Жанры фотографии

Совсем недавно в моей жизни появилось новое увлечение - фотография, и я хотел бы рассказать немного о её основных жанрах.

Многообразие жанров фотографии позволяет фотографу раскрыть свои творческие идеи в конкретных формах и чертах. Жанровая палитра изобразительного искусства формировалась на протяжении многих веков. При этом для нее характерны постоянные обогащения новыми формами и средствами выражения. Фотография наследует многие из них. Но в свою очередь открывает и новые, среди которых некоторые пользуются большой популярностью среди широкой аудитории и доступны как любителям, так и профессионалам. Другие же наоборот предназначены для узкого круга и требуют профессиональной подготовки фотографа.

АВТОПОРТРЕТ

Автопортрет — портрет самого себя. Обычно имеется в виду живописное изображение; однако автопортреты бывают и скульптурные, литературные, фото- и кинематографические и т. д.

Многие художники-портретисты создавали автопортреты, причём некоторые написали рекордное число своих изображений. Иногда художники помещали свое изображение в групповые портреты. Полагают, что некоторые художники писали с себя портреты персонажей противоположного пола. Некоторые художники, страдавшие неврологическими заболеваниями, оставили после себя автопортреты. Эти картины позволили медикам проанализировать нарушения работы мозга; многие из них прочно вошли в учебники неврологии.

Широко распространены два способа получения фотоавтопортретов:

  • фотографирование своего отражения в зеркале,
  • фотографирование себя с фотоаппарата на вытянутой руке.

АНИМАЛИСТИКА

Анималистика (Анималистический жанр), иногда также Анимализм (от лат. animal — животное) — жанр изобразительного искусства, основным объектом которого являются животные, главным образом в живописи, фотографии, скульптуре и графике.

Анималистика сочетает в себе естественнонаучные и художественные начала. Главной задачей анималиста может быть как точность изображения животного, так и художественно-образные характеристики, включая декоративную выразительность.

Фотография животных - вероятно, один из самых опасных типов фотографии. Результат полностью зависит от навыков фотографа и от времени, когда снимок взят. Фотограф, который использует хорошую экспозицию, цвет и параметры размытия фокуса наряду с соответствующей скоростью выдержки и методом фокусировки, может произвести ошеломляющие фотографии.

Фотографы животных должны быть подготовлены и быть готовы к неизвестному. Они должны изучить действия и язык животных, чтобы знать каждое движение. Много фотографов животных используют камуфляж, чтобы скрыть себя и дать фотографиям естественный и "природный" взгляд. Фотографы обычно снимают с длинными телеобъективными линзами с определенного расстояния, чтобы не спугнуть животное и обезопасить себя во время фотосъемки.[11]

АРХИТЕКТУРА

Архитектурная фотография — жанр фотографии, объектом съёмки которого являются архитектурные сооружения, архитектура во всём его многообразии (здания и их комплексы, мосты и т. п.).

Условно этот жанр можно разделить на два основных раздела:

  • Документальная архитектурная фотография. В этом случае ставится целью получение документального снимка, создающее необходимое представление о внешнем виде снимаемого объекта или его деталей.При данном виде фотосъёмки основная задача состоит в правдивом и точном показе формы здания, отделки, скульптур и элементов декора.
  • Художественная архитектурная фотография. Ценность этого направления – художественная составляющая, фотографирование производиться для художественного воспроизведения объекта. В этом случае точность может быть принесена в жертву художественной выразительности, максимального воспроизведения характерных черт города, страны, эпохи. Главное для фотографа в этом жанре найти особый ритм, гармонию сооружений (а иногда подчеркнуть ее отсутствие) заложенную архитектором, передать свет и форму, уловить особый характер строения, найти выгодную точку съемки и не прогадать с правильным ракурсом.

Особенности архитектурного стиля могут быть подчёркнуты соответствующим выбором точки съёмки, правильным ракурсом, характером освещения.

При архитектурной съёмке наибольшее значение имеет выбор точки съёмки по высоте, отдалённости и углу съёмки. Именно это определяет общую композицию кадра, перспективу, соотношение планов.

