Портал магистров Донецкого национального технического университета Masters Portal of Donetsk National Technical University
               
 
Магистр ДонНТУ Максимчук Николай Иванович

Магистр ДонНТУ
Максимчук Николай Иванович

Факультет: «Компьютерных информационных технологий и автоматики» (КИТА)

Кафедра: «Горная электротехника и автоматика имени Р. М. Лейбова» (ГЭА)

Специальность: «Автоматизированное управление технологическими процессами» (АУП)

Тема квалификационной работы магистра: «Исследование и разработка тягового электропривода переменного тока аккумуляторного электровоза с системой автоматического управления»

Научный руководитель: к.т.н., доцент кафедры ГЭА
Ставицкий Владимир Николаевич

 
 

Вин-Чун – боевое искусство вчера и сегодня


СОДЕРЖАНИЕ

Введение
1. История возникновения. Основные направления Вин-Чун
2. Ип Ман – искусный мастер
3. Особенности стиля, техника
Вин-чун в наши дни


Введение

При выборе данного тематического материала в качестве собственного индивидуального задания (раздела) я полагался на то, что данный вопрос является для меня интересным. Спросите меня: «Занимаюсь ли я боевыми искусствами?» – я отвечу: «Нет». Хотя хотелось бы, но интересуюсь теоретическими основами и методиками: «Кто знает, а может, и начну заниматься».

Из всех известных школ и методик боевых искусств мой взор упал на школу Вин-Чун. В данном разделе в краткой форме изложена история возникновения, стили, техника, а также краткая автобиография одного из наиболее известных учителей – мастера Ип-Мана.

В конце раздела можно ознакомиться со списком печатных и электронных источников, тематических сайтов, которые будут полезны как начинающим, так и «умелым» ученикам школы Вин-Чун, а также заинтересовавшимся.

Всплеск интереса к вин-чун совпал в нашей стране с пиком популярности Брюса Ли. Каждый из нас думал, как бы научиться выделывать вот такое со своими обидчиками. И тогда кто-то обронил фразу о том, что Брюс занимался как раз вот этой школой. В моду начали входить деревянные манекены и короткие удары вертикальным кулаком.

Две с половиной сотни лет назад китайская монахиня Нг Муи создала основные принципы нового эффективного единоборства. Вин Чунь – это, прежде всего техника боя на ближней дистанции, в котором основную роль играют руки. Сложнейшие траектории одновременного движения обеих рук позволяют действовать в нападении и защите с одинаковой экономичностью и результативностью. Секретом техники Винг-чунь является способ «прилипания» к рукам и ногам противника, что позволяет контролировать все его движения. Мягкость и податливость здесь одолевают грубую силу. А еще мастера Винг-чунь стараются развить в себе «шестое чувство», позволяющее определить намерение противника прикосновением к его руке, и тем самым опередить его хотя бы на один ход.


1. История возникновения. Основные направления Вин-Чун

Система боевого искусства ВИН ЧУН, являющаяся одной из наиболее эффективных школ рукопашного боя, зародилась около трехсот лет назад в Китае. У истоков создания стиля стояла монахиня Нг-Май, чье мастерство ведения поединка не было превзойдено ни одним бойцом ее времени. Исходя из своих знаний шаолиньского КУНГ ФУ, она разработала новый, продуманный метод самозащиты. Ученицей грозной монахини была девушка но имени Вань Вин Чун, которая за три года индивидуальных занятий овладела всей системой. Переработав стиль Нг Май, Вань Вин Чун создала оригинальную технику боя голыми руками, которая в последствии стала называться ее именем.

После смерти Вин Чун в середине XVII века развивать и совершенствовать стиль стали: Лян Бак Чан, Лян Лэй Квая, Ван Вэй Бо (ввел технику шеста), Лян Ян, Чан Ва Шун. У последнего было несколько учеников, среди которых оказались Нгуен Тэ Конг и Ип Мэн, с именами которых связывают дальнейшее развитие школы ВИН ЧУН.

Нгуен Тэ Конг после смерти Чан Вэй Шуна уехал во Вьетнам, где открыл школу и стал обучать искусству ВИН ЧУН.

Ип Мэн не спешил с передачей своих знаний другим. Лишь в 56 лет, переехав на постоянное проживание в Гонконг, он стал обучать других технике ВИН ЧУН. Его первыми учениками были служащие ресторана, но по мере распространения славы росло и число последователей. Воспитанником Ип Мэна был знаменитый киноактер и боец Брюс Ли.

