Глава 1. ТЕОРИЯ АСПИРАЦИОННОГО МЕТОДА ПРИ ИДЕАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ.

                                             1.1  ВОЗДУШНЫЕ ИОНЫ
H.F. Tammet

Перевод статьи:  Авраменко С. В.

Источник: Х.Ф. Таммет "Аспирационный метод измерения спектра аэроионов", Ученые записки ТГУ, вып. 195, 1967, с 8-13.

 

         Фундаментальные представления о механизме электрической проводимости воздуха были установлены в начале пошлого столетия. Обширный обзор в более ранних трудах возможно найти в известной монографии Видеманна /Wiedemann,   1885/.
         Электрическая проводимость воздуха связана с присутствием заряженных частиц, способных к перемещению в электрическом поле.    Элементарные ионизационные явления создают положительно заряженные ионы и свободные электроны. Однако, продолжительность жизни свободных электронов и мономолекулярных ионов в воздухе при атмосферном давлении очень коротка.    Свободные электроны и мономолекулярные ионы играют ощутимую роль только в самых быстрых процессах,  для исследования которых аспирационный метод не подходит по различным причинам. Нейтральные молекулы присоединяются к изначально заряженным частицам, их притяжение обусловлено электрическими и молекулярными силами. Относительно стойкие частицы, образованные  таким образом, называются легкими воздушными ионами - аэроинонами.    Мало звестено о внутренней структуре легких воздушных ионов /Israel,  1957b/, Сегал /Segal, 1962/ пробовал вычислить теоретически вероятность образования легких воздушных ионов с различными структурами.
         Легкие воздушные ионы занимают существенную роль в механизме проводимости атмосферного воздуха.
         Вскоре после учреждения ионной теории воздушной проводимости, было обнаружено существование больших носителей заряда / Townsend, 1898;Lenard, 1900; Langevin,  1905a,  1905b/; они были названы тяжелыми воздушными ионами.    Тяжелые воздушные ионы сформированы в результате соединения легких воздушных ионов к частицам аэрозоля, содержащимся в воздухе.   Первоначально, тяжелые воздушные ионы не являются ионами в обыкновенном смысле, но частицы подвешенные в воздухе остаются стойкими даже после утраты их заряда.
         Легкие и тяжелые воздушные ионы перемещаются с различными скоростями в электрическом поле.    Для изучения электрических потоков в воздухе, другая природа носителей заряда не имеет никакого значения и это указывает на то, чтобы характеризовать воздушные ионы только их подвижностями.    Таким образом целесообразно описать легкие и тяжелые воздушные ионы с общей точки зрения,  используя общие понятия.
          В сфере атмосферного электричества обычно используют атмосферные   ионы, которые имеют такие же характеристики как ионы воздуха. Однако, заряженные частицы, созданные в лаборатории или промышленности также влияют на ионный состав воздуха.

         Средняя скорость воздушного иона в электрическом поле пропорциональна напряженности E:

 

                                                              (1.1)

 

         Для более легких воздушных ионов,  отношение (1.1) пригодно только в пределах до 10кВ/см /Mitchell,  Riedler,  1934;  Balog,  1944/.
         Подвижность k воздушного иона есть положительным значением для  положительно заряженных и негативным для негативно заряженных воздушных ионов.    Обычно, абсолютная величина k находится также, как подвижность воздушных ионов. Допустим, что если некоторое множество  x имеет подмножество, то

 

                                                                |x| = x. (1.2)

 

         Наибольшие частицы, которые могут считаться воздушными ионами, - это те для которых гравитация и силы инерции все еще незначительна.    Достаточное условие для этого следующее:

 

                                                                 (1.3)

 

где m - это масса частицы,   g - это гравитационная постоянная, и q - это абсолютная величина заряда частицы.
         Это описание воздушного иона удовлетворительно, если химическая природа и масса носителей заряда не имеет никакого значения,  как при рассмотрении процессов в воздухе.    Во многих случаях,  однако, химическая природа и масса частиц не может быть не учтенной,  и такие проблемы есть в нашем анализе.
         Обыкновенные методы измерения предоставляют только макроскопические параметры ионизированного воздуха.   Заряды индивидуальных ионов необнаружимы.   Таким образом целесообразно характеризовать ионизированный воздух в пределах параметров, которые независимы от зарядов аэроиона.
          Ионизированный воздух характеризуется дифференциальной функцией распространения подвижности плотности заряда, или дифференциальным спектром подвижности

