Как сделать свою речь убедительной.

Медведь М. В.
Донецкий национальный технический университет


Источник: Реферат по дисциплине «Ораторское мастерство, психология общения». - Донецк, ДонНТУ - 2010.


Введение

1. Корректные методы и лояльные уловки для убеждения партнёра

      Прямое убеждение

      Интенция (нацеленность)

      Компромисс.

2. «Безмолвный мысли знак », или невербальные приёмы и уловки убеждения партнёра

Заключение

Литература


ВВЕДЕНИЕ

Уничтожьте мои желания, сотрите мои идеалы,
покажите мне что-нибудь лучше – и я за вами пойду.
Ф. М. Достоевский

Наша жизнь пронизана столкновениями потребностей и интересов, вступающих в контакты личностей.

Сделать свою речь убедительной очень просто, необходимо лишь небольшое усилие с вашей стороны, желание, время , убеждение – это необходимость.

Если у вас есть амбиции, если вы хотите достичь большего (карьерный рост… ) надо умело пользоваться коммуникативно - дипломатическими приёмами, уловками. Некоторые из них, самые основные, я представила в этой работе. Здесь рассматриваются как корректные методы и уловки, так и невербальные… У вас есть возможность не только ознакомиться с ними, но и использовать их в повседневной жизни (при устройстве на работу, при разговоре с начальством, в личной жизни… ). Предоставленно очень много примеров, которые призваны помочь усвоить данный материал. Это мизерная часть того, что можно использовать.


1. КОРРЕКТНЫЕ МЕТОДЫ И ЛОЯЛЬНЫЕ УЛОВКИ ДЛЯ УБЕЖДЕНИЯ ПАРТНЕРА


Для того чтобы доказать собеседнику что-либо или переспорить оппонента, недостаточно одних лишь сильных аргументов, фактов. Какими бы убедительными они ни казались, без тактического обеспечения процесс убеждения может быть затруднён и неоправданно растянут во времени. Кроме общеизвестных тактических методов, к которым прибегают в любой дискуссии, необходимо запастись личным арсеналом приёмов. Среди них немало вполне корректных, ещё больше - стоящих на границе разрешённых и великое множество спекулятивных

Одна из сильнейших уловок в споре – внушение

Особенно велика его роль в устном споре. Если человек обладает громким, внушительным голосом, говорит спокойно, отчётливо, уверенно, авторитетно, имеет представительную внешность и манеры, он обладает при прочих равных условиях огромным преимуществом в споре. Если человек глубоко убеждён в том, о чём спорит, и умеет выразить эту непоколебимую твёрдость убеждённым тоном, манерой говорить и выражением лица, он обладает большей внушающей силой и тоже «действует » на противника, особенно такого, у которого этой убеждённости нет. Убедительный тон и манера часто убедительнее самого основательного довода.


ПРЯМОЕ УБЕЖДЕНИЕ


В психологии коммуникации убеждением называется метод воздействия на сознание личности через её собственное мышление. То есть человеку, до которого доведена некая информация, прямо или косвенно предлагается:

- осмыслить её;
- критично подойдя к ней, отобрать существенное, истинное, отбросить ложное;
- определённым образом систематизировать воспринятое;
- выработать суждение, высказать либо оставить при себе оценку;
- в зависимости от результатов прохождения перечисленных этапов принять решение и т.п.

Убеждение составляет основу переговорного процесса, дискуссии, полемики, спора любого уровня сложности и напряжённости. Мы обратим особое внимание на методы , обеспечивающие позитивный подход к партнёру. Поставив перед собой цель убедить собеседника, что-либо ему доказать, мы чаще всего сознательно или интуитивно нацеливаемся на психологическую установку.

Установкой можно и нужно управлять, если стоит задача корректными методами убедить собеседника в чём-либо. Для этого существует немало приёмов. Кроме того приходится учитывать роль обьективных факторов, ведь одни способствуют успеху, другие ведут к неудаче.

Прямое убеждение, по мнению психолога В. Шрамма, окажется действенным, если:

- предлагаемая информация будет соответствовать потребностям личности, мотивам, нормам группового поведения, законам социума;

- передаваемая информация будет соответствовать требованиям, предьявляемым к структуре и способу аргументации

- человеку будет показано направление движения к цели и он найдёт подтверждение правильности информации в самой жизни;

- прямая аргументация будет умело сочетаться с другими типами воздействия (в том числе с элементами внушения, уловками и т.п. );

- и, наконец, если информация будет представлена в доступной собеседнику форме, понятой и приемлимой как по содержанию, так и по стилю изложения.

Метод «извлечения выводов » - характерная составляющая фундаментального убеждения.

Позитивный убеждающий подход может быть обеспечен не только в том случае, когда мы ободряем, хвалим собеседника, но и когда мы его критикуем, обвиняем в проступках, недоработках, проявлениях негативных черт характера ( лени, расхлябанности, безответственности). Иными словами , он может быть направлен как на положительные, так и на отрицательные моменты в личности и деятельности субьекта.


ИНТЕНЦИЯ (НАЦЕЛЕННОСТЬ)


Согласно психологическому словарю, данное слово обозначает направленность сознания, мышления, воображения на какой - либо обьект. А в качестве вполне корректного приёма убеждения выступает, во- первых, сам процесс нацеливания собеседника на конкретный момент обсуждаемой проблемы; во- вторых, ссылки на неё, перевешивающие порой другие веские аргументы. Сложное (на первый взгляд ) понятие требует простого подкрепления.