С раннего времени учитель передал ведение занятий своим старшим ученикам, и поэтому следующие поколения мастеров были обучены преимущественно его помощниками. Благодаря этому, а также вследствие того, что ученики мало исправлялись Ип Мэном (китайский принцип обучении, ориентирующийся на внимательных и талантливых учеников) появилось множество модификаций стиля Вин Чун, которые различаются не только написанием названия системы, но и техникой исполнения [1].

Есть и иная версия. Она говорит нам о том, что вин-чун появился как упрощенная система одной из школ шаолиньского направления, придуманной для тренировки солдат. А именно копейщиков. Более же сложные элементы – вроде тех же липких рук – появились позже, когда школа вместе с «дембелями» пришла на гражданскую жизнь. Если принять эту версию за рабочую, то становятся понятными многие технические моменты стиля.

Прямолинейность техники атак и передвижений – копейщик сражается в плотном строю, двигаться в бок или назад для него сложно. Особое внимание к средней линии тела тоже отсюда. Боевое движение копья возможно только прямо и вперед. С боков прижимают – оружием не повертишь. А стало быть, круговые техники не будут востребованы. Короткий приставной шаг, «скудность» технического арсенала атак. Все говорит за эту версию. Основам этого стиля, в принципе, можно обучить очень быстро, и массу людей «за раз». При этом в бою школа может быть весьма эффективной именно за счет немногих техник, отработанных с особенной тщательностью. В этом нет ничего волшебного, ведь бокс такой же [2].

В настоящее время существует два крупных направления стиля ВИН ЧУН – Китайское (Гонконговское) и Вьетнамское. Первое связывают с именем Ип Мэна, второе с уже упоминавшемся выше Нгуен Тэ Конгом. Несмотря на сходство в базовых принципах и манере ведения поединка они отличаются набором формальной техники.


2. Ип Ман – искусный мастер [3]

Ип Ман, патриарх Вин Чунь [http://ru.wikipedia.org/wiki/Ип_Ман#]
Ип Ман, патриарх Вин Чунь

Ип Ман родился 14 октября 1893 года в городе Фошань, в китайской провинции Гуандун. Родом Ип Ман был из аристократической и относительно богатой семьи, но как младший сын он не унаследовал ни общественного положения, ни значительного капитала. В шесть лет Ип Ман стал учеником Чан Ва Шуня, известного мастера кунфу Вин Чунь, бывшего уже в преклонном возрасте.

В 1908 году в возрасте пятнадцати лет Ип Ман был отправлен в Гонконг для получения более современного образования в колледже Святого Стефана. В Гонконге он вскоре познакомился с Леун Биком, сыном и учеником мастера Леун Цзана, учителя Чан Ва Шуня. Ип Ман стал учеником Леун Бика и таким образом получил возможность продолжить изучение кунфу Вин Чунь всё той же ветви, но немного в другой интерпретации. Впоследствии Ип Ман говорил, что у Чан Ва Шуня он взял хорошую базу, а изощренные прикладные техники перенял у Леун Бика.

Ип Ман вернулся в Фошань в возрасте двадцати с небольшим лет уже сложившимся мастером боевых искусств.

Основным занятием Ип Мана стала служба офицером полиции. Он не раз участвовал в задержании опасных преступников и при этом полагался на своё искусство — мастер с презрением относился к огнестрельному оружию и предпочитал им не пользоваться.

Ип Ман женился на девушке по имени Чеун Вин Син, у них родилось два сына и две дочери. В этот период жизни у Ип Мана формально не было учеников, но он давал уроки нескольким своим родственникам и коллегам.

После начала в 1937 году Японо-китайской войны, родной город Ип Мана, Фошань, быстро оказался под властью японских оккупационных сил. Не желая ни сотрудничать с оккупантами, ни идти с ними на открытый конфликт, Ип Ман был вынужден покинуть Фошань и скрываться в сельской местности.

После окончания Второй Мировой Войны в 1945 году Ип Ман вернулся в Фошань и снова поступил на службу в полицию. В начавшейся гражданской войне он принял сторону консервативной партии Гоминьдан, формально правившей Китайской Республикой, но фактически терявшей контроль над территорией Китая. Когда в 1949 году весь континентальный Китай оказался в руках победившей Коммунистической партии, Ип Ман бежал сначала в Макао, а затем в Гонконг.