В городских условиях, при отсутствии достаточного пространства, выбор ракурса значительно облегчается применением широкоугольного или сверхширокоугольного объектива. [8]

АСТРОФОТОГРАФИЯ

Развитие астрономии и астрофизики в конце XIX и начале XX века стимулировалось широким применением фотографического процесса для получения объективных и документальных данных о состоянии и изменениях небесных тел. Фотография позволила сделать существенный скачок в точности определения координат небесных объектов. Трудно назвать какую-либо отрасль современной астрономии, которая в той или иной мере не использует фотографию.

Диапазон применения техники астрофотографии необычайно широк: от самых слабых объектов, фиксируемых с помощью крупнейших телескопов, до яркой поверхности Солнца. Для получения изображений небесных тел применяются не только телескопы с диаметром объектива несколько метров и фокусным расстоянием более сотен метров, но и небольшие фотокамеры.

Время экспонирования светочувствительного слоя колеблется от тысячных долей секунды до нескольких суток. На изображении может быть ничтожная часть объекта (кратер на Луне) или десятки тысяч объектов (снимок части Млечного пути). Снимки одного и того же астрономического объекта, полученные через некоторые промежутки времени, позволяют следить за его изменениями. Многие обсерватории обладают уникальными коллекциями астронегативов, состоящими из сотен тысяч экземпляров, которые иллюстрируют более чем столетний период наблюдений за различными объектами неба.

Повышение качества фотографических материалов и применение цифровых технологий позволяют астрофотографии занимать ведущее место при решении задач современной астрономии.

ДЕТИ

Детская фотография занимает особое место в фотоискусстве. На фотографе лежит большая ответственность, ведь он фиксирует редкие минуты в жизни каждого из нас - минуты столь трепетные для нашего сердца!

Фотографии детей несут огромный заряд позитивной энергии, которая окружает нас аурой доброты, уюта и тепла. Всегда приятно взглянуть на фотографии давно ушедших лет, где ты ещё беззаботный малыш, который смотрит на мир чистыми глазами и озаряет его лучезарной улыбкой.

Работать с детьми это не легкая задача и требует от фотографа огромной отдачи сил и энергии. Нужно увлечь ребенка процессом фотосъемки, а это иной раз требует дополнительной помощи со стороны родителей или ассистентов. Но самый приятный момент в работе с детьми это то, что они всегда искренны и непосредственный в своих эмоциях, им довольно легко войти в образ, предлагаемый фотографом, тем более если сам процесс подается в игровой форме.

Работая с детьми, нужно экспериментировать - пробовать разные ракурсы, в фотографии должна быть динамика и эмоция, если например решили отказаться от цвета - монохромное или черно-белое фото, что является довольно смелым решением в детской фотосъемке и тут надо подойди довольно чутко, дабы кадр не выглядел мрачным. [9]

ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Документальная фотография обычно считается разновидностью профессиональной фотожурналистики, но ей также занимаются любители. Фотограф старается сделать объективную и беспристрастную фотографию, передающую истинный вид того, что снималось, чаще всего людей.

Обычно такие фотографии предназначаются для публикаций. Иногда какая-либо организация или компания заказывает документальную съемку своей деятельности, но эти фотографии обычно идут только в архивы этой компании для внутреннего использования. Фотографы общенациональных средств массовой информации стараются обычно снимать документальные кадры, а не постановочные фотографии, потому что они дают ощущение правдивости и неподдельности, необходимое для настоящих новостей. Сделать снимок тонкого момента или сцены, не внося своего присутствия — это сложная задачи для фотографа. Исключением являются фотографы местных средств массовой информации, нередко снимающие постановочные портреты. Но не только.

ЖАНР

Сам термин «жанровая живопись», или «жанровое искусство», появился в XVII веке, когда художники стали проявлять особый интерес к тому, что происходило за стенами художественных мастерских. Их привлекала простота изложения материала, отсутствие напыщенности и строгости, свобода творчества, и, таким образом, их картины приобретали повествовательный характер и заключали в себе некоторый философский смысл. Очень часто на полотнах появлялись вымышленные сюжеты, романтизированные художником, с сентиментальными нотками, именно поэтому такие картины имели большую популярность среди буржуазии и среднего класса.

И вот, когда жанровая живопись как вид изобразительного искусства всецело покорила сердца европейских художников, а случилось это примерно к середине XIX века, начинает появляться и жанровая фотография. Стоит отметить, что на ранней стадии развития фотография, в том числе и жанровая, откровенно подражает живописи. Дело доходило до того, что фотограф приглашал в свою студию моделей, одевал их в одежду, сшитую специально для той или иной задумки, оформлял антураж и полностью руководил процессом, отдавая распоряжения, где вставать и как двигаться.

