РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМИ
В.А. Грачев, А.О. Семенов
Источник: http://agps-2006.narod.ru/konf/2006/sb-2006/sec-2-06/19.2.06.pdf
    Авторами проведен анализ специфики и задач управления силами и средствами на пожаре. Рассмотрено многообразие аспектов управления и методов исследования возникающих проблем в развитии каждой из сторон управления, что позволяет предложить структуру системы управления силами и средствами на пожаре, а также решаемые ею задачи.
    В системе управления пожарно-спасательными подразделениями выделяют два вида функциональных связей: связи между звеньями управления, наделенными различными правами и обладающими разной компетенцией (иерархическая структура), и связи между различными видами деятельности (структура процессов).
    Иерархические связи являются, как правило, директивными, имеющими форму указаний, приказов. Эта форма сопровождается санкциями юридического характера. Для линейной структуры характерно, что на каждом её уровне руководители выполняют одинаковые функции. Со временем из специалистов складываются расчеты, решающие конкретные вопросы, т.е. появляется специализация.
    При разработке структуры системы управления пожарно-спасательными подразделениями важно определить цели и задачи управления локализацией и ликвидацией многофакторных пожаров.
    Проведенный анализ функционирования системы управления пожарно-спасательными подразделениями и экспертный опрос руководителей этих подразделений позволили определить состав целей и задач, решаемых ими при локализации и ликвидации многофакторных пожаров.
    Все они абсолютно полно согласовываются с задачами, регламентируемыми положениями о службе подразделений. Количество решаемых задач не менее пятидесяти для каждого подразделения, при этом, с точки зрения периодичности решения задач управления, можно выделить три их типа:
- периодически повторяющиеся задачи (например, выезд на пожары);
- возложенные на конкретное подразделение, но возникающие в случайные моменты времени (например, расследование причин пожаров);
- заранее неизвестные, возникающие в случайные моменты времени, требующие для своего решения подключения подразделений других экстренных служб («02», «03», газо-, электро- водоснабжения и т.п.).
    От организации работ, применяемых в процессах управления силами и средствами, стиля и методов работы РТП и должностных лиц органов управления, в прямой зависимости находится успех решения задач управления и эффективность применения сил и средств по тушению пожара.
    Исходя из объема и содержания задач управления, специфики отношений руководителей и подчиненных в процессах управления силами и средствами на пожаре, в теории и практике управленческой деятельности, можно выделить два основных направления формирования методов, существенно отличающихся друг от друга способами и приемами работы. Первое направление связано с выявлением и формулированием методов решения конкретных задач управления: сбора, обработки и отображения информации, принятия решения и планирования боевых действий, доведения задач до подразделений и организации их взаимодействия, руководства подразделениями в ходе боевых действий и других задач, составляющих содержание управления.
    Второе направление включает методы воздействия на людей в процессе управления, так как нельзя успешно решить ни одну боевую задачу на пожаре без правильного построения отношений между людьми, между вышестоящей и подчиненной инстанциями, между начальниками и подчиненными.
    Основная цель управления состоит в том, чтобы обеспечить максимальную эффективность использования пожарных подразделений при решении поставленных задач на пожаре.
    Достижение этой цели связано с решением целого круга задач, составляющих содержание управления. Основными из них являются: поддержание высокого морального состояния, боевой готовности сил и средств; сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки; принятие решения; доведение задач до подчинённых; планирование боевых действий; организация и поддержание взаимодействия между подразделениями, организация и проведение мероприятий по всестороннему обеспечению боевых действий; подготовка подразделений к боевым действиям и непосредственное руководство ими; организация контроля и помощи.
    Поддержание высокого морального состояния и боевой готовности подразделений – одна из важнейших задач управления, выполняемая как до выезда для выполнения боевых задач, так и непосредственно на пожаре.
    Сбор, изучение, отображение и анализ данных обстановки является одной из наиболее сложных и трудоёмких задач управления. Цель её решения состоит в том, чтобы постоянно, своевременно и в необходимом объёме обеспечивать РТП и все органы управления достоверными сведениями о параметрах развития пожара, а также об условиях ведения боевых действий. От выполнения этой задачи зависит правильность выводов из оценки обстановки, своевременность и обоснованность принимаемых решений, качество планирования боевых действий и эффективность использования имеющихся сил и средств.
    Принятие решения на тушение пожара представляет собой творческую и ответственную задачу управления. Суть её состоит в том, чтобы в соответствии со складывающейся обстановкой определить замысел тушения пожара, конкретные боевые задачи пожарным подразделениям, порядок взаимодействия, обеспечения и управления силами и средствами.
