Ковешникова О.С.
ВВЕДЕНИЕ
Целью данного реферата является изучения искусства ораторского выступления.
Умение влиять на людей с древних времен считалось одним из высших талантов.
Не вступая в спор о роли личности в истории, нужно отметить, что существует огромное количество исторических событий, которые никогда бы не произошли, если бы не появились люди, направившие их развитие в определенном направлении. И одним из главных инструментов воздействия на других была ораторская речь.
Целью ораторской речи является измерение мировоззрения слушателей в определенной области и воздействие на их поступки. До того, как Вы закончите выступление … нужно внушить Вашей аудитории, что она должна что-то реально сделать. Неважно, что именно – написать письмо конгрессмену, позвонить своему соседу или обдумать какое-то ваше предложение. Иными словами, не покидайте трибуну, не организовав аудиторию должным образом
Согласно поставленной цели были рассмотрены следующие вопросы:
во-первых, требования, предъявляемые к оратору, во-вторых, правила, которые должен выполнять оратор при публичном выступлении, в-третьих, были даны некоторые советы для начинающих ораторов.
1 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОРАТОРУ
По правилам классической риторики оратор должен показать себя человеком, достойным доверия и способным вызвать уважение аудитории. Оратор также должен быть физически развит, проявлять умеренность в еде, чтобы выглядеть пристойно, носить чистый, аккуратный и модный костюм, обладать сильным голосом, т. е. быть привлекательным внешне.
2 ВЫСТУПЛЕНИЕ В различной литературе описано много способов правильно и эффективно начать публичное выступление. Суть их сводится к тому, чтобы с первых слов привлечь активное внимание аудитории и сразу же перейти к делу. Не нужно в начале выступления рассказывать так называемую смешную историю. Довольно трудно сразу понять каково чувство юмора у аудитории. Нет ничего более сложного и более редкого во всем нелегком ораторском искусстве, чем умение заставить смеяться слушателей. «Юмор – дело спонтанное, связанное с индивидуальностью, личностью … Смешные истории должны быть к месту и иллюстрировать какое-либо высказанное положение».
3 СОВЕТЫ ДЛЯ ГРАМОТНОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ 3.1 Раскладывайте пасьянсы из ваших записей В предыдущей главе вам рекомендовалось вести записи. Записав на клочках бумаги различные мысли и примеры, раскладывайте из них пасьянсы - получится несколько пачек по отдельным вопросам. Эти пачки будут приблизительно представлять основные темы вашего выступления. Затем разделите каждую пачку на несколько меньших. Отбросьте мякину, пока у вас не останется лишь самое лучшее зерно - и даже часть зерна придется, вероятно, отложить в сторону и оставить неиспользованной. Ни один человек, работающий как следует, не в состоянии использовать в выступлении больше нескольких процентов собранного материала.
3.2 Надо ли пользоваться записями во время выступления Хотя Линкольн прекрасно умел говорить экспромтом, он, став президентом, никогда не выступал, даже в неофициальном порядке, перед членами своего кабинета, не подготовив предварительно тщательно разработанный письменный текст. Разумеется, речи при вступлении в должность президента он должен был читать. Точные формулировки исторических государственных документов такого характера имеют слишком важное значение, чтобы можно было допустить какую-либо импровизацию. Но в Иллинойсе Линкольн никогда не пользовался во время выступлений даже заметками.
«Они всегда утомляют и смущают слушателя», - говорил он.
И кто может возразить ему? Разве чтение по бумажке не уничтожает примерно половину вашего интереса к выступлению? Разве оно не нарушает или, во всяком случае, не затрудняет столь ценный контакт, близость, которые должны существовать между оратором и его слушателями? Разве оно не создает противоестественную атмосферу? Разве слушатели не перестают верить в то, что оратор обладает уверенностью в себе и резервом знаний, которыми он должен обладать?
3.3 Не заучивайте текст дословно Не надо читать речь по бумажке и не надо пытаться заучивать его наизусть слово в слово. Это отнимает много времени и чревато бедой. Все же, несмотря на такое предупреждение, некоторые из тех, кто читает эти строки, будут пытаться сделать это. И что же, о чем они будут думать, начав говорить? О теме своего выступления? Нет, они будут пытаться вспоминать в точности все фразы. Они будут думать о написанном тексте, вывернув наизнанку обычный процесс человеческого мышления. Все выступление будет натянутым, холодным, бесцветным, в нем не будет ничего человеческого. Прошу вас, не тратьте зря время и энергию на такое бесполезное занятие.
Эти требования особенно важны в ораторике, когда оратор выступает перед аудиторией впервые и только один раз. Слушатели его еще не знают, а потому внешность выступающего должна располагать к себе.
