| Библиотека ПРОЕКТИРОВАНИЕ ЕОЛЕСНО-РЕЕЧНОГО ЗУБЧАТОГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ С ОПТИМАЛЬНЫМИ ПАРАМЕТРАМИ
	 И.А.Горобец, Бен Айша Зиедг.Донецк,  Украина
 Источник: Статья опубликована в студенческом научно-техническом журнале Инженер N2/2002.
 
       Движитель колесно-реечного типа является исполнительным механизмом системы перемещения современных горных комбайнов, удовлетворяющих требованиям безопасности труда и высокой производительности.      Тяжелые условия работы горного комбайна, приводящие к уменьшениям межцентрового расстояния между приводным колесом и рейкойдо 10% от номинального, неизбежные погрешности изготовления реек экономически целесообразными методами - литьем, штамповкой, сваркой, приводящие к изменениям формы и шага зубьев рейки (до 3,3% номинальной его величины) и принятая в настоящее время форма профиля зубьев движителя обусловливают: 
 Неравномерность тягового усилия, определяемая коэффициентом неравномерности  (отношение максимальной величины к средней) достигает 1,54.  Это обстоятелство приводит к увеличению динамической нагруженности узлов комбайна;
 Неравномерность скорости перемещения (коэффициент неравномерности 1,10), которая приводит к снижению производительности комбайна;
 Появление значительных знакопеременных радиальных усилий зацепления, снижающих мгновенное значение КПД передачи ( с 0,90 до 0,30);
 Значительную скорость скольжения зубьев движителя, которая  увеличивает работу сил трения и снижает долговечность приводных элементов движителя [1].       Учитывая эксплуатационные, технологические  и конструктивные недостатки движителей колесно-реечного типа очистных комбайнов, разработана методика определения оптимального профиля зубьев движителей.       Учитывая эксплуатационные, технологические  и конструктивные недостатки движителей колесно-реечного типа очистных комбайнов, разработана методика определения оптимального профиля зубьев движителей.       В качестве критериев оптимизации используются :     где   - максимальное , минимальное и среднее тяговое усилие соответственно;  - максимальная, минимальная и средняя скорость перемещения комбайна соответственно ;  -максимальная, минимальная и средняя скорость скольжения зубьев соответственно.       Ограничениями при оптимизации профиля зубьев является отсутствие снижения прочности зубьев σ   и коэффициента перекрытия  зубчатой передачи  Кп:   где [σ]и [Кп] -   предельно допустимые значения напряжений  в зубьях движителя и коэффициента  перекрытия  зубчатой передачи .Факторами при проведении процедуры оптимизации являются межцентровое расстояние AW  и  шаг зубьев рейки  PP   где  - номинальное значение межцентрового расстояния движителя и его изменения соответственно; Сл   - приведенный коэффициент жесткости элементов движителя и опорной системы комбайна;  R1 -радиальное усилие в зацеплении    i-го  зуба  приводного колеса и рейки;  m  -  количество одновременно взаимодействующих зубьев .       Хотя исследованиями   [2]  и установлен случайный характер  распределения плотностей вероятностей шага зубьев рейки PP  ,  но в расчетах следует принимать не только наиболее вероятное значение  шага зубьев рейки, но и крайние его значения PPmax     и PPmin    ,   имеющие место в реальных условиях.       Математическая модель процесса зацепления реализована в виде взаимодействующих зубьев , образованных произвольными кривыми   Ф(x,y)   и  	Θ (x,y), непрерывными на всем участке профиля .       Силовые и кинематические  параметры зацепления определяются выражениями:     где ξ1  - ошибка профиля зубьев движителя, обусловленная технологией его изготовления и износом  в процессе эксплуатации; Сл  -  коэффициент  жесткости сопряженной пары зубьев колеса и рейки; f3  - коэффициент трения в зацеплении ;ρi-1,ρi,	φi-1  ,	φi   - полярные координаты точки контакта на профиле зубьев колеса при его повороте из l-1   до l    положения на угол d 	γ; - значения частных производных функций  Ф(X,Y)    в точке контакта по переменным  X Y    соответственно ; W  - угловая скорость приводного колеса движителя.       Решением задачи оптимизации (применительно к движителям комбайнов КА  и   КА-80) установлено существование  оптимального профиля зубьев колеса и рейки, существенно отличающегося от базового и позволяющего по сравнению с ним: 
Снизить в 1,5 раза неравномерность тягового усилия;
Снизить в 2,5 раза радиальное усилие в зацеплении;
Снизить в 1,5 раза неравномерность скорости перемещения комбайна;
Снизить в 1,3 раза среднюю скорость скольжения зубьев;
Повысить в среднем на 15%  КПД движителя.
       Проверка полученных результатов оптимизации осуществлялась на специально разработанном полноразмерном стенде  [3], с натурным движителем. Стенд оснащен специальными тензометрическими устройствами для измерения усилий  в зубчатом зацеплении и точек его приложения [4], датчиками для измерения  изменения межцентрового расстояния движителя [5], мгновенной скорости перемещения и другими устройствами. Результаты экспериментальных исследований процесса зацепления движителя с оптимальным профилем зубьев подтвердили теоретические выводы. При этом погрешность мгновенных величин не превосходила 20% , а средних – 10%.       Таким образом, разработанная методика позволяет определить оптимальный профиль зубьев колесно-реечных передач,  обеспечивающий снижение неравномерности тягового усилия и скорости перемещения комбайна, снижение скорости скольжения зубьев в зацеплении  и амплитуд радиального усилия. Это позволит снизить динамическую нагруженность  узлов машины, повысить КПД передачи, ее долговечность и производительность комбайна.      Список литературы
         Горобец И.А. Результаты исследований параметров зацепления движителей БСП очистных комбайнов//Разработка месторождений полезных ископаемых:Респ.межвед.научню-техн.сб.-1991,Вып.88-С.31-36.
        Горобец И.А. Оптимизация профиля зубьев движителей механизма перемещения очистных комбайнов.//Изв.вузов.Горный журнал.-1992-№5-С.77-81.
Горобец И.А. Стенд для исследований работы комбайнов с бесцепной системой подачи//Механизация горных работ на шахтах.Тула, 1990-С.47-53.
А.С. СССР №1604989, Е21с 29/02. Устройство для измерения усилий зацепления движителей очистных комбайнов.//Бойко Н.Г.,Горобец И.А.,Нечепаев В.Г. и др.-№4022010/03-22 .Заявлено 12.02.86. Опубл. 30.05.88.Бюл.№20-8с.
 А.С.СССР №1604989, Е21с 29/02.Устройство для исследования параметров бесцепной системы  подачи угольного комбайна./Бойко Н.Г., Горобец И.А. -№4451345/03-27.Заявлено 26.06.88.Опубл. 07.11.90.Бюл.№41- 6с. 
     
 |