Ан-225 «Мрия»
Ан-225 «Мрия» (укр. мрія «мечта») (по классификации НАТО: Cossack — «Казак») — транспортный самолёт сверхбольшой грузоподъёмности разработки ОКБ им. О. К. Антонова.
Уникальный транспортный самолёт был спроектирован и построен на Киевском Механическом Заводе в 1984—1988 годах. Первый полёт был совершён 21 декабря 1988 года. Изначально было заложено 2 машины, в настоящее время один экземпляр находится в лётном состоянии. Второй экземпляр существует в виде задела.
Оборудован шестью авиадвигателями Д-18Т производства ОАО «Мотор Сич».
Технические характеристики:
Размеры:
размах крыла: 88,4 м
длина самолета: 84 м
высота: 18,1 м
площадь крыла: 905 кв.м.
Размеры:
взлетная: 600 т
коммерческая нагрузка: 250 т
Летные данные:
крейсерская скорость: 800-850 км/ч
дальность полета с максимальным запасом топлива: 15000 км
дальность полета с коммерческой нагрузкой 200 т (резервы те же): 4500 км.
дальность полета с коммерческой нагрузкой 150 т (резервы те же): 7000 кмч
потребная длина ВПП: 3000-3500 м
Назначение
Причиной постройки Ан-225 была необходимость создания авиационной транспортной системы для проекта многоразового космического корабля «Буран». Основным назначением тяжёлого транспортного самолёта в рамках данного проекта была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту старта. Также существовала важная задача доставки космического челнока на космодром в случае приземления его на запасных аэродромах.
Кроме того, предполагалось использование Ан-225 в качестве первой ступени системы воздушного старта космического корабля, что требовало от самолёта грузоподъёмности не менее 250 тонн.
Так как блоки ракеты-носителя «Энергия» и сам «Буран» имели габариты, превышающие размеры грузового отсека Ан-225, на самолёте предусматривалось крепление наружных грузов. Наличие спутной струи от закреплённого наверху фюзеляжа крупногабаритного груза потребовало заменить хвостовое оперение Ан-124 двухкилевым, чтобы избежать его аэродинамического затенения.
Таким образом, Ан-225 создавался как самолёт, предназначенный для решения узкого круга достаточно уникальных транспортных задач, но использование Ан-124 в качестве основы дало ему определённые качества универсального транспортного самолёта.
Самолёт имеет возможность:
перевозки грузов широкого назначения (крупногабаритных, тяжёлых, длинномерных) общим весом до 250 т;
внутриконтинентальной беспосадочной перевозки грузов весом 180—200 т;
высота: 18,1 м
межконтинентальной перевозки грузов весом до 150 т;
перевозки тяжёлых крупногабаритных моногрузов весом до 200 т снаружи на фюзеляже;
самолёт является базой для создания авиационно-космических систем.
Самолёт обладает вместительной грузовой кабиной, которая позволяет перевозить внутри фюзеляжа различные грузы, например:
16 десятитонных универсальных авиационных контейнеров УАК-10;
50 легковых автомобилей;
моногрузы весом до 200 т (турбины, генераторы, автосамосвалы «БелАЗ», «Комацу», «Юклид» и т. п.).
Размеры грузовой кабины:
длина — 43 м, ширина — 6,4 м, высота — 4,4 м. Грузовая кабина самолёта герметична, что значительно расширяет его транспортные возможности. Над грузовой кабиной — кабина для шести человек сменного экипажа и 88 человек, сопровождающих груз. Все системы управления дублированы четырёхкратно. Бортовой комплекс погрузочного оборудования, а также конструкция переднего грузового люка с рампой обеспечивают быстрое и удобное проведение погрузочно-разгрузочных работ. Самолёт способен перевозить уникальные грузы на фюзеляже, габариты которых не позволяют разместить их на других наземных и воздушных транспортных средствах. Для установки этих грузов на фюзеляже имеется специальная система крепления.
Рекорды
На данный момент (2010) Ан-225 является самым тяжёлым грузоподъёмным самолётом, когда либо поднимавшимся в воздух. Единственный самолёт, превосходящий Ан-225 по размаху крыла, это Hughes H-4 Hercules, который поднимался в воздух всего один раз[2].
На Ан-225 было установлено множество мировых рекордов, в том числе и рекорд взлётного веса и грузоподъёмности. 22 марта 1989 года Ан-225 совершил полёт с грузом 156,3 тонны, в котором было одновременно побито 110 мировых авиационных рекордов. Такое достижение — рекорд само по себе. В общей сложности, данный самолёт — обладатель около 250 мировых рекордов[3].
В августе 2009 года самолёт этой серии был занесён в Книгу рекордов Гиннесса за перевозку самого большого в истории авиации моногруза общим весом в 187,6 тонн. Это был генератор весом в 174 тонны, который транспортировался вместе со специальной рамой из немецкого Франкфурта в Ереван, для новой армянской электростанции. Экипажу самолёта вручён сертификат, свидетельствующий о внесении рекорда судна в «Книгу рекордов Гиннеса»[3]. Получив от компании "GS Engineering & Construction" (Южная Корея) заказ на доставку этого груза, специалисты АНТК им. О. К. Антонова рассчитали, что при весе генератора в 174 тонны и длине его опоры 9 м, нагрузка на погонный метр кабины самолета составляет более 19 тонн, что значительно превышало допустимо значение в 10 т. Для снижения этого показателя инженеры разработали специальную раму весом 16 т. В результате удалось достичь необходимого распределения нагрузки и уложиться в ограничения по посадочной массе самолета по условиям аэропорта Еревана.
