Устройства и приборы безопасности подъемников
Ограничители вертикального перемещения предназначены для отключения механизма подъема груза при достижении грузонесущим органом соответствующего крайнего положения по высоте. Конструкция ограничителей зависит от наличия в местах остановки грузонесущего органа подвода необходимых электрических цепей управления. В месте подхода электрической цепи на одном из узлов подъемника устанавливают конечный выключатель (или два дублирующих выключателя), а на другом узле подъемника, находящемся в соответствующем крайнем положении напротив узла, на котором находится конечный выключатель, – выключающую линейку (или две линейки), упор. Например, на грузопассажирском мачтовом подъемнике, к кабине которого подведен кабель, присоединенный к системе управления, на грузонесущем органе устанавливают по два конечных выключателя, ограничивающих его вертикальное перемещение вверх или вниз, а на мачте – соответствующие линейки. Если электрические цепи прокладывают вдоль мачты (шахты), на этих мачтах (шахтах) ставят конечные выключатели, а выключающие линейки (упоры) – на грузонесущих органах.
Вместо конечного выключателя допускается применять один выключатель главного тока.
Если электрические цепи подводятся лишь к месту крайней нижней остановки грузонесущего органа, то вдоль мачты (шахты) натягивают сигнальный канат (рис. 1), нижний конец которого связан с подпружинным рычагом, а верхний закреплен на мачте (шахте). На канате в крайнем верхнем и нижнем положениях размещают два фиксатора, в местах требуемой остановки грузонесущего органа. При наезде фиксатора на упор грузонесущего органа натягивается канат, который поворачивает подпружиненный рычаг, отключая связанный с ним конечный выключатель. Существует несколько разновидностей такого устройства.
Рисунок 1 – Предохранительное устройство с сигнальным канатом для ограничения вертикального перемещения грузонесущего органа
Условные обозначения: 1, 4 – блоки, 2 – подпружиненный рычаг, 3 – фиксатор нижнего положения,
5 – кронштейн на верху мачты, 6 – фиксатор верхнего положения, 7 – конечный выключатель, 8 – канат
Ограничитель горизонтального перемещения грузонесущего органа (устанавливают на грузовых подъемниках, оборудованных устройствами для подачи груза в проем здания) предназначен для отключения механизма подъема груза при введении в проем грузонесущего органа и механизма горизонтального перемещения грузонесущего органа при достижении им одного из крайних положений (в механизмах с электроприводом).
Конструкция устройства также зависит от наличия на грузонесущем органе электропитания. При наличии питания на выдвижном (поворотном) элементе устанавливают выключающие линейки, а на стационарном – конечные выключатели, ограничивающие движение по горизонтали в обе стороны.
При отсутствии электрического питания пользуются сигнальным канатом. Для взаимодействия с ним на грузонесущем органе установлена поворотная вилка. В начале перемещения грузонесущего органа направляющая выдвижной платформы, воздействуя на упор вилки, поворачивает ее. При этом сигнальный канат, поднимаясь вверх, поворачивает подпружиненный рычаг (см. рис. 1), который взаимодействует с конечным выключателем, включенным в цепь управления механизма подъема.
Есть устройства, у которых вместо поворотной вилки устанавливают блокирующий рычаг Такие системы удобны на подъемниках, которые оборудованы платформами с распашными створками на боковых стенках ограждения. На створке есть кулачок, который давит на плечо поворотного рычага, когда открывается створка, а конец рычага, в свою очередь, – на канат, протянутый вдоль мачты и запасованный между двумя роликами, которые закреплены в скобе. Под действием рычага канат отклоняется от вертикали (положение каната показано пунктирной линией) и отключает за счет своего натяжения конечный выключатель, расположенный в основании подъемника и установленный в цепи управления двигателя механизма подъема.
Ловители и аварийные остановы предназначены для того, чтобы остановить падающий грузонесущий орган и удержать его от дальнейшего падения. Ловители грузовых подъемников с канатным механизмом подъема срабатывают при обрыве каната, а у подъемников с бесканатным механизмом и грузопассажирских подъемников в том случае, если скорость опускания выше номинальной.
Ловители грузовых мачтовых подъемников в соответствии с ГОСТ 29168–91 должны иметь знак приемки (маркировку) предприятия-изготовителя. На всех подъемниках устанавливают табличку, в которой указывают название предприятия-изготовителя, тип ловителя, грузоподъемность, скорость, на которую он рассчитан, год выпуска.
По характеру изменения тормозного усилия ловители бывают плавного и резкого торможения. На подъемниках применяют в основном ловители резкого торможения.
По конструкции ловители резкого торможения делятся на два типа: клиновые и эксцентриковые. Принцип действия клиновых ловителей основан на заклинивании направляющей между клином, перемещающимся в направляющей колодке, расположенной на грузонесущем органе, и башмаком, установленным там же, где и колодка. Клин рычажной системой связан с грузовым канатом. Рычажная система под действием натяжения каната стремится удержать клин от соприкосновения с направляющей. При обрыве каната клин под действием пружины поднимается и заклинивает направляющую. Если ловители срабатывают от ограничителя скорости, то они приводятся в действие канатом ограничителя скорости и рычажной системой (например на грузопассажирских подъемниках МГП-1000).
Принцип действия эксцентрикового ловителя основан на заклинивании направляющей между эксцентриком, поворачивающимся на валу, установленном на грузонесущем органе, и упорным башмаком, также расположенным на нем.
