Игорь КИРИЛЛОВ
Услуги ІPTV декларируют сегодня не менее десятка украинских операторов. Но в большинстве случаев — это пока что лишь телевидение по IP, да и то предоставляемое, в основном, в тестовых режимах. При этом основными преградами на пути развития услуг называют стоимость абонентских приставок и сложности лицензирования.
Когда тот или иной сегмент рынка уже насыщен практически до предела и явными (например, стоимостными) методами борьбы ничего существенного достичь нельзя, тогда начинаются активные поиски новых конкурентных «неценовых» преимуществ. Многие украинские интернет-провайдеры видят перспективы во внедрении мультимедийных услуг по IP. В отличие от экономически развитых стран Запада и Дальнего Востока, где IPTV повсеместно превращается в самостоятельную и доходную услугу, в нашей стране это пока что лишь способ, используемый интернет-провайдерами для удержания существующей абонентской базы.
IPTV стоит на стыке Интернета и телевидения, поэтому в развитии и продвижении услуги могут быть заинтересованы не только интернет-провайдеры, но и операторы ТВ. И этот интерес, особенно в последний год, начинает обретать конкретные формы. На развитие сегмента, с одной стороны, влияют провайдеры интернет-услуг, которые стремятся предоставить своим абонентам больше сервисов (конечно же, по IP), чем их конкуренты, с другой — операторы кабельного ТВ, предлагающие услуги доступа в Интернет (с использованием естественного для этой среды стека протоколов ТСР/IP). В этом случае им выгодно использовать для передачи телевизионных каналов и данных единую кабельную инфраструктуру. Процесс еще не стал повсеместным, но тенденция ощущается.
IРТV от интернет-провайдеров и операторов связи
Однако наибольшая активность в сфере продвижения идеи IPTV на украинский рынок принадлежит все же интернет-провайдерам, более десятка из которых декларируют предоставление подобных услуг. Правда, говорить о полноценном IPTV в Украине пока не приходится. Максимум, что сейчас можно увидеть, — это трансляцию телевизионных каналов по IP-сетями (TV over IP). Традиционный пакет, предлагаемый абонентам, состоит из нескольких десятков телеканалов, доступных через IP-сеть (табл.). Дополнительные услуги, вроде «видео по требованию» или «отложенного просмотра» (не говоря уже о более сложных и продвинутых сервисах), работают только в тестовых зонах.
При этом отметим, что в Интернете есть множество сайтов, на которых можно абсолютно бесплатно смотреть сотни телеканалов, в том числе десятки украинских и российских программ. Не говоря уже о том, что в Сети можно свободно скачивать фильмы (чем не Video on Demand), записи телепрограмм («отложенный просмотр»), общаться в режиме чата во время совместного просмотра, скажем, футбольного матча и т.п. В этом случае домашний ПК выступает в роли IP STB, или точнее — мультимедийного информационно-развлекательного центра, к которому можно подключить современный телевизор любого размера. Казалось бы, для чего тогда вообще IPTV, тем более платное?
Главных преимуществ три — конкретизация, персонификация и качество услуги. Первая характеристика обозначает, что абонент получит все, что его может заинтересовать на базе единого удобного интерфейса, предоставляемого и поддерживаемого оператором. Несмотря на распространенное мнение о том, что все люди разные, как показывает практика, интересы большей части абонентов (т.н.переciчних громадян) лежат во вполне определенных рамках, и существенные отклонения случаются крайне редко. Успех оператора IPTV будет зависеть, в том числе, и от мастерства вовремя предложить новые услуги, предугадывая желания пользователей (соразмеряя, разумеется, эти желания с выгодой и своими техническими возможностями). Это избавляет абонента от необходимости формировать и поддерживать IPTV-платформу «кустарным» способом.
Персонификация позволит настроить IPTV в соответствии с ожиданиями и пожеланиями пользователя, а также осуществлять гибкую ценовую политику. Скажем, абонент хочет смотреть только три канала, но в высоком качестве, вместо пакета из сотни ненужных ему телепрограмм — благодаря возможностями IPTV это можно устроить без неудобств для оператора. Кроме того, для разных групп абонентов можно формировать разнородные пакеты услуг и встраивать направленные (или, как их еще называют, «таргетированные») рекламные блоки. При этом востребованность тех или иных услуг, а также эффективность рекламы можно оценить практически моментально, поскольку IP-сеть обеспечивает обратный канал связи.