Оказавшись в 56 лет без средств и почти без связей в чужой стране, Ип Ман принял решение нарушить клановую традицию передачи мастерства Вин Чунь и стал открыто обучать этому искусству за плату. Его подход, впрочем, был далёк от современного коммерческого подхода к преподаванию боевых искусств. По свидетельству своего сына, ни разу в жизни мастер не давал рекламного объявления; как правило, он даже не вешал вывески, гласившей, что он обучает боевому искусству.

Ученики Ип Мана быстро обеспечили Вин Чунь славу в Гонконге, а к началу 70-х годов XX века этот стиль уже преподавался в Америке, Европе и Австралии. Ип Ман никогда не претендовал на то, что он является главой какой-либо школы, и его прошедшие полный курс подготовки ученики начинали преподавать Вин Чунь от своего собственного имени.

В 1962 году сыновья Ип Мана, Ип Чин и Ип Чунь, перебрались из Китая в Гонконг и тоже стали его учениками.

Лишь в последние несколько лет жизни Ип Ман перестал вести групповые занятия, при этом продолжая давать персональные уроки в своём доме. В 1972 году у него был обнаружен рак горла, 1 декабря 1972 года Ип Ман скончался. Желая сохранить систему Вин Чунь и передать её будущим поколениям учеников, за несколько недель до смерти Ип Ман записал своё исполнение основных форм на киноплёнку. Когда видишь, с какой мощью неизлечимо больной человек наносит удары по деревянному манекену, становится ясно: мастерство оставалось с Ип Маном до самого конца [3].


3. Особенности стиля, техника

Главной фишкой вин-чун было и остается… Нет, не деревянный манекен и не вертикальный кулак. Это лишь частности, которые есть и в иных стилях. Главное в вин-чун – тотальное внимание к центральной линии тела (рис. 3.1). Как своей, так и противника. Это позволяет короткими и простыми движениями защищать себя и самому наносить удары по самым оптимальным траекториям. Коротко. Жестко. Без замахов. Вин-чун – южный стиль кун-фу, и в нем присутствуют все географические особенности. А именно: высокая компактная стойка, подавляющее преобладание техники рук и настрой на ближний бой. Ноги , конечно, тоже присутствуют, но они в основном ходят, а только потом бьют, и в основном это – жесткие пинки на нижнем уровне.

Рисунок 3.1 – Работа по центральной линиии – главная особенность вин-чун [http://www.top4man.ru/telo/boevye-iskusstva/vin-chun/?PAGEN_1=2]
Рисунок 3.1 – Работа по центральной линиии – главная особенность вин-чун [2]

Второй особенностью школы является система упражнений «липкие руки» (чи сао, по-китайски). Оно делается несложно – партнеры по тренировкам встают напротив друг-друга на дистанцию удара и совершают заранее установленные связки атак и защит. Основное внимание здесь уделяется выработке умения чувствовать движения другого человека и правильно реагировать на возникающие угрозы. Руки партнеров должны постоянно находиться в контакте, отсюда и «липкие». Упражнение простое, но тщательное и упорное его выполнение дает отличные результаты [2].

Несмотря на то, что стиль Вин Чун вышел из шаолиньского кунг-фу его технический арсенал и основные тактические концепции не только не сходны с Шаолиньсы цюань, а скорее направлены против него.

Это практичная, строго научная и компактная система, построенная на логике и постоянном беспристрастном анализе теории и практики реального поединка.

Наиболее важная концепция – не противопоставление силы против силы, которая позволяет бойцу одолевать физически более сильных противников. В Вин Чун, практикующий боевые искусства, найдет способы применить силу своего противника против него же самого.

Развитие физической силы приветствуется (как и в любом контактном единоборстве), но не является главным фактором обучения. Основа Вин Чун – это именно технические действия, приводящие к победе [4].

В настоящее время существует два крупных направления стиля ВИН ЧУН – Китайское (Гонконговское) и Вьетнамское. Рассмотрим подробнее составляющие части обоих направлений этого боевого искусства.

Прежде всего необходимо сказать, что ВИН ЧУН – это техника боя на ближней дистанции, в которой важнейшую роль играют руки. Однако не следует думать, что работе ног в школе уделяется мало внимания. Техника ног очень изощренна и эффективна в реальном применении, поэтому в процессе тренировки ей уделяется достаточно внимания.