В гомилетической речи эти общие требования к оратору ослабляются. В гомилетике слушатели и оратор уже объединятся в один коллектив, поэтому аудитория обращает внимание на содержание речи и мастерство, с каким его произносит оратор. Гомилетическая речь требует, чтобы оратор умел представлять характер своей профессии, показывать манеры, типичные для своей профессии, особенно манеру речи-мысли.
Оратор решительно отличается от актера: актер сегодня может быть принцем, а завтра шутом. Оратор всегда должен быть самим собой. Он должен быть представителем определенной идеи, которую отстаивает всей жизнью. По образу оратора судят о содержании речи.
Принцип подчиненности ораторского образа профессиональной или политической идее – необходимая часть смысла речи. Никто не станет слушать лектора, если он лицемерит, т.е. сам не верит в идею своей речи. Для аудитории личность говорящего является ключом к содержанию речи.
По определенному виду речевой деятельности мы различаем индивидуальное разнообразие людей. Образ оратора индивидуален, но представляет собой социальный тип личности, со своим мировоззрением, эстетическими установками, интеллектом и образованностью. Все это развивается в человеке с умением слушать, понимать и говорить.
Женщина и мужчина должны строить свои образы несколько по-разному. Мужчина может себе позволить большее своеобразие во внешнем облике. Женщина – нет. Требования, которые предъявляет к ней аудитория, таковы, что женщина-оратор будет несколько скрывать свои личные эмоции и высказываться обобщенно. Поэтому от женщины обычно ожидают внешности, в которой скрыты характерные черты индивидуальности. Они присутствуют, но даны как будто намеком. Разработка образа женщины-оратора сложна тем, что небольшими штрихами в костюме, голосе, жестикуляции можно подчеркнуть свое своеобразие, выделить природные и индивидуальные качества своей личности.
Образ оратора не складывается стихийно. Он – результат достаточно большой работы над собой независимо от меры ораторского таланта, отпущенного человеку природой.
Для создания ораторского образа необходима богатая практика. Наблюдения показывают, что воспитание красноречия сильно изменяет не только нервную конституцию говорящего, но и его внешность, формирует разные типы личности.
Большой ошибкой
является упоминание о том, что оратор плохо готовился к выступлению.
Если вы вышли на сцену – начинайте говорить. Некоторые из слушателей
заметят вашу неподготовленность без вашей помощи. Другие же не заметят,
и незачем говорить им об этом. «Зачем оскорблять свою аудиторию, внушая
ей мысль о том, что вы не сочли нужным подготовиться и любое старое
блюдо, которое случайно оказалось у вас на плите, подойдет для того,
чтобы потчевать их?».
Оратору нужно помнить о двух вышеназванных ошибках («несмешная история» и упоминание о неподготовленности) начала выступления и о том, что слушатели пришли для того, чтобы их проинформировали и заинтересовали. Часто это удается сделать, начав со следствия и заставив слушателей услышать причину. Необходимо сразу начать рассказывать историю, полную действий. Начните выступление с иллюстрации, возбудите интерес, а затем продолжайте, делая свои замечания общего характера.
Слова какого-либо известного человека всегда привлекают внимание, поэтому хорошая цитата лучше всего подходит для начала выступления. Цитаты придают речи научность и большую образность. Монтень сказал: "Если я цитирую других, то лишь для того, чтобы лучше выразить свою собственную мысль". Кроме того, цитирование известных людей сильно воздействует на аудиторию авторитетом их имен и способствует быстрейшему убеждению слушателей в истинности слов самого оратора.
Один из самых лучших способов начать выступление – это начать с какого-нибудь замечания, которое непосредственно касается интересов аудитории. Оно обязательно привлечет внимание. Все люди чрезвычайно заинтересованы в таких вещах, которые непосредственно и сильно затрагивают их самих. С первых слов нужно сказать, чем речь оратора может помочь слушателям в налаживании их отношений в семье и на работе, в повышение их материального благосостояния и получении ими душевного спокойствия. «Люди эгоистичны, они интересуются главным образом собой. Их не очень беспокоит, должно ли правительство владеть железными дорогами, но они очень хотят знать, как добиться успеха, как получить более высокое жалование, как быть здоровым … Люди всегда заинтересованы в биографических рассказах, их интересует, как какой-либо банкир заработал миллион на недвижимости или как президент какой-либо корпорации прошел свой путь от рядового служащего до вершин власти и богатства». Все люди крайне интересуются боями и сражениями. Рассказ о том, как человек, занимающийся бизнесом, боролся против почти непреодолимых препятствий и победил, всегда является вдохновляющим и интересным.
