Источник: http://www.pcweek.ua/themes/detail.php?ID=127252
Уже более 8 лет во всем мире активно используют концепцию мультисервисных сетей, т.е. строят одну большую надежную сеть, в рамках которой используют все те сервисы, которые ранее были разбросаны по разным.
А поскольку сеть строится для бизнеса, мы (ИТ-специалисты) вправе потребовать от бизнес-руководства информацию, о том, что, в каком объеме и с каким прогнозом развития на возможное обозримое будущее эта сеть должна поддерживать. Обладая этой информацией можно приступать к проектированию, планированию и построению решения.
Итак, наша задача состоит в том, чтобы объединить разнородные сети в одну единую корпоративную сеть. Стандартом на сегодняшний день является стек-протокол TCP/IP.
Ограничением для его повсеместного использования, являются все те же, уже упомянутые ранее, устаревшие системы и не менее устаревшие протоколы. Так, например, в некоторых компаниях может использоваться старая сигнализация, подключение которой к стек-протоколу TCP/IP требует разработки отдельных решений. Впрочем, это задача обычно решаемая, но, как правило, решаемая в индивидуальном порядке.
Основные компоненты, которые нужно обеспечить для построения мультисервисной сетевой инфраструктуры это:
Основные тенденции развития и построения современной сетевой инфраструктуры сегодня базируются на принципах централизации сервисов. Такой подход обеспечивает целый ряд преимуществ, таких как сокращение расходов в удаленных офисах на обслуживание сети и содержание персонала, повышение скорости подключения новых офисов и наличие единых корпоративных политик, распространяющихся на новые офисы практически автоматически.
При этом накладываются определенные особенности на дизайн и архитектуру сети в целом. В случае централизации все удаленные офисы и точки компании в рамках большой корпоративной сети будут подключаться к центральному офису. Соответственно нагрузка на центральные маршрутизаторы и коммутаторы возрастает в разы. Отсюда, возникает задача обеспечения высокой пропускной способности с одновременной поддержкой качества обслуживания и зачастую с шифрованием. Речь может идти, в зависимости от масштаба компании, о нескольких Гбит/сек, что на современных MPLS сетях провайдеров уже не является фантастикой.
В центральном офисе нужно обеспечить высокую отказоустойчивость и требуемую производительность. Идеальный вариант решения этой задачи на уровне архитектуры - наличие как минимум двух удаленных точек терминирования (2-х центров обработки данных, к которым обеспечивается удаленный доступ со всех узлов компании). Идея очень проста, но эффективна. Решить задачу можно с помощью целого ряда оборудования доступного на рынке, например, компания Cisco Systems предлагет для этого новые модели маршрутизаторов модели серии ASR1000/9000 либо Cisco 7600. Особенность данного класса маршрутизаторов очень высокая производительность, очень критичный параметр в случае с централизацией сервисов.
Следующий вопрос, который нам необходимо обязательно принимать во внимание, это обеспечение информационной безопасности. Тема, как никогда актуальная именно сегодня, потому что растет значимость информации для жизнедеятельности компании, а вместе с этим развиваются способы и методы незаконного к ней доступа.
Следует понимать, что вопросы сетевой безопасности напрямую влияют на:
Если вы грамотно построите корпоративную сеть, но упустите вопросы обеспечения безопасности - ничего хорошего не выйдет. В самый неподходящий момент вы можете запросто лишиться всей информации, ради доступа к которой и строили сеть.
Стоит отметить, что компания Cisco одна из немногих на рынке имеет собственную полную архитектуру обеспечения комплексной безопасности SAFE 2.0, которая получила обновление в 2009 году. Она содержит большой набор рекомендаций и лучших практик по проектированию и внедрению типовых узлов в рамках сетевой инфраструктуры.
Cisco SAFE использует так называемую концепцию Cisco Security Control Framework (SCF), которая предлагает выбор определенных продуктов и их функциональности для улучшения контроля и отображения состояния (maximize visibility and control), двух наиболее фундаментальных аспектов безопасности.
Кроме этого Cisco предлагает концепцию непрерывного улучшения (CIL, Continuous Improvement Lifecycle), позволяющую облегчить интеграцию большого количества продуктов и решений, в единое решение с постоянным его контролем и улучшением. Здесь уместно сравнить вопрос обеспечения безопасности и использование концепции CIL (Continuous Improvement Lifecycle) с игрой в шахматы, когда каждый ход обдумывается и анализируется и только после этого выполняется. Причем делать это необходимо постоянно, поскольку процесс улучшения безопасности все время находится в противовесе "защита - атака" (сообщество, придумывающее атаки, вирусы против сообщества, которое производит средства защиты).
Кратко рассмотрим основные компоненты, обеспечивающие безопасность:
Как видите спектр предлагаемых решений и услуг достаточно широк. Однако не стоит забывать, что безопасность не бывает 100%-ной. Вам придется балансировать между необходимостью обеспечить высокую безопасность и возможностью доступа ваших сотрудников к информации. Если вам нужна 100% гарантия информационной безопасности, то единственный выход - полностью отключиться от сети.
Именно поэтому к этому вопросу рекомендуется подходить с точки оценки рисков. А максимальную и эшелонированную защиту обеспечивать тем сегментам, которые наиболее важны и содержат критически важную для бизнеса информацию.
