портал магистров | ДонНТУ |
УКРОТИТЕЛИ ГИТАРНОГО ГРИФАРичи БлэкморРичи Блэкмор родился 14 апреля 1945 года в городе Уэстон-Сьюпер-Мэр, графство Сомерсет, Англия. Он начал заниматься музыкой в 11 лет. Первую гитару подарил ему отец. По воспоминаниям Ричи, отец оплатил уроки в музыкальной школе с ироничным напутствием: «Либо ты научишься играть на гитаре как следует, либо я её разобью о твою голову». И парень учился: он совершенствовал свою технику игры по 8 часов в день. [1] В 1967 году мало было молодых английских гитаристов с опытом, как у Ричи Блэкмора [2]. Он уже успел переиграть с десятком профессиональных оркестров, работал в студиях звукозаписи в Лондоне и Гамбурге и прославился не только молниеносной техникой игры на гитаре, но и своим взрывчатым темпераментом и неумением, а главное, нежеланием сдерживаться в общественных местах. В это же время начался процесс, который можно назвать «образованием группы Deep Purple». В самых истоках этого легендарного коллектива стояли Ричи Блэкмор и органист Джон Лорд. После продолжительного подбора музыкантов, наработок материала и творческих поисков коллектив все же нашел свое место в хард-роке и сыграл свою роль в его становлении. Гитарный риффы и соло, исполненные Блэкмором в таких композициях как «Black Night» «Smoke on the water», «Lazy», «Burn» воспитали не одно поколение гитаристов. Ричи Блэкмор был непредсказуем на сцене Источник изображения - Last.fm Тяжелый харектер Ричи Блэкмора не раз становился причиной конфликтов внутри группы. В 1975 году он покинул Deep Purple и объединился с группой Elf под руководством вокалиста Ронни Джеймса Дио. Новый коллектив получил название Rainbow и активно использовал имя популярного Блэкмора для продвижения — так, на дебютном альбоме значилось «Ritchie Blackmore's Rainbow». В Rainbow Ричи и Ронни продолжили стилистику хард-рока. Группа также использовала в своей музыке переделки классических и народных музыкальных тем. Rainbow вскоре стали практически сольным проектом Блэкмора, который уволил одного за другим большинство оригинальных членов Elf, а в 1979 второй лидер группы, Дио, в итоге сам перешёл в Black Sabbath. В 1984 году Блекмор, Лорд, Гиллан и Пэйс объявили о воссоединении Deep Purple в составе 1969—1973 годов. «Новые старые» Deep Purple записали альбом Perfect Strangers и провели весьма успешный тур в его поддержку. Но вскоре отношения между Блэкмором и вокалистом Иэном Гилланом вновь испортились. Ричи попытался пригласить на замену Гиллану Джо Линна Тёрнера, своего коллегу по Rainbow, но замена была встречена неодобрительно остальными участниками и частью публики. В итоге Гиллан был возвращен в группу, а Блэкмор после записи альбома The Battle Rages On… и последующего турне, отыгранного Блэкмором не полностью(на японских концертах его заменил Джо Сатриани), покинул её окончательно. В 1993 году Ричи воссоздал Rainbow в новом составе с вокалистом Дуги Уайтом. Новый состав Rainbow был непостоянным и записал единственный альбом Stranger in Us All., в котрый, в частности, вошла обработка классической композиции Эдварда Грига «В пещере горного короля». Поворотным в жизни Блэкмора стал конец 80-х. Ричи познакомился с вокалисткой и поэтессой Кэндис Найт, которая писала часть текстов для Rainbow, а также исполняла бэк-вокал в Rainbow и Deep Purple. В 1997, окончательно официально закрыв Rainbow, Ричи и Кэндис основали Blackmore's Night — фолк-рок проект, названный по их фамилиям. Музыка Blackmore’s Night значительно отличалась от предыдущего стиля Ричи: это были акустические баллады в духе музыки эпохи Ренессанса, в группе появились исполнители на духовых, классических и народных инструментах, а сам Ричи начал играть преимущественно на акустической гитаре. С годами в музыке Blackmore’s Night усилилось влияние рока и появились