| Влияние посадок гладких цилиндрических соединений на работу червячных колес и подшипников опор
	Афаунова О.В, Федяев Д.И. Донецкий национальный технический университет
Источник: Машиноведение - 2008 / 
     Материалы докладов 10 региональной  научно-методической конференции. — Донецьк, ДонНТУ — 2008, с. 85-87.
 
   В современном машиностроительном комплексе промышленности существует проблема выбора посадок червячных колес и подшипников. Исследование влияния посадок можно проводить посредством исследования  напряженного состояния деталей узла выходного вала червячного редуктора. В качестве деталей выбраны червячное колесо и подшипники. При проведении исследований следует решать задачи: получить исходные данные, составить расчетную схему, проанализировать результаты. В работе в качестве метода исследования используется метод конечных элементов, заложенный в основу работы программы ANSYS Workbench, версия 11.0, которой мы будем пользоваться при исследованиях.В качестве объекта исследования выбраны: два узла, функциональное назначение которых- передача крутящего момента от вала червяка к рабочему органу. Узлы содержат в себе: - 1-вал, - 2-подшипники, - 3-червячное колесо.   Рисунок 1- Выходные валы червячных редукторов    Надежность работы подшипниковых узлов в значительной степени зависит от правильного выбора посадок колец подшипников на вал и в корпус.  Проворачивание колец на валах и в отверстиях корпусов может происходить в следствии повышенных моментов трения. Это приводит к изнашиванию посадочных поверхностей , потере точности вращения в следствии разбалансировки вращающейся системы, разрушению деталей подшипника. Вследствие этого соединение вращающихся относительно нагрузки колец с валом или корпусом должно осуществляться обязательно с натягом, исключающим проворачивание и обкатывание кольцом сопряженной детали, развальцовку посадочных отверстий и контактную коррозию.   Кроме того значительные, натяги и силы запрессовки колец могут вызвать повреждение посадочных мест и рабочую поверхность подшипников. Поэтому предпочтение нужно отдавать посадкам с небольшими натягами, обеспечивающими не проворачивание колец при работе подшипника.   В червячной передаче при передаче вращающего момента шпоночным соединением, применение  по цилиндрической поверхности посадок с зазором не допустимо, а переходных посадок крайне не желательно.   Натяг по цилиндрической поверхности улучшает работу шпоночного соединения, но не устраняет скольжения, которое возникает из-за разности длин окружностей.     Исходные данные для расчета приведены в таблице 1:     Для построения расчетной схемы составляем схему нагружения выходного вала червячного редуктора.Схема нагружения выходного вала червячного редуктора приведена на рисунке 2.   Рисунок 2- Выходные валы червячных редукторов  Согласно расчетных схем было получено решение задач результаты которых представлены на рисунках 3 и 4.   Эпюра деформаций выходного вала червячного редуктора узла “а”   Рисунок 3а- Эпюра деформаций выходного вала червячного редуктора  Эпюра деформаций выходного вала червячного редуктора узла “б”   Рисунок 3б- Эпюра деформаций выходного вала червячного редуктора  Эпюра распределения нормальных напряжений в элементах узла "а" выходного вала червячного редуктора   Рисунок 4а- Эпюра распределения нормальных напряжений в элементах узла "а" выходного вала червячного редуктора  Эпюра распределения нормальных напряжений в элементах узла "б" выходного вала червячного редуктора   Рисунок 4б- Эпюра распределения нормальных напряжений в элементах узла "б" выходного вала червячного редуктора  Согласно методики [1] результат расчета по узлу а и б составит:   Nmax=0.169+24=24.169 мкм; и Nmax=0.217+24=24,217 мкм соответственно.   По результатам проделанной работы можно сделать следующие выводы   -влияние посадок на работу типовых соединений неоднозначно, поэтому методики требуют дальнейшего совершенствования;   -развитие вопроса позволит совершенствовать выбор посадок с более детальным учетом работы соединения.    Литература
        Дунаев П.Ф.,Целиков О.П., ВарламоваЛ.П., Допуски и посадки. Обоснование выбора: Учебное пособие для студентов машиностроительных вузов.-М.:Высш.шк.,1984-112с
 
     |