Однако технический прогресс семимильными шагами вел фотографию вперед. Благодаря эволюции фотоматериалов и камер отпала необходимость приглашать актеров и использовать декорации и костюмы. Теперь фотограф мог спокойно выйти на улицу, снимать случайных прохожих, участников народных гуляний и ярмарок, появляться в местах, пользующихся особой популярностью у высшего класса, представители которого благодаря своим манерам, богатой одежде и положению в обществе были «ценной добычей».

По сей день жанровая фотография пользуется большой популярностью. Мастерство фотографа определяется умением выявлять и отражать в фотографии все то, что скрыто от глаз обывателя, сочетая в кадре удачный ракурс, эмоциональную окраску и полноту сюжета. А ход истории и технический прогресс открывают новые горизонты для развития творческого потенциала и реализации самых разных идей. [10]

ЖУРНАЛЬНЫЙ ФОТОКОЛЛАЖ

Фотоколлаж — это соединение нескольких фотоэлементов в одной плоскости, проще говоря, в одной картинке. Техника фотомонтажа начала свое развитие еще в XIX веке, практически одновременно с развитием самой фотографии, и изначально применялась для исправления технических особенностей снимков того времени. Но вскоре фотомонтаж начали использовать и новаторы-художники для создания оригинальных, порой причудливых фото-картин с большой смысловой нагрузкой. Художественный фотомонтаж — это моделирование собственного мира, обычно подкрепленное философским подтекстом.

В XX веке искусство коллажа особенно ярко проникает в рекламу, театральные и кино афиши. Позднее, комбинированная съемка в силу емкости визуальных решений, начинает широко использоваться и периодическими изданиями и в книжном дизайне. И вот дошедший до наших дней современный журнальный фотоколлаж существует в двух видах: декоративный и псевдо-реалистичный. Первый — это сложная мозаика фотоэлементов иногда вперемешку с графикой, основная задача которого — смысловая и символическая информация.

Тут важно создать яркую картинку с помощью любых средств, чаще всего без согласования с реальностью таких качеств, как освещение, пропорции, перспектива, масштабы и тому подобные. Второй вид — псевдо-реалистичный фотоколлаж — по сути, просто фотомонтаж. Это воздействие на фотографию, способом склеивания нескольких фотоэлементов. Тут задача, как раз наоборот — создать картинку, отличающуюся от реальности лишь тем, что на момент создания снимка этого сюжета или просто его деталей не существовало, но вполне могли бы быть — например, в будущем или же прошлом. [10]

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА

Можно спорить о времени появления самой компьютерной графики и термина «компьютерная графика». Но если считать компьютерной графикой любое изображение на экране монитора, то тогда само рождение компьютеров совпадает с рождением компьютерной графики. Наверное было бы правильнее, появлением компьютерной графики считать создание первой компьютерной игры с графикой. Произошло это в 1961 году. Программист С. Рассел возглавил проект по созданию первой компьютерной игры с графикой. Создание игры «Spacewar» («Космические войны») заняло около 200 человеко-часов. Игра была создана на машине PDP-1.

В 1963 году американский учёный Айвен Сазерленд создал программно-аппаратный комплекс Sketchpad, который позволял рисовать точки, линии и окружности на трубке цифровым пером. Поддерживались базовые действия с примитивами: перемещение, копирование и др. По сути, это был первый векторный редактор, реализованный на компьютере. Также программу можно назвать первым графическим интерфейсом, причём она являлась таковой ещё до появления самого термина.

Сейчас компьютерной графикой уже никого не удивишь. Но в момент зарождения этой технологии компьютерный художник должен был быть немного программистом. Или программист должен был быть немного художником...

Сначала для работы с компьютерной графикой использовались компьютеры Amiga и Macintosh. Сейчас с обработкой компьютерной графики успешно справляются персональные компьютеры. По способам задания изображений графику можно разделить на категории:

  • двумерную,
  • трехмерную,
  • анимационную,
  • инженерную.

В свою очередь анимация может быть и двумерной и трехмерной, также как инженерная компьютерная графика может быть двумерной и трехмерной.