партии для электрогитары. Ричи Блэкмор и Кэндис Найт Источник изображения - Blogs N Roses Несколько лет назад Ричи и Кэндис официально оформили свои отношения. Теперь они муж и жена. Так прекрасная леди смогла укротить тяжелый темперамент великого Блэкмора и показать миру совсем другого Ричи, не менее харизматичного, виртуозного и любимого миллионами музыкантов и просто ценителей хард-рока. Randy RoadsРэнди Роадс родился 6 декабря 1956 в Санта-Монике, Калифорния. Его отец работал учителем музыки в обычной школе. Но Рэнди потерял его, когда ему было примерно полтора года. Его мать осталась одна с тремя детьми, а Рэнди был самым младшим… У них всегда не хватало средств. Спасал лишь музыкальный магазин, который они открыли, когда отец был ещё жив. Никто из его близких, кроме матери, наверное, не помнят того времени и того Рэнди, когда он ещё не играл на гитаре [3]. Всё началось, когда его мать показала Рэнди одному её знакомому гитаристу… Он решил учить мальчишку, потому как видел, как он смотрит на инструмент. Вскоре учитель подошёл к Долорес, матери Рэнди, и сказал: «Он играет лучше меня, мне просто больше нечему его учить…» Но мальчик не слушал, он играл, играл сам, всегда, он даже телефонную трубку держал плечом, а сам играл. Он всегда хотел одного – играть, играть лучше всех. В десять лет мать начала учить его игре на фортепиано, так как сама была очень хорошим музыкантом, и, тем более, хорошим учителем. Из гитариста вышел музыкант, понимающий и знающий практически всё. Рэнди Роадс Источник изображения - Salad.Days Первой группой Роадса был коллектив его брата Келли под название «Violet Fox». Группа пользовалась немалым успехом, по сравнению с остальными «бандами». Затем он играл в группе «Quiet Riot». С этой группой они смогли записать два альбома. «Quiet Riot» не знала ни недели без концерта, но гастролей у группы не было… Но в конце-концов произошло, пожалуй, важнейшее событие в музыкальном мире Рэнди: он встретил Оззи (Осборна). Того самого великого и ужасного певца в мире! Но, как ни странно, Рэнди никогда не мечтал играть у Оззи – он просто не думал об этом до поры до времени. Как-то раз раздался телефонный звонок… Его позвали ночью на прослушивание, но он идти не захотел. Однако, послушавшись совета матери, которая сказала, что от этого он ничего не потеряет, он решил попробовать. Рэнди пришёл домой буквально часа через три и сказал: «Оззи сказал, что у меня будет работа, я всего минуты две поиграл и всё…» Для Рэнди всё происходило со скоростью смерча, через три месяца он уже переехал в Англию. Работать с Оззи оказалось не накладно, а интересно, они почти всегда работали над всем одни, к тому же Оззи был всего навсего учеником, если смотреть со стороны. Это была золотая пора для обоих. В то время родились лучшие песни: Mister Crowley, Crazy Train, Dairy of the Mad Men… Вообще, все песни, написанные ими, можно назвать лучшими. Хотя на самом деле всё создавалось достаточно банально: Рэнди сидел, играл – импровизировал, а Оззи сидел, слушал и говорил: «Мне нравится этот рифф», других фраз практически не было. И первый альбом начали записывать в апреле 1980 года, через пять месяцев после переезда Рэнди. Вышел альбом «Blizzard of Ozz»… Потом были первые в жизни Рэнди гастроли. Он был немного огорчён: у него были вечные проблемы с оборудованием, он всегда переживал по этому поводу. Тут они поменялись ролями с Оззи: теперь он стал его учителем. Он всегда мог что-то предугадать, знал как заставить публику работать на него, и все огрехи стирались сами собой. После турне они опять заперлись в студии. Альбом «Diary of the Mad Men» был очень труден в написании для Рэнди. Нужен был новый альбом, а не продолжение хита, но времени было намного меньше. Но к ноябрю 1981 они умудрились записать альбом и уже через месяц