                                                            (1.4)

 

         где dq - это плотность заряда за счет воздушных ионов с подвижностью в диапазоне от k до  k+dk.
         Функция распространения q(k) положительна для положительных k  и отрицательна для негативных k.  Чаще используют один спектр, который является абсолютными величинами Q(k) и определяется по (1.2).
         Он описывает  спектр воздушных ионов одной полярности.    Чтобы описать спектры воздушных ионов обеих полярностей придется ввести две функции.    Спектр подвижности воздушных ионов положительной полярности обозначают p+ (A). Если рассматриваются воздушные ионы только одной полярности,  и полярность известна, то индекс пренебрегается.
         Плотность заряда в интервале (k1, k2) определена интегралом от функцией распространения


                                                        (1.5)

 

          Таким же образом находят плотность негативного заряда q- = q(-?,0), плотность положительного заряда q+=q(0, +?)  полная плотность заряда q=q(-?, +?).
         Ни спектр проводимости, ни объединенная проводимость q=q(-?, +?) может быть отрицательным. В системе абсолютных величин плотность заряда и проводимость положительны, если k1<k2, иначе - отрицательны.    Здесь, и k1 и k2 должены представить подвижность такой же полярности.    Чтобы описать спектр воздушных ионов обеих полярностей, мы должны рассматривать два комплекта параметров: q+=q(0, +?), q- = q(-?,0) .    Как описывалось выше,   индексом + или -, можно пренебрегать или писать в форме ±.
         Использование функции (1.4, 1.5) облегчает графическое представление спектра аэроионов в больших интервалах подвижности.    Функция  g(k) не принадлежит  этому интервалу, так как она обычно имеет большие значения  в областии малой подвижности,  и наоборот. Особое внимание нужно уделить графическому представлению спектра проводимости на логарифмическом масштабе подвижности.    Область под кривой g(k) в данном случае пропорциональна к плотности заряда.  
          Иногда, распространение подвижности воздушных ионов характеризуется частичными сгустками заряда гипотетических дискретных групп.    Теоретически этот методов измерения является наиболее точным подходом.    Фактическое распространение скорости аэроиона в определенных экспериментальных условиях не строго дискретно (из-за диффузии аэроионов -  самый очевидный фактор). Даже если спектр аэроиона окажется дискретен,  то он должен начаться с предположения непрерывного распространения при установке и оценивании наблюдений,  для того, чтобы доказать дискретность.    Это лучший способ вынести объективную информацию.    Дискретное распространение может рассматриваться как частный случай непрерывного.    Чтобы производить превращение математики от непрерывного к дискретному распространению, нужно все преобразовать к виду:

 

                                                  (1.6)

 

         где Cn - это определенные плотности воздушных ионов с подвижностью q. По свойству полученной функции все целочисленные выражения преобразовывают в суммы, которые характерны для дискретного распространения.
         На практике часто пытаются вычислить плотность числа воздушных ионов. Если заряд всех воздушных ионов равняется одному элементарному заряду, то

 

                                                   (1.7)


         где е - это элементарный заряд.
          К сожалению предположение q = e сохраняется только  для легких воздушных ионов.    Тяжелые воздушные ионы и более тяжелые,  искусственно созданные,  заряженные частицы аэрозоля, возможно, несут больший заряд.    Когда дело обстоит так,  формула (1.7) не предоставляет фактическую плотность числа, а только некоторое относительное количество. Если истинный средний заряд воздушных ионов неизвестен, то это было бы более правильным для упоминания о плотности заряда, выраженной в элементарных зарядах на объем единицы вместо плотности числа.    Для отдельно заряженных воздушных ионов последнее количество совпадает с плотностью числа воздушных ионов.