ЦИФРОВОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ДВУХМАССОВОЙ ДВУХЗОННОЙ СИСТЕМЫ
|
Рассмотрены вопросы
цифрового моделирования двухмассовой электромеханической системы с
двухзонным регулированием скорости при релейной системе оптимального
управления. Проверялись результаты аналитического конструирования
регуляторов, синтезированных методом динамического программирования
Беллмана по критерию минимума интегральной квадратичной ошибки. |
Розглянуті питання
цифрового моделювання двомасової електромеханічної системи з двозонним
регулюванням швидкості при релейній системі оптимального управління.
Перевірялись результати аналітичного конструювання регуляторів,
синтезованих методом динамічного програмування Беллмана за критерієм
мінімума інтегральної квадратичної похибки. |
Questions of
digital modelling the two-mass electromechanical system with two-zone
regulation of velocity by the relaying system of optimal control are
considered. The results of analytic constructing the regulators
synthesized by Bellman's method of dynamic programming according to the
criterion of integral quadratic mis-take minimum were tested. |
Из известных методов синтеза
систем
оптимального управления наиболее перспективным для электропривода
является
метод динамического программирования Р. Беллмана. Развитие этого метода
для
оптимизации систем управления с использованием в качестве критерия
оптимальности минимума интегральной квадратичной ошибки привело к
доказательству возможности замены функции Беллмана функцией Ляпунова.
Это
позволяет, используя аналитическое конструирование регуляторов (АКР),
получить
алгоритмы оптимальных управлений, не только минимизирующие принятый
функционал
качества, но и обеспечивающие устойчивое движение фазовых координат
объекта
управления.
Сущность АКР изложена в [1, 2]. Рассмотрим формирование оптимальных
управлений
для сложной электромеханической системы - электропривода (ЭП) на базе
двигателя
постоянного тока с регулированием как по цепи якоря, так и по цепи
возбуждения
при учете податливости кинематических звеньев. АКР для двухмассовой
двухзонной
системы непозиционного ЭП постоянного тока рассматривается впервые.
Структурная
схема силовой части объекта управления, обведенная пунктиром, приведена
на рис.
1 ( якорная цепь и механическая часть системы с упруговязкими
свойствами ) и
рис. 2 ( цепь возбуждения двигателя ) .
Из
структурной схемы следует система дифференциальных уравнений,
описывающих
силовую часть объекта управления ( при работе ЭП во второй зоне),
Для
удобства математического описания объекта в последующих преобразованиях
при
синтезе системы оптимального управления целесообразно ввести
относительные
фазовые координаты , приняв в качестве базовых величин максимальные
значения
абсолютных координат, соответствующие установившемуся движению. С
учетом
вышесказанного система уравнений (1) принимает вид (возмущенное
движение):
Задача
синтеза оптимального управления состоит в отыскании для системы (2)
такой
функции U(h1 , ... , hn), чтобы
соответствующая траектория системы, исходящая из любого начального
положения h1(0),
... , hn(0) , стремилась бы к началу координат при и
чтобы
функционал качества принимал бы минимальное значение.
Оптимальное
управление ищется в следующем виде [1,2] коэффициенты функции Ляпунова,
которые
находятся с помощью определителя Барбашина и его алгебраических
дополнений
известным способом.
Функция
Ляпунова для системы, возмущенное движение которой описывается системой
(2),
находится из определителя Барбашина размером 36 x 36. Разрешение такого
определителя представляет очень большие трудности даже при высоком
уровне
современной вычислительной техники. Поэтому сформируем оптимальное
управление
ЭП при работе его в первой зоне ( основной режим ), когда последние три
уравнения системы (2) становятся алгебраическими. Определитель
Барбашина для
этого случая получается размером 15 x 15 .
