ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Кузьмин Александр Владимирович

Кузьмин Александр Владимирович

Факультет: Инженерная механика и машиностроение
Специальность: Металлорежущие станки и системы

Почему пятница 13-е стала для рыцарского ордена тамплиеров роковой датой.

Причины выбора темы.

     Данную тему я выбрал потому, что еще со школы я стал увлекаться историей средневековья, одним из разделов которой является рыцарский орден тамплиеров.

Введение

     Во времена крестовых походов рыцарский орден тамплиеров (храмовников) был одним из самых крупных и уважаемых. В 1118 году, еще во время первого крестового похода, французский рыцарь из Шампани Гуго де Пейн предложил иерусалимскому королю Болдуину II создать небольшую рыцарскую организацию, которая бы занималась охраной дорог и защитой паломников, идущих поклониться святым местам, связанным с жизнью и смертью Иисуса Христа.

     Первые девять рыцарей во главе с Гуго приняли обет перед патриархом Иерусалимским и приступили к почетному, но трудному и опасному служению. Орден получил официальное название «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Сколь высок был религиозный фанатизм рыцарей Храма, сказать трудно, но вояками они были отменными и с возложенными на себя задачами справлялись вполне успешно, чем завоевали уважение и короля, и церковных властей, и простых паломников. За рыцарями молодого ордена закрепилось название "тамплиеры" (temple – от французского «храм») [1].

Основная часть

     Во времена крестовых походов рыцарский орден тамплиеров (храмовников) был одним из самых крупных и уважаемых. В 1118 году, еще во время первого крестового похода, французский рыцарь из Шампани Гуго де Пейн предложил иерусалимскому королю Болдуину II создать небольшую рыцарскую организацию, которая бы занималась охраной дорог и защитой паломников, идущих поклониться святым местам, связанным с жизнью и смертью Иисуса Христа.

Рисунок 1. Рыцари ордена тамплиеров в бою.


Рисунок 1. Рыцари ордена тамплиеров в бою.

     Первые девять рыцарей во главе с Гуго приняли обет перед патриархом Иерусалимским и приступили к почетному, но трудному и опасному служению. Орден получил официальное название «Тайное рыцарство Христово и Храма Соломона». Сколь высок был религиозный фанатизм рыцарей Храма, сказать трудно, но вояками они были отменными и с возложенными на себя задачами справлялись вполне успешно, чем завоевали уважение и короля, и церковных властей, и простых паломников. За рыцарями молодого ордена закрепилось название "тамплиеры" (temple – от французского «храм»).

Рисунок 2. Король иерусалимский Болдуин II принимает в Храме Соломона Гуго де Пейна и Жоффруа де Сент-Омера. Миниатюра из


Рисунок 2. Король иерусалимский Болдуин II принимает в Храме Соломона Гуго де Пейна и Жоффруа де Сент-Омера. Миниатюра из "Истории деяний на заморских землях" Гийома Тирского, XIII век.

     Через десять лет рыцари получили устав, в составлении которого принял участие знаменитый подвижник Бернар Клервоский, и специальную белую одежду (цвет невинности и воздержания), на которую через несколько лет нашили красные кресты (цвет мученичества). Авторитет ордена стремительно рос, одновременно увеличивалось его богатство и количество братьев-рыцарей. Возвращающиеся в Европу паломники разнесли славу о новом ордене, рыцари которого благородны и храбры, хранят обет бедности и воздержания, а главное – всегда готовы бескорыстно прийти на помощь.

     После того, как Римский папа благословил новый орден, в Европе прошло несколько сборов средств на его поддержку. Средства были собраны громадные, отдельные дворяне и даже монархи дарили или завещали ордену не только деньги, но и земли, острова, поместья, замки. Вскоре практически во всех европейских странах у ордена оказалась крупная земельная собственность и сеть замков [2].

     В 1139 году (всего через 20 лет после создания) римский папа даровал ордену полную автономность, выведя его территориальные организации (провинции) из подчинения местным монархам. Теперь орден подчинялся только Папе и своему Великому магистру. Пока шли крестовые походы и основные силы ордена сражались на Святой Земле, это не вызывало противодействия европейских монархов, продолжавших поддерживать тамплиеров и пользоваться их услугами.

     Любопытно, что орден оказался крайне нужен и в самой Европе. Благодаря разветвленной сети своих территориальных структур он стал главным европейским ростовщиком и финансистом. Теперь, отправляясь в Палестину, рыцарям или паломникам не было необходимости брать с собой большие суммы денег (золото весит много, да и путешествовать с ним опасно). В любом орденском замке золото можно было сдать, получив на руки расписку, по которой в любой стране Европы или на Святой Земле можно было без задержек получить у тамплиеров всю сумму.

