Нечепаев В.Г., Макаренко Д.Е. (ДонНТУ, г. Донецк, Украина),
В настоящее время широкое распространение получили  проходческие комбайны со стреловидным исполнительным  органом. Проходческие комбайны с исполнительными  органами избирательного действия, имеющие приводы высокой мощности, при рабою в сложных горно-геологических условиях  подвергаются интенсивным динамическим  нагрузкам. Это определяет высокую нагруженность  их базовых корпусных деталей и  актуальность оценки прочности и долговечности.
    К одной из наиболее нагруженных корпусных деталей  комбайнов со стреловидным исполнительным  органом относится рама ходовой тележки.
    Характерными особенностями этой детали является сложная пространственная конфигурация, значительные габариты и масса,  наличие протяженных сварных швов.
    К основным  критериям качества таких деталей относятся.
Для достижения перечисленных свойств разработана  методика, предусматривающая  использование методом оптимального проектирования, основанных на анализе пространственного  напряженного состояния объекта исследования. В основу методики положено использование МКЭ (метод конечных элементов),  методов вычислительного эксперимента и имитационного  моделирования нагруженности .Методика включает следующие основные этапы.
    1. Выявление режимов, при которых уровень  напряженно-деформированного состояния  (НДС) деталей достигает опасных величин.
    2. Обоснование расчетных схем, отражающих  взаимодействие системы привода исполнительного  органа и системы перемещения.
    3.. Разработка  конечно-элементных моделей с максимально возможным учетом особенностей конструкции и ожидаемого уровня напряжений.
    4. Оценка уровня НДС конструкции с помощью  алгоритмов и программ универсальною программною комплекса МКЭ.
    5. Определение коэффициентов запаса прочности для  высоконапряженных зон. Выявление  областей, и которых расчетные значения коэффициентов запаса прочности меньше нормативных.
    6. Обоснование рекомендаций по совершенствованию  конструкций методом вычислительного  эксперимента с оценкой НДС нескольких предложенных вариантов на основе конечно-элементного моделирования.
    Алгоритм МКЭ применительно к предлагаемой методике оценки прочности и долговечности имеет следующий вид.
    1. Дискретизация объема, занимаемого сборкой, на  элементы (построение сетки конечных  элементов). Для объемного тела область разбивается на тетраэдры с  гранями, аппроксимируемыми линейными  или параболическими функциями координат.
    2. Определение степеней свободы. Для пространственных  конечных элементов степенями свободы являются  перемещения в направлении осей локальной системы координат элемента.
    3. Определение зависимости для преобразования перемещений и углов  поворота в узлах к глобальной системе координат
    4. Вычисление матрицы жесткости  конечных элементов.
    5. Преобразование полученных  матриц жесткости в глобальную систему координат.
    6. Объединение матриц  жесткости, представленных вглобальных координатах, в глобальную матрицу  жесткости.
    7. Приведение статических и кинематических  граничных условий к нагрузкам и перемещениям  в узлах, выраженным в глобальной системе координат.
    8. Расчет деформаций для конечных элементов.
    9. Вычисление эквивалентных напряжений на  основе компонентов напряженно-деформированного  состояния и параметров прочности материала.
При  моделировании напряженного состояния рамы ходовой тележки ее нагруженность  рассматривается применительно к основным режимам функционирования проходческих комбайнов: «перемещение»: «разрушение породного забоя».
    В режиме «перемещение» рассматриваются два расчетных случая: «перемещение  вперед»: «перемещение назад».
    В режиме «разрушение породного забоя»  рассматриваются следующие три расчетные случая:
    - опирание комбайна на 4  опорные точки - на два натяжных катка впереди машины и на два аутригера сзади.
    Исполнительный орган расположен вдоль продольной  оси комбайна. Вертикальная составляющая силы  резания забоя исполнительным органом направлена вниз:
    на два натяжных катка впереди  машины и на два аутригера сзади. Исполнительный орган повернут относительно  продольной оси комбайна на 40°. Вертикальная составляющая силы резания забоя  исполнительным органом направлена вниз;
    опирание комбайна на 4 опорные точки (впереди  машины на два натяжных катка и сзади на два опорных катка).
    Исполнительный орган  расположен вдоль продольной оси комбайна. Вертикальная составляющая силы  резания забоя исполнительным органом направлена вниз.
    В режиме «перемещение» тяговое  усилие, обусловленное моментом вращающим гидромотора привода ходовой тележки комбайна,  принимается равным 250 кН (25 т).
    На рис.1 в качестве  примера приведена расчетная схема для моделирования напряженного состояния рамы  ходовой тележки в режиме работы «перемещение вперед».

    
  Рисунок 1- Расчётная схема детали «рама ходовой тележки». Режим работы - «перемещение  вперед»
На приведенной схеме приняты следующие обозначения:
      G1, G2 – вес маслобака;
      GК – вес комбайна; 
      Fподачи – сила натяжения траковой  цепи ходовой тележки.
    На рис.2 представлена расчетная  модель – сетка конечных элементов рамы ходовой тележки в режиме работы  «перемещение вперед».

  Рисунок 2 - Сетка конечных элементов (расчетная модель) рамы ходовой тележки проходческого  комбайна
На рис. 3 представлена модель напряженного состояния рамы ходовой тележки применительно к режиму работы «перемещение вперед».

  Рисунок 3 - Модель напряженного состояния рамы ходовой тележки в режиме функционирования  «Перемещение вперед»  
Для оценки эффективности разработанной методики и ее апробации, применительно к указанным режимам функционирования выполнено определение  пространственного напряженного состояния ходовой тележки  проходческого комбайна.
    Полученные  результаты позволяют сформулировать следующие выводы:
    Разработанная  методика является эффективным инструментом прочностного анализа деталей типа рамы ходовой тележки проходческого комбайна - тяжелых  корпусных деталей сложной пространственной конфигурации.
    Она позволяет качественно и количественно оценить распределение напряжений, установить зоны наибольшей и наименьшей погруженности; на этой основе  оптимизировать конструкцию объекта исследования,  исходя из принципа равнопрочности.
  
Список литературы
1. ОСТ 12.44.197-81. Комбайны проходческие со стреловидным исполнительным органом. Расчет эксплуатационной нагруженноеги трансмиссии исполнительного органа, - М.: Минуглепром СССР, 1981. - 59 с.