По свидетельству Клода Шеннона – одного из создателей математической теории информации, « Альберт Эйнштейн однажды сказал, что правильная постановка задачи важнее даже, чем её решение. Для нахождения приемлемого или оптимального решения задачи нужно знать, в чём она состоит. Как ни просто и прозрачно данное утверждение, чересчур многие специалисты в науке управления игнорируют очевидное. Миллионы долларов расходуются ежегодно на поиск элегантных и глубокомысленных ответов на неверно поставленные вопросы ».

Четко поставленная задача (проявление интенции ) выполняет роль убеждения.

Деловые люди делают ставку на интенцию, соблюдая принцип адресности сообщения, то есть стараются сделать его интересным, понятным, ориентированным на того, кому предназначена информация.

Послание «бьёт в цель », если в нём учитываются экономические, геополитические, национальные, поло – возрастные и даже сезонные факторы. Поэтому виртуозы общения и просто умные и наблюдательные люди изначально ищут индивидуальный подход к адресату передаваемой информации.


КОМПРОМИСС


Когда цели определены, логично включать в убеждение партнёра уловки, отвечающие политике компромисса.

Поиск общей зоны решения осуществляют в форме свободных высказываний. Каждый имеет право предложить свою идею, план.

Обозначив информационное поле, приступают к поиску общих моментов, позиций, сближающих интересы.

В конфликтных ситуациях порой требуется талант дипломата, чтобы привести оппонентов к этой общей зоне решения.

Последовательная политика взаимных договорённостей – сближение позиций – следующий шаг, если, на первый взгляд, явной общности не обнаружено. Классический пример : «вначале деньги – потом стулья ».

Приём «равноценной замены », включённый в косвенное внушение, от такого симбиоза лишь выигрывает : информация воспринимается собеседником благосклонно, хорошо запоминается.

Если путём достижения компромисса договориться не удаётся, можно обратиться к другим приёмам и уловкам.


2. «БЕЗМОЛВНЫЙ МЫСЛИ ЗНАК » ИЛИ НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЁМЫ И УЛОВКИ УБЕЖДЕНИЯ ПАРТНЁРА.


Существует язык жестов, взглядов, голосовых интонаций, благодаря которому около 55% информации может быть воспринято, верно интерпретировано и без слов. Для сравнения : сама содержательная часть речи является носителем лишь 7 %. И на собеседника не меньшее воздействие может оказать обстановка, в которой проходит встреча, стиль оформления офиса, одежда присутствующих, прочие элементы.

Методы и приёмы невербального убеждения многообразны. Обьединяет их лишь одно – обращение к жестам, мимике и окружающим предметам, замещение ими слов либо бессловесное подкрепление – для придания речи ещё большей убедительности. Наглядная демонстрация – важный инструмент личного контактирования.

Но главное в общении – его исходные позиции, духовные ценности, объединяющие партнёров. Здесь нет мелочей – любая ошибка, недооценка личностных особенностей партнёра, промах этического свойства чреваты непредсказуемыми последствиями.

Успех коммуникативного взаимодействия – это всегда осуществление речевого замысла говорящего и убеждение слушателя, а также его нужная эмоциональная реакция.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Мы прибегаем к корректным методам убеждения собеседников в процессе каждодневного общения. Как бы ни развивался процесс коммуникации, кем бы ни был наш собеседник, прежде всего он – индивидуальность и вправе требовать уважения к себе.

Прибегая к процессу убеждения, мы с той или иной степенью жестокости посягаем на позицию, установку собеседника. Следовательно, прямо или косвенно, недвусмысленно либо иносказательно мы внедряем в его сознание, доносим до него мысль : «Ты не прав », «Ты не понимаешь », «Ты заблуждаешься » и т. п. От того, как тонко, в достаточной мере деликатно мы это делаем, зависит не только успех переговоров, дискуссии, выяснение бытовых отношений, но и перспективы межличностного взаимодействия в будущем.

Если компромисс невозможен – по вашей вине или из-за неуступчивости оппонента, и это ясно почти с самого начала, опробуйте приём растущих требований, попытайтесь «раскачать эмоции » собеседника. Отступайте и вновь атакуйте, прикинтесь слабым соперником, отдайте на время инициативу, чтобы затем неожиданно использовать более тонкие и требующие высокого мастерства уловки.

Работайте на контрастах, разнообразно, ведите себя непредсказуемо, но в определённых рамках, чтобы собеседник не запутался и не потерял цель, ради которой всё это затеяно.

Быть непредсказуемым – не значит морочить партнёру голову. Цели должны быть чётко определены, а эмоциональные проявления, сопровождающие аргументацию, понятны, недвусмысленны. Опирайтесь на доводы, которые вы с партнёром понимаете одинаково.

Всячески подчёркивайте своё уважение и внимание к партнёру. Это исключит возможность обвинить вас в отсутствии позитивного подхода и придаст процессу убеждения большую объективность.


      ЛИТЕРАТУРА

  1. Кузин Ф. А. Культура делового общения : Практическое пособие/ Ф.А. Кузин. – М.: Ось-89, 1997.
  2. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха/ В.И. Курбатов. – Ростов-на-Дону : Феникс, 1995.
  3. Ниренберг Дж. Гений переговоров/ Дж. Ниренберг – Минск : Попурри, 1997.
  4. Романов А.А. Грамматика деловых бесед/ А.А. Романов. – Тверь: 1995.
  5. Таранов П.С. Приёмы влияния на людей/ П.С. Таранов. – Симферополь: Таврия, 1995.
  6. Томсон П. Самоучитель общения/ П. Томсон. – СПб.: Питер, 2001.
  7. Фишер Р. Путь к соглашению, или Переговоры без поражения/ Р. Фишер, У. Юри. – М.: Наука, 1992.
  8. Граудина Л.К. Культура Русской Речи/ Л.К. Граудина, Е.Н. Ширяев. – М: 2002.