Потрясающий факт обладает наибольшей притягательной силой. Поэтому, в начале выступления можно привести статистические данные, представленные в виде ярких образов, способных оживить цифры статистики и удивить слушателей, захватив, таким образом, их внимание.
Если оратор
принадлежит к представителям определенной профессии (юрист, врач,
инженер), он должен быть вдвойне осторожен, выступая перед людьми, не
связанными с его профессией и сообщая им какие-либо необходимые
подробности. Очень удобным приемом будет, если оратор выберет в своей
аудитории наименее подготовленного с виду слушателя и постарается
заинтересовать его своим выступлением. Этого можно добиться только путем
ясного изложения фактов и четкой аргументации. Еще лучшим методом
является концентрация оратора на мальчике или девочке, присутствующих
вместе с родителями. «Скажите себе и скажите это громко Вашим
слушателям, если этого хотите, что Вы постараетесь быть настолько ясным
в своей речи, что даже ребенок сможет понять и запомнить Ваши объяснения
по затронутому вопросу. И после выступления сможет повторить то, что Вы
сказали».
При объяснении людям каких-либо идей, оратор должен помнить, что идея не всегда станет мгновенно понятной для всех только потому, что она стала понятной для него. Необходимо время для осознания новых мыслей и воображение человека должно быть сосредоточено на них. Нужно повторять идеи, но не одними и теми же словами, а при помощи новых фраз, имеющих то же содержание, но другую форму.
"Вам не удастся
заставить людей какой-то вопрос, если Вы сами его не понимаете. Чем
яснее Вы представляете его себе, тем понятнее Вы сможете изложить этот
вопрос другим". Здесь последнее предложение является не более, чем
повторением мысли, содержащейся в первом предложении. Однако, когда эти
предложения произносятся, то у Вас не хватает времени заметить, что это
повторение. Вы только чувствуете, что предмет беседы сделался более
понятным».
Для придания еще большей четкости выражения своих мыслей оратор должен использовать общие категории и конкретные примеры. После сообщения идеи необходимо нарисовать яркий образ, иллюстрирующий идею и состоящий из конкретных человеческих (или иных, если речь не идет о людях) историй.
Когда говорящий создает целую галерею образов, проходящих перед глазами слушателей. Только тогда его понимают в полной мере. Тот оратор, который использует туманные, банальные и бесцветные символы, заставляет аудиторию дремать. Кроме того, необходимо помнить о том, что людей интересует некая новая информация о давно известных явлениях. Поэтому, истории, которые Вы рассказываете, не должны быть совершенно новыми, так как это не всегда интересно, и абсолютно старыми, так как это всегда неинтересно и скучно.
Существуют приемы, позволяющие придать выступлению естественность, оживленность.
Во-первых, это акцентирование важных слов и подчинение им остальных. Такая расстановка акцентов углубляет понимание слушателями ораторской речи. Ведь в ней имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет огромное значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите.
Во-вторых, необходимо менять тон голоса, то есть говорить с аудиторией, как с обычным человеком, беседовать с ней. Отсутствие динамики изменения тона голоса приводит к сухости, формализованности речи, и даже слова, создающие яркие образы, будучи произнесенными монотонно, теряют половину своей силы воздействия на людей.
В-третьих, нужно
менять темп речи, выделяя слова, несущие смысловую нагрузку. «Попробуйте
произнести слова «тридцать миллионов долларов» быстро и небрежно, чтобы
сумма показалась очень небольшой. А теперь скажите: «тридцать тысяч
долларов» медленно, с чувством и скажите так, будто Вы потрясены
огромностью этой суммы. Разве у Вас не получилось, что тридцать тысяч
кажутся больше тридцати миллионов.
В-четвертых, делайте
паузу до и после важных мыслей. Внезапное молчание привлекает внимание
также, как и внезапный звук. «Своим молчанием,- говорил Киплинг, - ты
будешь говорить». Никогда молчание не становится в такое мере золотом,
как в тех случаях, когда оно разумно используется в речи. Это мощное
орудие, слишком важное, чтобы им пренебрегать.
Кроме этого, паузы
структурируют речь оратора, делят ее на предложения, помогают слушателям
понять и глубже осознать то, что говорит выступающий. «Исходным пунктом
исследования языкового процесса должно быть признано не слово, а
предложение. Без предложения не может быть ни мысли, ни сообщения мысли
другому. Предложение – это не только форма языка, но и форма
деятельности. Посредством предложения мы не только мыслим, но и
действуем. Значение в языке – скорее процесс мысли, выраженный
предложением, а не готовое ратифицированное воплощение мысли».
Таким образом, шаг за шагом, выступающий выражает свои мысли, рисуя в сознании слушателей заранее выбранную им картину, придавая ходу их мыслей желаемое направление. И, рано или поздно, наступит время произнести слова, завершающие выступление.
