ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ МНОГОФАЗНЫМ БЕСКОНТАКТНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ПОСТОЯННОГО ТОКА

В.Г. Букреев (д.т.н.), Г.П. Шинякова (вед. инженер), А.А. Богданов (магистрант) Томский политехнический университет, г. Томск. 2ФГУП НПЦ «Полюс», г. Томск.


Источник:http://asutp.tpu.ru/Publication/Bogdanov_01.pdf


Приведено описание цифровой системы управления девятифазным бесконтактным двигателем постоянного тока на основе микроконтроллера семейства МК-51. Информация о частоте вращения вала двигателя определяется по сигналам датчика положения вала двигателя. Обоснована практическая целесообразность использования микроконтроллера.

The article presents the description of developed digital control system for 9-phase brushless DC motor based on microcontroller of MCS-51 family. The information of rotor RPM is determined according to rotor position sensor signals. The practical expediency of usage of low-cost unspccialized microcontroller for simple control system is proved.

Несмотря на то, что стоимость специализированных микроконтроллеров для систем управления двигателями постоянно снижается, их использование в некоторых случаях является экономически неоправданным. Кроме того, к специальным цифровым системам управ¬ления требуется дорогостоящие средства разработки и отладки программного обеспечения. В некоторых случаях возможно построение достаточно дешевой цифровой системы управления с использованием более простого микроконтроллера.

Предлагаемая система управления построена на распространенном микроконтроллере семейства МК-51. Аналоги этого микроконтроллера выпускаются как зарубежной промышленностью (фирмы Atmel, Intel и т. д.), так и отечественной промышленностью (1816ВЕ51, 1830ВЕ51).

Упрощенная схема управления коммутатором (К) девятифазного бесконтактного дви¬гателя (Д) постоянного тока представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Функциональная схема управления многофазным БДПТ.

Рисунок 1. Функциональная схема управления многофазным БДПТ.

Логические сигналы с датчиков положения ротора (ДПР) по девяти линиям поступают на схему преобразования сигналов (СПС), где преобразуются в пятиразрядный параллельный код, который поступает на входы микроконтроллера (МК). Это преобразование необходимо, для того чтобы, уменьшить число используемых входов микроконтроллера. Алгоритм преобразования следующий:

– сигналы ДПР 1.1, ДПР 1.2 и ДПР 1.3 (три датчика положения первой трехфазной системы обмоток двигателя) передаются в микроконтроллер без изменения;

– сигналы ДПР2.1, ДПР2.2 и ДПР 2.3 (три датчика положения второй трехфазной системы обмоток двигателя) преобразуются в один сигнал ДПР2 по следующей логической формуле:

Формула (1) (1)
Формула (2) (2)

Информативность сигналов при этом не теряется: в микроконтроллере происходит восстановление информации датчиков положения второй и третьей групп по комбинациям трех сигналов первой группы и сигналов ДПР2 и ДПРЗ.

На основе этой информации в микроконтроллере происходит определение текущего положения ротора и скорости вращения двигателя. Величина скорости косвенно оценивается путем измерения времени между импульсными сигналами ДПР.

Выходные сигналы микроконтроллера поступает на схему разделения сигналов (СРС), которая позволяет разделить шесть управляющих сигналов с микроконтроллера на восемнадцать сигналов управления ключами коммутатора. Обеспечить подачу этих восемнадцати сигналов непосредственно с микроконтроллера невозможно в связи с недостаточным количеством портов вывода. Схема разделения сигналов основана на трех буферных регистрах (К555ИР22). Алгоритм разделения сигналов выглядит следующим образом (рисунок 2):

Рисунок 2. Алгоритм разделения управляющих сигналов коммутатора.

Рисунок 2. Алгоритм разделения управляющих сигналов коммутатора.

Коммутатор состоит из трех трехфазных мостовых инверторов напряжения, выполненных на полевых транзисторах.

Разработанная система управления позволяет реализовать:

  • плавный разгон двигателя до заданной частоты;
  • дискретное и плавное изменение желаемой частоты вращения, в зависимости от команд управления;
  • плавный переход от одной частоты вращения к другой и останов;
  • реверсирование двигателя.

В связи с тем, что микроконтроллер не имеет аппаратной возможности генерации ШИМ-сигнала, широтноимпульсная модуляция осуществляется программными средствами.

Стабилизация частоты вращения осуществляется за счет использования релейного регулятора скорости, который осуществляет увеличение или уменьшение длительности импульса ШИМ в зависимости от текущей скорости. В микроконтроллер могут быть зашиты несколько фиксированных значений необходимой частоты вращения. Кроме того, частота вращения может изменяться плавно в соответствии с программой управления.

По предложенной схеме создан опытный образец с использованием микроконтроллера АТ89С51 (фирмы Atmel). Проведенные эксперименты подтвердили достаточную эффективность разработанной системы управления.

Литература

1.Однокристальные микроЭВМ. М.: МИКАП, 1994

2.Бесконтактные двигатели постоянного тока с транзисторными коммутаторами. Овчинников И.Е., Лебедев Н.И. Л., «Наука», 1979.