РУЛЕВЫЕ ГИДРОТРАНСПОРТА
Автор: Людмила ЦЫГАНКОВА
Источник: Газета "Металлург"
Цех шламового хозяйства ГОКа - один из основных переделов рудообогатительных фабрик. Он был создан в 1958 году, в связи с необходимостью принимать от данных фабрик отходы обогащения руды и складировать их в специально обустроенных хвостохранилищах. При этом основные его задачи за 46 прошедших лет не изменились. Но спросите любого ветерана ЦШХ, есть ли в активе этого цеха нечто такое, чем он может по праву гордиться, и вы сразу же услышите - “Да!” А первое, о чем вам здесь расскажут, будет касаться, думаю, гидротранспорта.
Действительно, в историю развития системы гидротранспортировки отходов обогащения цех шламового хозяйства ГОКа “Криворожстали” внес такой вклад, значение которого трудно переоценить. Это ведь сегодня всем и каждому ясно, что гидротранспортировка должна быть напорной. А раньше мнение специалистов на сей счет было несколько иным - все созданные ими системы забора хвостов с рудообогатительных фабрик основывались на самотечности отходов. И именно самотеком работала изначально и система гидротранспорта ЦШХ НКГОКа.
– Это была плохая система, - рассказывает начальник ЦШХ Виталий ЗИНЧЕНКО. – Маломощная, она практически не отвечала нуждам рудообогатителей. Но отказаться от нее тоже оказалось непростым делом: мешало отсутствие опыта как в проектировании напорного гидротранспорта, так и в его эксплуатации. Однако работа была начата, и мы новый вид транспорта получили.
Конечно, первый напорный гидротранспорт был несовершенен. Согласно проекту, напорные пульпопроводы были выполнены из деревянных клепок, стянутых металлическими обручами диаметром 800 мм. При этом после остановки подачи хвостов на отдельных их участках образовывался вакуум и эти участки полностью разрушались. Но выход нашли и из этого положения: в нашем цехе была создана бригада из 15 плотников, в обязанности которой входило восстановление разрушенных участков. А со временем пришли опыт, взаимопонимание с проектировщиками, деревянные пульпопроводы сменили металлические трубы большого диаметра и все проблемы с гидротранспортировкой отходов обогащения остались в прошлом.
По словам Виталия Леонидовича, НКГОК в целом и его цех шламового хозяйства в частности были в Кривбассе пионерами внедрения напорного гидротранспорта. И в том, что цех освоил его, немалая заслуга одного из первых начальников ЦШХ Якова Борисовича Резника. Коллектив цеха под его руководством не раз занимал призовые места в соревновании смежных цехов ГОКа, а сам он был инициатором многих начинаний, способствующих улучшению технологии производства, организации труда, созданию в коллективе обстановки взаимоуважения, настроенности на выполнение поставленных задач.
И здесь можно отметить, что в прошлом году гидротранспортные артерии ГОКа снова обновились. В частности, на комплексе была построена еще одна гидротранспортная ветка, на сооружение которой “Криворожсталь” затратила четверть миллиона гривен.
Вторым несомненным достижением цеха можно назвать то, что его инженерно-технические работники разработали и внедрили в производство ряд технических новшеств, способствующих улучшению технико-экономических показателей ГОКа. К числу таких новшеств относятся построенная на ГОКе установка утилизации хвостов, которая на протяжении длительного времени была базовой для получения исходного сырья кирпичными заводами Кривого Рога, а также внедрение отвального метода строительства восточной дамбы и применение фильтрующих дамб на IV карте хвостохранилища как единственно приемлемый вариант ускоренного наращивания дамб по доработке карты хвостохранилища.
Ответственное отношение к порученному делу, инициативность, высокий творческий потенциал привели к тому, что в свое время из инженерно-технических работников среднего звена цеха шламового хозяйства выросло немало руководителей производств и общественных организаций. В частности, выросли в руководителей разных рангов такие бывшие работники ЦШХ, как Б. Завгородний, М.Деменцов, Л.Супрун, А. Рыбалко, В.Заворотний, А. Григорьев.
Шли годы, обновлялся и коллектив цеха, и его руководство. Я.Резник, В. Глущенко, В. Бондаренко, П. Москалев - все они как бывшие руководители цеха внесли определенную долю своего труда в становление коллектива цеха и выполнение стоявших перед ним задач.
