коммуникативного процесса, которая включает следующие 5 элементов: 1. Кто? (передает сообщение) - Коммуникатор 2. Что? (передается) - Сообщение 3. Как? (осуществляется передача) - Канал 4. Кому? (направлено сообщение) - Аудитория 5. С каким эффектом? - Эффективность

По поводу каждого элемента этой схемы предпринято много разнообразных исследований. Например, всесторонне описаны характеристики коммуникатора, способствующие повышению эффективности его речи, в частности выявлены типы его позиции во время коммуникативного процесса. Таких позиций может быть три:

1) Открытая – коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения;

2) Отстраненная – коммуникатор сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентацию на одну из них, но не заявлено, открыто;

3) Закрытая – коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже если прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Содержание каждой из этих позиций задается целью, задачей, которая преследуется в коммуникативном воздействии, но важно, что принципиально каждая из названных позиций обладает определенными возможностями для повышения эффекта воздействия. Точно также всесторонне исследованы способы повышения воздействия текста сообщения. Именно в этой области применяется методика контент-анализа, устанавливающая определенные пропорции в соотношении различных частей текста. Особое значение имеют работы по изучению аудитории. Результаты исследования в этой области опровергли традиционный для ХIХ века взгляд, что логически и фактически обоснованная информация изменяет поведение аудитории. Это обстоятельство дало жизнь целой серии исследований относительно роли установок аудитории в восприятии информации.

Каждое из обозначенных здесь направлений исследования имеет большое прикладное значение, особенно в плане повышения эффективности средств массовой информации. Рассмотренная схема играет определенную положительную роль при познании способов и средств воздействия в процессе коммуникации. Однако она и подобные ей схемы фиксируют лишь структуру процесса коммуникации, но ведь этот процесс включен в более сложное явление – общение, поэтому важно и в этой одной стороне общения увидеть его содержание. А содержание это состоит в том, что в процессе коммуникации осуществляется взаимовлияние людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно только знать структуру коммуникативного акта, необходимо еще проанализировать и мотивы общающихся, их цели, установки и пр. Для этого нужно обратиться к тем знаковым системам, которые включены в речевое общение помимо речи. Хотя речь и является универсальным средством общения, она приобретает значение только при условии включения в систему деятельности, а включение это обязательно дополняется употреблением других – неречевых знаковых систем.

2. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Психология и поведение человека зависят не только от личных качеств конкретного человека, но и от социальной среды, которая представляет собой сложно организованное общество. В обществе люди объединены друг с другом в разнообразные группы; в большие и малые. Личность каждого человека зависима от психологии и отношений, существующих в малых группах, отношения складываются различным образом: и положительно, и отрицательно. В процессе достижения взаимопонимания часто возникают трудности, то есть отношения в группах могут быть конфликтными.

Как я думаю, все знают, что у каждого человека есть свои положительные и отрицательные черты, свои достоинства и недостатки. Поведение человека в группе, зависит и от его личности и от особенности группы, от социального окружения. Особое внимание заслуживают отрицательные взаимоотношения в группе. Отрицательные взаимоотношения в группе, порождают у личности тревожность, межличностные конфликты, фрустрацию. Конфликт - это разногласия между группами людей, вызванные несогласием с чем-либо, или спором по какой-то теме. Конфликт может быть вызван любым вопросом или намеком на то, что не по душе тому человеку, к которому обращаются. Конфликт может начаться со спора, когда двое или более людей начинают обсуждать какую-то тему, на которую у них совсем разные взгляды. Один говорит одно, другой другое, их мнения не сходятся, каждый высказывает свое мнение, не соглашаясь и полностью опровергая мнение другого. Это типичное зарождение малого конфликта. Рассмотрим проблему конфликтов более глубже.

2.1. Понятие конфликта

Само слово конфликт, происходит от латинского con – вместе и flictus – удар, т.е. дословный перевод означает "столкновение". Однако можно воспользоваться и другим словом, например "противодействие". Такое понимание этого термина позволяет лучше почувствовать суть явления, условия существования, а значит, и средства преодоления. Противодействие может возникать по разным поводам и приобретать весьма различный характер проявления.

