![]() |
|
НЕКОТОРЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОВЫШЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ Погодаев Л.И., Матвеевский О.О. Источник: http://www.tribo.ru/netcat_files/313/208/h Приведены положительные примеры повышения работоспособности машин и механизмов путем нанесения на поверхности деталей плазменных и синтетических композиционных покрытий, а также за счет химико-термической обработки плазменных покрытий и формирования на поверхностях трения защитных металлокерамических пленок. В статье авторы обращают внимание на наиболее интересные, по их мнению, результаты исследований по покрытиям и пленкам, выполненных представителями научной школы трибологического направления, сформировавшейся в указанных выше организациях [4-6, 15, 17, 20]. 1. Установлено, что работоспособность (надежность) газотермических покрытий и различного рода защитных пленок в трибосопряжениях в зависимости от их структуры и комплекса физико-механических, трибологических, противоизносных и других достаточно важных характеристик удовлетворительно моделируется и рассчитывается при любых видах контактного взаимодействия деталей, а также при динамическом воздействии на них неоднородных жидких и газообразных сред (потоков), на основании структурно-энергетического подхода [1-21]. Впервые созданные на синергетических принципах структурно-энергетические модели надежности компактных, а также пористых материалов и покрытий с единых позиций позволяют описать процесы самоорганизации диссипативных структур в различных условиях внешнего воздействия. При этом учитывается напряженно-деформированное состояние и неоднородность структуры, особенности масштабных переходов, фазовых превращений и предельная энергоемкость деформируемых сред, впервые представленная энергетическим критерием - критической плотностью потока мощности деформации, а также аккумуляционным периодом накопления повреждений при поверхностной усталости материалов и критической скоростью динамического нагружения, когда происходит разрушение деформируемых сред при распространении в них волн упругих и пластических деформаций [1, 2, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 16-18,20]. Структурно-энергетический подход позволил разработать эффективную методологию, позволяющую выявлять: физические модели разнообразных процессов разрушения компактных и пористых материалов (покрытий), важнейшие общие и частные зависимости, определяющие их надежность и, в итоге, - работоспособность деталей [4. 7. 11. 17, 20]. Практическая значимость изложенного выше научного подхода заключается в открывающихся широких возможностях разработки конкретных методик расчета остаточного ресурса, долговечности и ремонтопригодности весьма ответственных деталей с покрытиями и с защитными пленками в различных отраслях народного хозяйства: в двигателестроении; на транспорте, в оборонной промышленности и т. д. [5,6, 11, 15, 17, 20 и др.]. 2. Разработан состав плакирующего концентрата, добавляемого в смазочные материалы и образующего на поверхностях трения наноструктурные металломинералокерамические защитные пленки, снижающие потери мощности на трение, восстанавливающие сопряженные детали до номинальных размеров, переводя процессы трения и изнашивания в режимы, близкие к оптимальным по энергозатратам и к безызносности. Новый плакирующий концентрат, содержащий базовое масло и добавки в виде гидросиликата магния (серпентинита), тонкодисперсного порошка оловянистой бронзы, жирных карбоновых кислот и маслорастворимых диалкилдитиофосфатов металлов под названием «Ресурс» производится в СПб НПО «ВМПАВТО» и широко используется в России и за рубежом. Препарат запатентован [15], а на 97-ом Международном Салоне изобретений «Конкурс Лепин», Франция, Париж, 28 апреля - 8 мая 2006 г. правительством Франции его разработчики (авторы этой статьи) были награждены бронзовой медалью [20]. 3. Разработан оптимальный химических состав и технология плазменного напыления антифрикционого покрытия на основе алюминия (АО16, 5М1,5) на тонкостенные вкладыши подшипников скольжения коленчатых валов судовых двигателей внутреннего сгорания [6]. Серийное производство опор скольжения с новым покрытием освоено на судостроительно-судоремонтном заводе им. В.И. Ленина Минтранса РФ (г. Астрахань). 4. Решена проблема предотвращения эрозии водоохлаждаемых поверхностей цилиндровых втулок судовых двигателей внутреннего сгорания за счет нанесения армированного стекложгутом эпоксипласта-теплоизоляционного эрозионностойкого покрытия, позволяющего не только защитить наружную поверхность втулок от эрозии при вибрационной кавитации, но и сэкономить до 6% топлива и смазки за счет оптимизации теплового режима работы двигателей, имеющих пониженную температуру охлаждающей воды, на 10-25 °С ниже оптимальной [5,11]. 5. Выявлена высокая эффективность химико-термической обработки деталей из стали и чугуна с плазменно-напыленными покрытиями. В частности, газовая сульфонитроцементация детали из стали 45 с покрытием ПГ-19М-01 толщиной 1.0 мм и общей пористостью ~ 8% привела к возникновению напряжений сжатия в покрытии примерно в 2.0 - 2,5 раза превышающих его когезионную прочность. При этом адгезия покрытия к основе увеличилась примерно на порядок за счет заполнения дефектов переходной зоны продуктами сульфонитроцементации, в частности, сульфидами меди. В стали под пористым покрытием сформировалась высокотвердая карбонитридная зона глубиной примерно 30 мкм, как и при сульфоцианировании детали без покрытия. Таким образом, химико-термическая обработка деталей с пористыми плазменными покрытиями позволяет примерно на два порядка увеличить общую толщину упрочненного слоя [17]. ЛИТЕРАТУРА
|
|
![]() |