В этом цехе и сегодня еще работает человек, который начинал свою трудовую деятельность в Кривом Роге на строительстве НКГОКа и прошел путь от слесаря до заместителя начальника цеха по хвостовому хозяйству. Это ветеран труда, заслуженный работник “Криворожстали” Михаил Семенович Жежер. Рядом с ним в цехе трудятся Л.Пустовая, Е. Уманец, Т. Сергеева, П. Саченюк, В. Глущенко, А.Осадчий и другие ветераны. Как и Михаил Семенович, они передают свой опыт и знания приходящей в коллектив ЦШХ молодежи.
С чувством большой благодарности и уважения помнит коллектив цеха А. Лысенко, Н. Сергиенко, В. Якимова, А.Сливку, Н. Толстенок, А. Дударек, С. Рыбалко, М. Царюк, Е. Неклегу, В. Липовенко, С. Нановского, которые стояли у истоков становления коллектива цеха и своим добросовестным трудом оставили добрую память о себе.
С развитием ГОКа усложнялись задачи, стоящие перед цехом. Было полностью отработано хвостохранилище на балке Грушеватая, куда гидротранспортировка хвостов осуществлялась одним подъемом, и задействовались в технологию хвостохранилища “Миролюбовское” и “Объединенное”.
Если раньше хвосты складировались в хвостохранилище овражного типа с отсекающей плотиной в тальвеге балки, то “Миролюбовское” и “Объединенное” хвостохранилища представляют собой сравнительно равнинную поверхность, оконтуренную пульпоудерживающими дамбами обвалования. Освоена технология зашламования одного хвостохранилища с одновременным наращиванием дамб на другом.
В связи с усложнившимися задачами в октябре 1996 года цех ШХ РОФ был выделен в отдельную структурную единицу ГОКа. Таким образом, функциональные обязанности коллектива цеха свелись непосредственно к обеспечению гидротранспорта хвостов от рудообогатительных фабрик и их складированию в хвостохранилища, представляющие собой целый комплекс гидротехнических сооружений по перехвату фильтрационных вод, обеспечиванию осветления оборотной воды, ее пополнением, системой магистральных и распределительных пульпопроводов из труб диаметром 600-1200 мм, протяженность которых составляет более 100 км.
Кроме того, в обязанности цеха входит утилизация и возврат в технологический процесс промпродукта аглофабрик. На этом участке задействованы два земснаряда и три стационарных насоса 12ГРК по перекачке промпродукта с первичных отстойников во вторичные, откуда он с перегрузкой в железнодорожный транспорт направляется на склад концентрата с последующим использованием в шихтовке для спекания агломерата.
После разделения цеха ТВШХ на цехи ТВ и ШХ РОФ последний оказался без соответствующей базы и помещений и в качестве последних ему были предоставлены неприспособленные к этому помещения складов УКСа, возведенные ранее на зашламованном и рекультивированном участке 1-й полукарты хвостохранилища в балке “Грушеватая”. Своими силами коллектив цеха благоустроил отведенную территорию, перепланировал и перестроил, исходя из своих возможностей, существующие помещения для обеспечения производственных нужд соответствующих служб и структурных подразделений цеха.
В этом цехе сейчас работает 248 человек. И по мнению Виталия Зинченко, коллектив продолжает вписывать в историю цеха новые замечательные страницы и достойно решать все поставленные перед ним задачи. В том числе, и уже поставленную задачу как можно скорее освоить технологию картового намыва 130-й отметки “Миролюбовского” хвостохранища с одновременным возведением на нем ограждающих дамб с отметкой гребня 135,0 м.
В настоящее время цехом принят курс на идентификацию землесосного оборудования с постепенным выведением из эксплуатации землесосов марки 28ГР-8 и 20Р11 и заменой их на более износостойкие и удобные в ремонте НП800 и НП500.
Прорабатываются варианты применения одноподъемного землесосного оборудования для гидротранспорта хвостов непосредственно в хвостохранилища, минуя пульпонасосные станции 2-го подъема.
Естественно без внимания и помощи коллектив ЦШХ не остается. Только в прошлом году он получил в свое распоряжение 12 землесосов, а по статье капстроительства в цехе была произведена замена 8 км пульпопроводов диаметром 1200 мм.