Рассмотрим для примера один из узлов "Выход в публичную сеть Интернет", который сегодня является одним из наиболее критичных с точки зрения обеспечения безопасности. На рисунке приведен рекомендуемый дизайн построения такого узла, который, в общем, состоит из следующих блоков:
Следует отметить, что многие относятся к концепции SCF, как к набору рекомендаций, который из-за своей универсальности имеет малый прикладной характер и не учитывает специфику конкретной компании и ее инфраструктуры. Тем не менее компания Инком советует вам придерживаться этих рекомендаций как минимум в области архитектуры построения решений безопасности.
Системы управления корпоративной сетью, это целый класс решений, который сейчас переживает бурный рост. Не секрет, что для большинства администраторов консоль по-прежнему является основным инструментом работы. Хотя, несмотря на повсеместное его распространение, он имеет весьма ограниченный спектр эффективного использования:
Основной задачей, особенно при использовании централизованного подхода, является централизация также системы мониторинга, проактивного управления и уведомления в привязке ко всему оборудованию, установленному в сети.
Чем быстрее администратор узнает о проблеме и сможет ее исправить, тем меньше впоследствии возникнет проблем связанных с деградацией работы сервисов либо их производительности. Для этого есть целый класс систем мониторинга и управления Cisco LMS, который направлен на управление оборудованием маршрутизации и коммутации.
Кроме этого, мы уже говорили о системах управления безопасностью, а также внедрением и контролем работы механизмов качества обслуживания (QoS) по всей сети, что согласитесь уже не такая тривиальная задача, как, к примеру, настройка протокола маршрутизации.
Выбор этих систем в дополнение к базовой определяется необходимостью контроля и реализации этих сервисов. Существует мнение, что системы управления просто мешают нормальной работе. Здесь как никогда уместно вспомнить Альфа из одноименного сериала и его фразу "Как вы не любите кошек? Вы просто не умеете их готовить". Для того чтобы использовать систему управления с графическим интерфейсом эффективно, ее нужно грамотно настроить и грамотно эксплуатировать: вносить в базу устройства контроля, следить за обновлениями и т.д. В противном случае, эффекта действительно не будет.
Итак, мы рассмотрели основные технические вопросы, необходимые для грамотного построения сетевой инфраструктуры и обеспечения безопасности. Имея необходимую базу, можно перейти к рассмотрению того, какие бизнес-сервисы позволит поддерживать построенная сетевая инфраструктура. Простая передача данных (копирование файлов, электронная почта), это тоже сервисы! И об этом нужно помнить.
Можно выделить следующие наиболее популярные сервисы, реализация которых требует использования описанных выше подходов, обеспечивающих надежность, безопасность, мультисервисность и управляемость:
1) Наиболее популярными являются решения передачи голоса, так называемая IP-телефония (VoIP), которая в текущий момент имеет много различных вариантов реализации, начиная с банального объединения всех существующих АТС между собой и заканчивая внедрением целого зонтика решений унифицированных коммуникаций (UC).
В случае UC в рамках всей сети кроме обеспечения базового вызова передачи голоса, обеспечиваются различные сервисы, такие как:
2) видеоконференций/передачи видео. Этот сервис может быть как интегрирован с решениями VoIP либо унифицированных коммуникаций, так и функционировать как отдельный класс. Выбор вариантов реализации зависит от того какой из них согласуется с бизнес-моделью работы компании. Хорошо зарекомендовало себя оборудование компания Tandberg, повсеместно поддерживающее стандарт HD с высокой четкостью передачи изображения. Основное преимущество этого сервиса в том, что вы можете сократить время и затраты на организацию совещаний, в частности командировки сотрудников, и в то же время увеличить эффективность общения за счет наличия визуального контакта и поддержания невербальной коммуникации с собеседниками. В любой момент можно собрать необходимую группу людей для обсуждения каких-либо вопросов, проведения обучения, интервьюирования кандидатов на работу. Этот же сервис может быть сфокусирован на обслуживание VIP-клиентов. В случае банка, клиент может прийти в любое отделение и посредством видеоконфенцсвязи оперативно поговорить с тем человеком, который его обслуживает.
3) Решения, связанные с системами физической безопасности, например, видеонаблюдение. Они также могут базироваться на IP и передавать данные со всех точек в рамках одной сети (естественно с необходимым уровнем безопасности и изоляции трафика).
4) Системы видео-рекламы - так называемый класс решений DMS (Digital Media Signage) который позволяет вам централизовано проводить трансляцию рекламы, информационных роликов и пр., как в одном здании, так и по всей корпоративной сети.
Итак, что же мы получаем в итоге. Любая современная компания уже или имеет, или планирует построить корпоративную или локальную сеть. Вы в любом случае используете и будете использовать сетевые услуги и сервисы, хотя бы тот же Интернет доступ.
Компания Инком, предлагает пересмотреть принципы хаотичного построения сетевой инфраструктуры и перейти к сбалансированной методологии ее построения, учитывающей все возможные влияющие факторы. На наш взгляд, только так вы сможете построить сеть, способную обеспечить поддержку бизнесу и позволяющую внедрять необходимые для бизнеса приложения и сервисы. В свою очередь, новые сервисы позволят вам повышать конкурентоспособность компании.