Проблема критериев научности
«Проблему нахождения критерия, который дал бы нам в руки средства для выявления различия между эмпирическими науками, с одной стороны, и математикой, логикой и «метафизическими» системами — с другой, я называю проблемой демаркации» (К.Р. Поппер).
В разные периоды развития филосовского мышления проблема демаркации решалась по-разному. Античные философы полагали, что знание (episteme) отличается от мнения (doxa) тем, что знание всегда сохраняет свою истинность, в то время как мнение может быть в одной ситуации истинным, а в другой — ложным. Философы Средневековья обсуждали, главным образом, проблему разграничения знания и веры. С возникновением и развитием философии Нового времени проблема демаркации встала как проблема отделения научного знания от вненаучных форм духовной деятельности.
Актуальность данной тематики обусловлена тем, что наука — одна из важнейших сфер жизнедеятельности человека. В процессе ее развития появляются новые теории и направления. Важной задачей становится определение научности предложенных гипотез. Для этого необходимы критерии, по которым можно судить научности той, или иной теории.
Существует множество различных критериев научности. Основными считаются:
1. Непротиворечивость
2. Верификационизм
3. Фальсификационизм
Рассмотрим подробнее каждый из них.
Рассмотрим два смысла непротиворечивости:
• Непротиворечивость относительно отрицания. «Единственным ограничением, накладываемым на возможные типы противоречий в теориях, является недопустимость логического противоречия. Противоречия же фактов теории допустимы» [5]. (Противоречие фактов теории может быть снято, например, другой интерпретацией).
Критерий в данном смысле — одно из требований дискурсивного (рассудочного) типа мышления — не способствует экспликации (лат. explicatio — истолкование, объяснение) высших истин, да и нашего обыденного окружения.
Таким образом, требование непротиворечивости в данном смысле также ограничивает область применения соответствующего знания
• Семантическая непротиворечивость.По словам А.Ф.Лосева, чистая наука есть «совершенно отвлеченная наука как система логических и числовых закономерностей». В самом деле: даже в дисциплинах естественнонаучного профиля методом науки является построение абстрактных (отвлеченных от конкретной реальности) моделей. Например, модель, описывающая абстрактные процессы механикой Ньютона в Евклидовом пространстве. Применение же в каждом конкретном случае данной модели влечет ошибку, связанную, например, с неоднородностями и искривлениями реального пространства.
Таким образом, критерий непротиворечивости в данном смысле эффективен с позиций относительных истин, но с позиций абсолютных истин наука ему не отвечает (он оказался сильным). Область применения данного критерия научности ограничена.
Цель науки состоит, согласно неопозитивизму, в формировании базы эмпирических данных в виде фактов науки, которые должны быть репрезентированы языком, недопускающим двусмысленности и не выразительности. В качестве такого языка логическим эмпиризмом был предложен логико-математический понятийный аппарат, отличающийся точностью и ясностью описания изучаемых явлений. Предполагалось, что логические термины должны выражать познавательные значения наблюдений и экспериментов в предложениях, признаваемых эмпирической наукой как предложения "языка науки".
С введением "контекста открытия" логическим позитивизмом была сделана попытка переключаться на анализ эмпирических утверждений с точки зрения их выразимости с помощью логических понятий, исключив, тем самым, из логики и методологии вопросы, связанные с открытием нового знания.
При этом эмпирическая эпистемология наделялась статусом основания научного знания, т.е. логические позитивисты были уверены, что эмпирический базис научного знания формируется исключительно на основе языка наблюдения. Отсюда и общая методологическая установка, предполагающая редукцию теоретических суждений к высказываниям наблюдения.
Принцип верификации предусматривал признание обладающими научной значимостью только те знания, содержание которых можно обосновать протокольными предложениями. Поэтому факты науки в доктринах позитивизма абсолютизируются, обладают приматом перед другими элементами научного знания, ибо, по их мнению они определяют содержательный смысл и истинность теоретических предложений.
Иными словами, согласно концепции логического позитивизма "существует чистый опыт, свободный от деформирующих влияний со стороны познавательной деятельности субъекта и адекватный этому опыту язык; предложения, выражаемые этим языком, проверяются опытом непосредственно и не зависит от теории, так как словарь, используемый для их формирования, не зависит от теоретического словаря"[1].
К. Поппер предложил другой критерий истинности научного утверждения — фальсификации.
Наука, по Попперу, — динамическая система, предполагающая непрерывное изменение и рост знания. Это положение детерминировало иную роль философии науки в научном познании: отныне задача философии сводилась не к обоснованию знания, как это было в неопозитивизме, а к объяснению его изменения на основе критического метода. Так, в "логике научного открытия" Поппер пишет: "центральной проблемой теории познания всегда была и остается проблема роста знания", а "… наилучший же способ изучения роста знания — изучение роста научного знания"[3]. В качестве основного методологического инструмента для этой цели Поппер вводит принцип фальсификации, смысл которого сводится к проверке теоретических утверждений эмпирическим опытом. Чем же фальсифицируемость лучше верифицируемости и какова логика рассуждения Поппера?
Объявив задачей методологии изучение механизмов роста научного знания, Поппер основывается на понятой и воспринятой реальности, из которой состоит сфера научного познания. По его глубокому убеждению, наука не может иметь дело с истинной, ибо научно-исследовательская деятельность сводится к выдвижению гипотез о мире, предположений и догадок о нем, построению вероятностных теорий, и законов; таков общий путь познания мира и приспособления наших представлений о нем. Поэтому было бы, мягко говоря, несерьезно какие-то из этих представлений принимать за истинных, а от каких-то отказаться, т.е. нет универсального механизма, который бы мог выявить из многообразия существующих знаний какие из них истинные, а какие являются ложными.
Поэтому задача философии заключается в том, чтобы найти такой способ, который бы позволил нам приблизиться к истине. В логико-методологической концепции Поппера находится такой механизм в виде принципа фальсификации. К. Поппер считает, что научными могут быть только те положения, которые опровергаются эмпирическими данными. Опровержимость теорий фактами науки, следовательно, признается в "логике научного открытия" критерием научности этих теорий.
Логическая модель Поппера предполагает новую концепцию развития. Необходимо отказаться от поиска идеала, окончательно верного решения, и искать оптимальное, удовлетворительное решение.
Список литературы
1. Мартынович С.Ф. Факт науки и его детерминация. Саратов, 1983
2. Патнэм Х. Как нельзя говорить о значении //Структура и развитие науки. М., 1978.
3. Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983, С. 35.
4. Цит. по: Овчинников Н.Ф. «Об интеллектуальной биографии Поппера».// Вопросы философии, 1995, №11.
5. Ильин В.В. Критерии научности знания. — М.: Высш. шк., 1989. — 128 с.