ДонНТУ > Портал магистров
Магистр ДонНТУ Голкова Лилия

 

Внедрение новых форм финансирования и распределения денежных средств в систему среднего образования

 

Образование — процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. В процессе образования происходит передача от поколения к поколению знания всех тех духовных богатств, которые выработало человечество. Уровень общего и специального образования обуславливается требованиями производства, состоянием науки, техники и культуры, а также общественными отношениями.


Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.


В широком смысле слова, образование — процесс или продукт формирования ума, характера или физических способностей личности. В техническом смысле образование — это процесс, посредством которого общество через школы, колледжи, университеты и другие институты целенаправленно передает свое культурное наследие — накопленное знание, ценности и навыки — от одного поколения другому».


 В обыденном понимании образование кроме всего прочего подразумевает и, в основном, ограничено обучением учеников учителем. Оно может состоять в обучении чтению, письму, математике, истории и другим наукам. Преподаватели по узким специальностям, таким как астрофизика, право или зоология, могут обучать только данному предмету, обычно в университетах и других ВУЗах. Существует также преподавание профессиональных навыков, например, вождения. Кроме образования в специальных учреждениях существует также самообразование, например, через интернет, чтение, посещение музеев или личный опыт.

Право на образование в настоящее время подтверждено национальными и международными правовыми актами, например, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым ООН в 1966 году. [1]

Опыт различных стран в области среднего образования


Велик и разнообразен мир вокруг нас. По-разному развиваются общества, по-разному мыслят люди (Ðèñ. 1). Одной из самых явных причин этих различий являются модели образования. Существующие «классические» образовательные модели можно условно разделить на модель европейскую, американскую, советскую и японскую. Каждая из них имеет свои особенности и отвечает определенным условиям развития общества. Под особенностями подразумеваются, в первую очередь, ориентация на точные или гуманитарные науки, теоретическую или практическую подготовку, детальное изучение старого или на создание нового.

Использование той или иной модели образования приводит к «формированию» в различных учебно-воспитательных заведениях разных выпускников, а, следовательно, и граждан, по-разному воспринимающих окружающий мир, с различными целевыми установками и степенью готовности жить и творить в современном мире.

Школы в разных странах

Рисунок 1- Школы в разных странах


Несмотря на различия европейских систем образования, у них есть одна сходная черта – приверженность модели LiberalArts, использование которой формирует у человека привычку делать выбор и нести за него ответственность. К примеру, модель позволяет студентам самостоятельно выбирать курсы из списков, предложенных в школе и высших учебных заведениях. Если учащийся ошибается в выборе, то в следующем году у него есть возможность исправить ошибку и записаться на другой курс. Главное, что это его выбор, его мотивация, его ответственность. Такая образовательная модель приучает учащегося думать самостоятельно, искать дополнительные источники информации, не ограничиваясь знаниями, получаемыми на уроках.


Кроме того, модель учит учиться – осваивать новые знания на базе старых, которые и объясняют новые. Другими словами, чем больше человек учится, тем больше он может выучить. Ну а поскольку новые знания попадают в контекст иже имеющихся, модель LiberalArts дает учащемуся видеть вещи целостно.


У европейской модели образования есть множество вариаций. К примеру, в немецкой школе ценятся, в первую очередь, порядок и послушание; во французской – личные способности и достижения учащихся; в английской - принадлежность к определенному общественному слою и наследственность. В последнее десятилетие до уровня этих признанных школ поднялась и образовательная модель Финляндии. Этому государству удалось максимально эффективно внедрить в систему образования новые информационные технологии. Также были приложены все усилия для того, чтобы сделать саму систему более гибкой и способной реагировать на изменяющиеся условия среды.


Признав эффективность такой образовательной модели, Соединенные Штаты позаимствовали ее основной элемент – возможность делать выбор, и максимально упростили образовательные программы. Кроме того, они сделали курсы очень практичными. Ученикам преподают не теоретические конструкции, а учат решать практические задачки. К примеру, на уроке географии учитель может дать задание схематически изобразить дорогу из школы домой. Однако ребенок может так и не узнать, где находится Средиземное море или как называется столица Бразилии. Безусловно, практичная ориентированность пригодится ребенку в жизни и сформирует у него смекалку, однако не позволит выдержать академическую конкуренцию европейского сверстника.


Кроме того, в Америке нет унифицированного школьного стандарта. То есть школы устанавливают перечень и объем предметов, необходимых для выполнения программы начального и среднего образования, самостоятельно. И никто не в ответе за то, что абитуриенты изначально поставлены в разные условия.
Это «игнорирование» интереса среднестатистического учащегося связано с тем, что американская программа обучения рассчитана не на «середняка», а на отстающего. Еще в школе детей делят по способностям на несколько групп при помощи стандартизированных тестов, созданных для измерения «коэффициента интеллектуального развития» (IQ). И именно на группы детей, набирающих наименшее количество баллов американцы расходуют большую часть всех затрат на образование (92 %), а наиболее способным и трудолюбивым детям достается менее 1%.

