Вернадский: ученый, мыслитель, человек.

Ковешникова О. С.

 

Человек продолжает жить и после своей смерти. Он живет в прекрасных созданиях рук своих, в вечных творениях своего разума… Проходят годы, и мы неизменно отдаем дань уважения и благодарности тем, кто своей жизнью, своим трудом способствовал прогрессу человечества. Одним из таких людей был великий русский ученый Владимир Иванович Вернадский.

Многогранна и кипуча была его научная деятельность. «Еще стоит передо мной его прекрасный образ, - писал академик Ферсман, - простой, спокойный, крупного мыслителя; прекрасные, ясные его глаза; несколько быстрая нервная походка, красивая седая голова, облик человека редкой внутренней чистоты и красоты, которые сквозили в каждом его движении и поступке».

«Я никогда не жил одной наукой» - эти слова Вернадского полны большого и глубокого содержания. Мысль ученого постоянно и упорно работала над самыми разнообразными вопросами материальной и, в особенности, духовной культуры человечества. Свойственную ему редкостную широту охвата проблем в области естественных наук он перенес далеко за их пределы. Искусство, литература, этика, проблемы гуманизма, психология научного творчества, вопросы общественно-политической жизни, истории, международные отношения и т.д. – все это неизменно входило в круг его интересов, возбуждало в круг его интересов, возбуждало живейшее внимание со стороны Вернадского. И вот почему так огромно его влияние на отечественную и мировую культуру.

Изумительно широк был его круг интересов. Мысль ученого плодотворно работала в области кристаллографии, геологии, биологии, почвоведения, учения о полезных ископаемых, метеоритики, истории науки, истории философии, истории славян, организации научных исследований, проблем высшего образования и т.д.

Науки, научные концепции и направления исследований, к которым так или иначе причастен Вернадский и к которым в значительной степени благодаря его усилиям мы приобщаемся сегодня и будем приобщаться завтра, можно разбить на две группы.

К первой следует отнести те, основоположником которых он был или в создании которых принимал непосредственное участие. Это: генетическая минералогия; геохимия; радиогеология; учение о симметрии и диссиметрии как проявлению качественно различных состояний пространства-времени земных и космических тел и процессов; учение о живом веществе – совокупности растительных и животных организмов – как геологическом факторе эволюции земной коры; биогеохимия; учение о биосфере; учение естественных и производственных силах как естественноисторическом фундаменте социального развития; концепция автотрофности человечества ( он предсказывал, что люди, опираясь на научные знания, превратятся в существа, способные синтезировать пищу непосредственно из неживой природы); науковедение и история научной мысли; учение о ноосфере.

Ко второй группе относятся науки и научные направления, в создание и развитие которых Вернадский внес вклад непреходящей ценности. Это – геометрическая кристаллография, кристаллофизика, кристаллохимия, теория строения силикатов, общая (теоретическая) геология, учение о газовом режиме Земли, география, почвоведение, история природных вод, гидрология, гидрогеология, гидрохимия, общая (теоретическая) биология, космическая биология, экология, космическая химия, радиохимия, метеоретика и космология, история науки и научного мировоззрения, философские проблемы естествознания.

Любовь к науке красной нитью проходит через всю жизнь Вернадского. Научное творчество захватывало его целиком без остатка. Он писал о себе: «Первое место в моей жизни занимало и занимает научное искание, научная работа, свободная научная мысль и творческие искание правды личностью».

В жизни и деятельности ученого такого диапазона и глубины, как Вернадский, огромная, поистине выдающаяся роль не могла не принадлежать философии. Так и произошло на деле.

Мировоззрение Вернадского – сложнейший духовный феномен: оно в творчески преобразованном виде впитало в себя все главнейшие достижения мировой, в том числе философской, культуры. На протяжении многих десятилетий жизни ученого его мировоззрение постоянно изменялось, содержательно обогащалось и развивалось, и в этом развитии были свои эволюционные, так и революционные периоды. Само же его мировоззрение очень неоднородно, мозаично, противоречиво. Мировоззрение Вернадского еще предстоит исследовать и исследовать. То, что сделано в этом плане на сегодня, - лишь первые шаги.

И все же предстоит некоторая основа,  которая  придает мировоззрению Вернадского, при всех его изменениях, внутреннюю целостность и единство  -  наука, точнее, Большая наука, в которой Вернадский творил.

