О ПУТЯХ МИГРАЦИИ ВИЗЕЙСКИХ КОРАЛЛОВ СЕВЕРНОЙ ОКРАИНЫ ДОНБАССА

 

Пасенко О.А. , Бахтарова О.П.

     Донецкий национальный технический университет

Источник: Збірник тез Всеукраїнської студентської науково-практичної конференції 2007 року. - Донецьк, ДІСО – 2007


    

 

    Весь животный мир планеты находится в постоянном движении: от мельчайшего планктонного организма до гигантов-китов в морях и океанах,от крошечных мошек до огромных альбатросов в воздухе, от таких мелких млекопитающих, как лемминги, до слонов - все движется, все перемещается в окружающем пространстве, отыскивая себе лучшие местообитания, богатые пищей или удобные для размножения. Одни животные совершают свои перемещения нерегулярно, другие – строго циклично: раз в сутки, в месяц, в сезон, в год или даже раз в несколько лет. Для одних обитателей планеты такое путешествие единственное в жизни, тогда как другие предпринимают его многократно.

    Однако хаотичным все это выглядит только на первый взгляд. Перемещениями животных управляют сложные законы, тесно связанные с изменениями в окружающей среде. По сути дела сами перемещения – это важнейшие адаптации, расширяющие экологические возможности вида.

Перемещения животных строго ограничены в пространстве и времени. Они подчинены определенным ритмам. Казалось бы, противоречие: с одной стороны, постоянное движение, с другой – привязка к определенным точкам пространства, определенным маршрутам, территориям,обеспечивающих существование каждого отдельного вида, отдельной популяции, отдельного организма в бесконечно разнообразных условиях окружающей среды. Поэтому перемещения животных так многообразны и сложны, так трудно поддаются сопоставлениям и классификации.

    Для того, чтобы кораллы заселил новую территорию необходимы соответствующие условия. Используя метод актуализма можно восстановить палеогеографические условия визейского моря раннего карбона на севере Донецкого бассейна [3].

Все рифостроящие кораллы крайне требовательны к температуре, солености, освещенности и ряду других абиотических факторов среды. К тому же они отличаются высокой стенобионтностью. Температурный режим играет крайне важную роль в развитии коралловых рифов и оказывает существенное влияние на их распространение. Все кораллы теплолюбивы. Самая низкая температура, при которой они способны существовать, равна 18°С, но половое размножение в этих условиях становится уже невозможным, а вегетативное размножение и рост крайне замедляются. При опускании температуры воды ниже 18°С рифообразующие кораллы погибают. Так как возникновение новых колоний возможно только в результате оседания плавающих личинок (планул), развивающихся из оплодотворенных яиц, распространение всех коралловых рифов практически ограничено теми районами океана, где температура воды никогда не опускается ниже 20,5°С. По-видимому, 20,5°С соответствуют нижнему температурному пределу, при котором еще возможно развитие половых продуктов у кораллов.

    Верхний предел температуры для кораллов несколько превышает 30°С. Именно в таких регионах коралловые рифы отличаются наибольшим разнообразием форм и густотой их разрастаний.

Кораллы на большей части своего ареала обитают в водах, соленость которых в течение всего года составляет около 350/00. Однако много коралловых рифов расположено в непосредственной близости от материков и крупных островов, сток с которых способствует распреснению морской воды, омывающей береговую линию. Конечно, постоянное и значительное снижение солености имеет место только вблизи устьев крупных рек, но и временные ручьи, несущие в море пресную воду после обильных дождей, тоже должны приниматься во внимание. По-видимому, нижний предел солености, при котором возможно нормальное развитие организмов, составляет 30—310/00. Всякое, даже незначительное (на 2—30/00) и кратковременное изменение солености, особенно ее понижение, действует на коралловый риф губительно.