На подъемниках типа ПГМ к грузовому канату (рис. 2) прижимаются ролики находящиеся на двух концах трехплечного рычага третье плечо которого связано через подпружиненную тягу с эксцентриком. При натяжении каната рьиаг поворачивается по часовой стрелке вокруг оси, преодолевая сопротивление пружины, а ролики, во время горизонтального перемещения выдвижной рамы грузовой каретки перемещаются вдоль каната. При обрыве или ослаблении последнего рычаг под действием пружины эксцентрика поворачивается, а эксцентрик прижимается к направляющей, которая заклинивается между эксцентриком и упорным башмаком.
Рисунок 2 – Схема привода
В ряде конструкций подъемников с бесканатным механизмом подъема и на всех грузопассажирских подъемниках ловители приводятся в действие ограничителем скорости. На подъемнике МГП-1000 ограничитель скорости установлен на грузовой каретке, при движении которой канатоведущии шкив ограничителя скорости обкатывается относительно протянутого вдоль мачты каната, к которому для натяжения последнего подвешен груз. При срабатывании ограничителя скорости его усилие через систему рычагов передается двум клиновым ловителям, взаимодействующим с направляющими.
На подъемниках ПР-172А эксцентриковый ловитель приводится в движение от пружины, стремящейся прижать его к направляющей. Во взведенном состоянии от срабатывания эксцентрик удерживается фиксатором, от которого освобождается при срабатывании ограничителя скорости. На всех подъемниках после срабатывания ограничителя скорости отключается двигатель механизма подъема.
Ограничитель скорости представляет собой корпус, внутри которого установлен вал. На валу жестко закреплено коромысло, на котором на осях установлены сегментные грузы, соединенные между собой пружиной и планкой. На внутренней поверхности корпуса сделаны выступы. При превышении скорости грузы расходятся и зацепляются за эти выступы. Корпус 4 при этом поворачивается, освобождая фиксатор, удерживающий от срабатывания ловитель (на подъемнике ПР1-172А), либо вращая установленный на валу шкив с клиновой канавкой, который передает усилие канату, огибающему шкив 7 и приводящему в действие ловители (на подъемнике МГП-10’ОО). При установке ограничителя скорости на подъемник с канатным механизмом подъема (например на МГП-1000 или ПГП-27-500) корпус устанавливается стационарно. При срабатывании ограничителя вал с надетым на нем шкивом Постанавливается, а при продолжающемся падении грузо-несущего органа канат, огибающий шкив и заклиненный в ручье этого шкива, воздействует через рычажную систему на ловители, приводя их в соприкосновение с направляющими.
Аварийный останов (применяется на подъемниках ДМВ-1003/100 и ПГПМ-4272) отличается от ловителя тем, что у него нет захватывающих частей, вместо них установлен конический тормоз: один конус тормоза – на валу ограничителя скорости, а второй – на корпусе. Тормоз замыкается при срабатывании ограничителя, если превышена скорость опускания. Плавность обеспечивается комплектом тарельчатых пружин-амортизаторов. Имеются конструкции аварийных остановов, у которых вместо конического тормоза применен дисковый. В некоторых конструкциях ограничителей скорости и аварийных остановов используют дополнительные зубчатые передачи для увеличения скорости вращения рабочего органа ограничителя, что повышает его чувствительность. Применяют также зубчатые передачи для изменения и регулирования усилия торможения.
Блокирующие и предохранительные устройства обеспечивают контроль натяжения канатов, контролируют закрывание дверей и убирание трапа в кабинах грузопассажирских подъемников. Разновидностями этих устройств являются также ограничители грузоподъемности и приспособления для аварийного перемещения кабин грузопассажирских подъемников.
Устройство для контроля натяжения канатов на грузовых подъемниках ТП-17 и ТП-17А имеет ось, смонтированную на опоре в овальном отверстии. На оси установлен отклоняющий элемент (барабан), двуплечий рычаг и пластина с закрепленным на ней конечным выключателем. Двуплечий рычаг одним концом под действием пружины прижимается к грузовому канату, а другим воздействует на конечный выключатель. При ослаблении грузового каната двуплечий рычаг поворачивается и срабатывает конечный выключатель, разрывая цепь управления электродвигателя грузовой лебедки.
На подъемниках, у которых кабина или противовес подвешены на нескольких канатах с помощью балансирных устройств, натяжение каждого из них контролируется фиксацией угла поворота балансиров.
При превышении заданного утла срабатывают конечные выключатели, разрывающие цепь управления электродвигателем механизма подъема.
Закрывание дверей и убирание трапа также контролируется конечными выключателями и выключающими линейками.
Устройства для аварийного перемещения кабин грузопассажирских подъемников на случай выключения тока, неисправности электрооборудования и ремонта выполняют ручным раетормаживанием тормоза механизма подъема и приводом от безопасной рукоятки или штурвала. На подъемниках ПР1-172А применяют устройства с растормаживанием тормоза механизма подъема механизмом с ручным приводом для перемещения кабины. При работе этого механизма двигатель механизма подъема отключается.
На всех блокирующих и предохранительных устройствах в качестве исполнительных элементов используют конечные выключатели.
Средства предупреждающей сигнализации (звонки, сирены, ревуны) устанавливают внизу (на пульте управления машиниста грузового подъемника) и на грузонесущем органе при наличии подводимого туда электропитания. На некоторых подъемниках (ТП-16-1, ТП-16-2, ТП-16-3, ПГМ-7613, ПГМ-7623, ПГМ-7633 и др.) звуковые сигналы подают с этажа при помощи сигнальных канатов, протянутых вдоль мачты. На грузопассажирских подъемниках звуковая сигнализация имеет автономное питание, не зависящее от электрического питания подъемника.
Для сигнализации используют серийные приборы (сирены, звонки). На грузопассажирских подъемниках большой высоты подъема применяют громкоговоряющую и телефонную связь.
|