Факультет инженерной механики и машиностроения
Специальность: Технология машиностроения
        А вы верите в домовых?… Между прочим, не последние люди в этом мире признавали существование домашнего духа – и Леонардо да Винчи, и Исаак Ньютон, и Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм, Сельма Лагерлеф, Туве Янсен – впрочем, им-то сам Бог велел! Да и современные исследователи паранормальных явлений убеждены: домовые существуют. Больше того, по их свидетельствам, домовой обретает лицо хозяина. Представляете, ваш домовой – это почти вы сами!
        В славянской мифологии, Домовой – это дух, бескрылый, бестелесный, который живет в каждом доме, в каждом семействе. У него много имен: домовник, жиличек, брауни, добби, кош, бережник, Сам, Набольший.
        Домовой принимает разные виды, но обыкновенно это плотный, не очень рослый мужичок, который ходит в ко-ротком смуром зипуне, а по праздникам и в синем кафтане с алым поясом. Летом в одной рубахе, но всегда босиком и без шапки, вероятно потому, что мороза не боится и притом всюду дома. У него порядочная седая борода, волосы острижены в скобку, но довольно косматы и частично застилают лицо. Домовой весь оброс мягким пушком, даже подошвы и ладони, но лицо около глаз и носа нагое.
        Ему приписывается страсть к лошадям. По ночам он любит разъезжать верхом, так что нередко поутру видят лошадей в мыле. У домового есть всегда любимая лошадь, которую он холит и чистит, приглаживает ей шерсть и заплетает хвост и гриву, подстригает уши и щетки. Если же лошадь ему не полюбится, то он обижает ее: не дает есть, ухватит за уши, да и мотает голову, лошадь бьется всю ночь, топчет и храпит; он свивает гриву в колтун и, хоть день за день расчесывай, он ночью опять собьет хуже прежнего.
        Домовой никогда не поселится в доме, который не любят и не обихаживают. Обычно домовые любят семьи, живущие в согласии, и спокойных, заботливых хозяев. Если рядом с домом есть помещение для животных, дух наведывается и туда. Нерадивых хозяев не жалует и при любой возможности вредит, мешает вести хозяйство.
        Домовой, олицетворенное понятие огня, хранимого на домашнем очаге. Это доказывается доныне уцелевшими обрядами. При переходе на новоселье хозяйка топит печь в старой избе: как только прогорят дрова, она выгребает весь жар в чистый горшок и со словами “милости просим, дедушка, на новое жилье” переносит горящие уголья в новую избу. Великоруссы думают, что домовой живет за или под печкой, но кроме избы он поселяется и в банях, овинах — словом, везде, где устроена печь.
        С культом домашнего очага связывалось поклонение душам усопших предков. На Руси в лице домового чествуется основатель рода, первый устроитель домашнего очага. Это подтверждается некоторыми обрядами. Например, в Малороссии невеста дает свое согласие пойти замуж тем, что слезает с печи. Это символически означает, что она передается как бы самим “дедушкой”, покровителем семьи.
        Образ домового очень любим всеми, начиная от домовёнка Кузи в одноимённом мультфильме и заканчивая произведением «Русский меч» Перумова.
        Домовой из всех представителей так называемой "низшей мифологии" - самый близкий, понятный, можно даже сказать, свой персонаж. Многие писатели обращались к этому образу не для характеристики части народных представлений, а с сугубо поэтическими, художественными целями. С домовым был "хорошо знаком" Г.Р.Державин, приписавший характерные черты его мифическому Волхву Злогору:
                В куту кикиморой незримой
                Сидел он часто на печи;
                Весь ужин, к вечеру хранимый,
                Съедал, зубами срипучи;
                А по ночам к хозяйску диву
                Скакал на клячах по сту верст;
                Коню ж любимому плел гриву
                И как трубу волнистый хвост.
        У А.С. Пушкина есть строки, посвященные домовому:
                Поместья мирного незримый покровитель,
                Тебя молю, мой добрый домовой,
                Храни селенье, лес, и дикий садик мой,
                И скромную семьи моей обитель!
        У Бориса Кустодиева есть картина, героем которой является домовой: «Купчиха и домовой», 1922.
        О происхождении домового рассказывали, что "при Вавилонском столпотворении Бог наказал людей, дерзнувших проникнуть в тайну его величия, смешением языков, а некоторых из них, лишив образа и подобия своего, определил на вечные времена сторожить воды, леса, горы..." Так вот: кто в момент наказания был в горах сделался горным духом, в лесу - лесовиком, а кто находился в доме, стал домовым.