Появившись с первыми человеческими сообществами, конфликтные явления проявлялись повседневно. Длительное время конфликты не исследовались наукой. Со временем менялись условия жизни, видоизменялись и конфликты. Иными становились их физические, экономические и социальные последствия. Изменялось и отношение к ним общественной мысли. В Средние века и в Новое время учеными предпринимались попытки осмыслить сущность этого явления.

Первые, дошедшие до нас исследования рассматриваемой проблемы относятся к V11-V1 вв. до н.э. Китайские мыслители того времени полагали, что источник развития всего существующего – во взаимоотношениях присущих материи положительных (янь) и отрицательных (инь) сторон, находящихся в постоянном противоборстве и приводящих к конфронтации их носителей. Многие ученые тех времен пытались вскрыть причину такого конфликта, как война. Гераклит считал войну отцом и царем всего сущего. Платон (428-348 г. до н.э.) рассматривал её как величайшее зло.

Некоторые авторы, например Томас Ф. Крам рассматривает конфликт, как проявление сталкивающихся энергий. Он рассматривает природу конфликта на физическом уровне, изнутри, как энергию. Он не отрицает конфликт. Он пытается охватить его и понять. «Конфликт естественен; ни позитивен, ни негативен, он просто есть. Неважно, есть ли конфликт в Вашей жизни. Важно то, как Вы реагируете на конфликт» – утверждает Т. Крам.

Конфликт. Похоже он повсюду. Мы обнаруживаем его в личной жизни, он возникает между родителями и ребенком, между супружескими парами. Мы встречаем его на службе между работодателем и подчиненными, между мужчиной и женщиной. Мы видим, как религия идет против религии, нация против нации. Это глубинная тема всей человеческой истории.

Конфликт становиться критическим исходом нашего времени. В чем же истоки конфликта? Как любое социальное явление – это процесс, протекающий во времени. Конфликт имеет определенные периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта - это ход его развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов.

В любом конфликте присутствуют его участники - "конфликтанты". Они обладают волей, сознанием, способны понимать значение своих действий и нести ответственность за них. Значит, каждый из них является субъектом, причем это может быть как отдельная личность, так и группа – от малой контактной до макросоциальных объединений. Противодействующие субъекты являются оппонентами друг друга. Помимо них в конфликте могут принимать участие и другие субъекты. Это могут быть посредники, наблюдатели, которые являются противоборствующей стороной, а выполняют миротворческие функции. Однако они легко могут превратиться в оппонентов.

То, или за что борются между собой оппоненты, составляет предмет конфликта. Это может быть конкретная вещь, имущество, территория, иные материальные блага.

Предмет конфликта зачастую очевиден. Но не так уж редко, особенно при продолжительных конфликтах, выделить его бывает непросто, поскольку он обрастает многими дополнительными обстоятельствами. Иногда случается и такое: выясняется, что у данного конфликта нет предмета! Такие конфликты называются беспредметными. Они могут быть следствием заблуждений, ошибок субъектов или хотя бы одного из них. Однако если ситуация не проясняется, то рано или поздно оппоненты своими враждебными действиями причиняют друг другу ущерб, предмет привносится в конфликт. Хотя и с опозданием.

Начало конфликта может быть выражено в виде первых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:

1. Первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику (действием может быть как физическое движение, так и передача информации);

2. Второй участник (оппонент) осознает, что указанные действия направлены против его интересов:

3. В связи с этим оппонент предпринимает ответные действия против первого участника.

Если один из субъектов предпринимает агрессивные действия, а второй занимает пассивную позицию, то конфликт не имеет места. Конфликт отсутствует и в том случае, когда одна из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.

В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:

Предконфликтный период или латентный. Он включает в себя следующие этапы:

- возникновение объективной проблемной ситуации,

- осознание объективной проблемной ситуации субъектами взаимодействия,

- попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами,

- возникновение предконфликтной ситуации.

Возникновение объективной проблемной ситуации. Если конфликт не ложный, то он обычно порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие еще не осознано и нет конфликтных действий, то такая ситуация называется проблемной. В основном она является результатом действия объективных причин. Ежедневно возникающие на производстве, в быту, в семье многие проблемные ситуации существуют длительное время и не проявляют себя.

«Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами». Одно из условий такого перехода - осознание объективной проблемной ситуации.

Осознание объективной проблемной ситуации. Смысл данного этапа составляют восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие – либо действия для разрешения противоречия.

