УЛУЧШЕНИЕ МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИИ ТРУДА В ВУЗах


Сфера услуг охватывает спектр деятельности: от торговли и транспорта до страхования, финансирования, посредничества и т.д. Вместе с этим, существуют услуги, спрос на которые является условно постоянным. К такому виду услуг принадлежат образовательные услуги. В литературе они рассматриваются как важные и самобытные экономические блага, потребительские ценности которых создаются трудом педагогических сотрудников. Стоимость образовательных услуг высока, что обусловлено использованием высококвалифицированного педагогического труда, учебно-лабораторного оборудования, высокой долей постоянных затрат.

Международный опыт свидетельствует о том, что для отрасли образования с её ограниченными возможностями коммерциализации и прибыльной деятельности присущ специфический и неоднородный рынок образовательных услуг. Характерной особенностью современного развития экономики образования является то, что с каждым годом возрастает доля частного сектора в системе учебных заведений. Целью данной работы является обеспечение качества образовательных услуг, что является одной из главных задач высшей школы сегодня. Необходимо научиться работать в соответствии с принятыми критериями качества. В учебных заведениях Украины остро встает проблема управления мотивацией персонала, т.к. понятие «управление персоналом» до недавнего времени в управленческой практике отсутствовало. Итак, основным инструментом менеджмента персонала является мотивация труда, т.к. именно она в конечном итоге обеспечивает конкурентоспособность учебного заведения. Также немаловажно формирование корпоративного стиля и демократических установок внутри ВУЗа. На него непосредственно влияет тема свободы слова и независимости студенческих средств массовой информации, как показывает практика, напрямую связана и с финансовым обеспечением их деятельности, и с внутренним менеджментом, и с разработкой маркетинговой стратегии, а в особенности – с редакционной политикой.

Студенческие СМИ должны быть созданы, и контролироваться исключительно студенческими объединениями либо общественными организациями. Само собой разумеющееся, данные организации должны иметь определённый запас навыков и умений как стратегического планирования и отработанную схему внутреннего менеджмента, так и уровень материальной обеспеченности. Большинство аналитиков сходятся в том, что студенты не являются конечным потребителем образовательных услуг. Настоящим потребителем является работодатели, которые как представители общества оценивают продукт образования, назначая первичные зарплаты молодым специалистам. Даже при заинтересованности нынешних студентов полностью овладеть выбранной специальностью они, в большинстве случаев, могут рассчитывать только на себя. Всех их объединяет одна беда – почти полное отсутствие связи с производством.

Таким образом, систему подготовки следует изменить следующим образом: - после изучения студентами комплекса общеобразовательных дисциплин (как правило, после второго курса), несколько студентов закрепляются за одним из преподавателей ВУЗа. Процедура закрепления оформляется приказом ректора или распоряжением декана факультета. Максимальное количество студентов на одного преподавателя не должно превышать пяти человек с каждого курса. - преподаватель руководит производственной и учебной практикой своих подопечных, дипломированием и обеспечивает их трудоустройство после окончания ВУЗа. - за каждого подготовленного и трудоустроенного специалиста преподаватель-наставник получает надбавку за сложность и напряженность в работе на протяжении следующего учебного года.

Студенчество не занимает самостоятельного места в системе производства, студенческий статус является заведомо временным, а общественное положение студенчества и его специфические проблемы определяются характером общественного строя и конкретизируются в зависимости от уровня социально-экономического и культурного развития страны, включая и национальные особенности системы высшего образования. Таким образом, студенчество выполняет особую роль в системе общественного разделения труда, которая заключается в подготовке к выполнению функций интеллигенции. Не участвуя постоянно в производстве материальных и духовных ценностей, студенчество, тем не менее, частично участвует в опосредованном производительном и непроизводительном труде в форме учебы, роль которой в обществе возрастает.

Подводя итоги, можно сказать следующее: стабилизация воспроизводства студенческой молодежи показывает, что интерес к высшему образованию сохранился, что также нашло отражение в «подъеме» его ценности в иерархии инструментальных ценностей студентов. Однако многообразны и противоречия, возникающие между институтом высшего образования и различными другими сегментами общества, которые приводят к нарастанию неудовлетворенности студентов качеством получаемой подготовки, деформации отдельных слоев образовательного процесса. Но самое главное – происходит неуклонное снижение основного результата функционирования высшей школы – образованности студентов, уровня их профессиональной компетентности.

Таким образом, обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности, соответствия потребностям личности, общества и государства является главной задачей университета, его политики. Также основным направлением решения вышеописанных проблем может стать исследование отличий мотивации труда в высших учебных заведениях разных уровней и форм собственности. Успешная реализация этой задачи зависит от эффективности системы менеджмента университета. А стратегической целью является создание условий для эффективной реализации миссии университета посредством укрепления партнерских отношений всех субъектов университета для улучшения условий профессиональной деятельности и социальных условий преподавателей, сотрудников и студентов.


Список литературы:
1. Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент. СПб.: Питер, 2004.
2. Орлов А.И. Учебник по менеджменту. М.,2002.
3. Спивак В.А. Корпоративная культура. СПб: Питер, 2001.