Наиболее популярные программы нашего времени:

  • Adobe Photoshop – двумерная растровая;
  • Adobe (Macromedia) Flash – анимация;
  • AutoCAD – система автоматизированного проектирования (САПР), а проще программа для двумерного и трехмерного черчения;
  • ArchiCAD – архитектурная САПР;
  • 3ds max – трехмерное моделирование и анимация;
  • Corel Draw – двумерная векторная;
  • Adobe Illustrator – двумерная векторная.

КЛУБНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Клубная фотография родилась на стыке съемок папарацци, репортажных фотографий знаменитостей и обычной любительской фотофиксации событий. Конечно, клубная фотография может представлять собой настоящую светскую хронику, поскольку запечатлевает мероприятие, на котором присутствуют лишь знаменитости, в основной же своей массе клубная съемка — это такая «светская хроника для бедных», а если и не бедных, то неизвестных.

Фотографы из различных изданий и сайтов, бегающие с дорогими фотоаппаратами с яркой вспышкой за обычными гражданами, пришедшими в какой-либо клуб отдохнуть и расслабиться, дают последним возможность хоть на миг почувствовать себя знаменитыми и интересными для общественности. И не важно, что в результате их узнают только друзья и знакомые. Все равно при виде клубного фотографа пьяные девчонки начинают радостно демонстрировать свои губки бантиком, а юноши вполне предусмотрительно сдергивают руки с талий случайных пассий.

Цель клубной фотографии — создать иллюзию всеобщей красоты и радости. Из-за особого отбора моделей и ситуаций (вряд ли на сайте Geometria.ru вы найдете фото очереди в туалет), а также сглаживающего и высветляющего эффекта вспышки и, конечно, незаменимого Photoshop, создается некая симулятивная рекламная картинка «настоящей тусовочной жизни», где все поголовно красавцы и короли R’n’B. Как ни крути, клубное фото — вещь коммерческая, оно создает рекламу какому-либо клубу либо привлекает читателей на сайты и журналы.

По большому счету клубная фотография достаточно однообразна и скучна, и смотреть ее интересно только участникам бывшей party. Конечно, многое зависит и от качества самого клуба, стилистики вечеринки, дресс-кода и самих посетителей (например, в Японии любая вечеринка превращается в вольное фэшн-дефиле). Понятное дело, что фото из какого-нибудь известного пышного и злачного заведения Нью-Йорка будет отличаться от сессии с урюпинской дискотеки. Впрочем, хороший фотограф и там найдет множество замечательных и неповторимых кадров, если сменит свой псевдогламурный канон.

ЛОМОГРАФИЯ

Однажды в 1982 году заместителю Министерства оборонной промышленности на фотовыставке в Кельне подарили японский фотоаппарат Cosina CX-1, и вскоре было решено, что в Советском Союзе нужна такая же своя камера — маленькая, удобная в использовании, на которой получаются хорошие снимки. Ленинградское оптико-механическое объединение ЛОМО запустило в массовое производство камеру ЛК-А, созданную по подобию «Косины».

Но специалистам, работающим на этом заводе, пришлось значительно упростить конструкцию, так как скопировать японский электронный затвор по причине отсутствия соответствующей технологии не удалось. Впрочем, малыша ЛК-А оснастили светосильной широкоугольной оптикой и инновационной системой автоматической установки экспозиции, доступной в то время только в дорогих профессиональных камерах, что позволяло делать снимки практически в любых условиях освещенности.

Но история ломографии как движения, начинается десятью годами позже, когда два австрийских студента Матиас Фигль и Вольфганг Странцингер, приехав в Прагу на каникулы, смеха ради покупают себе в комиссионном магазине маленькие советские фотоаппараты по 8 долларов за штуку. Бездумно отщелкав по паре пленок, они приезжают в Вену, проявляют их и… удивляются ярким цветам, затемнению по краям и легкому искажению изображений. В Венской школе искусств после открытой Фиглем и Странцингером первой в истории ломографии выставки (1992) движение быстро набирает популярность, и предприимчивые друзья начинают тайно импортировать советские ЛК-А из всех стран Восточного Блока и продавать их по 100 долларов за камеру. Позже они регистрируют культурный союз — Ломографическое общество (Die Lomographische Gesellschaft) и становятся его президентами. [10]

МАКРОСЪЁМКА

Макросъёмка — вид фото-, кино- или видеосъёмки, особенностью которого является получение изображений объекта в масштабе 1:5—20:1 (то есть 1 см изображения на светочувствительном элементе фотоаппарата соответствует 5-0,05 см объекта), однако чётких границ нет.