отправились в турне на корабле! Но самой экстравагантной выходкой Оззи стала просьба написать на билетах следующую надпись: «Нормальные люди не допускаются». Время шло вперед неумолимо… Декабрь 1981: Рэнди Роадс становится «Талантом года» по итогам опроса читателей гитарных журналов. Казалось, что вся жизнь еще впереди, лучшие песни еще не написаны… 20 марта 1982, Лиссбург, Флорида. Маленький самолет разбился, врезавшись в особняк. На борту было три человека вместе с пилотом. Один из них – 25-летнийРэнди Роадс… В один миг не стало одного из лучших в мире гитариста. Ему так и не суждено было написать главную песню своей жизни… За свою недолгую жизнь Рэнди успел зарекомендовать себя не только гитаристом-виртуозом. В нем любили человека. Он притягивал к себе людей: человек, который никогда ни на кого не повысил голос, слушал любой совет со стороны и играл, играл так, как никто не сможет никогда, даже если повторит всё в точности… Джими ХендриксДжеймс Маршалл Хендрикс, родился в городе Сиэтл, штат Вашингтон, 27 ноября 1942 года (кстати, на его первой пластинке год рождения был ошибочно указан, как 1947). В юности его любимыми музыкантами были блюзовые гитаристы Роберт Джонсон и Мадди Уотерс. В 19 лет он вступил добровольцем в десантные войска, однако кадрового военного из Хендрикса не получилось. Менее чем через два года, в 1963 году, медицинская комиссия признала его для военной службы негодным. Армия дала Хендриксу не только выправку и ненависть к дисциплине, в армии Джими встретился и подружился с басистом Билли Коксом, который оставался его другом и играл вместе с ним до последних дней [4]. После армии Хендрикс выступал с различными группами под псевдонимом Джими Джеймс. Однажды, когда он играл в кафе «Уа» в Нью-Йорском районе Гринвич-Виллидж, его увидел импресарио и промоутер по имени Чес Чендлер. Игра Джими Хендрикса произвела на него сильное впечатление. Он привез Хендрикса из Америки в Лондон и устроил конкурс, с тем чтобы подобрать ритм-секцию: басиста и ударника. Место басиста получил Ноэль Реддинг, который к тому времени уже имел предложение от группы «Animals» - занять там место соло-гитариста, а барабанщиком Хендрикса стал Митч Митчелл. Так родилась новая группа «The Jimi Hendrix Experience». Первое выступление группы состоялось в Парижском концертном зале «Олимпия». Джими Хендрикс на фестивале в Вудстоке Источник изображения - http://www.stratocaster.name/greatguitarists.htm Популярность к новой группе пришла очень скоро. Музыка Хендрикса поражала мощью, она была пропитана негритянскими блюзовыми интонациями, но была при этом чем-то совершенно новым, полным психоделической мистики, что обыкновенными пятью чувствами измерить было невозможно. Да и сам Хендрикс с его вызывающими пестрыми одеждами, внешне бесстрастным голосом, и песенными текстами, полными сексуальной фантазии и восточно-наркотических ассоциаций в стиле Боба Дилана ¬ сам Хендрикс был фигурой необычайной. Его можно было любить или ненавидеть, но не оставаться равнодушным. Поклонниками музыки Хендрикса были не только слушатели, но и музыканты, такие как Пит Тауншенд из группы «The Who» и Эрик Клэптон. А в состав участников фестиваля в Монтеррее в 1967 году Джиммми Хендрикс был включен благодаря настоянию Пола Маккартни, хотя из-за этого Хендрикс не смог сняться в фильме «Битлз» «Magical Mystery Tour». Пламенное выступление Хендрикса в Монтеррее сразу же сделало его популярным и у себя на родине, поскольку до этого в Соединенных Штатах особого признания он не имел. Выступление на фестивале было пламенным, как в переносном смысле, так и в прямом: заканчивая свой номер он прямо на сцене облил бензином и сжег свою гитару и усилитель, проявив при этом полное непонимание правил пожарной безопасности. Следующий 1968 год принес еще больший успех. Гастроли