Оптимальное управление для регуляторов тока и скорости ЭП первой зоны
получается таким:
Для
определения оптимальных управлений регуляторов в канале возбуждения
двигателя
рассматриваются последние 3 уравнения системы (2). Определитель
Барбашина для
нахождения функции Ляпунова получается размером 6 x 6 . Разрешение его
позволяет получить оптимальные уравнения регуляторов Э.Д.С. и тока
возбуждения
в таком виде:
При
переходе в пространство реальных фазовых координат ЭП коэффициенты A'ipт
, A'ipc в (7), (8),A'jpэ , A'jpтв в
(9), (10)
трансформируются в Kipт , Kipc , Kjpэ
, jpтв(см.
Рис. 1 и 2).
Проверка правильности синтезированных оптимальных управлений
осуществлялась с
помощью цифрового структурного моделирования, с использованием пакета
прикладных программ МАСС [3].
Основу
пакета составляют функциональные блоки, реализующие процессы в типовых
динамических звеньях.
Цифровая модель двухмассовой двухзонной системы ЭП при релейной системе
управления приведена на рисунках 3 и 4 .
Функциональное назначение блоков модели: задатчик скорости - блоки 1,
22;
тиристорный преобразователь,
питающий
якорную цепь - блок 10;
релейный регулятор тока якоря -
блоки 18,
20, 26, 27;
релейный регулятор скорости -
блоки 17, 19,
24, 25;
якорная цепь двигателя - блоки 2,
3;
механическая часть двигателя -
блоки 4, 5,
6;
упругие свойства передаточных
устройств с
явлением вязкого трения в них - блоки 7, 8, 12;
выходной вал упруговязкого
передаточного
элемента с нагрузкой реактивного характера - блоки 9,11,15,16;
релейный регулятор ЭДС - блоки 46,
48, 49,
50, 53;
релейный регулятор тока
возбуждения - блоки
47, 51, 52;
тиристорный возбудитель - блок 40;
магнитная система двигателя с
учетом
демпфирующего действия вихревых токов - блоки 41, 42, 43.
Блоки 17, 18, 19, 20, 24, 26, 46,
47, 49, 51
суммируют сигналы обратных связей по соответствующим координатам, и их
параметрами
будут весовые коэффициенты в соответствии с полученными алгоритмами,
Блок 13 формирует обратную связь
по моменту
в упругом элементе через разность угловых скоростей упругого элемента.
Вторым
параметром этого блока и блока 8 будет коэффициент жесткости С12
упругого
элемента,
Параметры остальных блоков модели
:
блок 3 - Tэ ;
блок 6 - 0,;
блок 10 - Kтп , ;
блок 11 - 0,;
блок 12 - b12 ;
блок 22 - уровни напряжения Uзс
и
времена их изменения в соответствии с желаемой тахограммой ЭП (
например, пуск,
реверс и торможение ) ;
блок 40 - Kтпв ,;
блок 41 - Твт ,Тв
;
блок 43 - Твт ;
блок 44 - конструктивная
постоянная
двигателя);
блок 48 - Uзэ .
При
необходимости моделировать активный характер нагрузки вместо блоков 15
и 16 на
вход блока 9 надо подключить блок К под №14 (на рис. 3 не показан ).
Предлагаемая цифровая модель двухмассового двухзонного непозиционного
электропривода с релейной оптимальной системой управления обладает
определенной
универсальностью, позволяя моделировать различные режимы работы (пуск,
реверс,
торможение) при активной или реактивной нагрузке.
Список
использованной литературы :
1.
Красовский Н.Н., Летов А.М. К теории аналитического кон-струирования
регуляторов. - Автоматика и телемеханика, 1962, № 6, c. 713-719.
2.
Зеленов А.Б. Синтез и исследование систем управления электроприводами
пос-тоянного тока. // ИВУЗ Электромеханика, 1979, № 5, с. 407-412.
3.
Шевченко I.С. Цифрове моделювання елементiв
електропривода/елек-тромеханiчнi,
електромагнiтнi та вентильнi перетворювачi/: Навч. посiбник/ За заг.
ред. А.Б. Зеленова. -К. : ICДО, 1996. - 287 с.
Copyright
© 1998-1999 Odessa State Polytechnic University. All Rights Reserved.
ДонНТУ | Портал магистров ДонНТУ |