Эффективность данного подхода вызывает споры. Часть американских преподавателей считает, что в таком случае происходит нерациональное использование государственных средств и усилий учителей. Именно в этом они видят причину того, что Соединенные Штаты постоянно нуждаются в студентах, способных учиться на математических и технологических факультетах. Для разрешения этой проблемы в Америку приглашаются студенты и ученые со всего мира. Рядовые же американцы удовлетворены простой и практичной системой образования и продолжают заниматься деятельностью, которая не требует серьезных умственных затрат.

Школа – как механизм развития человеческого общества 


Важно осознавать, что решить все проблемы одним махом невозможно. И не потому, что Украина бедная или нерадивая. Примечательно, что цели реформирования системы образования развитых стран схожи с украинскими (к примеру, соответствие системы образования новейшим веяниям времени; вручение аттестата об окончании школы почти всей молодежи и т.д.). Это неудивительно, ведь в мире царит глобализация, и общественные ожидания от модели образования становятся все более схожими. Потому кажутся оправданными идеи построения единой глобальной системы образования. (Ðèñ. 2)

Заинтересованность в учёбе у школьников

Рисунок 2 - Заинтересованность в учёбе у школьников

Основные идеи глобального реформирования образовательных моделей:


- представление образования не столько как инструмента локальной (по месту и времени) социальной политики, сколько средства общественного развития и разрешения общественно значимых проблем; школа не только как механизм воспроизводства, но и механизм развития общества;
- перенос центра внимания с процесса обучения (передачи знаний) на процесс тренинга интеллектуальных функций;
- расширение набора типов знаний и реорганизация учебного материала вокруг деятельности, а не вокруг предмета.
Идеологи такого подхода полагают, что совершенствование существующей системы образования возможно за счет перехода от нынешнего научно ориентированного образования к образованию, ориентированному на деятельность.

Однако процесс достижения подобных целей требует максимальной согласованности действий в масштабах государства или всего мирового сообщества. Более реалистичным подходом на сегодняшний день, по всей видимости, является постепенное внедрение элементов этого подхода в образовательные системы каждой из стран [2] .

Общее описание предлагаемого проекта

Актуальность данного проекта заключается в том, что директор школы выступает в роли менеджера учебной фирмы, работающей на свободном рынке, а также возникает необходимость сочетания базового школьного образования с дополнительным образованием. (Ðèñ. 3)

Образец высшей школы

Рисунок 3 - Образец высшей школы

Основные идеи:
- перевод образовательных учреждений в статус автономных некоммерческих учреждений;
- финансирование происходит непосредственно из бюджета в образовательное учреждение, минуя посредников;
- расширение набора типов знаний и реорганизация учебного материала вокруг деятельности, а не вокруг предмета;
- создание ситуации успеха для любого ученика, что благотворно сказывается на воспитании его личностного достоинства;
- построение занятия осуществляется в определённой логике, зависящей от его цели и типа;
- создание единого образовательного комплекса;
- создание программного продукта для работы системы.

Основные этапы на пути создания программного продукта:
- проведение анкетирования среди учащихся и учителей;
- создание базы данных;
- систематизирование данных;
- проведение анализа полученных данных;
- создание программных модулей для отслеживания движения денежных средств и разносторонности учащихся.

Ниже представлена общая схема данного проекта (Ðèñ. 4) :

Общая схема предлагаемой системы

Рисунок 4 - Общая схема предлагаемой системы

Также одним из существенных аспектов данной идеи является выдача по окончании средней школы учащемуся диплома о среднем специальном образовании, т.к. в процессе обучения в старших классах присутствовало углубленное изучение дисциплин по определенному профилю. Что автоматически отрицает необходимость существования училищ, техникумов и других специальных учреждений, которые, по сути, не производят никакой профессионально-подготовительной деятельности.

Список литературы:

1. Статкова К. С. Реформирование системы среднего образования в Болгарии в условиях европейской интеграции: диссертация кандидата социологических наук: 22.00.08. - Москва, 2005. - 145 с. : ил. РГБ ОД, 1944:г. [электронный ресурс]: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/222495.html

2. Милкус А. Интернет-газета "Комсомольская правда", ст. "Директор школы – педагог или менеджер?", 27.11.2007. [электронный ресурс]: http://www.kp.ru/daily/24008/84343/

Фотографии взяты с сайтов:

1. http://slavs.org.ua/manipulation2

2. http://school144.edusite.ru/p57aa1.html

3. http://school97.my1.ru/index/0-2

 

 

Автореферет Библиотека Ссылки Отчет о поиске Автобиография