И, конечно же, важнейшим элементом IPTV является качество услуг. Например, смотреть телеканалы, как уже говорилось, можно и бесплатно в Интернете, но скорость переключения между программами, стабильность изображения и звука могут быть неприемлемыми. Это же относится и к видеоконтенту.
Сейчас в Украине среди тех, кто заявляет о доступности услуг IPTV (в той или иной форме) для своих абонентов можно назвать такие компании, как УРС (ТМ «Билайн»), «Укртелеком», «Комстар», «Тенет», «Адамант», Wnet, с недавних пор — «Велтон Телеком» и еще целый ряд небольших, в том числе региональных, провайдеров. Стать оператором IPTV пытается и компания «Киевстар Дж.Эс.Эм.», но в силу особенностей, связанных с украинским законодательством, пока что безуспешно. Для наполнения своих сетей видеоматериалами операторы, как правило, заключают официальные контракты с контент-провайдерами или напрямую с телеканалами. Например, все программы, транслируемые в сети «Укртелекома», получены по договору с «Интером», а контент-провайдером для «Адаманта» является компания IPMG, обладающая правами трансляции программ пакета НТВ.
Кстати, IPMG, работающая на украинском рынке с лета 2009 года, является чуть ли не единственным украинским контент-провайдером, который ориентирован исключительно на предоставление услуг телевидения по IP (в перспективе — полноценного IPTV). На данный момент компания поддерживает одну станцию в Киеве, которая принимает и транслирует в IP-сеть более тридцати каналов пакета НТВ. По словам Генерального директора компании Елены Деркач сейчас ведутся переговоры с другими обладателями контента, вследствие чего планируется в скором времени увеличить количество транслируемых телеканалов примерно до 180. В числе перспективных услуг, намеченных к внедрению в первую очередь, Елена Деркачназывает, PVR и Time Shifting, при этом VoD, в ближайшей перспективе, скорее всего не будет актуален из-за большого количества бесплатного нелегального контента, размещенного в Интернете. С технической точки зрения организовать PVR и Time Shiftingотносительно несложно, но здесь вступают в силу юридические аспекты, связанные с получением разрешений на запись телеканалов от контентообладателя. Также в планахIPMG создание в ближайшем будущем пяти-восьми региональных видеоцентров, необходимых, чтобы приблизить источник контента к региональным провайдерам. Кроме «Адаманта» услугами IPMG, как единой точки получения легального контента, интересуются «Билайн», «Комстар-Украина», «Фринет», IPnet,
Отметим также, что, как правило, подобные контент-провайдеры зарабатывают на комиссионных отчислениях за свои услуги. Размер вознаграждения зависит, главным образом, от числа реальных абонентов, которое подсчитывается различными способами. Информация о получателях контента регулярно отправляются контентообладателю. При этом IP-технология, благодаря обратному каналу связи, позволяет сделать процесс сбора информации эффективным и максимально достоверным.
Основными регионами развития услуги TV over IP, на текущий момент, являются Киев и Одесса, небольшие проекты есть в Харькове и Полтаве. Но по состоянию на начало весны 2010 года в Украине еще не было известно ни об одном IPTV-проекте (или хотя бы TVoIP), запущенном в качестве самостоятельной коммерческой услуги. Отметим, что за редким исключением речь идет о бесплатной, как правило, тестовой эксплуатации на сети оператора, когда доступ к TVoIP выступает в качестве вспомогательной услуги для абонентов того или иного интернет-провайдера.
Одной из причин слабого развития сегмента является сложившаяся экономическая ситуация. Прошедший год был нелегким для операторов всех уровней. Как отмечаетСергей Бойко, президент компании «Воля», в 2009 году темпы роста абонентской базы, да и всего операторского сегмента украинского рынка, были существенно ниже, чем в 2008-м, более того, в денежном выражении он сократился на 10-15% (с учетом девальвации гривны). Естественно, покупательная способность абонентов тоже как минимум не выросла, и большинство из них пока что не готовы платить за дополнительные сервисы. Поэтому многие операторы, планировавшие в прошлом году запустить новые мультимедийные услуги, например IPTV, решили повременить с реализацией капиталоемких проектов. Тем не менее, все крупные операторы ТВ или доступа в Интернет стремятся уже сейчас позиционировать себя в качестве полноценных поставщиков мультисервисных услуг (имея в своем распоряжении в лучшем случае тестовые зоны).
