Материалы Международной научной конференции. – Донецк, ДонНТУ - 2010, 8 с.
Галах Н.И.
НООСФЕРНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВЕРНАДСКОГО КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ
ЭВОЛЮЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА
Ноосферная концепция, основы которой были
заложены Вернадским в его работах 30-х и 40-х годов прошлого века, адресована
современности, когда наметился переход человечества в информационную стадию. Концепция
ноосферы не только выражает новую ступень в развитии самого естествознания, но
и выступает методологическим основанием для исследования информационного
общества.
Учение о ноосфере,
разработанной Вернадским, представляет собой выдающееся достижение научной
мысли. «Вернадский осознал необходимость нового мышления, в условиях, когда
человеческая деятельность приняла общепланетарный
характер и стала мощной геологической силой, изменяющей биосферу» [3, с.41]. В
этих условиях человек должен мыслить и
действовать в планетарном, биосферном масштабе. Особенно это относится к
научной работе, к ученому, несущему полную ответственность за судьбу биосферы и
за будущее человечества.
Одной из ключевых идей
Вернадского стал тезис о том, что человек не является самодостаточным
живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри
природы и является частью ее. Это существование обусловлено, прежде всего,
функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался
показать Вернадский как биогеохимик. Человечество
само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы
сказывается не только на среде жизни, но и на образе мысли. Но не только
природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она
не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду,
она гораздо глубже. Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно
активизировались планетарные геологические силы. «...Мы все больше и ярче видим
в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с
проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы —
ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно,
прежде всего, с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах
биосферы, где живое вещество играет основную роль» [1, с.26]. Мы являемся
наблюдателями и исполнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка
окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда
вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были
заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного хода эволюции. «Человек
составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно
длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет» [1, с.28].
Отсюда, кстати, можно
заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении
цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере,
странно, если бы научная мысль – порождение естественного геологического
процесса – противоречила бы самому процессу. Многое из того, о чем писал
Вернадский, становится достоянием сегодняшнего дня. Современны и понятны нам
его мысли о целостности, неделимости цивилизации, о единстве биосферы и
человечества. Вернадский видел неизбежность ноосферы, подготавливаемой как
эволюцией биосферы, так и историческим развитием человечества. С точки зрения ноосферного подхода по-иному видятся и современные болевые
точки развития мировой цивилизации. Варварское отношение к биосфере, угроза
мировой экологической катастрофы, производство оружия массового уничтожения —
все это должно иметь преходящее значение. Вопрос о коренном повороте к истокам
жизни, к организованности биосферы в современных условиях должен звучать как
набат, призыв к тому, чтобы мыслить и действовать, в биосферном — планетном
аспекте.
Вернадский исходил из
того, что человеческий разум с самого начала был ориентирован на овладение
силами природы. Для этого общество создает специальный социальный институт –
науку. «Сформировавшаяся как целостность, наука становиться мощной исторической
и геологической силой, которая коренным образом изменяет биосферу. Она является
тем основным звеном, посредством которого углубляется единство биосферы и человечества»
[3, с.43].
В прошлом, XX веке
наблюдался небывалый расцвет науки, настоящий взрыв научного творчества. Наука
стала глобальной силой, охватившей всю планету. Вернадский обращал большое
внимание на гуманистическое содержание науки, на ее роль в решении задач
человечества, на ответственность ученых за применение научных открытий. Эти и
многие другие идеи Вернадского о роли науки в развитии человечества, в переходе
биосферы в ноосферу имеют актуальное значение для нашего времени. «Биосфера XXI столетия превращается в ноосферу,
создаваемую, прежде всего ростом науки, научного понимания и основанного на ней
социального труда человечества» [1, с.44]. Необходимо подчеркнуть неразрывную
связь создания ноосферы с ростом научной мысли, являющейся первой необходимой предпосылкой
этого создания. Ноосфера может создаваться только при этом условии.