Отличительной особенностью техники рук ВИН ЧУН являются упражнения ЧИ САУ (склеенные кисти), которые вырабатывают у последователей школы умение контролировать руки противника и правильно распределять свою силу. Подобные упражнения имеются и для ног. У мастеров школы развито «шестое чувство», позволяющее опередить намерение противника прикосновением к его руке и таким образом опередить его хотя бы на один ход, мягкость и податливость одолевают здесь грубую силу.

Арсенал школы закодирован в шести комплексах формальных упражнений – Тао. Первый «СИУ ЛИМ ТАО» («маленькая идея») исполняется на месте. В нем отрабатываются базовые движения и комбинации руками, а также происходит культивация внутренней энергии Ци. Второй «ЧУМ КИУ» (поиск рук) посвящен отработке защиты и контроля от нескольких нападающих.

Этот комплекс отрабатывается уже в движении и включает новые элементы техники – удары ногами и локтями и т.д. В третьем «БИЛ ДЗЕ» (бьющие пальцы) отрабатывается техника работы пальцами и нанесение ударов но уязвимым точкам. Четвертый комплекс представляет собой работу с деревянным манекеном (рис. 3.2). Пятый и шестой комплексы посвящены отработке техники с оружием (шестом и «ножами-бабочками»). Все сказанное выше справедливо как для Китайского так и для Вьетнамского направления ВИН ЧУН. Однако существуют и некоторые различия, о которых следует упомянуть. Эти различия не так уж велики, но именно они составляют «фасад» этих направлений.

Рисунок 3.2 – Работа с деревянным манекеном – визитная карточка вин-чун [http://www.top4man.ru/telo/boevye-iskusstva/vin-chun/]
Рисунок 3.2 – Работа с деревянным манекеном – визитная карточка вин-чун [2]

Во первых, последователи Тэ Конга в настоящее время изучают комплекс «кулак пяти зверей», отдавая таким образом дань уважения знаменитому шаолиньскому стилю.

Во вторых, различия составляют в наборе и манере ведения тренинга с деревянным манекеном. В Гонконге изучают комплекс «110 приемов на деревянном манекене», разработанный Ип Мэном. Во вьетнамском же направлении существует парный комплекс «108 форм», который можно выполнять вдвоем с партнером, на манекене или в одиночку [1].

Основой Вин Чун можно назвать несколько принципов:

  • Принцип центральной линии – воображаемая линия, проходящая вертикально через центр вашего тела. Ученик Вин Чун тренируется защищаться и атаковать по центральной линии, чем достигается высокая эффективность защитных техник и скорость атакующих.
  • Принцип экономии движения. Базовая концепция – кратчайшее расстояние между двумя точками – это прямая.

    Поэтому, практически не используются круговые удары руками /ногами/. К сожалению, многие не правильно представляют эту концепцию. Самое распространенное заблуждение – что и передвижение в Вин Чун прямолинейные /об этом ниже/;

  • Постоянный контакт с противником. В большинстве единоборств, при защите используется следующий подход – блок и затем удар. В Вин Чун, блок и удар происходят одновременно. Или одна рука блокирует руку противника, а другая одновременно бьет, или же сам блок переходит в удар. Если после удара противник не повержен, то боец Вин Чун продолжает атаку, не теряя контроля над противником: рука, которой только что был нанесен удар не оттягивается к корпусу, а котролирует руку противника, не давая ему возможности развить атаку, а рука, которая блокировала переходит на удар.

  • «Фейсинг» и работа ног /передвижения/. Практикующий Вин Чун всегда стремиться занять такое положение по отношению к противнику, что бы обе руки могли действовать одинаково эффективно. Занимая определенное положение к противнику, последний не сможет использовать для атаки обе руки. Достигается это за счет передвижений.

Вся техника Вин Чун суммируется в шести формах /формальных комплексах/, выстроенных в строгой иерархии.

Концепции защиты и атаки заложены в трех формах Вин-Чун: Сиу Лим Тао, Чам Киу, и Биу Джи.

Техника "Мук Ян Джонг" – техники деревянного манекена состоит из трех частей:

  • Техника "Мук Ян Джонг" – это 4-ая форма Вин Чун;
  • Техника "Восемь ног" – комплекс, выполняемый на деревянном манекене, в котором полностью раскрывается техника ног Вин Чун;
  • Техника "Мук Ян Чу Фа – комплекс "пять столбов".

