ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе
Магистр ДонНТУ Губань Богдан Игоревич

Губань Богдан Игоревич

Факультет компьютерных наук и технологий
Специальность: Програмное обеспечения автоматизированных систем

Личный опыт кандидата в мастера спорта по велоспорту

Велосипед

«Шлем – это у Шумахера, у велосипедиста каска»

В.А. Истомин

Восемь лет своей жизни я посвятил велоспорту. Теперь могу уверенно сказать, что велосипед – не только инструмент, велосипед — это часть гонщика.

Велосипед состоит из:

Правильная установка седла имеет большое значение потому, что спортсмен проводит в седле многие часы. На собственном опыте убедился, что длительность нахождения в седле может меняться от одного до восьми часов. Чем больше соответствует седло и его установка анатомии седока, тем меньше он устаёт.

Высота руля зависит от положения уже установленного седла, от типа руля, длины верхней трубы рамы, длины рук и корпуса велосипедиста. Я устанавливаю руль таким образом, чтобы его высота была половиной высоты установки седла. Правильность установки седла и руля надо обязательно проверить перед началом тренировки, а особенно соревнований!

Правильность установки руля и седла определяют следующим образом. При плавном педалировании велосипедист не должен ёрзать на седле из стороны в сторону, руки, лежащие на ручках руля, слегка изогнуты в локтях, велосипедист не должен сутулиться, спина его по всей длине лишь слегка согнута. Во время езды шея, спина, руки человека не должны испытывать чрезмерного напряжения.

Во время езды можно принимать два основных положения на велосипеде. Обычно ездят сидя в седле, но иногда, стоя на педалях. При втором положении следует прибавить усилия для нажатия на педали. Называется это положение «танцовщица». Необходимо встать с седла, наклонить корпус немного вперёд и перенести вес тела то на одну, то на другую ногу. При нажатии правой ногой на педаль та же рука рука тянет руль вверх, а левая нажимает на руль вниз. При этом велосипед несколько наклоняется влево и наоборот. Такой метод езды применяется для быстрого разгона, на крутом подъёме или на трудно проезжем участке.

Техника педалирования тоже имеет большое значение. Колени велосипедиста должны двигаться в строго параллельных плоскостях. Если правильное движение ног не получается, нужно специально тренироваться, немного разводя в стороны пятки, а колени приближая к верхней трубе рамы. Со временем должен появиться навык вращать педали равномерно, плавно, без рывков.

При педалировании различают четыре фазы: нажим, проводка, подтягивание и проталкивание педали. Самой производительной и продолжительной фазой в любом случае остаётся нажим на педаль. При наличии туклипсов одновременно с нажимом другая нога помогает первой, подтягивая педаль вверх. В какой-то степени туклипсы дают возможность осуществить и проталкивание педали в ее верхнем положении, но эффективнее проталкивание осуществляется с помощью контактных педалей. Проводка педали в нижнем её положении возможна только с помощью них. Таким образом нога прилагает усилие к педали в течение всего оборота вала каретки, исключаются так называемые мёртвые зоны, круговое движение педалей становится более плавным и лёгким. При этом необходимо следить, чтобы носок ноги в фазах проводки, подтягивания и проталкивания педали был ниже пятки.

Профессиональный велосипедист должен освоить технику переключения передач в разных режимах и в различных дорожных условиях, особенно если у велосипеда - не фиксированное положение передач. Важно, чтобы пальцы рук, действуя рычажками переключателя, чувствовали положения рычажка, соответствующие попаданию цепи на ту или иную звёздочку. Во время переключения надо свободно без усилия крутить педали. Переключение легко осуществляется, когда цепь не находится под нагрузкой и велосипед имеет запас скорости. Поэтому переключать передачи надо заблаговременно: до того, как велосипед потерял скорость на подъёме, перед трудным участком.

Многие велосипедисты-любители пренебрегают маленькой ведущей звёздочкой. Даже при езде против ветра они зачастую ставят цепь на большую ведущую и маленькую ведомую звёздочки. Между тем грамотный велосипедист, поставив цепь на малую ведущую звёздочку и ведомую с 21-23 зубьями, разовьёт большую скорость с меньшими физическими затратами. Для езды на малых передачах частоту педалирования надо повысить до 80-90 оборотов в минуту, что достигается тренировками. Рекомендуется в начале сезона наездить не менее 1500 км на малых передачах и только затем воспользоваться большими передачами.

На малых передачах (малая ведущая звёздочка, ведомая - 19-21 зубьями) целесообразнее ездить по городу - велосипед будет быстрее трогаться с места на перекрёстках, легче набирать скорость в острых дорожных ситуациях, он будет лучше управляться, наконец, это будет дополнительной тренировкой.