Хендрикса проходили при переполненных залах, а две долгоиграющих пластинки «Аxis: Bad As Love» и «Electric Ladyland» - стали золотыми, то есть разошлись тиражом более чем в миллион экземпляров. Казалось бы, для счастья было все: слава, деньги, неограниченные возможности работать, но жизнь Хендрикса не ладится - у него трения с товарищами. После ссоры с Ноэлем Реддингом он проводит ночь в тюрьме, вскоре наступает разрыв с менеджером Чендлером, группа «Experience» распадается. В 1969 году в Торонто он попадает в неприятности из-за наркотиков, и, даже переехав в Нью-Йорк, не может уже избавиться от внимания полиции. В августе 1970 года он выступил в последний раз на фестивале на острове Уайт, а 18 сентября стало известно о внезапной смерти Хендрикса на квартире некой Моники Даннерман в Лондоне. От барбитуратного отравления его стошнило и неудачно сделанный вдох вскоре вызвал удушье -- так, по крайней мере, было объявлено официально. К сожалению, карьера Хендрикса продолжалась недолго. Известным он был около 4 лет, однако за это короткое время он значительно расширил границы рок-музыки, оставив о себе память, как об одном из самых значительных и влиятельных инструменталистов рока наших дней.Джо СатрианиДжо Сатриани родился в Вестбари, Нью-Йорк 15 июля 1956 года. Парень взялся за гитару в возрасте 14 лет. Природные качества позволили ему уже в пятнадцать юных лет давать уроки гитарной виртуозности всякому желающему, непредвзято требуя за урок по пять баксов с головы [5]. В 1974-м Джо совершенствовался вместе с такими джазовыми мастерами, как Билли Бауэ и Ленни Тристано, а в 1978-м переехал из родного Нью-Йорка в более подходящую по духу матушку Калифорнию. Там он продолжил обучать студентов гитарным премудростям и занимался этим прибыльным делом без малого десять лет. Среди любимых учеников числился и взрывоопасный Кирк Хэммет из группы METALLICA. Также можно упомянуть позже прославившихся Девида Брайсона (позже попавшего в неплохую группу COUNTING CROWS), очень авангардного джазового гитариста Чарли Хантера, и Алекса Школьника, которого можно было услышать в MEGADETH, SLAYER или WHITE ZOMBIE, и уж точно в JUDAS PRIEST. Неудивительно, что при настолько уникальном коэффициенте влиятельности Джо не выдержал и решил влиять на мир более непосредственно – путем записей. Первый настоящий альбом вышел в 1986 году, всецело инструментальный. Альбом достойно назывался «Not Of This Earth». Довольно тяжелый и насыщенный. Мир принял его с уважением и вниманием. Конечно, альбому недоставало той искрящейся энергетики, пронизывающей дальнейшее творчество этого великого гитариста, но начало хорошо ощущалось и давило многообещаемостью. Известность к Сатриани пришла с выходом следующего альбома «Surfing With The Alien» (1987). Инструментальная запись моментально стала «платиновой» – такого в американском шоу-бизнесе давно не было. Джо сразу же наделили статусом первого постмодерниста в гитарной музыке. Наверно, стимулом послужила психоделичность внутренней энергии его музыки и обилие ссылок на разнообразнейшие стили, не только подразумевающие классические каноны блюза и джаза. Разрушая старое путем его нетипичного использования, он создает новую форму, не глумящуюся над старой, но в чем-то ее отрицающую. Уже тогда влиятельнейшие гитарные журналы приметили нового гения и устроили масштабную кампанию по популяризации уникальности Джо. Без малейшей суеты по поводу раскрутки Джо стал скромной и монументальной легендой, любимой и узнаваемой по одному лишь эху негромко исторгнутого звука. Сейчас даже в Интернете есть бесчисленные сайты, посвященные гитарам Джо, с подробными списками их предыдущих и последующих владельцев... Вот что значит истинная культовость. Джо Сатриани любит шляпки и очки Источник изображения - GuitarToyBox.com