Попытки обеих сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Часто стороны, или одна из них, пытаются решить проблему неконфликтными способами. Это могут быть просьбы, убеждения, информирование противостоящей стороны. Может быть и такое, что участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемы в конфликт.

Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Ситуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза, а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта.

О т крытый период часто называют конфликтным взаимодействием или конфликтом. Он включает в себя:

- Инцидент

- Эскалацию конфликта

- Сбалансированное противодействие

- Завершение конфликта

Инцидент – это первое столкновение сторон, попытка с помощью сил решить проблему в свою пользу. Часто конфликт может развиваться как череда конфликтных событий, инцидентов.

Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов. Эскалация конфликта представляет ту его часть, Которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают взаимодействовать, но интенсивность борьбы снижается. Обе стороны понимают, что продолжение конфликта силовыми методами не к чему не приведет, но действия по согласию не предпринимаются.

И, наконец, завершение конфликта. Оно заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решений проблемы и завершению конфликта.

2.2. Типологическая структура видов конфликта

Классификация – научный метод, заключающийся в разъединении всего множества объектов и последующем их объединении в группы на основе какого-либо признака. Классификация конфликтов необходима сравнительного изучения их существенных признаков, связей, отношений, функции и т.п.

В литературе и в обиходе конфликты группируют по количеству действующих лиц – массовые и парные; по длительности – кратковременные и затяжные; по объему – глобальные, когда в конфликт вовлечены все, кто мог бы принять в нем участие (все население, все сотрудники организации) и парциальные, когда конфликтуют лишь некоторые субъекты, а другие в него не включаются (конфликт между двумя сотрудниками организации); по соотношению статусов конфликтов – вертикальные и горизонтальные; по характеру проявления – деловые (большее внимание придается «предмету конфликта») и эмоциональные, когда предмет конфликта «тонет» в упреках, обидах, амбициях сторон.

Конфликты можно также классифицировать по сфере деятельности или отношений, в которых разворачивается противодействие. Так, различают конфликты производственные (деловые, служебные), бытовые, семейные, политические, военные, криминальные.

По условиям, необходимым для преодоления, конфликты классифицируют от легко преодолимого до неразрешимого. Есть деление конфликта по последствиям – с осложнениями и без осложнений.

Кроме того, существуют и более сложные классификации конфликтов. Рассмотрим некоторые из них. Существует классификация конфликтов, отражающая зависимость возникновения и течения конфликта от того, кто в нем участвует – в зависимости от субъекта. По этому критерию конфликты можно разделить на интрасубъективные и интерсубъективные.

Интрасубъективные конфликты в зависимости от того, что представляет собой субъект, можно разделить еще на две группы – внутренний (субъект – личность) и внутригрупповой (субъект - группа).

Существует классификация конфликтов по основаниям вступления в конфликт. Рассматриваются три группы таких оснований

- ущемление или неудовлетворение интересов субъекта;

- ошибка субъекта, оценивающего ситуацию как угрожающую или ущемляющую его интересы;

- психологическая непереносимость субъектом свойств, особенностей будущего оппонента, предвзятость.

Односторонний конфликт – это когда второй субъект не отвечает, остается пассивным к основаниям первого субъекта.

Сложный – это когда второй субъект переходит к активным действиям. Его основания могут быть аналогичными основаниям первого субъекта (однородный конфликт) и основания обоих субъектов могут относиться к разным группам (сложный).

Многослойный конфликт, это когда второй участник конфликта, встав на защиту своих интересов, связывает действия первого участника не с ситуацией, а с какими – то его личными свойствами, т.е. у него включились основания психологической непереносимости. Сложный конфликт становится многослойным.

Также конфликты подразделяются на обратимые и необратимые. Развивающийся конфликт может достичь такого состояния (четко не очерченного), после которого становится невозможно восстановить нормальные отношения между его участниками.

3. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАТИВНОЙ СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ

Учитывая сложность общения, необходимо обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого явления. Структуру общения можно рассматривать по-разному. Наиболее распространенный вариант структуры общения выглядит следующим образом: коммуникация (коммуникативная сторона общения) социальная перцепция (перцептивная сторона общения).

Коммуникативная сторона общения или коммуникация, в узком смысле слова, состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона общения заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, то есть в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. По мнению Б.Ф.Ломова, в общении выделяются три функции: информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная, аффективно-коммуникативная [10].

Конечно, в реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от всех других и выделение их возможно лишь для анализа, в частности для построения системы экспериментальных исследования. Все обозначенные стороны общения выделяются в малых группах, то есть в условиях непосредственного контакта между людьми. В качестве клеточки анализа социальной психологии рассматривают ситуацию взаимодействия двух и более людей. Взаимодействие – это действия индивидов, направленных друг к другу. Такое действие может быть рассмотрено как совокупность способов, применяемых человеком для достижения определенных целей – решение практических задач или реализации ценностей.

По мнению П. Сорокин, если бы кто-нибудь предпринял анализ взаимного поведения членов какой-нибудь социальной группы, совершенно игнорируя психические процессы, происходящие в психике каждого члена при том или ином поступке и описывая только внешние формы актов поведения, то вся социальная жизнь ускользнула бы целиком из-под анализа [4].

Социальная жизнь возникает и развивается ввиду наличия зависимости между людьми, что создает предпосылки взаимодействия людей друг с другом. Люди вступают во взаимодействия, так как зависят друг от друга. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера. В социальной связи можно выделить: субъекты связи (два человека или тысячи людей); предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи, либо при несогласии участников связи с принципами ее регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контактов (связь между людьми поверхностна, мимолетна, партнер по контакту может быть легко заменен другим человеком и в виде взаимодействия); (систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего). Социальные отношения – это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер.

По мнению В.Г.Ананьева, речь дополняется не только экспрессивными реакциями поведения, но и семантикой его (то есть смыслом поступков) [1]. Таким образом, коммуникативный процесс оказывается неполным, если отвлечься от невербальных его средств.

Первым среди них нужно назвать оптико-кинестетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом эта оптико-кинестетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику, позы, и тогда мы имеем пантомимику). Эта общая моторика различных частей тела отображает эмоциональные реакции человека и поэтому включении оптико- кинестетической системы знаков в ситуацию коммуникации придает общению нюансы. Эти нюансы оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, например, в различных национальных культурах. Зависимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследования – кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также добавки к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система – это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система – включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоролевыми» приемами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, например, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательно порядка. Экспериментально доказано преимущества некоторых пространственных форм организации общения как для двух партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых аудиториях.

В конфликтологии существует определенная типология конфликтов. По мнению Болдинга, общественные конфликты в соответствии с уровнем организованности сторон делятся на три большие группы: конфликты на уровне индивидуумов, групп и организаций. Классификацией трех организационных уровней обусловлена следующая типология:

1) Конфликты между индивидуумами;

2) Пограничные конфликты между изолированными в пространстве группами;

3) Экологические конфликты;

4) Конфликты между гомогенными организациями (например, государствами);

5) Конфликты между гетерогенными организациями (например, между государством и церковью);

6) Конфликты между индивидуумом и группой (например, в семье);

7) Конфликты между индивидуумом и организацией (например, между гражданином и государством);

8) Конфликты между группой и организацией.

По мнению А. Ралпорта, существует три главных типа и одновременно три уровня конфликтов: война, игра и спор [12]. Война: бескомпромиссная борьба до победного конца и применение любых, в том числе насильственных средств. Игра: разрешение конфликта на основе действий по заранее определенным правилам; результат – получение выигравшим существенных, но не жизненно важных, преимуществ. Спор: используются только мирные средства; цель – достижение согласия с другой стороной.

Конфликты различаются между собой по легальности существования (открытые, латентные); по направленности развития (субъекты - цели); по скорости; по типам (когнитивные и мотивационные); по механизму их разрешения; по сложности и важности.

Когнитивными называются конфликты, отражающие противоположные или противоречивые точки зрения на события, факты. Они протекают в форме дискуссий, споров диспутов, полемики на страницах газет и журналов и т.д. Если по отношению к одной из сторон конфликта не применяются методы насилия, если дискуссия ведется цивилизованно, то обычно не возникает опасности перехода этого типа конфликтов в мотивационные, в основе которых лежат столкновения коренных интересов сторон.

В зависимости от интенсивности, уровня антагонизма отношения между конфликтующими сторонами могут быть двух типов:

a) Радикально конфликтными, если какой-либо общий интерес отсутствует;

b) Частично конфликтными, когда, не смотря на столкновение, стороны имеют какой-либо общий интерес.

