ПОЗА, ЖЕСТЫ, МИМИКА ОРАТОРА
Источник: Доклад на конференции по ораторскому искусству - Донецк, ДонНТУ - 2010.
Поза, жесты, мимика - принадлежность индивидуального стиля. Эти элементы кинетической системы общения действуют на зрительный канал восприятия, акцентируют
внимание на содержании информации, поступающей по слуховому каналу, повышают эмоциональность и тем самым способствуют лучшему усвоению высказанных мыслей.
По мнению психологов, речь на 25% воспринимается зрительным путём.
Поза. Оратор должен добиться ощущения устойчивости, равновесия, лёгкости, подвижности и естественности перед аудиторией. Вид человека, который длительное
время стоит неподвижно, утомляет слушателей. Во время длительного доклада опытный выступающий меняет позу. Шаг вперёд в нужный момент усиливает значимость
того или иного места речи, помогает сосредоточить на нём внимание. Отступая назад, оратор как бы даёт аудитории возможность «отдохнуть» и затем переходит к другому
положению речи. Не следует расхаживать, двигаться в стороны во время выступления.
Мимика является основным показателем чувст говорящего. Мимика оратора стимулирует эмоции аудитории, способна передать гамму переживаний: радость и скорбь,
сомнение, иронию, решимость ... . Выражение лица должно соответствовать характеру речи. У хорошего оратора, как замечал А.Ф. Кони: «Лицо говорит вместе с языком».
Лицо и весь внешний облик выступающего должны выражать доброжелательное и даже дружественное отношение. Аудитория не любит сердитых и безучастных.
Жесты. Все мы жестикулируем, в большинстве случаев даже не отдавая себе в этом отчёта. Обычно считается, что жесты заключаются в движениях рук и кистей, и
действительно, это самые выразительные и бросающиеся в глаза жесты. Но и любое тнлодвижение с целью подчеркнуть значение произносимых слов тоже жест. Почти
невозможно говорить с увлечением и убеждённо без неуловимо сложного сочетания движений головы, шеи, плеч, корпуса, бёдер и ног. Таким образом, в жестикуляции
нет ничего не свойственного всем и каждому и присущего только одним профессиональным ораторам.
Мастерство оратора проявляется в усилении воздействия жестом. Излишняя виртуозность не украшает говорящего и вызывает иронию, неприязнь. От жестов значимых,
которые способствуют успеху речи, необходимо отличать бессмысленные, механические (встряхивание головой, поправление волос, одежды, верчение ручки и др.).
Утверждают, что лучший и самый совершенный жест тот, который не замечают слушатели, то есть который органично сливается с содержанием речи. В ораторском искусстве используются:
• ритмические жесты. Они подчёркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи. место пауз. Например, замедленное движение вправо при произнесении
фразы «Говорит, что воду цедит».
• эмоциональные передают оттенки чувств (сжатый кулак, овальное движение руки, «отрубающая» фразу рука).
• указательные рекомендуется использовать в тех случаях, когда есть предмет или наглядное пособие, на которое можно указать.
• изобразительные наглядно представляют предмет, показывают его (например, винтовую лестницу).
• символические несут определённую информацию. К этой группе относятся жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки), жест противопоставления (кисть руки
исполняет в воздухе движение «там и здесь»), жест разъединения (ладони раскрываются в разные стороны), жест обобщения (овальное движения двумя руками одновременно),
жест объединения (пальцы или ладони рук соединяются).
При жестикуляции необходимо пользоваться следующими правилами:
а) Жесты должны быть непроизвольны. Прибегать к жесту нужно по мере ощущения потребности в нём. Не подавляйте импульса наполовину. Если начали поднимать руки, но
не дали им свободного движения вверх, то получится что-то вроде жеста, которым распугивают кур: кш-кш. Такая жестикуляция довольно обычна у новичков.
б) Жестикуляция не должна быть непрерывной. Не жестикулируйте руками на протяжении всей речи. Не каждая фраза нуждается в подчёркивании жестом.
в) Управляйте жестами. Не старайтесь походить на ветряную мельницу, придержите силы в запасе; помните, что жестикуляция - элемент равновесия всей позы.
Никогда жест не должен отставать от подкрепляемого им слова.
г) Вносите разнообразие в жестикуляцию. Не пользуйтесь без разбора одним и тем же жестом во всех случаях, когда нужно придать словам выразительность.
д) Жесты должны отвечать своему назначению. Их количество и интенсивность должны соответствовать характеру речи и аудитории. Например, взрослые в
противоположность детям предпочитают умеренную жестикуляцию.
В общем во время речи не следует думать о жестикуляции, кроме случаев, когда вам начнёт казаться, что она чрезмерна и её следует сократить.