На шоссейном велосипеде толщина покрышки составляет всего 18-20 мм, что требует определённых навыков, так как такие шины имеют малую площадь сцепления с дорогой. Хотя в сухую погоду крутые виражи они позволяют проходить на большой скорости, необходимо учитывать дорожные условия. К примеру, на повороте часто поверх асфальта лежит тонкий слой песка или мелких камешков. Неправильно выбранная скорость и угол наклона велосипеда может привести к заносу и падению. Особенно внимательным надо быть в дождливую погоду, когда покрышки имеют плохое сцепление с полотном шоссе. Как показывает практика, большинство падений в дождь и слякоть происходит на поворотах, а также при переезде через железнодорожные переезды.

Несколько соображений по поводу торможения. Вообще-то самое лучшее - пользоваться тормозами как можно реже. Во всяком случае, не нужно без надобности тормозить резко. Причём при торможении усилия к заднему тормозу должны прилагаться меньшие, чем к переднему. Для остановки велосипеда на сухой дороге в заранее намеченном месте, если на пути нет препятствий, велосипедист за 150-200 м до намеченного места должен прекратить крутить педали, небольшими короткими нажатиями на тормоза снизить скорость до минимума и при небольшой скорости движения окончательно остановить велосипед.

Важным атрибутом велоспорта является форма. От правильного подбора формы может зависеть судьба гонки. Следует внимательно подбирать велотуфли, форму, каску, перчатки и прочие реквизиты.

Практика езды на велосипеде

«Гонщику без мозгов, каску можно не одевать»

В.А. Истомин

Я занимался в СК «Доломит» г. Докучаевска. Упорные ежедневные тренировки целой командой помогли довести до совершенства вышеописанные приёмы. Огромную долю в наш успех внёс тренер – Истомин Владимир Алексеевич. Благодаря ему велоспорт для меня стал не просто увлечением, а неотъемлемой частью жизни, а команда – второй семьёй. Вместе мы проводили часы, дни, недели.

Принимали командное участие в чемпионате Донецкой области, гонке «Золотые колеса» в г. Харькове по брусчатой мостовой, заездах в Белой Церкви, Ялте, Николаеве, Кировограде, Суммах и других городах.

…Вот наша команда выехала на дорогу для тренировок. Основной принцип, определяющий всю тактику, это принцип сопротивления воздуха: то есть гонщик, движущийся первым, создаёт своим телом область воздуха за собой, в которой сопротивление встречного воздуха меньше. Таким образом, гонщик, движущийся по дороге со скоростью 40 км/ч, получает сопротивление воздуха в размере 5 кг, а гонщик, движущийся непосредственно за ним, получает сопротивление воздуха в размере 3 кг. А при встречном или встречно-боковом ветре соотношения сопротивлении воздуха могут быть еще более внушительными.

Велоспорт – борьба личностей

Каждый вид спорта – это борьба. Для меня велоспорт - это борьба личностей, характеров и менталитетов. Борьба силы духа и совершенства тела.

В многочасовом соревновании, где каждый гонщик выполняет свою роль, пересекающиеся интересы плюс тяжелейшая работа на выносливость выплёскивают наружу все личностные качества человека. Его неподатливость, терпение, волю. И в самые тяжёлые моменты только эти качества становятся решающими на пути к заветной цели.

Ярким примером проявления личностных качеств является сражение двух выдающихся спортсменов и ярчайших людей современности - двенадцатый этап легендарной «Tour de France» 2000 г. и сражение за гору «Mon Ventu». Жаркий июльский день открыл человечеству незабываемое событие. Битву импозантного итальянца и упрямого техасца. Это сражение станет венцом целой эпохи в велоспорте. Тот день стал примером человеческой силы и вошел в историю. Марко Пантани уже с нами нет, а Ленс Армстронг отправился на пенсию, но в истории планеты это событие будет жить вечно.

Узнать мир

Велосипед и хорошая физическая форма помогают узнать окружающий мир в свежих, совершенно новых деталях и ракурсах, а также сэкономить уйму времени на путешествия. Подготовленный спортсмен может проехать за один день на велосипеде до 150 км. Это огромное расстояние, и если маршрут лежит через интересные и живописные места - это будет незабываемое путешествие. Увидеть получиться гораздо больше чем из автомобиля или автобуса. Смотреть большие города на велосипеде имеет свои преимущества – ты не являешься заложником пробок или городского транспорта. Так что, если не лениться, то все получиться.

Литература

  1. Полищук Д.А. Велосипедный спорт. - Киев: Олимпийская литература, 1997 – 343стр.
  2. Лэнс Армстронг, Сэлли Дженкинс Не только о велоспорте: мое возвращение к жизни. - Минск: Попурри, 2005 г. – 448 стр.
  3. Голубев А.Н. Никто не любит Крокодила. - Москва: Коммунист 1989г. – 456стр.
  4. Технический портал www.birota.ru
  5. Новостной портал www.cyclingnews.com
  6. Медиа портал www.youtube.com


ДонНТУ > Портал магистров ДонНТУ || Об авторе