     На рубеже XIII-XIV веков рыцарские государства на Святой Земле были окончательно разгромлены сарацинами, эпоха крестовых походов подошла к концу. В тяжелых боях погибла значительная часть тамплиеров, которые в соответствии со своим уставом не могли отступать без приказа даже перед многочисленно превосходящим противником. Оставшиеся в живых храмовники обосновались в Европе и на Кипре, куда перебралось руководство ордена.

     С потерей Святой Земли орден тамплиеров утратил главную цель своего существования. Теперь богатства и автономность ордена вызывали неприязнь у европейских монархов. У ордена начался разлад с Ватиканом, тамплиеры стали активно ввязываться в междоусобные европейские войны, демонстрируя собственную мощь. Если в небольших европейских государствах монархи и епископы вынуждены были мириться со вседозволенностью тамплиеров, то в крупных странах над орденом стали сгущаться тучи.

Рисунок 3. Последний Великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле.


Рисунок 3. Последний Великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле.

     Первым решил покончить с орденом тамплиеров на своей территории король Франции Филипп IV. К разгрому ордена он готовился тщательно. Видимо, не обошлось без формального одобрения от Римского папы, которому тамплиеры стали порядком досаждать. Не в последнюю очередь и французский король, и Римский папа имели виды на несметные богатства ордена, одних крепостей, замков и поместий у него было более 9 тысяч.

     Слухи о сгущающихся над тамплиерами тучах доходили до Великого магистра Жака де Моле, но он от них отмахивался, уверовав в несокрушимость ордена. А стоило бы призадуматься, ведь Филипп IV уже пытался прибрать к рукам богатства ордена, настойчиво добиваясь возможности возглавить его на территории Франции. К тому же, в тот период рыцарей в ордене тамплиеров было относительно немного, большинство его членов составляли братья-служители.

     22 сентября 1307 года Филипп IV добился от Королевского совета принятия решения об аресте во Франции всех тамплиеров. Была назначена и окончательная дата – пятница 13 октября. Любопытно, что вся подготовка была проведена в условиях жесточайшей секретности. Все задействованные в операции люди знали только, что под руководством короля готовится какая-то серьезная акция, получив конверты с предписаниями, вскрыть которые позволялось только в ночь на 13 октября. Одновременно по стране усиленно распространялись слухи о царящих в ордене непотребствах и процветающей в нем ереси.

     Незадолго до роковой даты во Францию прибыл Великий магистр и практически все орденское руководство, которых Римский папа Климент V, получивший престол Ватикана не без помощи Филиппа IV, вызвал с Кипра для обсуждения возможности похода в Сирию. Видимо, он и посоветовал Великому магистру временно обосноваться во Франции [3].

     В ночь на 13 октября во Франции прошли массовые аресты тамплиеров. В парижской резиденции ордена, замке Тампле, было схвачено 140 человек, включая Великого магистра. Но рыцарей там оказалось всего несколько человек. Буквально за несколько часов до арестов из замка спешно вышел большой обоз с сильной рыцарской охраной. Что он вез и куда подевался – так и осталось тайной. Но значительную часть сокровищ и атрибутов, упоминаемых позднее арестованными в ходе допросов, в Тампле не нашли. Как не нашли и многие орденские документы, которые Великий магистр успел спрятать или уничтожить.

     Именно с 1307 года оставшиеся в живых тамплиеры стали отмечать 13 октября как роковую для ордена дату. А со временем «черной датой» стала считаться пятница 13 числа любого месяца. И теперь, с опаской встречая роковую дату, многие и не догадываются, что началось все с разгрома тамплиеров королем Филиппом IV в далеком ХIV веке.

     Аресты тамплиеров, проведенные во Франции 13 октября 1307 года по решению короля Филиппа IV, прошли без эксцессов, сопротивление практически не оказывалось. Собственно, оказывать сопротивление среди тамплиеров было некому, так как среди арестованных рыцари составляли незначительное количество. Например, в Бокере арестовали 60 тамплиеров, но из них только пять были рыцарями.

     Уже 14 октября во Франции началась массированная PR-акция, оправдывавшая аресты, бывшие с юридической точки зрения незаконными, так как тамплиеры не являлись подданными короля и были неподсудны законам Франции. По всей стране зачитывались обвинения храмовникам, звучащие для людей верующих устрашающе, хотя, по сути, были абсурдны и примитивны. Через два дня пространные письма с перечислением обвинений, обоснованием арестов и призывом поступить так же были за подписью Филиппа IV отправлены европейским монархам.