В доцифровой фотографии макросъёмкой считалось получение увеличенного изображения на негативе. В цифровой фотографии этот критерий малоприменим, поскольку светочувствительная матрица не является носителем информации, в результате практически макросъёмкой считается получение увеличенного изображения приемлемого качества на экране монитора или на отпечатке.

Иногда под макросъёмкой понимают возможность фотографировать с близкого расстояния (несколько сантиметров). Такая съёмка не является технически правильной макросъёмкой — из-за большой разницы в расстояниях от разных частей объекта до объектива возникают искажения (дисторсия, кривизна поля изображения). Предельным случаем такой «макросъёмки» является применение объективов типа «рыбий глаз». [12]

МОНОХРОМНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Что мы знаем точно так то что чёрно-белая фотография самый первый вид фотографии. Вряд ли кому то в голову могло придти, что такая фотография станет одним из многочисленных жанров современной фотографии. Цветная фотография, а затем цифровая не смогли оттеснить чёрно-белые снимки, да и целей таких наверное не было. И сейчас этот вид фотографии популярен и популярность эта набирает обороты. Нам уже не так интересно на цифровой камере сделать снимок в цвете и затем обработать его в редакторах, мы можем и хотим делать чёрно-белые фотографии. Зачастую фотографы преобразуют цветные снимки в чёрно-белые именно для получения художественного эффекта.

НАТЮРМОРТ

Натюрморт — в изобразительном искусстве — изображение неодушевлённых предметов, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

Натюрморт стал самостоятельным жанром живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию — либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти («Vanitas»), либо — в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов — в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

ОБНАЖЁННАЯ НАТУРА

Ню — художественный жанр в скульптуре, живописи и фотографии, изображающий обнаженное человеческое тело. Само слово «ню» (nu) в переводе с французского языка означает «обнаженный». В немецком варианте этот жанр называется «акт» (akt).

Жанр ню — самый неоднозначный в художественной фотографии. Споры о том, где кончается эротика и начинается порнография, сопровождают фотографию обнаженной натуры с момента ее появления и не стихают по сей день.

ПАНОРАМНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Панорамная фотография — фотография, имеющая большой угол обзора. Панорама может быть планарной, цилиндрической или сферической (иначе называемой кубической).

  • Планарная панорама — проецируется на плоскость и может быть воспроизведена на бумаге или мониторе. Такую панораму обычно получают посредством панорамных фотоаппаратов, имеющих угол обзора более 120°, что позволяет получать вытянутые кадры с широким углом охвата. Достигается столь широкий угол за счёт подвижного объектива, который вращается вокруг своей нодальной точки, направляя световой поток вслед за щелевым затвором. Панорамные фотоаппараты могут использовать узкую (тип 135), широкую (тип 120) фотоплёнку или иметь цифровую матрицу. Так же получить планарную панораму можно и посредством «сшивки» кадров с обычного фотоаппарата, правда в этом случае желательно использовать специальную панорамную штативную головку и соответствующее программное обеспечение.
  • Цилиндрическая панорама (циклорама) — проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват 360°. Получить такую панораму можно «сшивкой» кадров с обычного или панорамного фотоаппарата.
  • Сферическая (кубическая) панорама получается проекцией окружения на грани куба (у зрителя возникает ощущение, что он смотрит на поверхность сферы изнутри).

ПЕЙЗАЖ

Пейза́ж, в живописи и фотоискусстве — тип картины, изображающий природу или какую-либо местность (лес, поле, горы, роща, деревня, город).

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

Важнейший и самый древний вид пейзажа - изображение первозданной природы, сельской местности. Таково изначальное понимание французского слова "paysage" и нем. Landschaft (образ села, образ земли), которые за три столетия прочно укоренились в нашем языке. Индустриальный ландшафт, зарождающийся в конце XVIII - начале XIX века, а также городской пейзаж (ведута) составляют отдельные направления развития пейзажной живописи.

