СнеговаяЕ.Ю., к.э.н., с.н.с., Совет по изучению производительных сил Украины НАН Украины (г. Киев)
Одним из основных ключевых направлений структурных преобразований в старопромышленных регионах является проведение природоохранных мероприятий, направленных на возобновление и улучшение качеств окружающей среды, уменьшение негативных последствий хозяйственной деятельности. В индустриально развитом городе эта проблема формулируется как формирование в черте города или в пригородной местности рекреационных зон, что в свою очередь важным фактором создания благоприятных условий для жизни людей, восстановления трудоспособности, поддержания здоровья и жизненных сил человека. Однако в промышленном городе необходимость выделения значительных площадей под рекреационные зоны вступает в противоречие с высокой стоимостью земли и наличием на территории города промышленных застроек.
Исследованию проблем обеспечения функционирования рекреационных зон в условиях промышленного развития территорий посвящены работы Амитана В., Кавыршыной В., Харчено Н. [1], Гудзя П. [2], Дубницкого В. [3]. Однако большинство работ касаются проблем реструктуризации убыточных предприятий курортного города, развитию курортно-рекреационной системы в городе с промышленной специализацией, решению экологических и экономических проблем развития рекреационных зон, использования экономических механизмов в решении экологических проблем старопромышленных регионов. Остаются неисследованными проблемыобеспечения развития рекреационных зон промышленного города.
Целью статьи является установление основных проблем и рисков обеспечения развития рекреационных зон промышленного городана примере г. Донецка, определение направлений и мероприятий их преодоления.
По данным Управления Генерального плана г. Донецка в 1990 г. зелеными насаждениями было занято 18417,7 га или 32% общей территории города. На территории города были размещены 29 парков и 330 скверов. В среднем на одного жителя г. Донецка в 1990 г. приходилось 18 м2 насаждений общего пользования при норме в 22 м2. Проведенная в 2000 г инвентаризация выявила значительное сокращение озелененных территорий общего пользования до 1575 га.
На протяжении 2001-2005 гг. учет площади зеленых территорий города не проводился, однако сокращение рекреационных зон в городе продолжалось. По данным управления статистики Донецкого городского Совета в 2005 г. на одного жителя г. Донецка приходится 15,5 м2, что ниже нормы на 6,5 м2. Основная часть скверов и парков приходится на центральную часть города. Вследствие этого наименее озелененными остаются периферийные районы города, где значение показателя не превышает 11 м2.
Необходимость восстановления и увеличения площади зеленых насаждений города обусловила разработку Программы развития комплексной зеленой зоны города Донецка на период до 2010 года и формирование мероприятий по озеленению города в рамках Программы социально-экономического развития г. Донецка. Реализация этих мер направлена на формирование комфортной городской среды и предусматривает реконструкцию и создание новых площадей зеленых насаждений, ремонт объектов озеленения. Однако долгое время Программыоставались практически не реализованными из-за проблем финансирования.
Дальнейшая неурегулированность проблем собственности на зеленые объекты города обусловит рост их бесконтрольного уничтожения. Недостаточное финансирование комплексных программ озеленения территории города и низкий уровень реализации мероприятий по его озеленению в условиях роста жилой и промышленной застройки, значительных антропогенных нагрузок на зеленые территории обусловит дальнейшее снижение площади озелененных территорий. При сохранении сложившихся негативных тенденций прогноз развития зеленых зон города свидетельствует о значительном их сокращении в расчете на 1 жителя города. К концу 2010 г. площадь зеленых насаждений общего пользования в расчете на 1 жителя города будет ниже нормы более, чем в 1,6 раза, а кконцу 2020 г. – практическив 2 раза.
