Идентификация технического состоятния подшипников качения Мельничук А.С. студент, Гавриленко Б.В. доц., Ph.D. (Донецкий национальный технический университет, Донецк, Украина) Источник: Збірник наукових праць «Автоматизація технологічних процесів. Пошук молодих», Х міжнародна науково-технічна конференція аспірантів і студентів, Донецьк 2010р В современных машинах и механизмах подшипниковые узлы являются неотъемлемой частью, которая лимитирует ресурс их работы. Во время эксплуатации механического оборудования отсутствует прямой доступ к подшипниковым узлам, что затрудняет идентификацию их технического состояния по выявлению дефектов. Поэтому актуальной задачей является разработка методов неразрушающего контроля и своевременного диагностирования зарождающихся дефектов, которые по причине проявления классифицируются на следующие основные группы [1]: - разрушения, вызванные усталостью материала; - повреждения вследствие повышенного износа; - разрушения, вызванные изменением зазоров и посадок между деталями подшипников и опорами ротора; - повреждения из-за нарушения подачи смазки. Усталостные разрушения подшипников качения проявляются выкрашиванием материала дорожек колец и тел качения при воздействии чрезмерно больших нагрузок или скоростей вращения. Износ деталей подшипников выше допустимого, особенно тел качения и поверхности колец, увеличивает радиальные зазоры, что приводит к смещению ротора. Износ гнезд сепаратора происходит в результате неправильного монтажа подшипников и действия значительных осевых нагрузок. Кроме изнашивания имеют случаи усталостного разрушения сепаратора, появления трещин, разрыв перемычек и сепаратора. При определенных условиях работы возможно проскальзывание внутреннего кольца подшипника относительно тел качения, что приводит к износу поверхностей качения. Одной из причин разрушения подшипника является также масляное голодание, приводящее к износу тел качения и сепаратора. Применение метода вибрационной диагностики состояния механического оборудования и спектральный анализ полученных частотных составляющих позволяет идентифицировать состояние и зарождающиеся дефекты подшипниковых узлов машин [2]. При вычислении основных частотных составляющих возмущения подшипников качения принята гипотеза преимущественного действия ударных возбуждающих сил. Частота вращения сепаратора подшипника определяется из выражения:
Частота вращения тел качения определяется из выражения:
Частота мелькания тел качения по наружному кольцу подшипника:
Частота мелькания тел качения по внутреннему кольцу подшипника:
В отличие от выражения (2), характеризующего нормальное состояние механических узлов, частотная составляющая вибрации, обусловленная дефектами форм тел качения, определяется как:
Соответственно частотная составляющая вибрации, вызванная изменением формы внутренней дорожки в подшипнике, определяется из выражения:
Частота вибрации, вызванная изменением формы качения внешней дорожки, определяется из выражения:
В выражениях (1) – (7) приняты следующие обозначения: d – диаметр тел качения, D – диаметр окружности, проходящей через центры тел качения, ? – угол контакта тел качения и кольца подшипника, z – число тел качения. Таким образом, применение спектрального анализа частотных составляющих дефектов позволяет своевременно выявить и оценить техническое состояния подшипников качения, идентифицировать вид зарождающегося дефекта и степень его развития. Перечень ссылок 1. Балицкий Ф.Я. Виброакустическая диагностика зарождающихся дефектов, - Наука, Киев, 1986. 2. БарковА. В.,Баркова Н.А., Азовцев А.Ю. Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации.- Ассоциация ВАСТ, Россия, С-Петербург, 2000. |