Источник: Доклад по дисциплине «Риторика и ораторское искусство», который состоялся 26 мая 2010 года.
«Слово – одно из величайших орудий человека. Бессильное само по себе – оно становится могучим и неотразимым, сказанное умело, искренно и вовремя».
А. Ф. Кони
По своему физическому и душевному складу мы далеко неодинаковы, и что может один – не всегда по силам другому. Не можем, разумеется, все мы быть и одинаково талантливыми ораторами: у третьего – больше научных знаний и т. д.
Все мы, прежде всего, различаемся по темпераменту и не можем быть одинаково талантливыми ораторами: у одного более сильный и приятный голос, у другого больше научных знаний, одни более живы, подвижны, эмоциональны, другие – более спокойны и, может быть, обладают большей настойчивостью. С этой точки зрения всех ораторов можно разделить на две большие группы:
1) Эмоционально-воодушевленный оратор,
2) Рационально-бесстрастный оратор.
Вторая группа ораторов распадается еще на группы:
1) Оратор-эрудит,
2) Оратор «мыслящий вслух»,
3) Оратор здравого смысла.
Эмоционально-воодушевленный оратор
Впечатлительные натуры вкладывают в свои слова не только мысли, но и чувства. Они способны на воодушевление, которое, невольно передаваясь слушателям, воодушевляет и их. Дар воодушевленной, проникнутой живым чувством речи – драгоценный дар для агитатора.
Оратор, не способный к искреннему воодушевлению (или при теме недостаточно воодушевляющей) и пытающийся в то же время воодушевить толпу, – впадет в ложный тон, начнет, как это мы часто и наблюдаем, кричать, махать руками, в результате лишь насмешит слушателей и не достигнет того, чего хотел.
Для убедительности речи, прежде всего, нужны очевидные доказательства, прочные факты, без которых бессильны и искренний пафос и искренняя неодушевленность оратора. «Нужны пафос фактов и красноречие фактов; если не будет этого, вы можете с таким же успехом стучать в бубен и воображать себя, оркестром». Сдержанность в обращении всегда ближе ведет к цели, чем шумливость.
Помните: хорош не тот оратор, речь которого вызывает разговоры о самом ораторе, нет – хорош тот оратор, хороша та речь, которая вызывает разговоры и размышления по вопросам, затронутым в речи оратора.
Вольной или невольной ошибкой ораторов рассмотренного типа является часто уклонение от истины, гипербола, раздувание из мухи слона. Эмоционально-воодушевленные ораторы вообще склонны к преувеличениям. Беспристрастное объективное изложение вопроса – редкое, ценнейшее явление в практике таких ораторов.
Оратор-эрудит
Если лучшим агитатором является воодушевленно-эмоциональный тип оратора, то лучшим пропагандистом, распространяющим, углубляющим и отстаивающим новые идеи, является бесстрастный, спокойный оратор, вооруженный не только даром речи и здравым смыслом, но и большой научной эрудицией; вооруженный обширными и разносторонними научными сведениями.
Об огромной силе научно-обоснованного слова говорить не приходится – это очевидный факт. Всякий, кому часто приходится выступать пред обществом и говорить на политические или общественные темы, должен быть научно-образован и постоянно пополнять и освежать запас своих знаний. Заметят слушатели, что вы отстали от жизни и науки – не будут вас серьезно воспринимать и слушать. Ссылающийся на выводы науки должен сам ясно представлять то, на что хочет опираться.
Наука – это море! Нужно умело черпать из него, а не плавать в нем на глазах публики!
Следует избегать слишком большого количества научных сведений, где истина и без них вполне ясна – иначе лишь утомите слушателей и вызовете в них одну досаду. Вообще, впадать в ненужное многословие – отличительная, типическая ошибка ораторов от науки.
Оратор «мыслящий вслух»
Особым типом ораторов можно отметить мыслящих вслух. Говорящий не сообщает вам готовых истин, не призывает вас следовать за тем-то и тем-то, а перед вами и как бы вместе с вами соображает, как вернее решить вопрос.
Он приведет соображения за высказываемое положение, приведет соображения против него, сопоставит их так, что вывод сам напрашивается у слушателей.
Мыслить вслух – счастливая черта немногих ораторов. Однако есть отрицательные свойства: вот, например, оратор забыл, что еще хотел сказать, остановился, схватился за голову, думает. А слушателям или от души жаль «беднягу», или они открыто смеются над ним!
Под мыслями вслух разумеется не припоминания или хватания за первую попавшуюся мысль, а лишь уменье так сопоставить свои соображения, чтобы выводы как бы родились здесь, в аудитории, и, прежде всего, в головах слушателей.
Гаррис этот прием считает самым сильным приемом хорошего адвоката.
Итак, не забывайте, что иногда сильнейшим ораторским приемом является уменье предоставить, слушателям самим разобраться и самим прийти к намеченному вами выводу.
Оратор здравого смысла
Есть тип людей удивительно рассудительных, умеющих убедить, как без блеска красноречия, так и без ссылок на науку.
Соображения здравого смысла да ссылки на очевидные факты повседневной жизни – вот все его оружие ораторов этого типа. Оружие несложное, но часто верное и меткое. Способность, которую мы называем здравым смыслом, к сожалению, не достигается теми или другими упражнениями. Если вы не родились с этой особенностью, то не достигнете больших результатов, опираясь лишь на свою «рассудительность».
Но если вы не лишены этой способности, то знайте, что вовремя воспользоваться «здравым смыслом» – крайне ценно. Особенно «здравый смысл» может помочь вам, если предыдущие ораторы уже достаточно утомили собравшихся и шумом своих ораторских приемов и бесконечными ссылками на выводы и данные наук. Оратор здравого смысла часто прибегает к иносказанию, басне, притче, сказочке, анекдоту, он не чужд юмора, он доступен пониманию каждого, а потому и слушают его охотно и награждают достаточным вниманием.
Быть оратором не просто, но этому можно и нужно учиться, использовать свои сильные стороны характера и темперамента, чтобы донести до каждого слушателя свою точку зрения.
Литература
Миртов А.В. Умение говорить публично. – Тула: Автограф, 2000. Университет риторики и ораторского мастерства. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.orator.biz/?s=38&d_id=162
Русская риторика. Хрестоматия / Авт. сост. Л.К. Граудина. – М.: Просвещение: «Учебная литература», 1996