     Подавляющее большинство рифообразующих организмов нуждается в солнечном свете, который необходим не только фотосинтезирующим водорослям, но и кораллам. Сложные физиологические и биохимические процессы, обеспечивающие извлечение из морской воды извести и образование из нее скелета, у кораллов наиболее успешно идут на свету, так как тоже связаны с фотосинтезом. Роль фотосинтезирующих органов в этом случае принимают на себя одноклеточные симбиотические водоросли симбиодиниум, которые всегда присутствуют в тканях кораллов и ряда других рифовых животных, обладающих мощным известковым скелетом. На всей акватории, занятой коралловыми рифами, условия освещенности благоприятны. Продолжительность дня в силу географических особенностей тропической зоны в течение года почти не меняется. День здесь равен ночи, сумерки предельно коротки.

Освещенность оказывает заметное влияние на размещение организмов. И водоросли, и кораллы располагаются таким образом, чтобы на них непременно попадал прямой солнечный свет. Океанская вода удивительно прозрачна, но и она служит препятствием для солнечных лучей. Уже на глубине около 200 м света поступает настолько мало, что фотосинтез там практически прекращается, и герматипные организмы нигде не опускаются ниже 80 м. Рифообразующие кораллы весьма чувствительны к содержанию в воде растворенного кислорода. Растворимость газов в теплой воде тропической зоны в полтора-два раза ниже, чем их растворимость в полярных областях.

Как видно из сказанного, температура, соленость, освещенность, насыщенность воды кислородом оказывают непосредственное воздействие на рифообразующие кораллы. Отклонение хотя бы одного из этих абиотических факторов среды от оптимальной для кораллов величины вызывает угнетение последних, а если эти величины переходят через допустимый порог, это приводит кораллы к гибели или ограничивает их распространение.

Миграцию визейских кораллов северной окраины Донбасса можно проследить проанализировав распространение подобных видов в других бассейнах.

Для визейских комплексов северной окрины Донецкого бассейна характерно появление и расцвет хететид, высокоорганизованных клизиофиллид и колониальных ругоз.

В это же время можно выделить несколько провинций, в которых описаны подобные комплексы: Московская синеклиза, юг Воронежской антеклизы, Поволжье, Новая Земля, Урал, Англо-Бельгийский бассейн, Китай [1, 2, 4, 5]. Проследив время появления некоторых клизиофиллид Dibunophyllum, Aulophyllum, Lithostrotion, Syphonodendron, Aulina), а также хететид можно сделать следующие выводы: Наибольшее сходство визейских коралловый комплекс северной окраины Донбасса имеет с комплексом Подмосковной синеклизы, особенно ее северо-западной части. Имеется значительное сходство с коралловой фауной Урала, но коралловый комплекс северной окраины Донбасса более разнообразный и многочисленный. Меньшее сходство визейских кораллов северной окраины имеет с комплексом центральной части Донбасса. По-видимому, фактор наилучших условий обитания на северной окраине, а затем и в Донбассе нарастал постепенно, в течение раннего карбона с северо-востока. Вероятно, визейская миграция коралловой фауны происходила по пути: Приуралье – Подмосковный бассейн – северная окраина Донбасса.

 

Литература

 

1.      Бахтарова Е.П. Анализ последовательных комплексов каменноугольных хететид северной окраины Донбасса - Труды ДонГТУ серия горно-

 

геологическая, вып. 11, - Донецк, 2000            Стр.  111-115

 

2.      Василюк Н.П. Нижнекаменноугольные кораллы Донецкого бассейна. - Киев: ИГН АН УССР, 1960. – 179 с.

3.      Гурьянова Е.Ф. Зоогеографическое районирование моря // Фауна Тонкинского залива и условия ее существования / под ред. А.П. Андрияшева и

др. Л. : Наука, 1972. С. 8–21 (Исслед. фауны морей ; X(XVIII)).

4.      Козырева Т.А. Каменноугольные кораллы южного склона Воронежской антеклизы и их стратиграфическое значение // Автореферат диссертации

 

 на соискание ученой степени кандидата геол-мин наук. Ростов – на – Дону, 1973 – 25 с.

 

5.      Фомичев В.Д. Кораллы Rugosa и стратиграфия средне- и верхнекаменноугольных и пермских отложений Донецкого бассейна – М.: Госгеолиздат,

 

 1953. – 622 с.