      Существует еще одна легенда о происхождении домовых. Когда Господь сбросил на Землю всю непокорную и злую небесную силу, поднявшую мятеж против Создателя, некоторые нечистые духи с появлением людей стали селиться в их жилищах. Неизвестно, были ли они изначально добрее прочих или подобрели, пожив вместе с людьми. Но злыми врагами не стали, а как бы переродились, превратившись в доброхотов, и даже обрели некоторые людские привычки.
        Однако домовых наши предки все же побаивались и отзывались о них с боязливым уважением. Рассказывая о них, называли просто «он» или «сам».
        Для древних славян особенно большое значение имело строительство дома, ведь человек при этом уподоблялся Богам, создавшим Вселенную. Вот как, например, выбирались деревья. Не годились скрипучие, ибо в них плачет душа замученного человека, не годились засохшие на корню - в них нет жизненных сил, а значит люди в доме станут болеть. Срубая деревья, языческий славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из стволов, а сам подолгу постился и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые "строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным (восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов, а позже - иконы. А из души убиенного животного собственно и возникал Домовой.
        По другим легендам, Домовой рождался из душ деревьев, срубленных и использованных для строительства.
        К обитающим в домах духам издревле относились с трепетом и уважением. Их старались задобрить подарками и уважительным отношением, чтобы не страдать от проказничающих невидимых «жильцов».
      Домовой дает о себе знать периодическим постукиванием, шумной возней и озорными проделками. Любит воровать деньги, драгоценности и украшения. Но потом обязательно возвращает украденное, когда наиграется. Положит, например, хозяин на стол крупную купюру, а спустя полчаса нигде не может найти. На следующий день пропажа обнаруживается - лежит на холодильнике или, скажем, выглядывает из-под вентиляционной решетки. Золотое кольцо, однажды оставленное на тумбочке, после двухдневных поисков было обнаружено висящим на вешалке в прихожей.
        Современный человек в суете дней нет-нет да и вспомнит какую-нибудь примету, выполнит какой-нибудь ритуал, произнесет какой-нибудь заговор. Это в нас память языческих предков говорит. Даже самый неверующий в потусторонние силы человек время от времени восклицает «Чур меня!» или привязывает верёвочку к ножке стола, чтобы найти пропавшую вещь. В старину люди свято исполняли все ритуалы, связанные с повседневной жизнью. Но и сегодня, когда речь идет об очень важных событиях — свадьбе, рождении ребенка, новоселье, даже самые настоящие скептики предпочтут подстраховаться и не пренебрегать традициями, обычаями и ритуалами.
        Итак, наше жилище, наш дом. Кто истинный хозяин в доме? Домовой! По вере наших прародителей домовой стоит во главе множества домашних божеств. Он — покровитель хозяйства, хранитель домашнего очага. Людям старается не показываться, но может изредка и появится. Умеет превращаться в животных. Где именно в доме или квартире живёт современный домовой — точно неизвестно, кто-то верит, что под веником, кто-то — что за плитой на кухне. А вот раньше домовой жил в подпечье или в висящем на печке лапте. У домового есть семья — жена, домовиха, много братьев и сестёр, живущих в доме и вокруг него.
        В новостройках домового нет. Поэтому, если в старом доме вы жили дружно и счастливо, в порядке и достатке, обязательно нужно перевезти старого домового в новый дом. В разных местах это делали по-своему. Например, так: накануне оставляют угощение на ночь для домового (обычно в духовке). На следующий день берут веник или старый ботинок и в центре квартиры/дома зовут домового вместе со всем его семейством поехать с вами, пригласив сесть в ботинок или на веник, при этом обращаться к домовому надо очень уважительно — «хозяин-батюшка», «домовой-батюшка». Без приглашения домовой с вами не поедет. В новом доме опять оставляют на ночь угощение (ломоть хлеба с солью, кусок пирога, молоко, гречневую кашу). Если утром еда не исчезнет, её скармливают животным или выбрасывают.
        Призывая в новый дом домового, не думайте, что чей-то дом остался обделенным. К вам может прийти совсем молоденький домовенок, который только-только появился на свет. С собой он обязательно принесет доброе приданое - мир и покой вашему дому.