Вместе с тем, ХХІ век наглядно демонстрирует нам то,
что еще не могло найти отражение в ноосферной
гипотезе В.И.Вернадского. Речь идет о конкретных путях «онтологизации
ноосферы», то есть о процессе ее перехода из потенциальной стадии в стадию
актуальную. И осуществляется этот процесс, не в последнюю очередь, благодаря
мировой сети «Интернет».
С помощью Интернета
индивидуальный человеческий разум получает возможность в кратчайшие сроки
получить доступ к Мировому Разуму человечества, тем самым многократно
увеличивая свои возможности. Вернадский даже мечтать не мог о таком состоянии
оперативного обмена информацией между
представителями самых разных стран, этносов, конфессий,
цивилизаций и континентов. Вот почему ценностная рефлексия ноосферы есть не только неотъемлемой, но и, скорее
всего, определяющей характеристикой
информационной культуры.
Это особенно важно
учитывать в условиях, когда вступившее в стадию электронных коммуникаций
мировое сообщество выявляет не только прогрессивно-ноосферные
тенденции, но и тупиковые по своей природе информационные суррогаты, названные Ж.Деррида симулякрами. С помощью сети человек погружается не в объективную информацию,
т.е. в независимые по содержанию от желания и воли людей связи и отношения, а в
виртуальную реальность, в объективированные связи и отношения, представляющие
собой “вторичную производную” – опредмеченные
материализированные человеческие знания, идеалы,
интересы и т.д. В этих, виртуальных объективных связях и отношениях
имеется иное – новое, во многом нами еще непонятое, звучание целей, и идеалов,
и обязанностей, и справедливости и т.д. других субъективных проявлений.
В принципе общество
электронных коммуникаций – это прорыв человека в область, во многом для нас
неизвестную, но уже и сейчас очевидно – во многом небезопасную. Появление
электронных коммуникаций создало немало возможностей для
информационно-познавательного развития человека, но вместе с тем, электронные
коммуникации именно этой «вторичной» виртуальной информацией сковывают разум
человека. Человек, как справедливо отмечает В.А.Кутырев,
может замыкаться в горизонте виртуальной реальности, и с трудом ее покидает,
вплоть до сумасшествия [5].
В этом смысле виртуальная
реальность погружает, втягивает человека в мир иллюзорной информации и
реальности, в которой человек ищет спасения, но которая таит в себе огромную
опасность: она воздействует на психику человека по некоторым данным в 7 раз
сильнее наркологических средств [4].
Таким образом, сетевая онтологизация ноосферы не
ограничивается содержанием науки, высокой культуры в широком смысле этого
слова, а сопровождается виртуализацией человеческих отношений, их «симулякризацией», зачастую - извращением их сути, когда за
чистой формой отсутствует содержание. Наряду с безусловным прогрессом в данной
области наблюдается потенциальная опасность деградации человека и человечества.
Литература
1.
Вернадский
В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988.
2.
Микулинский С.Р. Очерки развития историко-научной мысли. - М.: Наука,
1988.
3.
Кузнецов
М.А. Учение В.И. Вернадского о ноосфере: перспективы развития человечества //
Вопросы философии. – 1988. - №3. - С. 39-48.
4.
Никитин
Л.Н. Виртуальность – этап или тупик ноосферы? // Творческое наследие В.И.Вернадского и
современность. Сб-к трудов Международной конференции
10-12 апреля
5.
Кутырев В.А. Оправдание бытия // Вопросы философии. – 2000. - №5. - С.23.
Заявка участника
Название доклада: ноосферная концепция Вернадского как
методологическое основание исследования эволюции информационного общества
Секция выступления: философские
проблемы развития КНТ в контексте концепции ноосферы
ВУЗ ДонНТУ
Автор Галах Надежда
Ивановна
Адрес автора Донецк
102, ул. Стадионная 18\3
e-mail автора G.Nadejda_zebra@mail.ru
Телефон автора 050-925-96-98
Руководитель Додонов
Роман Александрович
Звание доктор
философских наук
Научная степень профессор
Должность заведующий
кафедрой философии ДонНТУ
Адрес руководителя
e-mail руководителя dodonovr@mail.ru
Телефон руководителя 063–135-82-71