Предпосылки пейзажа появились уже в эпоху неолита в наскальных рисунках, керамике, различных орнаментах, включающих условно-символические обозначения небесного свода, светил, стран света. Многие древнеегипетские и китайские иероглифы восходят к изображениям гор и деревьев, воды светил.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

  • Земная поверхность
  • Растительность
  • Человеческие постройки
  • Перспектива вида

Картина также может включать:

  • водоёмы (озера, моря, реки)
  • фауну
  • людей
  • свет
  • метереологические образования (облака, дождь)

ПОДВОДНАЯ ФОТОСЪЕМКА

На этапе зарождения этот жанр был далек от художественных задач. Его истоки — в научном освоении морских глубин. Целью являлось отображение подводных объектов, насколько позволяли используемые в фотографии материалы. Подводная съемка редко рассматривалась в контексте искусства фотографии. Листая советские книги 1930-х годов, посвященные морской биологии, можно встретить большое количество качественных черно-белых фотографий представителей подводной фауны. Но вы не найдете там имен фотографов. Вместе с тем эти снимки требовали серьезной фотографической подготовки, не говоря уже об объективных сложностях, с которыми были сопряжены.

На заре своей популярности жанр подводной съемки развивался стараниями энтузиастов, большинство из которых неизвестны истории фотографии. До середины XIX века фотография и исследование глубин развивались параллельными курсами: наряду с эволюцией фотоматериалов совершенствовалась подводная амуниция. Пересеклись они, согласно легенде, в 1856 году, когда родоначальник российского подводного флота немецкий ученый Вильгельм Бауэр сделал первые подводные снимки с борта первой же российской подлодки «Морской черт», испытанной в порту Кронштадта в 1856 году. На 60-е годы XIX века приходятся не слишком удачные опыты английских ученых Томпсона и Кениона, использовавших самодельную подводную фотокамеру. Эти первые фотографии не сохранились до наших дней.

В 1913 году выходит в свет американская экранизация романа Ж. Верна «20 тысяч лье под водой». Для съемки режиссер Джек Вильямсон использовал подводный бокс в виде сферы, вмещавший оператора с камерой. [13]

ПОРТРЕТ

Портрет — изображение того или другого человека, произведенное средствами живописи, гравирования или скульптуры, также фотографическое изображение или словесное описание (в частности, в литературе).

В зависимости от размера изображения в живописных портретах различают головные (когда изображена только голова по плечи), погрудные, поясные, поколенные и во весь рост. В отношении позы представленной фигуры различают профильные, «с лица» (en face), в три четверти поворота направо или налево (en trois quarts) и так называемые en profil perdu, то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.

Такое же разделение существует и для портретов, рисованных карандашом, писанных акварелью, гравированных и вылепленных высоким или низким рельефом (например, на медалях и монетах). Скульптурные портреты делаются в виде гермов (одна голова с шеей), бюстов (голова и верхняя часть туловища) и статуй (целая фигура, с головы до ног).

В зависимости от назначения, специфики формы, характера исполнения различают также станковые (картины, бюсты, графические листы) и монументальные (скульптурный монумент, фреска, мозаика), парадные и интимные, миниатюрные и камерные портреты, по числу персонажей — индивидуальные, парные (двойные) и групповые, а также портрет заказчика и «профессиональный» портрет. Специфический тип портрета — автопортрет.

РЕКЛАМНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Рекламная фотография — это пик владения фотоискусством. Ведь для создания красивой и «вкусной» карточки необходимо не только иметь хорошую идею, но и владеть техникой съемки для ее воплощения.

Рекламная фотография включает в себя практичестки все жанры. Тут Вам и натюрморты, и портреты, и фшн, и гламур и конечно же НЮ.

За рубежом многие специализируются на чем-то одном. В России в основном многие стараются снимать во всех жанрах.

СВАДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Истоки жанра свадебной фотографии мы видим в классической живописи. Известно, что во все времена молодоженам хотелось запечатлеть себя, чтобы потом их потомки смогли увидеть их молодыми, красивыми и счастливыми. Но только очень состоятельные пары могли позволить себе заказать свадебный портрет художнику. Если приглядеться, то можно заметить, что многие сегодняшние постановочные свадебные фотографии напоминают нам о классических живописных работах. Поэтому не будет ошибкой сказать, что жанр свадебной фотографии зародился еще до изобретения фотоаппарата. Тем не менее принято считать, что дата рождения свадебной фотографии практически совпадает с появлением фотографии как таковой. Любопытно, что из дошедших до наших дней первых фотоснимков середины 40-х годов XIX века многие изображают именно молодоженов. Один из самых известных снимков того периода — свадебное фото королевы Виктории и принца Альберта, сделанное английским фотографом Роджером Фентоном, датированное 1840 годом.

