Материалы Международной научной конференции. – Донецк, ДонНТУ  - 2010, 8 с.

 

Галах Н.И.

НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЕРНАДСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

 

Ноосферная концепция, основы которой были заложены Вернадским в его работах 30-х и 40-х годов прошлого века, адресована современности, когда наметился переход человечества в информационную стадию. Концепция ноосферы не только выражает новую ступень в развитии самого естествознания, но и выступает методологическим основанием для исследования информационного общества.

Учение о ноосфере, разработанной Вернадским, представляет собой выдающееся достижение научной мысли. «Вернадский осознал необходимость нового мышления, в условиях, когда человеческая деятельность приняла общепланетарный характер и стала мощной геологической силой, изменяющей биосферу» [3, с.41]. В этих условиях  человек должен мыслить и действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно это относится к научной работе, к ученому, несущему полную ответственность за судьбу биосферы и за будущее человечества.

Одной из ключевых идей Вернадского стал тезис о том, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это существование обусловлено, прежде всего, функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли. Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. «...Мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль» [1, с.26]. Мы являемся наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного хода эволюции. «Человек составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет» [1, с.28].

Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере, странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического процесса – противоречила бы самому процессу. Многое из того, о чем писал Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и человечества. Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза мировой экологической катастрофы, производство оружия массового уничтожения — все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном аспекте.

Вернадский исходил из того, что человеческий разум с самого начала был ориентирован на овладение силами природы. Для этого общество создает специальный социальный институт – науку. «Сформировавшаяся как целостность, наука становиться мощной исторической и геологической силой, которая коренным образом изменяет биосферу. Она является тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества» [3, с.43].

В прошлом, XX веке наблюдался небывалый расцвет науки, настоящий взрыв научного творчества. Наука стала глобальной силой, охватившей всю планету. Вернадский обращал большое внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Эти и многие другие идеи Вернадского о роли науки в развитии человечества, в переходе биосферы в ноосферу имеют актуальное значение для нашего времени. «Биосфера XXI столетия превращается в ноосферу, создаваемую, прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней социального труда человечества» [1, с.44]. Необходимо подчеркнуть неразрывную связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.

Вместе с тем, ХХІ век наглядно демонстрирует нам то, что еще не могло найти отражение в ноосферной гипотезе В.И.Вернадского. Речь идет о конкретных путях «онтологизации ноосферы», то есть о процессе ее перехода из потенциальной стадии в стадию актуальную. И осуществляется этот процесс, не в последнюю очередь, благодаря мировой сети «Интернет».

С помощью Интернета индивидуальный человеческий разум получает возможность в кратчайшие сроки получить доступ к Мировому Разуму человечества, тем самым многократно увеличивая свои возможности. Вернадский даже мечтать не мог о таком состоянии оперативного обмена информацией  между представителями самых разных стран, этносов, конфессий, цивилизаций и континентов. Вот почему ценностная рефлексия ноосферы есть не только неотъемлемой, но и, скорее всего, определяющей характеристикой информационной культуры.

Это особенно важно учитывать в условиях, когда вступившее в стадию электронных коммуникаций мировое сообщество выявляет не только прогрессивно-ноосферные тенденции, но и тупиковые по своей природе информационные суррогаты, названные Ж.Деррида симулякрами. С помощью сети человек погружается не в объективную информацию, т.е. в независимые по содержанию от желания и воли людей связи и отношения, а в виртуальную реальность, в объективированные связи и отношения, представляющие собой вторичную производнуюопредмеченные материализированные человеческие знания, идеалы, интересы и т.д. В этих, виртуальных объективных связях и отношениях имеется иное – новое, во многом нами еще непонятое, звучание целей, и идеалов, и обязанностей, и справедливости и т.д. других субъективных проявлений.

В принципе общество электронных коммуникаций – это прорыв человека в область, во многом для нас неизвестную, но уже и сейчас очевидно – во многом небезопасную. Появление электронных коммуникаций создало немало возможностей для информационно-познавательного развития человека, но вместе с тем, электронные коммуникации именно этой «вторичной» виртуальной информацией сковывают разум человека. Человек, как справедливо отмечает В.А.Кутырев, может замыкаться в горизонте виртуальной реальности, и с трудом ее покидает, вплоть до сумасшествия [5].

В этом смысле виртуальная реальность погружает, втягивает человека в мир иллюзорной информации и реальности, в которой человек ищет спасения, но которая таит в себе огромную опасность: она воздействует на психику человека по некоторым данным в 7 раз сильнее наркологических средств [4].

Таким образом, сетевая онтологизация ноосферы не ограничивается содержанием науки, высокой культуры в широком смысле этого слова, а сопровождается виртуализацией человеческих отношений, их «симулякризацией», зачастую - извращением их сути, когда за чистой формой отсутствует содержание. Наряду с безусловным прогрессом в данной области наблюдается потенциальная опасность деградации человека и человечества.

 

Литература

1.                        Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.

2.                        Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. - М.: Наука, 1988.

3.                        Кузнецов М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества // Вопросы философии. – 1988. - №3. - С. 39-48.

4.                        Никитин Л.Н. Виртуальность – этап или тупик ноосферы? // Творческое наследие В.И.Вернадского и современность. Сб-к трудов Международной конференции 10-12 апреля 2001 г. в гонецке. - Донецк: «Донбасс», 2001. – С.373-377.

5.                        Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000. - №5. - С.23.


Заявка участника

 

Название доклада: ноосферная концепция Вернадского как методологическое основание исследования эволюции информационного общества

Секция выступления: философские проблемы развития КНТ в контексте концепции ноосферы

ВУЗ ДонНТУ

Автор Галах Надежда Ивановна

Адрес автора Донецк 102, ул. Стадионная 18\3

e-mail автора G.Nadejda_zebra@mail.ru

Телефон автора 050-925-96-98

 

Руководитель Додонов Роман Александрович

Звание доктор философских наук

Научная степень профессор

Должность заведующий кафедрой философии ДонНТУ

Адрес руководителя

e-mail руководителя dodonovr@mail.ru

Телефон руководителя 063–135-82-71