        Покидая старую квартиру, на пороге произнесите: «Хозяин мой, пойдем со мной» или ночью хозяин должен пригласить его, поставив ему угощенье – ломоть хлеба с солью и чашку молока. Говорят: «Батюшка, хозяин мой, добрый мой домовой. Дам я тебе хоромы новые, палаты светлые. Идем со мной, без тебя счастья не будет». Переносят домового в мешке, куда его вежливо просят забраться. Материальным воплощением домового становиться уголек или шило, которое следует положить в мешок. Без приглашения домовой с вами не пойдет. И останется одиноким и покинутым. А со своим домовым благополучье на новом месте вам обеспечено.
        Что ещё следует делать? Случайно увидев домового, нужно обязательно спросить — к добру или к худу, обычно он даёт ответ. Иногда домовой может погладить человека во сне. Если гладит теплой мохнатой рукой — к добру, холодной голой — к худу. Если прямо из-под носа пропадают вещи, чтобы найти пропавшее завязывают узлом веревочку (обычно вокруг ножки стола) и говорят «Домовой, домовой, поиграй, да отдай». Потерянное конечно же лежит на самом видном месте. После этого узел развязывают. А если вещь не появляется, значит, она потеряна не в доме. Если домовой расшалился без особой причины его можно упрекнуть вслух. Шутки прекратятся. Иногда домовой наваливается на хозяина или хозяйку ночью и вроде как душит. Чтобы отпустил нужно зачурачиться («Чур меня!») или прочитать молитву. Говорят, что это к переменам в жизни. Можно опять-таки попытаться спросить в этот момент — к худу или к добру. Домовой очень любит подарки, побалуйте его — сложите в коробочку без крышки бусины, красивые пуговицы, монетки, разноцветные лоскуточки, скажите домовому, что это подарок для него и поставьте в темный угол.
        Исполняя при новоселье определённые ритуалы, люди верят, что это принесёт на новом месте достаток, спокойствие и счастье. Знаете, почему первой в новое жилище принято запускать кошку? Переезд в новый дом — начало новой жизни, а на любое начинание, по языческой вере, следовало получить благословение богов. Для этого приносилась жертва. Первоначально на пороге дома резали курицу. Потом «кровавую жертву» заменили на «условную» — первым в новый дом входил самый старый мужчина в семье, тем самым как бы принося себя в жертву (по ещё одному поверью — кто первый войдет в новый дом, тот первым умрет из семьи). Теперь ритуал стал ещё менее строгим, и в дом стали первой запускать кошку. Некоторые, стремясь избавить своего питомца от участи жертвы, первым выпускают через порог насекомое, даже таракана. В новом доме нужно сразу же, не распаковывая вещи, убрать весь мусор, вымыть полы. Кстати, в старом доме мусор тоже оставлять ни в коем случае нельзя, считается, что по нему недоброжелатели могут сглаз навести. Переезжая, обязательно берут с собой старый веник. Оставлять его в прежнем жилище — весьма плохая примета. И, разумеется, надо как можно скорее устроить весёлый праздник, чтобы отпугнуть злых духов, — новоселье.
        1 апреля наши языческие предки справляли один занятный праздник. Скорее даже не праздник, а некий рубеж. Этот день считался Днем пробуждения домового. Древние славяне верили, что на зиму, он, подобно многим животным и духам, впадал в спячку и просыпался лишь изредка, чтобы сделать необходимую работу по дому.
        Спал домовой ровно до того времени, когда уже весна полностью вступит в свои права. А она приходила, по мнению предков совсем не в марте, а в апреле. Точнее сказать, приход весны ознаменовался днем весеннего равноденствия 22 марта и все последующие дни вплоть до 1-го апреля были днями встречи весны. Первого же числа, весна приходила окончательно и бесповоротно и главный дух-хранитель очага – домовой, должен был проснуться, чтобы навести порядок в доме.
        После долго спячки домовой просыпается не очень радостный. И тут же начинает шалить, а порой и хулиганить. То остатки муки из мешков высыплет, то гривы лошадям запутает, коров перепугает, белье перепачкает.
        Конечно, наш далекий предок пытался умаслить недовольного домового кашкой, молочком и хлебом, но, как известно, к хлебу обязательно должны прилагаться и зрелища. Такими зрелищами для проснувшегося духа становились повсеместные гуляния, шутки, смех людей в доме, которые разыгрывали друг друга весь день. К тому же, чтобы было веселее домовому, да и всем окружающим, обитатели дома надевали одежду наизнанку, подобно самому духу пращуру, который, как известно, носит свою меховую жилетку швами наружу. На ногах должны были непременно красоваться разные носки или обувь, а в разговоре все старались обмануть друг друга или пошутить, чтобы хозяин-батюшка домовой забыл, что он недавно проснулся.