Для обеспечения восстановления и развития рекреационных зон вг. Донецке и пригородных зон необходимо
в сфере регулирования земельных отношений:
разработать и утвердить в установленном порядке градостроительных программ Генеральный план развития г. Донецка с учетом потребностей развития туризма ирекреационных зон;
ввести запрет на отвод площадей под строительство жилья, автозаправок, рынков, прочих объектов строительства на территориях парковых зон и лесных массивов, кроме запланированных объектов рекреационно-туристической специализации;
установитьправа собственностина зеленыеобъектыгорода;
осуществитьпаспортизацию земель города;
обеспечитьотводземельподрекреационные зоны;
создатькомплексособоохраняемыхтерриторий города;
обеспечитьпривлечение специалистов кпроектированию зеленых зон города ипригородных зон;
в сфере восстановления и расширения рекреационных возможностей города:
осуществить мероприятия по благоустройству и озеленению города, обеспечить создание новых зеленых насаждений, их текущее содержание, реконструкцию и капитальный ремонт; регулярно вести уходные работы зазелеными насаждениями;
осуществитьозеленение шахтных отвалов горных пород;
создатьсанитарно-защитных ишумоизаляционных зон;
проанализировать и оценить степень выполнения Программы развития комплексной зеленой зоны г. Донецка до 2010 года; обеспечить полную реализацию мероприятий Программы, направленной на восстановление и развитие зеленых зон города;
разработать План развития зон массового отдыха и инфраструктуры активного отдыха и досуга г. Донецка; обеспечить размещение спортивных зон в увязке и парковыми зонами города;
провести работы по благоустройству и реконструкции существующих и созданию новых зеленых зон и мест кратковременногоотдыханаселения с учетом Схемыозеленения г. Донецка;
провести работы по благоустройству и реконструкции пляжной зоны на р. Кальмиус, обеспечить восстановление и оборудование мест для отдыха раздевалками, навесами от солнца; обеспечить поддержание чистоты ипорядка пляжей;
провести реконструкцию, модернизацию, восстановление лодочных станций в парке им. Щербакова и на р.Кальмиус;
создатьсистему безопасностии наблюдения на пляжахи лодочных станциях;
провести инвентаризацию зеленых насаждений города по всем землепользователям путем осмотра объектовв натуре исиспользованием картографического материала;
оценить состояние зеленых зонвг. Донецке;
обеспечить реконструкцию зеленых насаждений ограниченного пользования (школы, больницы, внутриквартальные микропарки);
для обеспечения ежедневного кратковременного отдыха жителей создать паркив микрорайонах города;
обеспечить передачу паков и скверов, находящихся на балансе закрытых и закрывающихся шахт города, на баланс местного бюджета;
при реструктуризации угольных шахт обеспечить сохранность парков и скверов, находящихся на их балансе;
привести существующие парки, скверы и бульвары в состояние, отвечающее требованиям благоустройства; обеспечить реконструкцию, ремонти модернизацию паркового оборудования;
управлению жилищно-коммунального хозяйства совместно с исполкомами районных советов, взять бесхозные насаждения общего пользования на баланс;
исполкомам районных советов доводить до сведений предприятий план посадок и обеспечивать контроль за его выполнением;
учесть при озеленении города требований, предъявляемых к качественному составу посадочного материала, использование наиболее устойчивых кантропогенным нагрузкам;
в сфере возобновления и улучшения качеств окружающей среды, уменьшения негативных последствий хозяйственной деятельности необходимо:
создать механизм регуляции антропогенной нагрузки, разработать и утвердить значения предельно допустимой антропогеннойнагрузки на рекреационные зоны Донецкой области и городов;
установить и утвердить перечень хозяйственно-экономической деятельности, которая является угрозой эффективному функционированию рекреационных зон (строительство сооружений промышленного назначения; геологоразведывальных работ, разработка полезных ископаемых, вырубкалеса, ит.д.);
ограничить размещение на рекреационной территории промышленных и сельскохозяйственных объектов;
обеспечить переход предприятий, используемых опасные и вредные технологии на экологически безопасные;
обеспечить использование современной технологии очистки выбросов вредных веществ;
в области формирования социальной ответственности за состояние рекреационных зон:
обеспечить пропаганду ответственности каждого жителя города за сохранение и поддержание удовлетворительного состояния мест отдыха и зеленых зон в черте города ипригороднойзоне;
закрепить прилегающие рекреационные территории за предприятиями, организациями, учреждениями; обязать все предприятия независимо от формы собственности создавать строящиеся объекты с озелененными территориями;
ввести налоговые льготы для предприятий, организаций, учреждений за помощь в поддержании мест отдыха, зеленых зон городаи пригородных зон в удовлетворительном состоянии;
привлекать студентов, учащихся школ, сотрудников предприятий, организаций, учреждений и общественность для создания и содержания зеленых насаждений;
возобновить практику ухода за зелеными насаждениями жилых районов в ЖЭКах (ввести штатную единицу -садовод);
в сфере восстановления и развития системы загородных рекреационных зон для организации отдыха:
обследовать и уточнить площадь лесонасаждений в пригородной зоне;
осуществить мероприятия по инвентаризации лесопарковой части зеленой зоны города с целью организациипригородных лесопарковдля кратковременного отдыхаирекреационного природопользования;
провести подготовительные мероприятия по обследованию территорий для формирования загородных зон кратковременного массового отдыха, оценить их экологическое и санитарно-гигиеническое состояние для подготовки решения о создании сети загородных рекреационных зон и обеспечению их поэтапного благоустройства;
разработать проектыорганизации кратковременных зон отдыха;
разработать программы поэтапного создания и благоустройства пригородных рекреационных зон, в первую очередь прилегающих к городским зонамотдыха;
обеспечитьтранспортнуюдоступностьзагородных рекреационных зон длянаселения города.
ДонНТУ >
Портал магистров ДонНТУ