Все творчество Вернадского буквально пронизано диалектикой. Она одухотворяет и вдохновляет ученого и мыслителя в неустанных поисках и сомнениях, в открытиях новых фактов, в создании гипотез и обобщений.

 Вернадский, и это естественно, объективно не мог воспринимать, «переваривать» внешние диалектические рассуждения современных ему философов. Не мог потому, что содержание его творчества уже к 20-годам, если не ранее, переросло те философские формы, в которые диалектика облеклась в трудах философов того времени. В рамки творчество Вернадского никак не «укладывалось», для него они были слишком тесны.

Есть еще и момент более личный, психологический – стремление ученого сохранить, сберечь внутреннюю независимость, свободу мысли, свободу поиска, в том числе и поиска философского. Именно потому в течение своей долгой жизни Вернадский не «присягал на верность» ни одной философской системе. Но он высоко ценил творчество великих философов, в том числе и классиков марксизма – создателей диалектического материализма.

Специфика, научного творчества В.И.Вернадского, своеобразные черты его творческого почерка как ученого обусловили постоянный его интерес к философским проблемам. В свою очередь, это определило его глубоко философский подход также и к разнообразным жизненным и социально-историческим вопросам.

Диапазон философский интересов Вернадского был чрезвычайно широк, его философская пытливость, стремление проникнуть в область философии как можно глубже и как можно больше почерпнуть ценного из не для себя – необычайно.

В 1933 г. Вернадский решает написать труд под название «Философские мысли натуралиста». Замысел этот очень его увлек, хотя с формальной точки зрения он остался не реализованным – специального философского трактата он так и не создал.

Однако, если рассматривать процесс последующего периода развития научного творчества Вернадского в тесной связи с постановкой и решением ученых различных философских проблем, то можно с уверенностью утверждать, что по существу замысел создания философского креда был им осуществлен, если и не полностью, то в очень значительной своей части.

Вернадский философски осмысливал буквально все жизненные ситуации, с которыми так или иначе ему приходилось сталкиваться, преломляя частное и на первый взгляд случайное в общем, типическом и закономерном. О Вернадском можно было бы сказать то же самое, что однажды заметил о Гете Д.Сантаяна: «Он был слишком мудр, чтобы быть философом в обычном смысле».

Они прожили вместе 56 лет, как писал Вернадский после кончины, «душа в душу, мысль в мысль».

Он был заботливым отцом. Его увлеченность науками передалась детям, как и он сам перенял ее у своего отца. Дети очень любили своего отца и уже взрослыми проводили с ним исследования, участвовали в экспедициях. Они стали продолжателями его идей и учений.

Что касается смысла, идеала и цели жизни, то для себя Владимир Иванович определил их в «доставлении наивозможной пользы окружающим», поскольку он считал, что его ценность, как и ценность всех остальных людей «оценивается не сама по себе, а по степени причастности к жизни всего человечества, по той реальной пользе, которую человек приносит окружающим, близким и далеким» .

В.И Вернадский принял активное участие в деятельности земства, создавшего целый слой культуры, состоявший из земских врачей, учителей, агрономов, земских деятелей, многие из которых видели в земстве выход к конституции. Полная и правдивая история земства еще будет написана.

В.И Вернадский выдвинулся в Тамбовской губернии на ниве просвещения, – он оставил здесь после себя 300 школ. Вместе с друзьями он создал Комитет помощи голодающим, где в 1891-1892гг. кормилось до 25 тысяч человек, оказывалась помощь лошадьми, семенами. Участвует в съездах земских гласных, работе Бюро земских съездов.

Активно участвовал в создании в 1909г. «Союза освобождения», нацеленного на мирной эволюции режима путем введения конституции, который перерос затем в партию конституционных демократов.

Выборный член Государственного Совета от университетов и Академии. Активный борец вместе с С.Н Трубецким за автономию университета, академическую свободу, выборность ректора. Член Государственной Думы. В.И Вернадский постепенно выходит в лидеры либеральных демократов.

В 1943 г. Вернадскому исполнилось 80 лет. Он был награжден орденом и Сталинской премией I степени – 200 тысяч рублей. Половину он отдал в пользу фронта, вторую – нуждающимся друзьям, в том числе репрессированным. Парадокс - деньги Системы, отправившей в ссылку человека, искалечившей его судьбу, попадают благодаря Вернадскому как помощь к этому же человеку.

Назад в библиотеку