Сегодня дискография Джо Сатриани насчитывает 19 сольных альбомов, а также множество работ в компании с другими артистами. Судя по той энергии, которую демонстрирует Джо на своих концертах, он не собирается на этом останавливаться. И это здорово. Ведь действительно приятно, что существует возможность соприкасаться с тем миром, который создает Джо Сатриани. Миром, состоящим из вибраций, света, музыки и всего остального, что мудрые люди считают самым настоящим. Стив ВайСтив Вай родился 6 июня 1960 года (6-06-60 – забавно, не правда ли?) в Лонг-Айленд, Нью-Йорк, США. Он взял гитару в руки, когда ему было 14 лет. В это время Стив начал брать уроки игры у своего старшего товарища Джо Сатриани. Он использует эти уроки, чтобы поступить учиться в музыкальный колледж Беркли [6]. В возрасте 18 лет Вай сделал промо записи для прослушивания у Фрэнка Заппы. Вай отправил по почте аранжировку запповской «The Black Page», инструментальный трек, написанный для барабанов, и запись, демонстрирующую игру Стива на гитаре. Заппа была столь впечатлен способностями молодого музыканта, что он нанял его в 1979, чтобы тот произвел работу по аранжировке нескольких из его соло. После этого, Вай сделал наложения на многие гитарные партии для альбома Заппы «You Are What You Is». После этого он стал полноправным участником группы и отправился в первое турне осенью 1980 года. Заппа называл Вая, его «маленьким итальянским виртуозом» и включал его в примечания к альбомам, в качестве исполняющего «трюки на гитаре» и «невероятные гитарные партии». Покинув коллектив Заппы в 1982 году, Стив Вай переехал в Калифорнию, где он записал свой первый альбом «Flex-Able. В 1985 году он заменил Ингви Мальмстина, в качестве ведущего гитариста, в группе «Alcatrazz», с которой он записал «Disturbing the Peace». Позже, в 1985 году он присоединился к группе бывшего фронтмена Van Halen, Дэвида Ли Рота. Работа с Дэвидом (вместе они записали 2 альбома) сделала Стива Вая знаменитым. После выхода в свет мультиплатинового «Eat’em & Smile» его фото стали появляться на обложках журналов, а самого Стива пригласили сниматься в фильме «Перекрестки» («Crossroads», реж. Уолтер Хилл, 1986 г.), где он сыграл роль гитариста, продавшего душу дьяволу за право быть лучшим. В том же году Стив получил предложения от нескольких фирм, производящих гитары, предложили ему стать эндорсером их продукции (эндорсер – это музыкант, играющий только на оборудовании одной компании). Но только японской фирме «Ibanez» удалось создать гитару, полностью отвечающую потребностям Стива Вая (24-ладовый гриф, больший вырез нижней выемки на корпусе, усовершенствованный рычаг тремоло и ручка в корпусе). Стив Вай не только стал эндорсером «Ibanez», но и заключил с ними контракт на выпуск серии гитар – «Jem 777». Выпущенные в количестве 777 штук и украшенные собственноручным автографом Стива Вая, эти гитары сейчас являются коллекционной редкостью. Параллельно с работой в группе Whitesnake (совместный выпуск 1 альбома), Стив Вай выпускает свой третий сольник – «Passion & Warfare» (1990 г.), который занял 18 место американского Billboard’a, был номинирован на «Грэмми» и принес своему создателю всемирную славу. Правда, награда Стиву тогда не досталась, зато досталась в следующем году за дуэт «Sofa», исполненный совместно с Фрэнком Запой. Вскоре после этого Вай разрабатывает еще одну гитару – семиструнную «Universe 7-String», за производство которой берется все та же «Ibanez». Эти гитары получили признание в середине 1990-х гг. ( группы «Korn», «Limp Bizkit»). Стив Вай. Двуручный тэпинг Источник изображения - BestGuitarsPlayers.org Следующие два года жизни Стив Вай посвятил продюсерской деятельности. Он создал собственную группу с нехитрым названием «Vai». Результатом творчества группы стал альбом «Sex & Religion» (1993 