     В других странах следовать примеру Франции не спешили. Только настойчивое вмешательство Римского папы заставило монархов начать преследование тамплиеров. В Англии реальным преследованиям подверглись несколько десятков человек, но обошлось без казней. Английский король конфисковал имущество тамплиеров и передал его ордену госпитальеров, в который перешли и многие храмовники. В германских княжествах тамплиеры массово перешли в состав Тевтонского ордена, прихватив с собой все движимое и не движимое имущество. В Португалии из тамплиеров создали орден Христа. На Кипре орден еще какое-то время сохранялся в неприкосновенности. В Испании тамплиеры заперлись в своих крепостях и оказали сопротивление. Их принудили сдаться, но местное дворянство оказалось на стороне ордена и тамплиеров не просто оправдали, но и назначили им пожизненные пенсии. Правда, имущество ордена в Испании все же конфисковали, но значительную часть его передали госпитальерам.

     Реальное судилище над тамплиерами было устроено только во Франции совместными усилиями короля и Римского папы, претендовавшими на богатства ордена. Обвиняемыми по делу проходили около тысячи тамплиеров. Пытками из арестованных выбивали признания в ереси и других прегрешениях. Значительная часть тамплиеров вела себя мужественно и предпочла смерть на кострах инквизиции, сохранив верность ордену до конца. В ходе судилища многие братья-рыцари, которые по каким-то причинам не были арестованы, добровольно вызывались защищать орден. Они понимали, что их участь заранее предрешена, но рыцарскую честь и верность уставу ордена ставили выше своей жизни. Только в Сент-Антуане весной 1310 года было сожжено более 50 человек, добровольно пожелавших защищать орден тамплиеров и тут же обвиненных в ереси.

     Осенью 1311 года открылся созванный Римским папой Собор, который должен был окончательно решить судьбу ордена. Его заседания продолжались до весны следующего года. Единодушия не было, даже многие церковные прелаты заявляли, что доказательств вины тамплиеров недостаточно. Папе пришлось не мало постараться, чтобы переломить ход Собора в нужную для него сторону. Прибывшим на Собор тамплиерам, желавшим выступить в защиту ордена, словf не давали, а многих тут же арестовывали по стандартному обвинению в ереси. В лучшем случае их ждало пожизненное заключение.

Рисунок 4. Печать тамплиеров. Изображение двух рыцарей на одном коне символизирует исполнение обета бедности.


Рисунок 4. Печать тамплиеров. Изображение двух рыцарей на одном коне символизирует исполнение обета бедности.

     Только весной 1312 года Римский папа смог специальной буллой объявить, что вина ордена доказана и он окончательно ликвидирован. Кульминацией глумления над орденом тамплиеров по мысли Ватикана должно было стать публичное покаяние Великого магистра и командора Нормандии в ереси, за что им была обещана жизнь. Но старые рыцари, которых, как казалось инквизиторам, пытки сломили, решили защитить орден ценой своей жизни. В соборе Парижской Богоматери 18 марта 1314 года при большом стечении народа вместо отречения они заявили, что все обвинения против тамплиеров ложны, а орден всегда хранил верность Христу, что и доказал своими подвигами на Святой Земле. Это было расценено как рецидив ереси, достойный немедленной казни [4].

Рисунок 5. Сожжение тамплиеров по решению организованного Филиппом IV суда.


Рисунок 5. Сожжение тамплиеров по решению организованного Филиппом IV суда.

     Уже через несколько часов Жака де Моле и его сподвижника Жофруа де Шарни сожгли на костре. Если верить легенде, то объятый пламенем Великий магистр успел воскликнуть, что Римский папа последует за ним через 40 дней, а король Филипп не проживет и года. Пророчество тамплиера сбылось. Уже 20 апреля Климент V отошел в мир иной, а в ноябре после падения с лошади умер король Филипп IV. Были эти смерти естественны или же произошли при «помощи» оставшихся на свободе тамплиеров, так и осталось тайной. Кстати, многие беды, с которыми после этих событий столкнулась Франция, включая и Столетнюю войну, возможно, возникли не без деятельного участия уцелевших тамплиеров.

Заключение

     Официально ордена не стало, но его организации, сначала тайные, а затем и открытые, продолжали и продолжают действовать во многих странах, не испытывая особых недостатков в средствах. Видимо, последний обоз из замка Тампле, отправленный Великим магистром Жаком де Моле, все-таки дошел до цели. Тамплиеры всегда умели хранить свои тайны, со временем же покров таинственности, окруживший орден, стал еще непроницаемее.

Литература

  1. Воэн-Хьюз Пип Реликвии тамплиеров. М.:АСТ. – 2008. 383 с.
  2. Марон Мельвиль История ордена тамплиеров. СПб.:Евразия. - 2003. 478 с.
  3. Жан Маркаль Жизор и загадка тамплиеров. СПб.:Евразия. - 2008. 304 с.
  4. Пирс Пол Рид Тамплиеры. М.:АСТ. – 2008. 448 с.

Рекомендуемые ссылки

http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-30036/-Школа жизни. Познавательный журнал.


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе