Источник: "Экологические проблемы мегаполисов" — Донецк, ДонНТУ — 2010.
В статье рассмотрены проблемы, возникающие при работе углезагрузочной машины в процессе загрузки коксовых печей. Предложена конструкция машины и показаны ее преимущества.
Углезагрузочная машина является одним из важнейших агрегатов, от работы которой зависит эффективность коксовой батареи в целом. Она работает в экстремальных условиях, существует ряд проблем, возникающих при разгрузке угля из бункеров машин, таких как: сводообразование и зависание шихты, особенно при низких температурах. Другой важной проблемой является отсутствие устройств, позволяющих осуществлять управление процессом загрузки коксовых печей. На бункерах углезагрузочной машины установлены лишь вибраторы для предотвращения сводообразования и побуждения схода шихты, но при этом поток шихты движется лавинообразно, создавая зоны с сильно рознящейся плотностью, что приводит к разбросу свойств материала и ведет к снижению качества кокса.
Существующие методы повышения качества кокса связаны с изменением свойств загружаемой шихты путем подбора ее состава, введения химических добавок [1], использования брикетов в шихте, или трамбования [2]. Применение этих предложений связано с определенными трудностями: огромными капитальными затратами, изменением технологии подготовки углей, применением нового оборудования и т.п.
Одним из направлений, позволяющих достаточно просто решить эту проблему, является установка специального оборудования на бункера углезагрузочной машины. В Донецком национальном техническом университете совместно с головным проектным институтом отрасли — ВНИИМЕТМАШЕМ предложили несколько оригинальных конструкций с использованием осевого затвора-питателя [3] и тарельчатого питателя [4,5].
Конструкция тарельчатого питателя показана на рис 1. Работает устройство следующим образом. Материал из бункера 1 поступает на тарель 2, которая приводится в движение приводом 3. Привод находится на плите, подвешенной с помощью гибких тяг 4. Подача материала регулируется затвором 5. Разгрузка происходит через окно 6. Равномерность загрузки тарельчатым питателем способствует уменьшению выбросов пыли и вредных газов в процессе загрузки печи.
Рисунок 1. — Тарельчатый питатель углезагрузочной машины
1- бункер; 2- тарель; 3- привод подвешенный; 4- гибкие тяги; 5- затвор;
6- разгрузочное окно
Дальнейшее усовершенствование конструкции предусматривает одновременное уплотнение шихты, что позволяет частично реализовать преимущества трамбовочной технологии.
Такая конструкция с применением подпрессующего валка показана на рис. 2. Устройство в большей степени позволяет управлять свойствами загружаемой шихты, обеспечивая стабильную работу углезагрузочной машины.
При этом стабилизируется работа газового тракта, поскольку уменьшается объем активно выделяющихся газов за счет большей плотности шихты и более позднего начала их бурного выделения из-за нагрева.
Рисунок 2. – Тарельчатый питатель углезагрузочной машины с подпрессовкой материала между валком и тарелью.
Применение предлагаемого устройства повышает стабильность работы машины и качество получаемого продукта за счет равномерности подачи угольной шихты в камеру коксования, что, в конечном счете, повышает экологическую безопасность производства.
Предложенная конструкция может также эффективно использоваться в смежных отраслях.
1. Грязнов Н.С. Основы теории коксования.- Москва, «Металлургия», 1976 г.,312 с.
2. Хальце Д. Исследование технологии трамбования угольных шихт // Кокс и химия. – 1970. - №7. – с.20-26.
3. АС №1186631 С.П. Веретельник,А.С. Парфенюк, В.Г. Комолов, , С.Н. Жажин, Л.В.Свиридова. Бункер углезагрузочного вагона– 1985, бюл 39.
4. АС №1421755 А.С. Парфенюк, С.П. Веретельник, В.Г. Комолов, В.С. Карпов, С.Н. Жажин, И.Е. Гемберг. Загрузочное устройство углезагрузочной машины – 1988, бюл 33.
5. АС №1669973 А.С. Парфенюк, С.П. Веретельник, В.Г. Комолов, В.С. Карпов, С.Н. Жажин, И.Е. Гемберг. Загрузочное устройство углезагрузочной машины – 1991, бюл 30.