    Решение принимает РТП и несёт за него личную ответственность. В подготовке данных для принятия решения участвуют должностные лица оперативных штабов при их создании. В ходе тушения решение уточняется на каждый последующий момент времени.
    Доведение задач до подразделений – важнейшее звено цикла управления, одна из ответственных его задач. Чтобы ограничить развитие пожара, подразделения должны своевременно получить конкретную задачу, вытекающую из общего замысла тушения, иметь минимум времени на всестороннюю подготовку к выполнению поставленной задачи. Это достигается, во-первых, своевременным принятием решения, во-вторых, умелым выбором наиболее надёжного и эффективного в данных условиях способа доведения задач, организацией контроля за прохождением решения и сигналов управления и их правильным уяснением подчинёнными.
    Планирование тушения пожара заключается в детальной разработке всех вопросов принятого решения в целях достижения высокой организованности и согласованности их действий в ходе выполнения боевых задач. Практически планирование выражается в отработке решения, в котором устанавливаются последовательность, способы и время выполнения подразделениями поставленных задач, распределение их усилий и материальных средств по задачам и направлениям, определяется порядок взаимодействия сил, организации всестороннего обеспечения боевых действий и управления силами и средствами.
    Организация и поддержание взаимодействия направлены на то, чтобы наиболее рационально распределить усилия и согласовать действия подразделений при решении ими поставленных задач. Взаимодействие организуется по задачам, направлениям, способам и времени и постоянно поддерживается в ходе тушения в соответствии со складывающейся обстановкой. Особое внимание уделяется подразделениям, действующим на решающем направлении.
    Организация и проведение мероприятий по всестороннему обеспечению боевых действий – неотъемлемая часть деятельности руководителей других органов управления при подготовке и в ходе тушения. Основное содержание задач составляют определение и организация своевременного сосредоточения техники, ПТВ, огнетушащих веществ и материалов, планирование и контроль за своевременным и всесторонним обеспечением подразделений пожарной охраны в ходе ведения боевых действий.
    Организация контроля и помощи подчинённым – важнейшая задача управления как при подготовке, так и в ходе ведения боевых действий. Её решение направлено на обеспечение наиболее эффективного выполнения подразделениями поставленных задач, предупреждение и своевременное исправление ошибок, если они допущены подчинёнными.
    Организационные аспекты управления отражают состояние и перспективы развития структуры органов управления, построение и порядок функционирования системы управления на различных уровнях. Они включают также определение путей дальнейшего совершенствования организации управления силами и средствами и методов исследования возникающих при этом проблем.
    Проведенный анализ специфики предмета и задач процессов управления силами и средствами, многообразия аспектов управления и методов исследования возникающих проблем в развитии каждой из сторон управления позволяет предложить следующую структуру системы управления силами и средствами:
- общие положения системы управления силами и средствами пожарной охраны;
- органы, средства и пункты управления, включая связь и АСУ;
- организация управления силами и средствами на пожаре;
- стиль и методы работы РТП, оперативных штабов и других органов управления при подготовке и в ходе ведения боевых действий;
- методологические основы оценки эффективности управления сила-
ми и средствами.
    А при управлении силами и средствами на пожаре структура должна обеспечить решение следующих задач:
- устранить зависимость организационных форм и методов управления от структуры пожарной охраны, материально-технической базы и условий управления на пожаре;
- обеспечить единство организационно-методологических основ на всех уровнях управления силами и средствами на пожаре;
- сохранить пропорциональность и оптимальность соотношения всех элементов органов управления силами и средствами на пожаре;
- обеспечить совместимость технических средств и управления силами и средствами на пожаре;
- обеспечить единство и соподчиненность критериев эффективности, используемых в процессах управления силами и средствами на пожаре;
- достичь соответствия требуемого и фактического времени при решении задач управления силами и средствами на пожаре;
- максимизировать эффективность управления силами и средствами на пожаре от получаемого объема используемой информации.
ЛИТЕРАТУРА
- Теребнев В.В., Теребнев А.В. Управление силами и средствами на пожаре. – М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. – 261 с.
- Базилевич Л.А. Моделирование организационных структур. – Л.: ЛГУ, 1978. – 159 с.
- Брушлинский Н.Н., Бозуков Г.С. и др. Совершенствование организации и управления пожарной охраной. – М.: Стройиздат, 1986. – 150 с.
- Глуховенко Ю.М. Методология проектирования организационной структуры ГПС. –М.: Издательство «АРС», 2001. – 162 с.
- Теребнев В.В., Бондаренко М.В. Вопросы деятельности РТП по управлению силами и средствами на пожаре // Сб. науч. трудов «Современные проблемы тушения пожаров». –М.: МИПБ МВД РФ, 1999. – С. 77-80.