Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел |
К ВОПРОСУ РАСЧЕТА НАПРЯЖЕННЫХ (КЛЕММОВЫХ) БОЛТОВЫХ СОЕДИНЕНИЙ
Исадченко В.С., Еськова Ю.П., Трофимова Ю.А. (ДонНТУ, г. Донецк, Украина)Источник: Материали 10ої регіональної науково-методичної конференції. - Донецк: ДонНТУ, 2008. - С. 20-21В напряженном соединении болт в поперечном сечении испытывает растяжение и кручение, обусловленные затяжкой. Эквивалентное
напряжен,ие в опасном поперечном сечении болта от продольной силы и
момента трения в резьбе определяются по энергетической теории
прочности
(d1 – внутренний диаметр резьбы, Fa – усилие затяжки болта). В ряде учебных пособий и учебников по курсу «Детали машин» (П.Г. Гузенков, В.Т. Павлище) приводятся расчетные схемы болтовых клеммовых соединений, в которых не соблюдаются основные положения статики. (Рис.1) Рисунок 1 – Схема нагружения клеммового соединения [1,2] Сила трения Ff=Fnf, где f – коэффициент трения, Fn – сила нормального давления. Момент сил трения
между ступицей и валом должен уравновешивать внешний момент с 20%
запасом, учитывающим нестабильность коэффициента трения, т.е.
Fnfd=1.2Fl,
тогда требуемое усилие нормального давления
Предполагаем, что каждая половина ступицы соединяется с рычагом шарнирно в т.О и записывается равенство моментов одной половинки ступицы Fa(a+0.5d)-Fn0.5d=0. Откуда сила затяжки
болта после подстановки значения Fn
будет В данном решении
силы приложены к разным деталям (Fa
приложена к болту – растягивает его, Fn
приложена к валу, Ff
– к поверхности рычага). Кроме того при таком положении т.О
нужно учитывать еще момент от силы Ff
, т.е. TFn=Fnf0.5d
и в результате получится другая зависимость 1.2Fl=Ffd,
откуда
При сжатии клеммы будет
иметь место поворот рычагов клеммы. За условный шарнир(центр
поворота) можно принять точку О (пересечение касательных к валу,
рис.2). Тогда сила Fa определяется из
условия равновесия верхней (или нижней) части клеммы
Рисунок 2 – Предлагаемая схема нагружения клеммового соединения Теперь все силы приложены к половинке клеммы. Условный шарнир (т.О) на касателдьной к валу, в результате чего сила трения не влияет на нагружение болта. Вывод. И хотя результаты расчета силы затяжки болта одинаковы в обоих вариантах, более физически обоснованной является предложенная схема (рис. 2). Список литературы: 1. Гузенков П.Г. Детали машин. Курсовое проектирование. М.: высшая школа, 1984. - 336с. 2. Павлище В.Т. Основы конструирования и расчет деталей машин. Львов: Афиша, 2003. – 560с. |
Автореферат | Библиотека | Ссылки | Отчет о поиске | Индивидуальный раздел |
ДонНТУ | Портал магистров |