По мнению профессора Йельского университета Р.Далю, конфликты подразделяются на:

1) Биполярные (двусторонние) и мультиполярные (многосторонние) – в зависимости от числа противостоящих участников конфликта;

2) Кумулятивные и перекрещивающиеся – в зависимости от сходства и различия состава участников конфликта;

3) Конфликты, ведущие к поляризации и сегментации – в зависимости от степени уровня антагонизма участников.

Под поляризацией понимается глубокий раскол общества на две противоположные группы, противоречие между которыми мирными средствами неразрешимо, а сегментация – это дробление общества на ряд слоев или групп с различными интересами и ценностями, конфликтующими между собой, но при этом стабильность общества гарантирована системой взаимных уступок, переговоров, консультаций.

В зависимости от формы проявления условий и формы протекания выделяются различные типы конфликтов:

1) по длительности:

- кратковременные (от нескольких минут до нескольких часов);

- длительные (от нескольких часов до нескольких суток);

- затяжные (бессрочные, для которых не находится конструктного решения);

2) по проявлению:

- скрытые (видимых появлений конфликта достаточно для того, чтобы судить о его наличии и особенностях);

- частично скрытые (видимые проявления конфликта не позволяют судить о его причинах, глубине, действиях участников);

- открытые (все проявления конфликта не скрываются участниками, а иногда даже принимают демонстративный характер);

3) по организации:

- преднамеренные (специально задуманные и осуществленные по заранее намеченному плану);

- нечаянные (возникшие случайно, без предварительных намерений по воле обстоятельств, ситуаций);

- спровоцированные (возникшие в результате провоцирующих слов или поступков, вынуждающих обстоятельств);

- инициативные (один из участников или одна и сторон выступаетв роли инициатора, начиная со слов или действий, вызывающих конфликт).

Субъектами социальных конфликтов выступают личности, группы, классы, этнические общности, социальные организации и институты, политические союзы, государства, международные объединения. Соответственно различаются типы конфликтов: внутригрупповые и межгрупповые, межклассовые и внутриклассовые, этнические (или национальные), внутренние конфликты организаций, институтов, конфликты, возникающие между государствами, то есть международные.

3.1. Пути разрешения конфликтных ситуаций

Как ссориться конструктивно? В любых близких взаимоотношениях случаются конфликты. При конструктивном подходе конфликт представляет возможности примирения и углубления гармонии.

Как разрешать конфликтные ситуации в коллективе? Конфликты в той или иной степени возникают в каждой организации. Существует обширная литература, характеризующая сущность, типы и способы разрешения конфликтных ситуаций. Источниками конфликтных ситуаций являются обострение противоречий, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы, мотивы и установки отдельных членов и групп в коллективе, включая и руководителя.

По мнению О.Н. Громовой, большинство руководителей, к сожалению, не владеют глубокими знаниями о сущности конфликтных ситуаций, не владеют приемами и способами их конструктивного разрешения [13].

В условиях возникновения конфликтных ситуаций внимание руководителя должно быть сосредоточено на том, как управлять процессом разрешения конфликтной ситуации, с тем, чтобы выйти из нее с наименьшими затратами, а если удастся, то и повысить уровень деловой активности коллектива.

Приемы предупреждения и разрешения конфликтов. Конфликты, возникающие по любым причинам, протекают особенно остро, если стороны не владеют элементарными психологическими познаниями.

Знание приемов предупреждения и разрешения конфликтов полезно не только для хороших служебных взаимоотношений, но и для семейных, в частности, супружеских. Ведь семейно-бытовые конфликты по статистике наиболее часты. Большинство людей вступают в брак по любви и тем не менее почти каждая третья пара разводится.

В случае служебного конфликта можно воспользоваться следующими приемами его разрешения:

1) Уяснить ситуацию, ответив себе на такие вопросы:

- Насколько велика доля субъективных факторов в конфликте, в чем истоки несоразмерного ожесточения одной из сторон?

- Достижению каких целей другой стороны человек, может быть, препятствует?

- С каким именно личностным барьером – установки, темперамента, характера, «нервозности» или другим столкнулся человек?

- Что важнее для дела, возможные последствия конфликта или сама проблема, из-за которой произошло столкновение?

