Вернуться в библиотеку

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ УГОЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНБАССА

Бондалетова В.А., Тюльченко И.К.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Регіони України: історія становлення та проблеми сучасного розвитку. Доповіді і повідомлення Всеукраїнської науково-практичної студентської конференції. - Д., 2006. (с. 95-97)


Вопросы социально-экономического развития угольной промышленности на сегодняшний день очень актуальны. Уголь — единственный вид топливного сырья, запасов которого в недрах Украины достаточно для удовлетворения потребностей всех секторов экономики, поэтому именно с его добычей связывается энергетическая безопасность страны. Наибольшую угрозу после вступления Украины в ВТО представляет возможная "импортная интервенция" со стороны зарубежных производителей угольной продукции, что может вызвать непрогнозируемое вынужденное сокращение её отечественного производства со всеми вытекающими негативными последствиями. Следовательно, для обеспечения энергетической независимости необходимо разрабатывать собственные энергоресурсы.

Одной из основных проблем отрасли является убыточность большинства угледобывающих предприятий. В связи с этим ставятся вопросы о целесообразности их работы впредь в рыночных условиях хозяйствования, так как они не могут функционировать без государственных дотаций. В начале 90-х годов правительство Украины, начиная реструктуризацию угольной промышленности, решило сделать отрасль бездотационной при условии исключения из разработки запасов с тяжелыми горно-геологическими условиями, высокими затратами, травматизмом и концентрацией работ на перспективных шахтах, продуктивных пластах и месторождениях. К ее реализации Минуглепром приступил в 1995 году неподготовленным: без программ и выполнения предликвидационных мероприятий. Поэтому массовое закрытие предприятий в Стаханово-Бердянском, Краснодонском, Антрацитовеком, Снежнянском и других районах Донбасса осуществлялось без утвержденных проектов, экологических экспертиз, без предварительного научно-технического обоснования, прогноза экологических последствий и мер по социальной защите высвобождаемых работников.

Действующие угледобывающие предприятия были оставлены без государственных дотаций на капитальное строительство, приобретение оборудования, обновление основных производственных фондов и охрану труда. Наряду с другими отрицательными факторами это привело к задолженности по зарплате и иным выплатам, к социальным взрывам, что усугубляло тяжелое положение с добычей угля. В 1996 г. системный кризис отрасли достиг своего пика. Впервые за последние годы практически все основные технико-экономические показатели ее деятельности оказались на уровне 1950 г. Наиболее сложная ситуация сложилась на предприятиях Донецкой области, которая обеспечивает в Украине половину общего объема угледобычи и три четверти коксующихся углей. Донецкая область по добыче угля вернулась на 60 лет назад. В 1996 г. в области было добыто угля всего 38,2 млн. т., то есть меньше, чем в 1937 г. (39,7 млн. т.). Начались стремительный рост кредиторской задолженности, снижение заработной платы, которую перестали своевременно выплачивать, отток кадров, замедление, а то и прекращение воспроизводства очистной линии забоев, стихийное закрытие шахт с катастрофическими последствиями и т. п. Из-за отсутствия денежных средств массовый характер приобрел неэквивалентный натуральный товарообмен (бартер) через посреднические структуры, еще более усугублявший тяжелое финансовое положение предприятий. Намечавшиеся мероприятия на каждый последующий календарный год и программы на более длительные периоды по улучшению работы отрасли не реализовывались из-за недостаточной финансовой господдержки. Следствие - продолжающееся ухудшение положения в промышленности. По итогам 2004 г. свыше 80% шахт оказались убыточными даже с учетом государственных дотаций; общая кредиторская задолженность на начало 2005 г. составила около 9 млрд. грн. Большинство государственных угледобывающих предприятий — по сути безнадежные банкроты.

Как видим, государственная финансовая поддержка - непременное условие нормального функционирования отечественной угольной промышленности в ее нынешнем состоянии. Необходимо провести финансовое оздоровление отрасли как одного из важных условий ее конкурентоспособности путем списания, взаимозачета долгов, а также их погашения, обеспечения сбалансированности доходов и расходов предприятий путем увеличения государственных дотаций. Одновременно необходима реструктуризация: закрытие бесперспективных и модернизация и реконструкция перспективных шахт, строительство новых шахт и разрезов, что также требует временного увеличения бюджетного финансирования, но создает предпосылки для последующего уменьшения (а в перспективе и возможной отмены) дотаций и устойчивого финансирования отрасли. Нежелательно закрывать шахты до исчерпания их промышленных запасов и не сокращать рабочие места. Учитывая высокую стоимость и ликвидации и модернизации убыточных шахт, следует временно законсервировать часть из них. Украинская угольная промышленность может стать рентабельной, если оставить в эксплуатации (с последующей модернизацией, реконструкцией) ограниченное количество перспективных шахт (по разным оценкам от 40 до 70 из 164 ныне действующих) и вводить в эксплуатацию новые - исключительно прибыльные. Однако такая радикальная реструктуризация, если она будет признана целесообразной, реально может быть осуществлена при надлежащей социальной защите высвобождаемых работников и выполнении экологических мероприятий, учитывая финансовые возможности государства, в течение нескольких десятилетий. Поэтому следует ориентироваться на то, что отрасль еще длительное время будет нуждаться в государственной поддержке и право на ее получение следует распространить на все угледобывающие предприятия независимо от форм собственности.

Большую озабоченность вызывает состояние охраны труда и здоровья в угольной промышленности, в этой отрасли самый высокий уровень производственного травматизма (около 60% всех случаев). Травматизм на производстве стал приравниваться к национальному бедствию С 1991 по 1997 гг. на шахтах Украины погибло 2580 человек. В том числе: в 1997 г. на шахте "Суходольская-Восточная" (Луганская область) - 61 человек, в 1998 г. на шахте имени Скочинского (Донецкая область) - 63 человека. За 1990-2002 гг. количество аварий первой категории (при пяти погибших и более) возросло в 4,5 раза по сравнению с предыдущим пятилетием. По-прежнему высока профессиональная заболеваемость, которая за 1998-2003 гг. возросла в 1,9 раза, а против 1995 г. — в 4,2 раза. Это результат отсутствия профилактической работы на шахтах. На большинстве шахт методико-профилактические мероприятия не проводятся. Следует отметить, что в отрасли недостаточно эффективно функционирует информационная служба. Поэтому необходимо находить методы и пути широкой информации общественности, прежде всего коллективов предприятий о причинах и обстоятельствах трагических событий, о результатах расследования, принимаемых мерах и наказаниях виновных. Также должен быть постоянно действующий жесткий контроль за соблюдением Правил безопасности и других законодательных нормативов. Таким образом, украинская угольная промышленность вследствие сложных горно-геологических условий является убыточной отраслью, пребывает большей частью в государственной собственности и находится в кризисном состоянии. Наступило время, когда требуется сменить политику ускоренной ликвидации шахт с тяжелыми последствиями, с порождением безработицы высокопрофессиональных специалистов и вымирающими шахтерскими городами и поселков, с нарушением экологии. Следует направить финансовые средства, оставшийся научно-технический потенциал и организационные усилия на возрождение и развитие угольной промышленности, на снижение аварийности и травматизма. Должно осуществляться дальнейшее разгосударствление отрасли, перестройка системы господдержки предприятий на стимулирующих началах, совершенствование организационной структуры управления государственным сектором отрасли.