В театре существует поговорка: «О мастерстве актеров можно судить по тому, как они выходят на сцену и как уходят с нее». Завершение выступления представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключение, его последние слова продолжают звучать в умах слушателей., когда он уже закончит свою речь, и , видимо, их будут помнитьдольше всего.
Поэтому, необходимо избегать ошибок, наиболее часто допускаемых ораторами в заключении своих речей.
Во-первых, не нужно акцентировать внимание слушателей на том, что выступление закончено. У них должно возникнуть естественное понимание, что вы подходите к концу, они не должны этого заметить. Достигается это тем, что концовка планируется заранее с особой тщательностью и в нескольких вариантах, ведь, когда оратор произносит речь, ее иногда приходится весьма значительно изменять, сокращать, чтобы она соответствовала реакции слушателей. Поэтому, было бы действительно разумным заранее подготовить два или три варианта концовок.
Второй ошибкой является «обрыв» выступления. Оратору не хватает плавности и умения завершать свою речь. Фактически у речи нет концовки: выступающий просто внезапно прекращает говорить и это наверняка произведет неприятное впечатление на аудиторию.
Одним из наиболее
удачных советов для построения правильной концовки является создание
резюме, состоящего из основных положений речи. "Сначала расскажите
публике, что Вы собираетесь рассказать ей, затем рассказывайте, а потом
расскажите ей о том, что Вы уже рассказали. Это следует делать, конечно,
кратко, быстро, в виде резюме".
Также для концовки можно придумать комплимент слушателям, но такой способ заканчивать выступление должен быть искренним, чтобы быть эффективным. Здесь не может быть места грубой лести. Только объективное признание заслуг, окрашенное положительным отношением, позитивным настроем. Правильный комплимент должен вызвать гордость (в хорошем смысле этого слова) в сердцах слушателей. «Когда Вы прощаетесь со слушателями, оставляйте их смеющимися». Это тоже вариант концовки выступления, и, если у оратора есть
способности для того, чтобы сделать это, а также необходимый материал и повод, этим нужно воспользоваться, так как из всех способов оканчивать выступление ни один не является более подходящим, чем юмор.
Не следует прекращать процесс пересмотра и отбора до тех пор, пока речь не произнесена, и даже после этого вполне возможно думать о поправках, улучшении и дополнительной отделке, которые следовало бы произвести.
Заканчивая свое выступление, хороший оратор обычно убеждается в том, что существовали четыре варианта его речи: тот, который он подготовил, тот, который он произнес, тот, который помещен в газетах, и тот, который ему представляется по пути домой и который он хотел бы произнести.
Повторяю, делайте записи во время подготовки - подробные, обширные. Возможно, вы пожелаете обратиться к ним, когда станете репетировать свою речь. Возможно, вы будете чувствовать себя лучше, если они будут лежать у вас в кармане, когда вы предстанете перед аудиторией. Однако, подобно молотку, пиле и топору в пульмановском вагоне, они должны быть аварийными инструментами, которыми пользуются лишь в случае столкновения поездов, крушения, угрозы гибели и катастрофы.
Если уж вам непременно нужна шпаргалка, пусть она будет как можно более краткой, и напишите ее крупными буквами на большом листе бумаги.
Затем приходите пораньше туда, где вы будете выступать, и спрячьте ваши записи за какими-нибудь книгами на столе. Заглядывайте в них, когда вам это необходимо, но старайтесь скрыть вашу слабость от слушателей.
Однако, невзирая на все сказанное здесь, бывают случаи, когда разумно пользоваться записями. Например, некоторые люди во время своих первых выступлений так сильно волнуются и теряются, что совершенно неспособны удержать в памяти подготовленную речь. Что получается? Они отклоняются от темы, забывают материал, тщательно отрепетированный, то есть сбиваются с проезжей дороги и увязают в болоте. Вот таким людям следует во время первых выступлений держать в руке несколько весьма кратких заметок. Ребенок хватается за мебель, когда начинает учиться ходить, но делает это недолго.
Ведь когда вам
предстоит важный разговор делового характера, разве вы садитесь и
заучиваете наизусть то, что вы будете говорить? Конечно, нет. Вы
обдумаете вопрос до тех пор, пока главные мысли не станут для вас
совершенно ясными. Вы, может быть, сделаете несколько заметок и
заглянете в некоторые документы. Вы скажете себе: «Я выдвину такие-то
положения. Я скажу, что надо сделать то-то по таким-то причинам...»
Потом вы перечислите самому себе доводы и проиллюстрируете их конкретными примерами. Разве не так вы готовитесь к деловому разговору?
Почему же не применить тот же самый, основанный на здравом смысле метод при подготовке публичного выступления?