2) Первому сделать шаг к нормализации взаимоотношений, тем более, что в конфликте чаще всего виноваты обе стороны (хотя кто-то и был инициатором).

Открыто взять на себя долю вины (особенно, если в споре был высокий удельный вес эмоций) и предложить спокойно отыскать приемлемое для обеих сторон решение.

3) Иногда следует прямо сказать человеку, что он препятствует чему- то очень важному для общего дела или даже для собеседника лично.

4) Прибегнуть к мнению третьего, незаинтересованного и авторитетного лица, которое должно рассмотреть деловую, а не эмоциональную сторону конфликта.

Этические конфликты – конфликты между этическими общностями могут возникать в связи с разнообразными причинами и преследовать следующие цели:

1) социально-экономические, при которых выдвигаются требования гражданского равноправия (от прав гражданства до равноправного экономического положения);

2) культурно-языковые, при которых выдвигаемые требования затрагивают проблемы сохранения или возрождение функций языка и культуры этнической общности;

3) политические, если участвующие в них этнические меньшинства добиваются политических прав (от автономии местных органов власти до полномасштабного конфедерализма);

4) территориальные – на основе требований изменения границ, присоединения к другому – родственному с культурно-исторической точки зрения – государству или создания нового независимого государства.

По мнению Г.М. Андреевой, для разрешения этнических конфликтов могут использоваться четыре микростратегии:

1) применение правовых механизмов:

2) переговоры;

3) информационный путь, то есть взаимный обмен информацией между группами с соблюдением условий, способствующих изменению ситуации;

4) стратегия социально-политического или военного сдерживания, меры судебно-карательного характера [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Человек живет среди людей и реализует свои цели, устремления, потребности, прежде всего, вступая во взаимодействие с другими людьми. Однако реализация этих целей, устремлений, потребностей, не всегда находит положительное отражение в жизни личности из-за конфликтов.

Каждый прожитый человеком день, включает в себя множество различных по форме и содержанию типов взаимодействия с другими людьми и проблемы взаимодействия с другими людьми, а также проблемы взаимодействия занимают центральное место в социально- психологической науке. Эти проблемы, прежде всего, возникают из-за того, что каждый человек по-своему уникален и ему приходится во время взаимодействия (в конфликтных ситуациях) приспосабливаться к другому человеку, а если этого не происходит, то конфликт может приобрести затяжной деструктивный характер.

В социальной психологии процесс общения рассматривается как наиболее важный процесс.

В результате проведенного теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы выяснилось, что рассматриваемая проблема достаточно разработана. Признавая различие мнений отечественных и зарубежных ученых, в любом случае нужно отметить, что коммуникативная сторона общения в конфликте признается одной из важнейших проблем человеческой деятельности во всех направлениях науки. Конфликтуя друг с другом, люди не только передают и воспринимают негативную информацию, но и иначе (в отрицательном контексте) воспринимают друг друга и определенным образом взаимодействуют.

Также в результате проведенного теоретического переосмысления цель и задачи работы достигнуты: раскрыта сущность коммуникативной сороны общения в конфликте.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л., 1968. – 327 с.

2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М. Педагогика. – 1983. – 271 с.

3. Бородкин Ф.М. Внимание: конфликт. – Новосибирск: Наука, 1983. – 411 с.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. – М., 1998. – 256 с.

5. Грехтев В.С. Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. Изд-во. МГУ. 1990. – 230 с.

6. Донцов А.Н. Психология коллектива. – МГУ, 1990. – 345 с.

7. Божович Л.И., Славина Л.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспериментального изучения произвольного поведения. // Вопросы психологии. 1990, №4, С.68.

8. Леонтьев А.А. Психология общения – М.: Смысл, 1997. – с.30.

9. Ломов Б.Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. – М.: Логос, 1976. –с. 365.

10. Социология: конспект лекций. Учебное пособие для студентов всех специальностей и форм обучения./ Отв.ред. Н.П.Рагозин. – Донецк, ДонНТУ, 2007, 290 с.

11. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М., Логос, 1996. – 370 с.

12. Громова О.Н. Конфликтология. – М., Лотос., 1998. – С. 364.

13. Руденский У.В. Социальная психология. М., 1997. – 463 с.

14. Свенцицкий А. Л. Социальная психология. – М. 2003. – 336 с.

15. Обозов Н.Н. Межличностные отношения. – Л., 1979. – 254 с.