г.). Он был очень неоднозначно воспринят и поклонниками и музыкальными критиками, и Стив распустил «банду» и вплотную занялся сольной карьерой. Выпущенный уже через год альбом «Alien Love Secrets» (1995 г.) показал, что Стив оказался прав: альбом был воспринят на ура и разошелся огромными тиражами. За ним последовала полноценная пластинка «Fire Garden» (1996 г.), где Стив Вай впервые выступил в качестве вокалиста, обнаружив неплохие данные. Новое тысячелетие ознаменовалось выпуском целой обоймы дисков, среди которых сборник баллад «The 7th Song» (2000 г.) и альбом «Alive In An Ultra World» (в 2001 г.), содержащий музыкальные мелодии тех стран, где Стив Вай был на гастролях (композиция «Whispering A Prayer» в 2002 г. была номинирована на премию «Грэмми»). С 1996 года Стив принимает участие в широкомасштабном амбициозном проекте «Трех гитар» («G3»). В состав этого супертрио, кроме Стива Вая, входят Джо Сатриани и третий знаменитый гитарист (им в разное время были Ингви Мальмстин, Роберт Фрипп, Джон Петруччи и другие знаменитости). Трио до сих пор периодически гастролирует по миру с концертами и мастер-классами. Один из туров трио был связан с выходом новой студийной работы Стива Вая – диском «Real Illusions: Reflections», который увидел свет в 2005 году. К этому же событию компания «Ibanez» выпустила юбилейные медиаторы, а также трехгрифовую гитару. Кроме гастролей, мастер-классов, работы над альбомами, Стив Вай возглавляет собственный инди-лейбл «Favored Nations» и… разводит пчел. А что? Великим позволено многое! Немного о личном гитарном опытеПервый раз я взял гитару в руки, когда учился в 7 классе. На тот момент весь интерес заключался в исполнении дворовых песенок у подъезда. Шло время, и рвать струны вместе стало не интересным. Причиной всему были записи рок-групп, которыми я заслушивался сутки напролет. Мои знания о гитаре и о технике игры на тот момент не позволяли понять, каким образом гитаристы добивались такого звучания, которое можно было услышать на записях. Возможно, именно этот вопрос, не дававший мне тогда покоя и заставил обратиться к музыкальной теории, гитарной литературе и новым записям. Расширив свои теоретические познания и пытаясь воспользоваться ими при игре, я понял, что акустическая гитара советского исполнения не позволяет развиваться дальше. Спасти положение могла электрогитара. Я начал копить на нее деньги...Новый инструмент располагал к занятиям. Им я посвящал много своего свободного времени, тайно мечтая играть как Ричи Блэкмор. Во время учебы в университете, я начал играть уже не в одиночку, а с различными начинающими группами. Первые попытки были, откровенно говоря, неудачными: не хватало мастерства и опыта. Но со временем ситуация изменилась. Довольно успешными можно назвать сотрудничество с группами «Иприт», «Уставшее сердце» (в качестве сессионного гитариста), «WolfRam». За этот период были написаны неплохие песни, сделаны записи и даже снят клип. Ярким памятным событием, связанным с моим увлечением гитарой, является приезд в Донецк Стива Вая. Это произошло в конце октября 2008 года. Мистер Вай давал мастер-класс в ДМ «Юность». Это событие стало своего рода толчком для дальнейшего музыкального развития: я стал заниматься усерднее. А на следующий день после мастер-класса состоялась автограф-сессия в магазине музыкальных инструментов «Музторг», на которой можно было не только получить автограф гитариста, но и пожать ему руку. Стив Вай в донецком Музторге Сегодня я все также продолжають шлифовать технику своей игры. В мои ближайшие творческие планы входит запись нескольких инструментальных гитарных композиций, в которых мне хотелось бы отразить те эмоции, которые вызывает у меня прослушивание композий великих укротителей гитарного грифа, о которых упоминалось выше. Литература
|