Таким образом, "Мрия" стала абсолютным мировым рекордсменом в тяжелом весе. На ее счету рекорд по перевозке максимального коммерческого груза 247 тонн, максимального коммерческого моногруза - 186,7 тонн, и абсолютный рекорд грузоподъемности - 253,8 тонн.
На данный момент мировая потребность в транспортных самолётах такого размера настолько невелика, что ожидать в ближайшее время появления сравнимых по массогабаритным характеристикам самолётов не приходится, так что «Мрия», скорее всего, ещё надолго останется самым большим самолётом в истории мирового авиастроения.
Рекорды
В настоящее время Ан-225 выполняет коммерческие грузовые перевозки в составе авиатранспортного подразделения АНТК им. О. К. Антонова — авиакомпания «Авиалинии Антонова». Также проводятся проектные работы по использованию самолёта в качестве летающего стартового комплекса для авиационно-космических систем. Один из перспективных проектов — украинско-российская многоцелевая авиационно-космическая система (МАКС).
Самолёт Ан-225 «Мрия» имеет большую степень преемственности и унификации по системам, агрегатам, узлам и деталям планёра, силовой установки и оборудования с сертифицированным самолётом Ан-124-100.
23 мая 2001 г. Авиационный регистр Межгосударственного авиационного комитета (АР МАК) и Укравиатранс выдали сертификаты типа на Ан-225 «Мрия».
В апреле 2010 года генеральный конструктор Авиационного научно-технического комплекса им. О. К. Антонова (Киев) Дмитрий Кива заявил, что предприятие намерено реализовать пассажирскую версию, которая выйдет под индексом 248, по аналогии с Ан-148, для конкуренции с французским A-380.
Интересные факты
При том, что самолёт создавался для перевозки компонентов ракетоносителя Энергия и к.к. Буран, фактически перевозки этих компонентов осуществлялись самолётом ВМ-Т «Атлант»
Одну из главных ролей в эпизодах про разрушение Лас-Вегаса в фильме «2012» сыграл Ан-225 «Мрия». Для фильма создали фотореалистичную копию этого самолёта — первую в мире компьютерную модель Ан-225 «Мрия» с высочайшим уровнем детализации. В фильме присутствуют несколько искажений фактов о самолёте, а именно: показаны значительно уменьшенные габариты грузового отсека и несуществующий хвостовой грузовой люк. Также на борт самолёта нанесена надпись "ANTONOV 500" и флаг Азербайджана.
Самолёт также появляется в шутере Battlefield: Bad Company 2 в одном из заданий, где используется российскими войсками для доставки и активации скалярного оружия над территорией Соединённых Штатов. Однако, в игре самолёт имеет лишь 4 двигателя, что позволяет говорить об ошибке разработчиков шутера или же об ошибке персонажа данной игры, неверно назвавшего стоящий на ВПП самолёт. В оригинальной английской версии, к тому же, название самолета произносится как "Мира". На самом деле самолетом из игры является Ан-124 "Руслан".
...Завершаю рассказ об одном из самых удивительных самолетов в истории. Но не завершается история Ан-225. Сегодня эта огромная белая летающая машина находится на пороге, наверное, главного этапа своей биографии. Впереди ее ждут захватывающие дух транспортные операции, мировые рекорды, коммерческий успех и непреходящая слава. Второй экземпляр Ан-225, по словам П.В.Балабуева, готов на 65%. В настоящее время его постройку планируется завершить также совместными усилиями АНТК им. О.К.Антонова и ОАО «Мотор Ciч». Однако продвижение работ на самолете ставится в зависимость от успеха коммерческих рейсов первой машины и готовности рынка принять еще один супергрузовик. Что ж, будем надеяться, что все именно так и произойдет...
Таблица: основные характеристики АН-225
Модификация |
Ан-225 |
Размах крыла, м |
88.40 |
Длина самолета,м |
84.00 |
Высота самолета,м |
18.10 |
Площадь крыла,м2 |
905.0 |
Масса, кг |
пустого самолета |
250000 |
максимальная взлетная |
600000 |
Внутреннее топливо, кг |
300000 |
Тип двигателя |
6 ТРДД Прогресс (Лотарев) Д-18Т |
Тяга, кН |
6 х 229.47 |
Крейсерская скорость, км/ч |
800-850 |
Перегоночная дальность, км |
15000 |
Практическая дальность, км |
4000 |
Практический потолок, м |
11600 |
Экипаж, чел |
6-7 |
Полезная нагрузка: |
до 250 000 кг груза |
Перечень ссылок
1. Подробная история Ан-225 с фотографиями: http://www.airwar.ru
2. Википедия. Ан-225: http://ru.wikipedia.org/wiki/Ан-225
3. Видео Ан-225: http://play.ukr.net/videos/show/
4. Фотографии Ан-225: http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=15838
|