        Со временем, про встречу весны, и умасливание домового первого апреля забыли, но традиция шутить, разыгрывать и обманывать в этот день, осталась. Как осталась поговорка — первого апреля никому не верят. И теперь вы знаете почему.
        28 января – праздник Велесичи (Кудесы) – день угощения домового.
        В славянской мифологической традиции считалось что домовые подчиняются Богу Яриле и его отцу – Велесу, который тесно связан с благополучием дома, особенно со скотом: от его отношения, доброжелательного или враждебного, зависело здоровье скота. Некоторые обряды, относящиеся к Домовым, ранее могли быть связаны со «скотьим богом» Велесом, а с исчезновением его культа были перенесены на Домового.
        Название праздника — кудесы (бубны) — указывает на то, что наши предки общались с домовым или же просто веселились, услаждая слух музыкой:
        Дедушка-суседушка!
        Кушай кашу, да избу храни нашу!
        Хозяин-батюшка, прими нашу кашу!
        И ешь пироги — наш дом береги!
        Если дедушка-суседушка на кудесы останется без гостинцев, то из доброго хранителя домашнего очага, он превратится в достаточно лютого духа. В сей день почитается как сам Велес, так и его воинство. Рассказывается о происхождении велесичей, небесных воинов Велеса. Обычно велесичей почитают детьми Велеса, Сварожичами, которые подчинились Велесу — главе небесных воинств.
        Но есть среди них и те, которые сошли с небес на Землю и поселились между людьми: это древние богатыри: волотоманы, асилки, духи пращуров, а также духи лесов, полей, вод и гор, а также домов.
        В некоторых областях праздник отмечается по новому стилю — 10 февраля.
        Во всем мире в феврале домовые празднуют свой День. Обычно праздник проводится в ночь с 9 на 10 февраля, но любая ночь этого месяца считается магической и может стать днем рождения домового. Как поздравить его? Очень просто: поставьте в укромный уголок угощение (например, сладкую булочку), а затем громко поздравьте «дедушку». Можно даже попросить его о чем-то, что входит в круг домашних забот, дать наказ: «Береги наш дом и нас в нем! Добро умножай, а зло отражай!». Можно подарить «дедушке» игрушку: домовые обожают блестящие пуговицы, шарики, бусинки. И помните, что подарено – нельзя отбирать!
        Он следит за чистотой жилья. В отличие от человека он видит весь энергетический мусор, раскиданный по квартире, и его это очень расстраивает. Домовой в нем пачкается, настроение у него ухудшается.
        Без домового хозяйство — не хозяйство: вещи ломаются, продукты портятся, животные и домашние растения болеют. Если домовой настроен помогать хозяевам, его помощь неоценима. Он присмотрит за домашними животными, вовремя разбудит домочадцев, предупредит семью об опасности.
        Если в дом придёт плохой человек, домовой обязательно подаст сигнал — разобьёт посуду, например, прольёт что-нибудь на стол. А если в дальней дороге ждут неприятности, хороший домовой постарается не выпустить вас из квартиры — потеряются ключи, нужные вещи, сломается замок, всё это тоже знаки, к которым следует присматриваться. Если домовой сердит на хозяев, он обязательно это покажет — будет шуметь, портить вещи, выбивать бьющиеся предметы из рук. Если он очень зол, может устроить потоп или пожар, или попросту покинуть ваш дом.
        Домовой очень не любит ленивых хозяев, не живет в домах, где скандалят, пьют, не переносит громкого крика и свиста. Зато очень любит, когда о нём помнят, угощают, благодарят за помощь, здороваются и прощаются, дарят подарки. Любит домовой развлекаться, забирая поиграть ваши вещи, но всегда отдает, если попросить.
        Он следит за маленькими детьми и предотвращает разные беды. Домовой никогда не допустить пожара, несчастного случая, кражи, при условии, конечно, что ему нравится хозяин.
        Домовой любит являться маленьким детям, которые принимают его как большую плюшевую игрушку и от души возятся и играют с ним. С детьми домовой играет с удовольствием, как с кошкой или собакой. Если домовой любит возиться с вашим малышом - это хороший знак. Он не только будет играть с ним, но и беречь от мелких неприятностей - спичек, ножниц и т.д.
        Можно рассказывать долго про домового и многие из нас сами сталкивались с его существованием. Итак, что же нужно, чтобы домовой чувствовал себя хорошо, помогал и не шкодил.
        Для начала следует знать, что с домовым можно разговаривать вслух. Если Ваша семья это воспринимает нормально, то можно в присутствии членов семьи. Просите его помочь в чем-то, обещайте вкусненького или игрушек.