После этого, начинается изучение работы с оружием – длинным шестом – "Luk Dim Boon Gwun" и парными ножами Дао "Bart Jarm Dao".

Работа с оружием также подчинена основным базовым принципам (включая принцип тренировки рефлексов чувствительности). Многое в работе с оружием построено на тех же принципах, что и бой голыми руками. Техника шеста "Luk Dim Boon Gwun" является как бы продолжеием техники (принципов) Чам Киу, а техника "Bart Jarm Dao" – базируется на принципах Биу Дзе и являтся, по сути, продолжением этой техники.

Тренировки с оружием расширяют арсенал техники, используемый в бою без оружия. Изучая оружие, возникают некторорые новые апликационнае удары, стойки и методы передвижения. Кроме того, правильная тренировка с оружием, развивает специфическую для практикующего Вин Чун работу бедер и кистей [4].


Вин чун в наши дни

В 80-х и 90-х годах ХХ века Вин Чун динамично развивается во всем мире. Создаются организации, объединяющие школы по всему миру. Развитие техники Вин Чун также не стоит на месте. Вин Чун всегда был гибкой системой, свободной от догм. И однажды он уже был дополнен техникой длинного шеста, трансформированной для удобства освоения адептами стиля. В традиционной системе обучения начинают активно использовать современные снаряды и защиту. На основе техники Вин Чун разрабатываются специальные курсы для армии, полиции и гражданской самообороны. Появляются систематизированные программы защиты от вооруженного нападающего. Разрабатываются методики противостояния ставшим популярными борцовским техникам. И все происходит с сохранением классической техники Вин Чун. Сам Йип Ман служил и преподавал в полиции.

В настоящее время Вин Чун продолжает активно развиваться. Это один из самых массовых и популярных традиционных прикладных стилей китайских боевых искусств, который развивается и изменяется вместе с окружающем миром. Вин Чун – это боевое искусство, свободное от догм, морали и религиозной принадлежности, созданное для нужд ведения поединка и остающееся таковым по сей день [5].

В заключение следует сказать, что сейчас в мире создано несколько крупных организаций изучающих, развивающих и пропагандирующих искусство ВИН ЧУН. К их числу относятся «Всемирная организация ВИН ЧУН КУН-ФУ» под руководством Вильяма Чеуна, «Международная организация ВИН ЧУН КУН ФУ» под руководством Лян Тина, «Ассоциация Вин Чун Тэ Конга» под руководством Винг Занга и др. [1].


Список использованной литературы

  1. Дудукчан И. Энцеклопедия ВИН ЧУН КУНГ-ФУ. – Книга 3. / И. Дудкчан, А. Федорченко. – Краснокутск: Краснокутская городская типография, 1995. – 61 с.
  2. Веселухин А. Вин-чун. Кунг-фу для всех и каждого [Электронный ресурс] / А. Веселухин. / – Режим доступа к статье: http://www.top4man.ru/telo/boevye-iskusstva/..
  3. Ип Ман [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье: http://ru.wikipedia.org/wiki/..
  4. International Wing Chun Organization. Техника [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье: http://www.wing-chun.ru/technic/
  5. Российская Академия Вин Чун. История стиля [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье: http://www.wingchun.su/pravoemenju/istorijastilja/

Рекомендуемые ссылки

  1. Уроки Кеннета Чуна [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье:
    http://budo52.ru/publ/1-1-0-31
  2. Сайт школы восточных единоборств ВИН-ЧУН КУЭН [Электронный ресурс] / – Режим доступа к сайту: http://wingchun.in.ua/index.php
  3. Планета Винг-Чунь [Электронный ресурс] / – Режим доступа к сайту:
    http://wing-chun.narod.ru/
  4. Конотопская школа вьетнамского Вин-Чун [Электронный ресурс] / – Режим доступа к сайту: http://wingchun-dragon.org.ua/index.html
  5. Вин чун. Статья в Википедии [Электронный ресурс] / – Режим доступа к статье:
    http://ru.wikipedia.org/wiki/Вин_чун
  6. Сайт Вин Чун г.Полтава [Электронный ресурс] / – Режим доступа к сайту:
    http://www.wingchun.poltava.ua/

ВВЕРХ

 
 
© ДонНТУ Максимчук Н. И., 2010