СПИРИТИЧЕСКАЯ ФОТОГРАФИЯ - "НЕАКТУАЛЬНЫЙ" ЖАНР

Призраки и прочие прозрачные нематериальные сущности (например, ангелы-хранители у детской колыбели) не были такой уж редкостью на фотографиях 19 века. Обычно, такие вещи делались для развлечения публики, рассматривающей стереопары. В конце 1850-х Лондонская Стереоскопическая Компания выпустила серию стереокарточек, которая так и называлась – «Призраки в стереоскопе». Но вряд ли кто-то мог принимать подобные изображения всерьез. Многие фотографы считали такие вещи проявлениями дурного вкуса и оскорблением благородного искусства фотографии.

В 1861 году гравер и фотограф-любитель из Бостона – Уильям Мамлер сделал свой автопортрет. При проявке он обнаружил, что на портрете есть еще какая-то фигура, в которой он узнал свою кузину, умершую двенадцать лет назад. Это событие принято считать началом новой фотографической практики, которая стала весьма доходным бизнесом, для тех, кто обладал достаточной степенью мастерства, чтобы им заниматься.

Мамлер объявил о своем интересном опыте широкой общественности и обнаружил, что довольно много людей хотели бы вновь ощутить присутствие дорогих покойников рядом, хотя бы таким экзотическим способом. Настолько много, что ему пришлось оставить свою основную профессию и переквалифицироваться в фотографа. Спиритического фотографа.

В целом, никто из европейских фотографов не достиг такой славы и коммерческого успеха, как Мамлер, однако спиритическая фотография в той или иной форме сохраняла свои позиции вплоть до конца 1930-х. Сейчас, конечно, подобной коммерческой практики не существует, но... [14]

УЛИЧНАЯ ФОТОГРАФИЯ

Уличная фотография (англ. Street photography) — вид документальной фотографии без явной социальной направленности, обычно изображающая людей в обычных ситуациях в общественных местах: на улицах, в парках, на пляжах и т. п.

Уличная фотография использует технику Честной фотографии англ. Straight photography, посредством которой она отображает нечто как есть, без искажений. Этот жанр фотографии существует в настоящее время, в нем обычно используется черно-белая фотография. Уличная фотография тяготеет к иронии и старается дистанцироваться от сущности предмета съемки и часто концентрируется на единственной человеческой эмоции, пойманной в решающий, живой момент. Например, поцелуй украдкой на углу улицы, человек, перепрыгивающий лужу, женщина, задумавшаяся за ужином или тележка из супермаркета, блестящая в последних лучах заходящего солнца.

Множество классических работ в этом жанре было создано в период приблизительно с 1890 по 1975, совпавшем с появлением и распространением небольших 35-и миллиметровых и дальномерных камер. Классиками жанра стали Анри Картье-Брессон, Роберт Франк (Robert Frank), Альфред Эйзенштедт (Alfred Eisenstaedt), Юджин Смит (W. Eugene Smith), Уильям Эгглестон (William Eggleston) и Гарри Виногранд (Garry Winogrand).

ФОТООХОТА

Фотоохота (англ. Wildlife Photography) — жанр фотографии, объектом съёмки в котором являются птицы, животные, насекомые и другие существа в естественных природных условиях.

Фотографирование насекомых

Для съёмки насекомых обычно используют приёмы макрофотографии.

Некоторые специфические приёмы могут быть особенно полезны, например, следует избегать попадания тени фотографа на объект, выбрать места, где насекомые не единичны, а встречаются достаточно часто. Удобно использовать серийную съёмку цифровой камерой с дальнейшим отбором удачных кадров, фотовспышку, телеобъектив. Малая глубина резкости при макросъёмке часто требует дополнительного диафрагмирования, подчас приходится частично жертвовать качеством снимка, устанавливая повышенную светочувствительность.

Фотосъёмка птиц

Для фотографирования птиц широко используют метод организации укрытия для фотографа, места, в котором можно скрытно разместиться, не потревожив объект съёмки. Практически всегда используются телеобъективы.