        К домовому можно обращаться так: «Дедушка», «Дедушка-домовеюшка», «Хозяин-батюшка», «Домовой-батюшка», «Сударь-домовой».
        Если домовой разбалуется, то следует его пожурить: "Такой взрослый дедушка и проказничаешь. Ай-яй-яй!" - ему станет стыдно и он постарается загладить вину.
        Иногда ему следует давать кашки (раз в полгода). Молока в блюдце почаще. Конфетки или сахар, варенье, печенье - каждое первое число месяца. Ставить вкусности лучше под батарею в блюдце. Если есть в доме собаки, кошки или другие животные, то ставьте на холодильник или в уголок, чтобы домовому было удобно и подальше от людских глаз, и животные чтоб не достали. Ставя лакомства, следует сказать, что это для тебя, дедушка-домовеюшка.
        Всю еду, которую давали домовому потом выбрасывают или отдают домашним животным. Кашу убирают на следующий день, а сладости ежемесячные держат до следующего первого числа.
        Никогда не оставляйте на ночь на столе колющие и режущие предметы: вилки, ножи, ножницы; соль, перец, чеснок, лук - всё это очень мешает домовому бороться против злых сил. Он хоть и считается двоюродным братом чёрта, но борется с его силами, защищая нас. Давайте ему в этом не будем создавать препятствий.
        Домовой любит играть старые бусами, бижутерией, бусинами, блестящими пуговицами, старыми монетками. Все это сложите в красивую коробочку без крышки и скажите домовому, что это подарок для него и поставьте в тайное место. Никто не должен трогать коробочку и ее содержимое. Коробочку можно сшить из открыток, склеить или взять готовую и нарядить её всякими блестящими бумажками, картинками, дождиком.
        Не забывайте здороваться и прощаться с домовым, называя его уважительно «Хозяин». Иногда домовой может открыть вам свое имя – это очень позитивный знак.
        На семейные праздники не забывайте домовому ставить рюмку вина (водку не предлагать) и что-нибудь вкусненькое.
        Нельзя свистеть в доме, так как домовой не переносит свиста, он может покинуть дом, причем иногда сразу же.
        Если домовой невзлюбил вашу кошку, будьте уверены, долго она в доме не продержится. Если, наоборот, полюбил, то будет с ней играть.
        Еще домовых раздражает табачный дым. Этот дым никуда не выветривается, он оседает на мебель, по углам квартиры.
        Разумеется, ваше дело – верить или не верить в домовых, признавать реальность «дедушки» или напрочь отрицать «эту чушь». Но вот что я скажу вам, дорогие друзья: даже если бы домового не было, его следовало бы выдумать. Ведь он – отражение наших мечтаний о том, чтобы кто-то помогал в домашней работе, чтобы нам не было одиноко в четырех стенах, чтобы кто-то хранил и охранял, берег покой и был «хозяйской рукой». Вы и ваш домовой – два сообщающихся сосуда. Недаром же Даль называл домового – «Сам-друг» и «другая половина». А в Англии домового-брауни кличут «Я – сам». Потому и относятся к нему почтительно: хочется же жить в ладу с самим собой…
        Ну а если у вас в доме вообще нет домового?.. Срочно зовите! Берите обыкновенный веник, метите главную комнату из углов к центру и приговаривайте: «Я – тут, а ты – там, приди, батюшка, ко мне по углам! Будем жить – не тужить, с тобою дружить, дом наш холить – сторожить!». Как подметете, оставьте веник в центре, зажгите свечу и поклонитесь на все четыре стороны, приговаривая: «Хозяюшка домовой! Иди в мой дом на богатый двор! На житье-бытье, на богатство!». Веник потом, конечно, надо убрать, а домовому поставить блюдечко с угощеньем.
У меня живет домовой. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://paganism.msk.ru/liter/dal02.htm
Наш помощник домовой. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье http://www.sunhome.ru/magic/1448
праздник домового. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.waylove.ru/forums/ezoterica_473.html
Что мы знаем о домовых? Живут ли в наших современных квартирах эти представители славянской мифологии. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье http://moikompas.ru/compas/domovoy
Правила содержания домовых в городских квартирах. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье http://www.turist.rbc.ru/article/28/01/2008/80901
Опыт общения с домовым. [Электронный ресурс] - Режим доступа к статье http://sasha-lena.boom.ru/Mystic/MyDomovoy.html
Мифологическая энциклопедия. [Электронный ресурс] - Режим доступа http://myfhology.narod.ru/monsters/domovoy.html