IР STB... и прочие проблемы
В то же время есть и другие проблемы, с которыми сталкиваются украинские компании, желающие предоставлять услуги IPTV. Одной из основных является стоимость абонентских приставок — IP STB, которая составляет сегодня $100- 200. При нынешнем уровне дохода с украинского абонента оператор не может себе позволить предоставлять такие устройства в аренду или лизинг — они себя не окупят; в то же время приобретать приставку за подобную сумму абонент также не станет. Комфортная стоимость IP STBдля украинского рынка, по мнению специалистов, должна быть в 4-5 раз ниже или в такое же количество раз должен быть выше ARPU с абонента (как в Западной Европе).
Если увеличить доход во столько раз нереально, по крайней мере, в ближайшие годы, то стоимость абонентских приставок, как ожидается, должна упасть до приемлемого уровня уже через год-два. Ориентировочно на 2011-2012 годы и возлагают свои основные надежды украинские операторы IPTV. Именно тогда ожидается начало массового, хотя и постепенного, внедрения мультимедийных услуг. Пока что потенциальные операторы сконцентрированы на разработке новых интересных сервисов, которые бы выгодно отличали их продукт от предложений операторов КТВ и спутникового телевидения. Также ведется непрерывная дискуссия вокруг оптимальной бизнес-модели внедрения IPTV в условиях украинского рынка и проводится отработка и доработка аппаратно-программных решений.
Еще одна проблема для буду щих операторов — государственная политика лицензирования, с которой, в частности, столкнулся упомянутый «Киевстар Дж.Эс.Эм.». Для того чтобы официально объявить себя оператором IPTV, надо получить две лицензии — от НКРС и Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания. При этом политика лицензирования Нацсовета ориентирована, по сути, на операторов кабельного телевидения и требует получения разрешений на конкретный регион или территорию. В случае с IP-сетями эта ситуация, подходящая для КТВ, становится весьма неудобной, поскольку оператору, предоставляющему услуги IPTV, приходится получать разрешение на каждый город или район. Поскольку IPTV — это по определению массовая услуга, то чтобы охватить более-менее приемлемую по количеству потенциальных абонентов территорию, требуется получить много лицензий.
Кстати, многие специалисты полагают, что массовое внедрение IPTV начнется не с мегаполисов, где абонент и так имеет доступ ко всевозможным ТВ- и мультимедийным услугам, а с небольших городов. Дело в том, что в небольших населенных пунктах вопрос качества ТВ-сигнала и количества доступных телеканалов стоит достаточно остро, поэтому там может с успехом прижиться обычное телевидение по IP, а также самые базовые услуги IPTV (при условии адекватной стоимости и приемлемого качества). Зато в крупных городах операторам IPTV, чтобы заработать на абонентах, придется проявить фантазию, а также грамотно использовать опыт Франции, Италии, России и других стран, где этот сегмент уже относительно развит.
Несмотря ни на что, украинские операторы IPTV смотрят в будущее с оптимизмом. В этом им помогает опыт других стран, где услуга уже более-менее прижилась. Во Франции, например, насчитывается свыше 7 млн. абонентов IPTV, а в мире таковых уже более 40 млн. Среди стран ближнего зарубежья лидером в развитии сегмента является Россия. Количество абонентов платного IPTV (в том числе TVoIP) в этой стране, по данным аналитической группы ComNews Research, в конце 2009 года достигло отметки в 1 млн., хотя это и составляет менее 4% от общего числа пользователей платного телевидения, при том, что услуги IPTV активно развиваются в России с 2005 года.
Будем надеяться, что в Украине направление IPTV также получит развитие, по крайней мере, к этому есть серьезные предпосылки. А за время вынужденного простоя, пока условия рынка еще не способствуют началу массового внедрения мультимедийных услуг, местные операторы накопят ценный опыт и знания, необходимые в будущем.