ФОТОРЕПОРТАЖ

Фотожурналистика — особая форма журналистики, использующая фотографию в качестве основного средства выражения. Фотожурналистика отличается от родственных жанров фотографии (таких как документальная фотография, уличная фотография и фотография знаменитостей) следующими свойствами:

  • Время — снимки имеют значение в хронологическом контексте развития событий.
  • Объективность — ситуация предполагает, что фотографии будут честными и будут точно воспроизводить запечатленные события.
  • Повествовательность — снимки в сочетании с другими элементами новостей информируют и дают читателю или зрителю представление о сути событий.

Фотожурналисты должны действовать, принимать решения и носить фотографическое оборудование в тех же условиях, что и участники событий (пожар, война, уличные беспорядки), часто подвергаясь одинаковому риску с ними.

Фотожурналистика, как описательный термин, часто подразумевает определенный грубоватый стиль или подход к созданию изображений. Подход фотожурналистов к беспристрастной фотографии становится популярным и особым стилем коммерческой фотографии. Например, сегодня многие свадебные фотографы снимают в "репортажном" стиле беспристрастные хроники свадебных событий.

LIGHT GRAFFITI – РИСУНКИ СВЕТОМ

Из темноты без видимого участия людей возникают световые рисунки и надписи… Никакого фотошопа – это light graffiti (лайт граффити), рисунок светом.

Искусство light graffiti одно из новейших в современном мире. И объединяет в себе технические достижения прогресса с полетом творческой фантазии человека. Зародилось оно в Германии и пока во всем мире только развивается.

Само по себе создание ЛГ представляет следующую схему: в съёмках используется фото камера, с режимом выдержки, которая ставится в режим максимальной покадровой съемки, и ночью в темноте граффитчики фонариками начинают вырисовывать узоры и рисунки. В итоге срабатывают физические законы и на самом кадре видно лишь как из тьмы начинают проявляться рисунки, а самих людей не видно. Выглядит очень эффектно, и на первый взгляд просто. Однако сам рисунок фонариком требует немалой точности движений от его автора, отличного чувства такта ну и само собой хорошей фантазии.

Перечень ссылок

  1. http://ru.wikipedia.org/wiki/
    Свободная энциклопедия.
  2. http://photomir.org.ua/index/0-15
    Лучший сайт о цифровой фотографии и фототехнике. Тут размещены креативные фотографии и просто хорошие работы известных фотографов, все новости из мира фототехники, советы для фотографов, все что необходимо для работы с фотографиями.
  3. http://prophotos.ru/genres
    Сайт о фотографии. Содержит: форум, конкурсы, мастер классы, различные сведения и интересные факты о фотографии.
  4. http://fotose.com/ru/life/ganres/
    Социальная сеть PhotoArt Creation - проект, созданный фотографами для фотографов и фотомоделей. PhotoArt Creation место, где вы можете обсудить интересующие вас темы, показать себя, посмотреть других, найти единомышленников, реализовать свой коммерческий интерес.
  5. http://dnevnik.bigmir.net/groups/article/55108
    Дневник на bigmir.net. Коротко описаны основные жанры фотографии.
  6. http://www.shpynev.ru/articles.php?name=zhanry_foto
    Сайт фотографа Михаила Шпынёва. Собраны различные статьи о фторгафиях, фотогалерея свадебных фотографий.
  7. http://o-prirode.com/publ/3-1-0-10
    Журнал о фотографии, собраны различные статьи о фотографии, новости в мире фото, фотоальбом.
  8. Нетужилин, А. Г. Архитектурная фотосъёмка // Фотокинотехника: Энциклопедия / Главный редактор Е. А. Иофис. — М.: Советская энциклопедия, 1981.
  9. http://www.annegeddes.com/
    Сайт Анны Гедес. Один из наиболее уважаемых фотографов мира, Anne Geddes создает образы, которые являются знаковыми и известными во всём мире.
  10. www.photomotion.ru
    Здесь Вы сможете почитать интересные статьи о фотографии, об обработке фото в Adobe Photoshop, а так же кучу другой уникальной и интересной информации.
  11. www.photoline.ru
    Сайт для фотографов, здесь можно выложить свои фотографии, обсудить интересующие вопросы, прочитать интересные статьи.